17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 153

Андрей Королёв: «Искусство договариваться в России»

Ни для кого не секрет, что сегодня Ассоциация российских банков — членов Европей (АРЧЕ) - структура с 16-летней историей деятельности...
Андрей Королёв: «Искусство договариваться в России»


АРЧЕ: ассоциация конкурентов

Для того чтобы объективно оценить специфику нынешней ситуации, сложившейся вокруг АРЧЕ, стоит, как и при решении любого исторического вопроса, вначале обратиться к истокам. Давайте вспомним, как и в каких условиях изначально создавалась эта структура и какие стратегические задачи перед ней ставились. Это основополагающий вопрос, который на нынешнем этапе истории АРЧЕ почему-то зачастую выпадает из контекста. Между тем очень многое из того, что было сделано к сегодняшнему дню, прямо вытекает из того, как и почему создавалась наша ассоциация.

Итак, начнем с того, что 16 лет назад, на момент создания АРЧЕ, развитием продуктов под брендами MasterCard и Maestro в России занималась ассоциация банков, называвшаяся Europay International, о чем до сих пор напоминает последняя буква нашей аббревиатуры. Несмотря на коммерческую форму, по своей сути и духу Europay International была организацией некоммерческой. Это было сообщество западноевропейских банков, которое сформировалось в начале 1990-х с целью искать и на-ходить эффективные способы управления международными операциями по своим картам. И в логике именно такой организации рынка оставалось место для существования аналогичных по духу национальных банковских ассоциаций, которые мог¬ли бы выступать партнерами в этом диалоге с международными ассоциациями в части, касающейся развития карточного бизнеса в той или иной конкретной стране.

Поскольку мы говорим о России, следует выделить еще один важный, исторически сложившийся факт: в отличие от западноевропейских стран, чьи банки вы¬ступили основателями Europay, первыми участниками карточного бизнеса здесь стали именно коммерческие банки, и уже потом, с формированием рынка, возникла необходимость решать ключевые вопросы продвижения и развития брендов MasterCard и Maestro на уровне страны, а не наоборот. Но, повторюсь, сама идеология и логика взаимодействия между этими банками как внутри страны, так и между созданной ими национальной структурой (АРЧЕ) и структурой международной (Europay International), оставалась именно в рамках взаимодействия ассоциаций.

В каком-то смысле одной из ключевых предпосылок к созданию АРЧЕ можно на¬звать стремление российских банков к самоидентификации в целях создания некого единого целого - национального карточного рынка. Потому что один-два игрока с десятком терминалов и сотней карт - это еще не рынок. Но уже на следующем этапе, когда в России удалось реализовать нечто принципиально большее, чем несколько локальных проектов, воз¬никла необходимость самоорганизовываться и выступать уже как единый рынок перед своими западными коллегами. Появилась насущная потребность иметь реальный голос в международной структуре, которая на тот период напрямую руководила развитием этого бизнеса, принимая все значимые решения, начиная с бюджета и заканчивая политикой в отношении бренда. В рамках этой логики и была создана АРЧЕ, поэтому все направления ее деятельности изначально вытекали именно из потребности в самоорганизации, самоидентификации, в выстраивании эффективного взаимодействия банков внутри страны и, конечно же, необходимости иметь единый межбанковский «рупор» для общения с коллегами из-за рубежа. Этим определялись и созданные тогда базовые направления деятельности ассоциации, от маркетинга и продуктов до вопросов безопасности и противодействия карточному мошенничеству. Удалось ли на тот момент реализовать поставленные структурные задачи? В целом ответ на этот вопрос будет положительным.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» 12 (176) ’2011 с. 17

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube