17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 182

Банки и мобильные операторы перед лицом Закона «О НПС»

Что изменилось для российских розничных банков после принятия Закона «О Национальной платежной системе»: ощущают ли они реальную...
Банки и мобильные операторы перед лицом Закона «О НПС»

Что изменилось для российских розничных банков после принятия Закона «О Национальной платежной системе»: ощущают ли они реальную угрозу со стороны своих новоявленных конкурентов - операторов мобильной связи? Как будут развиваться дальнейшие события - станем ли мы свидетелями начала острой конкурентной борьбы или появления новых межотраслевых партнерств? Эти и другие не менее актуальные вопросы мы предложили прокомментировать Евгению Соловьеву, исполнительному директору ООО «Мобильные решения».

Новые конкуренты или старые партнеры?

Если говорить объективно, то на сегодняшний день операторов мобильной связи, конечно же, пока рано рассматривать как серьезных конкурентов для розничных банков. Однако с принятием Закона «О Национальной платежной системе», в котором четко прописана роль операторов, в России впервые появилась правовая основа для такого рода конкуренции. Важно и то, что операторы мобильной связи обладают громадным клиентским потенциалом, который не снился ни одному из российских банков, кроме, пожалуй, Сбербанка. Совокупность упомянутых обстоятельств дает банкам более чем весомый повод призадуматься о своих планах на обозримое будущее.

В то же время нельзя не отметить, что деятельность операторов мобильной связи в сегменте оказания розничных финансовых услуг уже сегодня весьма напоминает типичную банковскую розницу. По¬тому что, по существу, операторы связи оказывают услуги по переводу денежных средств со счета абонента в учетной системе оператора на счета организаций и физических лиц, открытых в банках (прямо или опосредованно). Теперь же, когда новый закон определил роль и место операторов мобильной связи в российской системе розничных платежей, они получили гораздо больше реальных возможностей заниматься такого рода деятельностью, более того, у них появились объективные основания считать эту деятельность вполне законной.

Для окончательного узаконивания операторам потребуется предпринять ряд требуемых регулятором - ЦБ РФ - шагов. Так, например, им, скорее всего, придется создавать небанковские кредитные организации (НКО). Это не станет для операторов связи особой проблемой, поскольку трудоемкость такого процесса и его стоимость в целом несравнимо меньше потенциальной прибыли от дополнительного денежного трафика. Успешные примеры со¬здания НКО небанковскими структурами в России уже имеют место быть достаточно давно, в частности, именно по такому пути пошла система «Рапида». Для операторов связи такой шаг - чисто техническая работа: заказать услугу, дождаться реализации и, получив ее, включиться в практическую деятельность.

Гораздо более важным представляется другой вопрос. Как уже упоминалось, именно операторы связи обладают сегодня гигантскими клиентскими базами. Это позволяет говорить о серьезных возможностях для расширения операторами спектра своих услуг. Нельзя забывать и о том, что уже имеющиеся в их портфолио финансовые сервисы сегодня становятся все более привлекательными для клиентов как по качеству и уровню удобства пользования, так и по стоимости. И этот спектр становится все шире.

Свою роль играет как платежный терминал, которым в данном случае может вы¬ступать любое средство персональной коммуникации (телефон, смартфон, планшет ипр.), так и само платежное средство (банковская карта, банковский счет, предоплаченный банковский продукт или счет абонента у оператора мобильной связи). Такой тандем достаточно универсален и инновационен, а главное - он всегда поблизости, в кармане или в портфеле. Он обладает самой высокой доступностью! Наряду с любыми другими портативными устройствами связи он постоянно находится на руках у подавляющего количества населения и для совершения платежных операций не требует посещения терминала, магазина или отделения банка.


В поисках "второй половинки"
В недалеком прошлом предполагалось, что операторы связи не станут развивать платежные сервисы, поскольку у них есть основные, профильные направления (ус- луги голосовой связи, передачи информа- ции и т.д.), связанные с услугами переда- чи данных в любом виде. Как показало время, эти опасения не сбылись. 

На сегодняшний день операторы связи уже выделили свои платежные сервисы в отдельные бизнесы. Например, тот же Мегафон выделил все виды предлагаемых им платежных сервисов в аффилированные структуры. Типичным примером такой бизнес-структуры Мегафона явля- ется компания VAS-Media, которая отвечает за этот платежный сектор. В компании профессиональная команда специалистов, хорошо понимающих, какой именно спектр услуг необходимо реализовывать, какой требуется уровень клиентской поддержки и какая тарифная политика является оптимальной. Не меньшее внимание уделяется ими вопросам стандартизации, правильное решение которых обеспечивает максимальное проникновение того или иного сервиса. 

Такой подход сегодня является оптимальным для операторов связи, позволяя им объективно оценивать экономическую составляющую своих платежных сервисов, выделяя это направление в отдельные специализированные бизнес-структуры. По этому же пути идут и другие операторы, в частности, Билайн, который полтора месяца назад презентовал компанию RURU. 

Еще один существенный конкурентный фактор в работе операторов связи – это возможность предоставлять клиентам качественный и при этом достаточно широкий спектр расчетных платежных сервисов в альянсе с банком-партнером. Как бы то ни было, у банков сегодня есть достаточное количество продуктов и сервисов, которые, мягко говоря, трудновоспроизводимы небанковской структурой. Необходимость различного рода сертификаций в платежных системах, внедрения специализированных информационных систем, наличие подключений к платежным системам и системам денежных переводов делают их фактически неподъемными для операторов связи. И если оператору удается найти в лице банка стратегического партнера, на рынке появляются весьма интересные и перспективные предложения. И уже упомянутый Билайн, который успешно сотрудничает сегодня не только с Альфа-Банком, но и с Банком «Таврический», 1-м Процессинговым Банком, а так- же рядом других кредитных структур, является тому ярким примером. 

Именно глубокое, системное партнерство Билайна с Альфа-Банком позволило вывести на рынок очень интересные, инновационные продукты, включая банков- скую карту, привязанную к счету телефона. Поэтому сегодня опыт «Билайна» наиболее показателен: эффект синергии оператора мобильной связи и банка позволяет обеим структурам в полной мере пользоваться преимуществами своего системного, комплексного партнерства, взаимообогащая его различными привлекательными для клиентов мобильны- ми возможностями, тарифами и не увеличивая затраты клиентов на получение тех или иных услуг. 

Чего, собственно, и не хватает другим операторам связи, включая такого гиганта, как компания МТС, которая, справедливости ради отметим, также располагает весомым портфелем эффективных продуктов. Однако у МТС нет такого системного партнера, как Альфа-Банк у Билайна, поскольку деятельность родственного МБРР, при всех достоинствах этого банка, больше относится к категории корпоративных расчетов, и он пока не может стать для оператора таким надежным соратником, каким является для Билайна Альфа-Банк в развитии подобных сервисов. В их взаимодействии не наблюдается аналогичного масштаба и системности, хотя со временем все может изменить- ся в лучшую сторону. То же самое можно сказать пока и о компании Мегафон. 

При всем при этом российские операторы активно ищут сегодня возможности для такого партнерства, что уже само по себе является показательным. Более того, есть твердая уверенность, что они обязательно найдут такие варианты партнерства! Успешные примеры уже есть, а ведь для таких инновационных структур, как операторы связи, внимательно анализирующих ситуацию на рынке, главным условием является наличие успешного примера. А они, как мы установили, уже есть. И значит, остальное – лишь дело времени, причем самого ближайшего.

Заметки на полях

Итак, полной определенности в вопросе, ожидает ли рынок в связи с принятием Закона «О Национальной платежной системе» острая конкурентная борьба между банками и опера¬торами связи или они найдут общий язык в рамках межотраслевых партнерств, пока нет. Ясно только, что второй вариант предпочтительнее и для рынка, и для его участников. Но не менее туманными на этом фоне представляются и реальные перспективы еще одного проекта национального масштаба - Универсальной электронной карты. И в первую очередь - с точки зрения выбранных его инициаторами технологий. По¬тому что обычная пластиковая карта с чипом, поражавшая воображение своей инновационностью каких-нибудь десять лет назад, сегодня, на фоне прорывных шагов технологий дистанционных услуг, уже не представляется не только единственно возможным, но и просто приемлемым инструментом для реализации инициативы такого масштаба. И после прихода Ростелекома в проект электронного правительства этот факт стал еще более очевиден. Ведь ЭЦП действительно гораздо эффективнее загружать удаленно, «по воздуху», с помощью OTA-технологии. А сотни миллиардов бюджетных средств, вы¬деленных на УЭК, напротив, эффективнее вкладывать в нечто более жизнеспособное, чем пластмассовый жетон с приклеенным к нему тем или иным объемом микропроцессорной памяти. Потому что любые инвестиции имеют склонность иссякать, а технологии - устаревать, оставляя своих приверженцев в хвосте мирового сообщества.

И с приходом на рынок платежей крупнейших операторов мобильной связи, имеющих партнерами не менее крупные розничные банки, проект УЭК в своем нынешнем виде может оказаться в полной изоляции. А принудительная раздача населению «талонов на государственный хлеб», как известно, все¬гда приносила только один результат - галочку в отчетности об освоении выделенных средств. Но возможно, от такого проекта правильнее было бы ожидать несколько большего?! Если так, то сейчас настало время еще раз взвесить все «за» и «против», чтобы потом не повторять легендарную фразу ЧВС: «Хотели как лучше, а получилось как всегда...»

Редакция журнала «ПЛАС»

"Внутри" платёжной системы

Со временем операторы связи смогут по- лучить членство в международных платежных системах, если, конечно, увидят целесообразность такого шага. 

До недавнего времени международные платежные системы, вероятно, со скепсисом относились к вопросу целесообразности принятия в свои ряды операторов связи. Сейчас же новые экономические тенденции изменили их позицию по этому поводу, приведя к пониманию, что такого рода структуры должны быть «внутри си- стемы». Иначе конкуренция со стороны операторов обернется финансовыми потерями. Сегодня платежные системы находятся буквально в шаге от принятия таких решений и, более того, сами заинтересованы, чтобы операторы мобильной связи стали их полноправными членами. 

Скорее всего, такое членство будет взаимовыгодным. В частности, оно позволит развивать операторам связи такие достаточно интересные продукты, как денежные переводы, а также карты – не только виртуальные, но и физические, – выпускаемые операторами в интересах абонентов сотовой связи. 

Нельзя также забывать, что оператор сотовой связи собирает персональные данные клиентов и благодаря этому может в точках своего присутствия выступать в роли банка, оказывая услуги по идентификации клиентов, по регистрации в платежной инфраструктуре оператора связи. При этом вопрос создания инфраструктуры предоставления финансовых сервисов не стоит перед операторами слишком уж остро. Такая сеть может быть построена поверх уже существующей инфраструктуры, что значительно ускорит темпы развития финансовых сервисов, предоставляемых операторами – члена- ми международных платежных систем, и охвата рынка в целом. 

Кроме того, продукты и услуги, предоставляемые операторами связи, могут быть интегрированы с продуктами и услугами международных платежных систем, включая появление таких востребованных ими предложений, как банковские карты и денежные переводы. 

Итак, операторы смогут вливаться в международные платежные системы в качестве их полноправных членов с классическими продуктами, ранее являвшимися прерогативой банков. При этом в ряде случаев их продукты и услуги могут проявлять гораздо большую гибкость, например, в случае с микрокредитованием и, что особенно интересно, взаимным кредитованием. Так, уже сего- дня один абонент может фактически кредитовать другого в части пополнения счета у оператора мобильной связи. 

Специфика данной услуги заключается в том, что для организации взаимного кредитования финансовые ресурсы самих операторов связи, по сути, не будут нужны. В данном случае задействуются средства их абонентов, перетекающие со счета на счет. Единственный сервис, который потребуется от опера- торов, – оценка риска. То есть, по сути дела, мне говорят: ты можешь дать ссу- ду в 100 тыс. рублей Иванову, Петрову или Сидорову. Но при этом у Иванова вероятность своевременного возврата средств 0,9, то есть он, условно говоря, в девяти случаях из десяти возвращал такие ссуды с процентами и вовремя. А вот у Петрова вероятность своевременного возврата 0,6. А Сидоров, допустим, двадцать раз брал, восемнадцать отдавал, а два раза у него была просрочка (итого – 0,9). Тогда я Сидорову и Иванову ссуду дам, а Петрову – нет. Таким образом, оператор может получать дополнительный доход за услугу оценки рисков в виде комиссий, взимаемых с тех абонентов, которые получают ссуды от других абонентов. Конечно, над такими схемами должны еще будут актив- но поработать юристы, рисковики и финансисты. Но факт остается фактом: по сути дела, идеи известного аудитории А. П. Смоленского об обществах взаимного кредитования в банковской сфере операторам связи будет сегодня реализовать проще, нежели многим банкам. 

Таким образом, можно сделать вывод, что с принятием Закона «О Национальной платежной системе» и приходом в сегмент банковской розницы операторов мобильной связи рынок ожидают не только инновации технологического характера, но и появление принципиально новых, ранее недоступных направлений и бизнес-возможностей. Для этого, с од- ной стороны, операторам мобильной связи предстоит сделать не такое уж большое количество шагов для того, чтобы их финансовые продукты получили массовое распространение, а с другой – им необходимо иметь четкий ответ на вопрос, почему сегодня эти продукты массовыми не являются, чтобы в дальнейшем избе- жать стратегических ошибок, связанных с продуктовой стратегией. 

Как известно, логика развития любого бизнеса подразумевает на определен- ном этапе переход количества в качество. И в силу эффекта масштаба та оценка рисков, которая производится опера- торами связи при внедрении тех или иных новых финансовых продуктов, является в данном случае превалирующей. По существу, ими отбираются только те продукты, в успешности которых у опе- ратора нет сомнений. Речь идет о продуктах, показавших положительный результат массового внедрения, прошедших стадии пилотных проектов, обкатанных в опытных зонах, на экспериментальных площадках и т.д. Потому что цена ошибки при внедрении новых продуктов чрезвычайно высока. И недовольство клиентов тем или иным сервисом может оказаться гвоздем в крышку гроба этой услуги или же целой группы аффилированных с ней сервисов. 

Поэтому операторы связи внедряют такие услуги и продукты очень осторожно, без спешки и с постоянной оглядкой на конкурентов. И только те сервисы, которые успешно прошли все предварительные испытания, подчас занимающие не- сколько лет, впоследствии запускаются в коммерческую эксплуатацию. 

На пороге перемен

Стоит отметить, что операторы мобильной связи уже показали свои возможности по целому ряду направлений бизнеса на примере стран третьего мира. Например, в странах Африки, Индии, Пакистане и на многих других аналогичных рынках вопрос проникновения финансовых сервисов был решен именно за счет активной деятельности операторов связи, а отнюдь не благодаря потоку инвестиций в развитие традиционной платежной инфраструктуры со стороны государства или финансовых институтов. 

Как показывает практика, создание платежной инфраструктуры поверх уже имеющейся инфраструктуры оператора связи гораздо менее затратный процесс, чем ее реализация на платформе банковской сети обслуживания. 

В заключение стоит отметить еще один немаловажный момент. Если обратить внимание на те страны, где такого рода проекты уже активно развиваются, в том числе на рынок Скандинавии, окажется, что многие из них обладают некоторыми схожими с Россией характеристиками по плотности и распределению населения, наличию удаленных трудно- доступных регионов, где не имеет смысла устанавливать банкоматы и платежные терминалы, и т. д. И это далеко не случайно, поскольку мобильные финансовые продукты закрывают огромное количество существующих в таких условиях проблем. Более того, их массовое внедрение способствует выравниванию жизненных стандартов между жителями мегаполисов и удаленных малонаселенных районов, поскольку такие продукты и услуги доступны всюду, где есть сотовая связь. И в этом отношении такой подход может иметь серьезные преимущества перед социальными проектами с использованием универсальных микропроцессорных карт. Очевидно, что ту же, например, ЭЦП гораздо удобнее загружать удаленно с помощью OTA-технологии. 

Какое развитие в реальности получат финансовые сервисы мобильных опера- торов, покажет время. Однако уже сего- дня есть все основания утверждать, что с принятием Закона «О Национальной платежной системе» российский рынок ждут серьезные преобразования.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» 12 (176) ’2011 с. 56

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube