17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 132

Первый год нового десятилетия: по-прежнему в начале...

По традиции «ПЛАС Дайджест' 2011» собрал под своей обложкой лучшие, по мнению наших постоянных читателей, материалы непростого года, каждый из которых является отражением той или иной важной тенденции российского и мирового рынка, а также платежной индустрии в целом. При этом мы делаем акцент отнюдь не на анализе «событий дня минувшего» как таковом, но исключительно на тех ключевых событиях и тенденциях, которые, проявившись в 2011 году, получат, по нашему убеждению, дальнейшее развитие в наступившем 2012-м.
Первый год нового десятилетия: по-прежнему в начале...

Первый год нового десятилетия: по-прежнему в начале... - рис.1

По традиции «ПЛАС Дайджест' 2011» собрал под своей обложкой лучшие, по мнению наших постоянных читателей, материалы непростого года, каждый из которых является отражением той или иной важной тенденции российского и мирового рынка, а также платежной индустрии в целом. При этом мы делаем акцент отнюдь не на анализе «событий дня минувшего» как таковом, но исключительно на тех ключевых событиях и тенденциях, которые, проявившись в 2011 году, получат, по нашему убеждению, дальнейшее развитие в наступившем 2012-м.

На сегодняшний день общее количество выпущенных в России карт уже превысило численность населения страны. По данным Банка России, к 1 июля текущего 2011 г. на российском рынке обращалось свыше 157696 000 карт, а население РФ насчитывало142,8 млн человек. Таким образом, на одного жителя РФ, включая все возрастные группы населения, сегодня приходится более одной (а точнее, порядка 1,1) банковской карты.

В этой ситуации банки, рассматривая перспективы дальнейшего развития карточного рынка, делают акцент прежде всего на развитии торгового эквайринга, не дожидаясь реальных шагов от государства, с одной стороны, наращивая инфраструктуру приема и обслуживания карт, а с другой - предпринимая активные попытки превратить «наземный» эквайринг в самодостаточное прибыльное направление бизнеса. К сожалению, как и 15 лет назад, в нашей стране эти процессы развиваются медленнее, чем прогнозировалось, однако они имеют место и обещают хорошие перспективы.

В целом и банки, и платежные системы уже сделали значительные шаги с целью расширения спектра магазинов, принимающих карты. Причем речь идет уже не о некой перетасовке торгово-сервисной сети, но о реальном и весьма заметном увеличении количества торговых точек, ранее не охваченных эквайрингом, включая такие крупные сети, как «Макдоналдс», Metro Cash & Carry, АШАН и сеть продовольственных магазинов «Дикси».

Говоря об эквайринге, следует также отметить, что в 2011 году четко обозначилась тенденция постепенного изменения самой бизнес-модели, заключающаяся в отказе банков от субсидирования эквайринга за счет других сервисов, предоставляемых ими торговым сетям. Уже отмечавшийся рост эмиссии карт обусловил заметное увеличение оборотов по торговому эквайрингу, и в этих условиях делать данное направление прибыльным за счет, например, кредитования того же ТСП становится все менее целесообразным.

Как известно, в рамках сложившейся мировой практики эквайринговое обслуживание все чаще отдается банками на аутсорсинг специализированным структурам. И октябрь 2011 года ознаменовался первым такого рода событием на российском рынке - масштабной сделкой, в рамках которой компания UCS приобрела у Альфа-Банка бизнес корпоративного (наземного) эквайринга. Этот шаг, подразумевающий передачу эквайринга от банка к одному из крупнейших в России провайдеров услуг торгового эквайринга, видится закономерной тенденцией, которая найдет свое продолжение в 2012 году.

Одной из наиболее масштабных инициатив, призванных сделать карту для населения оптимальным инструментом оплаты повседневных покупок, можно назвать программу лояльности крупнейшего розничного банка РФ «Спасибо от Сбербанка», запущенную в ноябре этого года и позволяющую накапливать бонусы, совершая платежи как в России, так и по всему миру, а также получать скидки в уникальной по своим масштабам партнерской сети программы, которая объединит сотни ритейлеров по всей стране, в том числе «Евросеть», «Связной», «МТС-Ритейл» идр. При этом список партнеров программы постоянно расширяется и уже включает в себя более 10 000 торговых точек и 20000 интернет-магазинов.

В этом же направлении - усилении эффекта синергии от программ лояльности и программ платежных карт - самостоятельно двигаются сегодня некоторые розничные сети, включая уже упомянутую сеть «Связной», работающую в тесном сотрудничестве с одноименным банком. В качестве глобального тренда 2011 года можно назвать и развитие бесконтактных платежей, в ближайшие несколько лет обещающих стать одним из основных драйверов рынка. Первые реальные шаги предприняты на российском рынке в области развития систем мобильных платежей на базе технологии NFC - здесь следует особо отметить проект МТС с ОАО «ЛУКОЙЛ» и пилотный проект Сбербанка России.

В 2011 году продолжалась также заметная активизация позиции регулятора - ЦБ РФ в отношении розничных платежей, в частности, Центробанк всерьез занялся решением вопросов стандартизации финансовых операций, имеющих ключевое значение для дальнейшего развития рынка в целом, а также обратил пристальное внимание на такое динамично развивающееся направление, как автоматизация НДО и системы самообслуживания.

Активизация госрегулирования нашла свое отражение и в деятельности такой но¬вой для российского рынка структуры, как ТК 122, базового технического комитета по стандартизации, образованного Росстандартом и ЦБ РФ в декабре 2010 г. 6 декабря 2011 г. в Банке России прошло первое заседание Подкомитета 4 «Пластиковые карты и иные розничные банковские услуги» (ПК 4), входящего в состав ТК 122.

Основной задачей ТК 122 является организация и проведение работ по стандартизации финансовых операций в России. Таким образом, можно утверждать о появлении в РФ аналога британского APACS, причем идеологически родственного своему прообразу. Речь идет о зада¬чах трансформации международных стандартов с учетом условий и специфики российского рынка, а также определения целесообразности, сроков и форм их применения. В качестве примера можно при¬вести стандарт универсальной транспортной карты, который будет, в том числе, разрабатываться этим институтом.

Речь идет о создании стандарта на единое транспортное приложение, после принятия которого начнется постепенное присоединение к проекту уже не отдельных транспортных структур, но целиком тех или иных регионов российских, где функционируют различные транспортные операторы. Уходящий год ознаменовался также двумя государственными программами национального масштаба: принятием закона «О Национальной платежной системе» и стартом реализации проекта Универсальной электронной карты. Обе они в ближайшем будущем окажут самое существенное влияние на рынок розничных финансовых услуг, причем каждая - свое. Так, если Закон «О НПС» фактически уравнял в правах банки и операторов мобильной связи, обещая в следующем году сделать нас свидетелями невозможных ранее уникальных межотраслевых альянсов и столь же неординарной конкуренции, то проект УЭК, два сценария реализации которого (так называемые вариант Ростелекома и ВТБ24 и вариант Сбербанка России) призваны значительно повысить охват населения самыми современными банковскими услугами.

Единственное, что вызывает у экспертов некоторую обеспокоенность, - перенос планов государства по финансированию проекта УЭК на год. С учетом же текущей об¬щественно-политической и экономической ситуации в России это может привести к существенной задержке развития проекта.

Очевидно, что обе эти инициативы не могли остаться незамеченными работающими в РФ международными системами, каждая из которых по-своему готовилась реагировать на масштабные изменения национального рынка. Так, Visa предприняла очередной успешный шаг по развитию торговой сети, реализовав проект с одним из крупнейших из присутствующих в России международных ритейлеров - сетью АШАН, которая впервые за всю свою историю начала принимать кар¬ты данной платежной системы независимо от их эмитентов.

Примеру Visa последовала и система MasterCard, сосредоточившая на данный момент свои усилия на развитии в Рос¬сии бесконтактной платежной технологии PayPass и уже добившаяся на этом пути реальных результатов в виде ряда реализованных проектов и появления здесь первых эмитентов и эквайеров бесконтактных карт.

В развитии бесконтактных платежей в России сегодня так или иначе заинтересованы все международные системы, которые, по сути, даже выполняют сегодня некоторые спонсорские функции, спонсируя активность банков-эквайеров в рамках модернизации их платежной инфраструктуры с целью обеспечения технической возможности приема бесконтактных продуктов на терминальном оборудовании.

Активизирует свою деятельность в России и American Express, сделавшая, в том числе, ставку на тесное сотрудничество как с Русским Стандартом, так и со Сбербанком. Наращивает свое присутствие на российском рынке и китайская платежная система Union Pay, активно решая задачи как эмиссии, так и эквайринга. При этом особую роль в своей сегодняшней политике эта система, с полным на то основанием позиционирующая себя как международная, отводит развитию широкого спектра сервисов, предоставляемых держателям своих карт в банкоматной сети.

На этом фоне позиции Diners Club Russia выглядят гораздо менее оптимистично - компания пока еще не смогла в полной мере преодолеть кризис, вызванный прошлогодним банкротством Славянского банка.

В свете принятого Закона «О НПС» новый толчок к развитию получили системы электронных денег, активно сотрудничаю¬щие сегодня с банками и начинающие играть все более важную роль на российском рынке розничных платежей.

Все эти тенденции так или иначе нашли свое отражение как в публикациях, пред¬лагаемых вашему вниманию на страницах «ПЛАС Дайджест’ 2011», так и в мате¬риалах остальных 11 номеров журнала «ПЛАС» уходящего года, с полным переч¬нем которых вы сможете ознакомиться на портале PLUSworld.ru.

Двенадцать месяцев назад, открывая новое десятилетие и расставаясь с 2010-м, мы высказали пожелание, что¬бы нынешний год оказался действительно последним из «нулевых». Очень хочется верить, что оно хотя бы частично сбылось в отношении 2011-го и будет актуальным для всех последующих годов!

Редакция журнала «ПЛАС»

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube