17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 159

Российский бизнес платежных карт: вчера, сегодня, послезавтра

Почти 16 лет назад вышел в свет первый номер журнала «ПЛАС», единственного в России и странах постсоветского пространства...
Российский бизнес платежных карт: вчера, сегодня, послезавтра

Почти 16 лет назад вышел в свет первый номер журнала «ПЛАС», единственного в России и странах постсоветского пространства специализированного издания, по праву считающегося ровесником отечественного карточного рынка. Это дало нам повод задать десяти участникам рынка, мнение каждого из которых традиционно рассматривается нашим изданием как независимая экспертная оценка, три лаконичных по форме, но очень непростых по своей сути вопроса:

1. Чем ознаменовались минувшие полтора десятилетия для российского бизнеса платежных карт?

2. Что представляется главным среди событий, на которые оказался достаточно щедрым минувший год для отечественной индустрии безналичных платежей?

3. И, наконец, чего всем нам следует ожидать в ближайшем будущем?

Андрей Королев, президент Ассоциации Российских членов Европей (АРЧЕ)
1. Ни у кого не вызывает сомнений, что за прошедшие 15 лет карточный рынок в России состоялся и к настоящему времени стал вполне самодостаточным и в определенной мере технологически совершенным. Важно и то, что российский карточный рынок сумел выдержать несколько серьезнейших испытаний – как с точки зрения своей стабильности, так и с точки зрения продуктовых инноваций.
Например, такой продукт, как социальная карта, вполне можно назвать уникальным, поскольку он базируется на потребностях и возможностях российских банков и «заточен» под особенности функционирования российских бюджетных механизмов выплат социальных льгот, пенсий, пособий и т. д. При этом социальные карты становятся востребованным продуктом для рынков многих стран.
2. Самое главное в итогах 2009г. – то, что сегодня уже можно со всей уверенностью утверждать: и банковскому в целом, и, соответственно, карточному рынку России удалось пережить глобальный финансовый кризис, поскольку была накоплена критическая масса участников рынка, технологий, карточных продуктов и их держателей. Потрясений, которые мы наблюдали в период кризиса 1998 г., связанных с закрытием банков и неработающими картами некоторых платежных систем, с очередями в банковские отделения, удалось избежать. Конечно, это явилось следствием прежде всего стабильности банковской системы, но и карточное бизнес-направление не только не потеряло актуальности, но и продолжило свое развитие.
Из новых направлений хочу отметить проекты по созданию Национальной платежной системы, системы ID-карт для государственных нужд, региональные проекты на базе социальных карт.
К сожалению, темпы реализации проектов по созданию НСПК и элементов электронного правительства в части, касающейся операций с картами, в минувшем году не соответствовали ожиданиям, но это лишь означает, что нам будет чем заняться в будущие несколько лет.
3. Российский карточный рынок в ближайшее время, по всей видимости, ожидает масштабная реструктуризация. Причем это будет происходить как путем саморегулирования самой системы, так и через инициативы регулятора и госорганов. Хотелось бы, чтобы после реализации этих задач российский карточный рынок получил дополнительный импульс для эффективного развития.

Лу Наумовский, руководитель Visa в России и СНГ в 2000 - 2007 гг.
1. Последние 15 лет развития российского рынка банковских карт я бы разделил на три основных этапа: 1995–2000гг. – «Эпоха широких возможностей и экономического роста». В период роста российской экономики с 1995 по 1998г. банки и технологические компании стали внедрять карты среди сопротивляющихся подобным новшествам потребителей. Первыми ласточками стали нувориши, у которых была возможность много ездить по миру: карты они использовали в качестве атрибута высокого социального статуса. Некоторые банки уже в то время осознали перспективность создания массового рынка карт (Инкомбанк, СБС-АГРО и т.д.), но грянувший финансовый кризис 1998г. выявил отсутствие у них необходимых для этого средств и низкое качество управления. В итоге рынок платежных карт несколько откатился назад. На этом фоне ряд отечественных компаний, в числе которых ЦФТ/«Золотая Корона», оценили этот факт как возможность для продвижения собственных чиповых технологий, которые в то время не предлагала ни одна из международных платежных систем.
2000–2005гг. – «Карты в массы». Рискую показаться нескромным, но анализируя этот период, нельзя не отметить работу московского офиса Visa Inc. Выжившие в кризис 1998г. и вновь появившиеся банки стремились привлечь корпоративных клиентов, предлагая им услуги по управлению финансовыми средствами более высокого качества, включая выпуск зарплатных карт. Банки и иные эмитенты состязались между собой в количестве эмитированных карт, в скорости вывода на рынок новых продуктов, инновационных чиповых программ и программ лояльности.
Некоторый прогресс наметился и в сфере использования карт в торгово-сервисных предприятиях, а также благодаря Банку Русский Стандарт были сделаны первые попытки массового распространения потребительских кредитных продуктов. Агрессивная политика иностранных банков по освоению российского рынка стимулировала повышение уровня клиентского обслуживания при создании новых карточных продуктов в российских банках. Очень важным этапом стал год очередного банковского кризиса – 2004г., в ходе которого платежные системы устояли, а Visa Inc. помогала клиентам малых и средних банков, испытывавших проблемы с ликвидностью: платежная система давала им возможность вести клиринг, не требуя обязательного размещения депозитов.
Появившиеся в тот период многофункциональные социальные и транспортные карты показали, насколько велик потенциал продуктов на основе платежных карт. Чиповые технологии пока не получили еще более активного развития, отчасти в связи с повышением уровня телекоммуникаций в стране, однако российский рынок стал лидировать на мировом рынке в ряде инновационных сегментов, таких, например, как мобильные платежи.
2005–2009гг. – «Клиент превыше всего, даже в кризис». Российский рынок банковских услуг в этот период находился в состоянии кредитного ажиотажа, банки очень активно продвигали свои кредитные продукты на массовом рынке, а карты зачастую служили лишь доступом к кредитному счету. На этом фоне российские потребители стали все чаще использовать кредитные карты для получения кредита наличными. Ситуацию не смогли изменить многочисленные маркетинговые и просветительские программы по повышению финансовой грамотности российских граждан. Тем не менее именно активное использование клиентами кредитных карт спасло карточный рынок от краха в период недавнего кризиса, начавшегося в 2008 г.: банки продолжали зарабатывать на комиссиях за обслуживание карт. В период стабилизации ситуации на финансовых рынках многие российские банки вновь занялись поисками наиболее кредитоспособных и надежных клиентов.
Несмотря на значительные достижения бесконтактных и иных технологий во всем мире, на российском карточном рынке продолжают доминировать карты с магнитной полосой, а с точки зрения схемы оплаты – дебетовые карточные продукты.
2. 2009 год прошел под знаком возобновления обсуждения вопроса о создании некой национальной платежной системы. Сегодня все это выглядит не более чем интересным и занимательным зрелищем, потому что до сих пор никто не смог представить серьезных неоспоримых аргументов, отражающих выгоду подобной системы, как для российской экономики, так и для конечного потребителя. Не ведется реального конструктивного обсуждения данного вопроса. При этом и сами банки-участники карточного рынка не высказывают большого желания участвовать в создании национальной платежной системы. Вероятнее всего, следует ожидать продолжения обсуждения данной темы чиновниками и регуляторами и в наступившем 2010г.
Прошедший год показал, что российский рынок платежных карт оказался более устойчивым к воздействию финансового кризиса, чем кто-либо мог предположить. В то время как у ряда небольших банков были отозваны лицензии, наиболее крупные розничные банки получили финансовую поддержку от государства, а среди держателей карт не наблюдалось никакой паники, как во время кризисов прошлых лет. Все это свидетельствует об определенной степени зрелости российского карточного рынка.
3. Думаю, что в ближайшие годы продолжится консолидация рынка, в особенности в сфере процессинга.
Платежные системы и банки продолжат укреплять отношения с розничными торговыми сетями. Банки будут двигаться в направлении снижения маржи, как в сегменте обслуживания карт, так и в рамках эквайринговых комиссий.
Банки все так же строго будут подходить к выдаче потребительских кредитов и вести поиск наиболее платежеспособных заемщиков.
Каких-либо прорывов в области технологий не ожидается, поскольку для этого нет достаточного объема средств: создание сколько-нибудь масштабной инфраструктуры бесконтактных или мобильных платежей является инвестиционноемкими проектами.
Потребители станут более требовательными к уровню банковского обслуживания.
Операции по получению наличных попрежнему будут занимать доминирующую позицию, однако активность использования карт как платежного средства будет хоть и медленно, но расти.

Российский бизнес платежных карт: вчера, сегодня, послезавтра - рис.1Андрей Дамаскин, президент ООО "Дайнерз Клаб", Россия
1. Я считаю, что основным событием на российском карточном рынке за прошедшие 15 лет стал сам факт того, что карточный рынок все-таки сформировался, как с точки зрения эмиссии карт, так и с точки зрения эквайринговой части, на нем выявились свои лидеры. Сформировался рынок с точки зрения продуктовой части – сегодня здесь присутствуют и международные, и локальные платежные системы. Не менее значим и тот факт, что как минимум две российские локальные платежные системы пережили все кризисы и продолжили достаточно успешное развитие. И пусть они так и не приобрели общенациональных масштабов, однако обе являются сегодня достаточно крупными региональными системами.
2. В 2009г. банки и платежные системы занимались, если можно так выразиться, оптимизацией своего жизненного пространства, пытаясь минимизировать негативные последствия кризиса. Большинство участников карточного рынка притормозили реализацию новых программ для клиентов и акцентировали свое внимание как на оптимизации уже имеющихся продуктовых линеек, так и на поиске более узких целевых групп, для которых они предназначены.
Я бы не сказал, что на российском карточном рынке шла борьба за выживание, поскольку и банки, и платежные системы оказались более подготовлены к ситуации и более защищены, чем в период кризиса 1998г. Поэтому никаких банкротств платежных систем, как и крупных карточных игроков, на российском рынке не наблюдалось, что можно назвать явным достижением и признаком высокого профессионализма.
3. Российский розничный рынок электронных платежей, к которому я отношу и мобильные платежи, и электронные платежи, и платежи через сети терминалов, следует за мировыми тенденциями. Рынок к настоящему времени стабилизирован и развивается во всех направлениях.
Понятно, что в его развитии имеются пробелы, к которым я отнес бы отсутствие банкоматных сетей независимых операторов, а также недостаточное присутствие на рынке независимых процессинговых компаний. Помимо этих двух моментов, дальнейшее развитие российского рынка электронных платежей тормозит и то обстоятельство, что Госдума РФ так и не приняла, хотя и собиралась, закон, предусматривающий обязательный прием к обслуживанию карт в торгово-сервисных предприятиях. Наличие подобного закона дало бы государству возможность собирать полную статистику по платежам в торгово-сервисных предприятиях, снизить наличную денежную массу, находящуюся в обращении, что, в свою очередь, привело бы к минимизации инкассационных рисков и позволило бы снизить эмиссию наличных денежных средств.

Заурбек Бесолов, зам. начальника департамента пластиковых карт Сургутнефгегазбанка, член Европейского Совета по безопасности MasterCard Europe
MasterCard Europe 1. За прошедшие полтора десятка лет российские банки сумели сформировать рынок платежных карт, значительно увеличить объем карточной эмиссии (по данным ЦБ РФ, на конец 2009г. в России обращалось около 129 млн карт), построить развитую инфраструктуру обслуживания карт и, наконец, популяризировать расчеты с использованием банковских карт среди населения. За эти годы российские банки во многом сумели перенять лучший зарубежный опыт работы с банковскими картами, более того, в последние годы уже зарубежные банки начинают перенимать и использовать передовой российский опыт. И, пожалуй, самое главное – за этот период в России в сфере банковских карт выросли профессиональные кадры высочайшего уровня, которым по плечу реализация самых амбициозных проектов.
Ровно 15 лет назад, 25 декабря 1994г., Сургутнефтегазбанк приступил к реализации собственного проекта в области банковских карт, став, таким образом, одним из пионеров карточной индустрии в России. Проект банка начинался с эмиссии и эквайринга карт «Золотая Корона».
В декабре 2000 г. СНГБ получил статус принципиального члена MasterCard Worldwide, а в 2006г. аналогичный статус был получен в Visa Inc. В 2005г. Сургутнефтегазбанк одним из первых в мире выпустил чиповые карты стандарта DDA. На сегодняшний день СНГБ является одним из немногих банков в России, обеспечивших 100%-ный переход эмиссии и эквайринга на современные чиповые технологии международного стандарта.
2. Прежде всего, в прошедшем году российским банкам пришлось полностью пересмотреть стратегию развития карточного бизнеса, еще более строго подойдя к вопросам его оптимизации, в первую очередь в части сокращения расходных статей.
На этом фоне отрадно видеть, что при этом они все сильнее акцентируют свое внимание на инновационных технологиях и направлениях. Об этом свидетельствует ряд мероприятий, проведенных в непростом 2009 г., и тот интерес, который они вызвали среди банковского сообщества: конференция «MasterCard One Smart Club», международный форум «Российский АЗК и платежные технологии» и форум «Cash-ресайклинг в России».
В свою очередь, держатели карт не стали реже пользоваться ими для оплаты покупок: количество платежных транзакций росло в течение всего 2009г., хотя средний размер транзакции снизился на 15–20%.
Нельзя не отметить большой объем работы, который проделала за уходящий год Ассоциация российских членов Европей (АРЧЕ). Координация взаимодействия в области борьбы с карточным мошенничеством, организация и проведение обучающих семинаров для кредитных организаций (в сотрудничестве с MasterCard), а также участие в разработке новых законодательных инициатив – это лишь неполный перечень реальных дел, которыми занималась АРЧЕ в тесном сотрудничестве с российскими банками.
Можно утверждать, что на сегодняшний день АРЧЕ, по сути, становится неким аналогом британской UK Payments Administration (бывшего APACS).
Главным событием прошедшего 2009г. я назвал бы заявление Президента России Дмитрия Медведева, в ходе которого он предложил создать в стране единую национальную платежную систему, и в ее рамках выдать каждому россиянину социальную карту. Очевидно, что наличие эффективной национальной платежной системы в наше время – важный макроэкономический элемент для сильной страны, сильной экономики и сильной национальной валюты. По моему мнению, создание национальной платежной системы является одним из наиболее актуальных вопросов для рынка России. 3. Устойчивыми трендами для большинства карточных проектов, реализуемых сегодня российскими банками, являются увеличение доли безналичных платежей по картам, развитие торгового эквайринга, увеличение объема безналичных платежей в банкоматах и платежных киосках.
Перспективным направлением развития остается выпуск корпоративных и бизнес-карт для клиентов. По данным международных платежных систем и российских банков, сегодня на отечественном рынке всего около 2–4% предприятий и компаний внедрили у себя бизнес-карты, в то время как в Европе данный показатель доходит до 60–70%.
Несмотря на мировой экономический кризис, банки в течение всего 2009г. активно внедряли современные технологии. Так, ряд кредитно-финансовых институтов уже успешно реализует проекты в области электронной коммерции и cash-ресайклинга.
В течение ближайших 2–3 лет мы станем свидетелями запуска в России ряда масштабных банковских проектов в области бесконтактных карт и мобильной коммерции. Продолжат динамичное развитие проекты в области социальных карт и электронной коммерции.

Михаил Долгов, генеральный директор компании "Симтест"
1. На мой взгляд, самое знаковое событие последних 15 лет – это развитие GSMсвязи. По отчетам операторов, к настоящему времени в России используется около 200 млн SIM-карт, что вывело нашу страну на второе место в мире по уровню проникновения сотовой связи. Это обстоятельство приковало к себе внимание всех мировых производителей SIM-карт.
Стремительное развитие рынка SIMкарт дало толчок активному развитию рынка скретч-карт предоплаты. Сегодня ежедневный объем производства таких карт в России превышает 1,5 млн.
Было успешно реализовано большое число программ лояльности, активное участие в которых приняли авиакомпании, а также мультибрендовых лоялти-программ, широкое распространение получили такие продукты, как дисконтные и подарочные карты. Все эти продукты пользуются активным спросом среди клиентов. Как мне кажется, такие продукты представляют собой очень хороший способ продвижения бренда, и в этом качестве они пока еще не нашли широкого применения в России.
В то же время динамика развития рынка банковских карт ожидалась еще более высокой, чем оказалась на самом деле.
К сожалению, в России слишком затянулся процесс внедрения чиповых банковских карт: по моим оценкам, мы отстаем по этому показателю от рынка Европы как минимум на 4 года.
2. Перейдя к темам Национальной системы платежных карт и национального проекта социальной карты, активным обсуждением которых ознаменовался минувший 2009 год, хочу сказать, что с проработкой этих инициатив мы топчемся на месте, начиная еще с 1997г. Одна из причин – мы буквально погрязли в административных согласованиях. Кроме того, у нас до сих пор нет органа, ответственного за реализацию этих проектов, все участники которого могли бы принимать в его деятельности равноправное участие. Такая группа, как я считаю, должна создаваться под эгидой ЦБ РФ.
Необходимо также отметить, что за последние годы в России появилось несколько крупных карточных производств: «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД», Розан, «НоваКард» и «СИТРОНИКС».
3. Перспективными направлениями могут выступать в первую очередь проекты по использованию социальных и ID-карт на базе чиповых технологий, в том числе NFC идр.
Я думаю, что еще одним перспективным направлением является дальнейшее развитие сферы банковских карт на базе чиповых технологий. Достаточный совокупный объем эмиссии банковских карт в России должен составлять как минимум 300 млн карт (по сравнению с сегодняшними 129 млн). Каждый держатель должен иметь несколько карт. Таким образом, у российского рынка банковских карт имеются неплохие перспективы для дальнейшего роста. И, наконец, еще одно перспективное направление – развитие карточных приложений, связанных с правами на управление транспортными средствами, социальными аспектами, приложениями для контроля движения большегрузных автомобилей и т.д.

Российский бизнес платежных карт: вчера, сегодня, послезавтра - рис.2Юрий Демидович, старший вице-президент банка " 1-й Процессинговый"
1. Из ключевых итогов прошедших 15 лет можно выделить следующие моменты.
Во-первых, на российском рынке безналичных платежей доминирующее положение окончательно и безусловно заняли Visa Inc. и MasterCard Worldwide.
Российские банки привлекли в качестве держателей карт всех, кого только было возможно. Однако банковские карты так и не стали основным инструментом розничных безналичных расчетов.
Получившие в последние годы широкое распространение кредитные карты стали эффективным инструментом работы на рынке потребительских кредитов. И, наконец, еще одним заслуживающим внимание событием стало появление так называемых виртуальных карт для платежей в среде Интернет.
2. Прошедший 2009г. ознаменовался появлением проекта закона о Национальной системе платежных карт, а также началом обсуждения в Госдуме РФ проекта закона об электронных деньгах.
3. На российском рынке ожидается динамичное развитие электронных платежей, усиление конкуренции в сфере электронной коммерции систем традиционных банковских карт с платежными интернетсистемами. Широкие перспективы дальнейшего развития видятся у такого продукта, как подарочные карты.
В перспективе, по моему мнению, традиционные банковские карты значительно потеснит такой способ оплаты, как платежи электронными деньгами с помощью мобильного телефона.

Олег Дьяков, технический директор компании INPAS
1. За последние 15 лет на российском карточном рынке произошли колоссальные изменения как количественного, так и качественного характера. На несколько порядков увеличился объем эмитированных карт, существенные изменения претерпели технологии, гигантский рост продемонстрировала эквайринговая сеть.
Практически во всех городах открылись отделения банков, обслуживающие карты, в большинстве крупных розничных торговых точек установлены POS-терминалы. Рекордными темпами развивается сеть устройств самообслуживания, банкоматов, киосков, повсеместно оказываются услуги SMS-информирования о карточных транзакциях и т. д.
Важно отметить, что сегодня индустрия платежных карт в России перешла в зрелую фазу. На этом фоне «выросли» и поставщики технологий для рынка карточных платежей. Сегодня в России работает уже пять сертифицированных карточных производств. И отрадно, что российские производители карт начинают доминировать в сегменте карт с магнитной полосой. Достаточно активно развивается и производство карт с чипом.
Российские поставщики софтверных разработок полностью закрыли нишу своими продуктами, от хостовых решений до ПО систем самообслуживания, АБС и любого другого программного обеспечения, связанного с обслуживанием карт. ПО российского производства отвечает всем современным требованиям и имеет полный перечень необходимых сертификатов от работающих в России платежных систем.
2. Скажу о том, чем ознаменовался прошедший год для компании INPAS, поскольку эти события во многом являются показательными и для всего российского рынка. Первое: мы вышли в сегмент компаний-интеграторов. Мы прошли путь от поставщика эквайрингового оборудования до компании, предлагающей эквайринговое оборудование вместе с полным спектром ПО для его «стыковки» с банковскими системами, и теперь мы можем поставлять полностью готовые системы для создания дополнительных приложений, предоставления дополнительных сервисов с помощью банковских карт.
В 2009г. компания запустила два социальных карточных проекта – в Уфе и Астрахани – со Сбербанком России.
Реализация этих проектов является отражением неких интеграционных процессов банковских карт с государственными сервисами, дополнительными услугами. Данная тенденция является одним из наиболее динамично развивающихся процессов и перспективных направлений на рынке.
Второй важный момент является отражением тенденции по переводу нашей экономики от импорта технологий к собственному производству. Холдинг INLINE Technologies Group, куда входит компания INPAS, построил ультрасовременную фабрику по производству карт. Причем от закладки первого кирпича до сертификации производства в MasterCard прошло всего 9 месяцев – рекордный срок для России.
Таким образом, сейчас мы имеем возможность очень быстро, что очень важно для российского рынка, и качественно поставлять карты любого типа. В том числе и с самыми сложными микропроцессорами.
Еще один важный для рынка момент ушедшего года – появление благодаря совместным усилиям отечественных разработчиков и производителей первого российского сертифицированного POSтерминала YARUS, совмещенного с ККМ.
В свою очередь, INPAS создал в России производство по сборке платежных терминалов компании VeriFone. Здесь важно отметить, что таким образом мы переходим от чистого импорта к импортозамещению. Не исключено, что в будущем мы перейдем к созданию собственных моделей POS-терминалов.
3. Российский рынок четко отслеживает тенденции развития мирового рынка. Поэтому все те инновации, которые внедряются на Западе, с небольшой задержкой, а иногда и без нее внедряются и в России.
В 2009 г. в России мы внедрили два проекта на базе бесконтактных технологий, выступив поставщиком как карт, так и платежных терминалов с соответствующим программным обеспечением, принимающиих платежи по бесконтактным технологиям.
В России прослеживается интерес к технологии NFC. И мы уже готовы к поставкам сертифицированного терминального оборудования, которое способно работать с мобильными телефонами – такие модели есть в нашей продуктовой линейке.
Также для России характерна тенденция к усложнению функциональности банковских карт, загрузке дополнительных приложений. Минувший 2009-й стал годом перехода к практической реализации таких систем. В частности, был реализован проект по удаленной загрузке и удалению приложений без перевыпуска карты (проект Социальной карты Астраханской области).
Это открыло целое направление по созданию дополнительных сервисов и маркетинговых программ.
Я думаю, в ближайшем будущем функция удаленной загрузки будет достаточно востребованной.
Что конкретно будет доминировать на рынке – сказать достаточно сложно. Я хочу отметить одно: большое будущее имеют системы дистанционного управления банковскими счетами, а также системы массового обслуживания клиентов с помощью таких идентификаторов, как смарт-карты.
Вероятно, будут реализованы и какието практические шаги по созданию Национальной системы платежных карт.
Считаю, что количество различных карточных продуктов на российском рынке будет увеличиваться, безналичные платежные технологии будут все шире входить в нашу повседневную жизнь. Соответственно, это приведет к развитию определенных отраслей нашей экономики.
В России у карточной отрасли очень большие перспективы.

Сергей Лукьянов, зам. генерального директора компании БПЦ Банковские технологии по коммерческим вопросам
1. За прошедшие 15 лет произошло главное: карточный рынок России был создан, взращен и, можно сказать, встал на ноги.
В течение этого периода российский карточный рынок развивался по нескольким направлениям. Так, параллельно с выходом на российский рынок международных платежных систем, таких как MasterCard Worldwide и Visa Inc., и с появлением первых банков-эмитентов и банков-эквайеров шло развитие и локальных платежных систем, межбанковских и монобанковских, часть из которых была основана на собственных разработках и технологиях, в том числе чиповых.
Достаточно быстро был начат процесс внедрения POS-терминалов, что позволило проводить электронную авторизацию.
С ростом объемов карточной эмиссии стал динамично расширяться и парк инсталлированных на российском рынке банкоматов.
Еще до кризиса 1998 г., в результате которого количество работающих на карточном рынке банков резко снизилось, в российском сегменте платежных систем уже существовали довольно крупные игроки, такие как Union Card, STB-card, «Золотая Корона», которые сыграли довольно значимую роль в плане вовлечения банков в данный бизнес.
В противном случае, вероятнее всего, большинство мелких банков не вошли бы в число участников карточного рынка и до начала XXI века. Именно эти российские платежные системы так или иначе послужили катализаторами развития карточного рынка России в географическом плане. Так, Visa Inc. и MasterCard Worldwide, выходя на российский рынок и реализуя планы по резкому наращиванию эмиссии, опирались, в том числе, именно на сотрудничество с этими платежными системами.
Несмотря на то что до сих пор в России карты в большей степени используются для снятия наличных в ATM, количество транзакций в торговой сети непрерывно растет. Количество кредитных карточных продуктов вплоть до прошлогоднего кризиса увеличивалось почти в геометрической прогрессии. Понятно, что решающим фактором здесь выступил бум потребительского кредитования.
Сегодня банки движутся в направлении освоения виртуального пространства, расширения спектра каналов самообслуживания: интернет-банк, мобильный банк, киоски самообслуживания и т.д.
Идет интеграция систем платежей с использованием карт с системами денежных переводов, системами «виртуальных» денег. Не такими высокими темпами, как ожидалось, но все же достаточно активно, протекает процесс EMV-миграции.
2. Минувший год прошел в напряженном ожидании очередных ударов кризиса, благо, эти ожидания не оправдались. Российское банковское сообщество достаточно стабильно и спокойно работало в 2009 г., в отличие от конца 2008 г.
И большая часть карточных проектов, реализацию которых банки отложили в 2008г., была запущена в прошедшем году. Это коснулось и проектов в области потребительского кредитования по картам, по инвестициям в развитие инфраструктуры и закупку оборудования. Поэтому 2009г. можно расценивать если не в качестве переломного момента в кризисном процессе, то в качестве периода с некоторой точкой опоры.
3. За прошедшие 15 лет на карточном рынке России появлялось и исчезало очень большое количество различных игроков, в том числе локальных карточных брендов, мы наблюдали взлеты и падения рынка. Сегодня рынок целиком и полностью контролируется международными платежными системами. И, видимо, именно этот факт и подтолкнул соответствующие государственные структуры к рассмотрению проекта Национальной системы платежных карт. Стоит ожидать, что следующие несколько лет пройдут под знаком создания НСПК.

Российский бизнес платежных карт: вчера, сегодня, послезавтра - рис.3Евгений Соловьев, исполнительный директор компании "Платёжные технологии"
1. За эти полтора десятилетия количество банковских карт, обращающихся на рынке России, и количество магазинов, принимающих их к оплате, выросло на два порядка (102), а количество установленных ATM – на три порядка (103). Банковские карты прочно вошли в повседневную жизнь российских граждан.
Зародился и успешно развивается (с поправкой на 2008 и 2009гг.) сегмент кредитных карт. Кредитные карты стали логичным продолжением потребительских кредитов.
Изменилась структура рынка платежных инструментов в пользу международных платежных систем: они заняли в России доминирующее положение.
Российский рынок за прошедшие годы стал вызывать пристальный интерес зарубежных банков, которые к сегодняшнему дню заняли на нем достойное место.
Для сравнения – в том же 1994г. они практически не присутствовали в российской банковской рознице.
Появились и стали частью нашей повседневной жизни сети моментальной оплаты услуг наличными. В некоторых из них к сегодняшнему дню реализован и прием платежей по картам.
Появились устройства самообслуживания, оснащенные не только функциями выдачи наличных, но и приема их от клиентов (cash-in/cash-out). Более того, некоторые из таких устройств способны выдавать купюры, принятые ими ранее от клиентов (cash-ресайклинг). Этим устройствам уготовано на нашем рынке большое будущее.
Развивается интернет-коммерция, но, к сожалению, пока в этом сегменте электронные средства расчетов на основе карт применяются не столь широко, как хотелось бы. Внедрение электронных средств расчетов на основе карт в интернет- и мобильной коммерции является делом ближайшего будущего.
Появились и развились инструменты дистанционного обслуживания (SMS-информирование, интернет- и мобильный банкинг).
2. Минувший год был богат на трудности: наблюдалось снижение интереса к инновационным проектам, снижение доходов, вынужденное уменьшение операционных затрат, снижение уровня прибыли в целом.
Несмотря на трудности, для компании «Платежные Технологии» год прошел с большой пользой: коллектив показал упорство, профессионализм, слаженность и уверенность в своих действиях, а компания сформировала потенциал дальнейшего развития.
Знаковым для рынка в прошедшем году я считаю событие, оставшееся, как мне кажется, малозамеченным в банковской среде: появление на сайте Сбербанка России Универсального Договора Банковского Обслуживания, который можно рассматривать в качестве «залпа Авроры», призывающего к революционному переводу клиентов на дистанционное обслуживание. Это веление времени и долгосрочная стратегия развития банков, нацеленная на фундаментальное снижение операционных затрат.
Год показал, что, как говорится, «размер не всегда имеет значение»: в кризисный период финансовую устойчивость потеряли столько крупных компаний в инвестиционном, строительном, металлургическом и телекоммуникационном секторах, что, казалось бы, небольшим компаниям не осталось никакого шанса на выживание. Но, как показала практика, малые и средние компании оказались гораздо более жизнеспособными в силу более сбалансированной и аккуратной экономической деятельности.
3. В течение ближайшего времени банки и страховые компании продолжат работу по улучшению качества своих портфелей.
Они столкнутся со снижением активности клиентов в приобретении их услуг, поэтому их деятельность будет нацелена на сокращение затрат. На этом фоне ожидать от банков и страховых компаний роста активности и запуска значимых инновационных проектов не приходится. Исключение составят лишь банки с государственным капиталом, которые смогут себе позволить реализацию планов по рыночной экспансии, модернизации и развитию, что поможет им расширить свое присутствие на рынке. Именно эти банки будут внедрять и продвигать инновации в 2010г.
Как скажутся результаты 2009г. на приросте объема эмиссии банковских карт, и в частности кредитных карт, в 2010г.? Я не знаю. Но интуитивно понимаю, что прирост по итогам 2010г. может стать и отрицательным, хотя хотелось бы надеяться на лучшее. Трудно давать прогноз в такой ситуации, когда эксперты предрекают значимый рост безработицы в первом полугодии 2010г.
В создавшихся условиях выиграют те банки, которые сумеют не кризисно, а системно, в долгосрочной перспективе, снизить свои издержки за счет оптимизации бизнеса путем организационных и технологических преобразований. Причем сделать это так, чтобы их издержки не особенно выросли и после кризиса, в период роста. Те банки, которые сумеют этого достичь, создадут основу для устойчивого роста своего бизнеса в перспективе.
Если говорить о долгосрочных тенденциях, то, по-видимому, произойдет значимое смещение сектора рынка розничных финансовых услуг в сферу инструментов дистанционного обслуживания клиентов.
В этом – залог снижения затрат на обслуживание операций. Не исключено, что такое развитие событий потребует от крупнейших банков замены некоторых информационных систем на новые решения.
Произойдет смещение и в область универсальных решений полного самообслуживания в банковских отделениях.
В головных офисах увеличится количество квалифицированных банковских технологов, IT-специалистов, в отделениях увеличится количество специалистов по продажам, при этом значительно сократится количество операционистов, кассиров, контролеров и иного персонала, обслуживающего операции в отделениях.
Можно ожидать появления и дальнейшего развития систем домашнего банковского самообслуживания на основе дистанционных каналов продаж, которые позволят осуществлять не только инициируемые клиентом, но и настраиваемые регулярные (рекуррентные) платежи.
Появление в будущем так называемых домашних платежных сервисов – это не фантазия, а копирование европейского опыта. Клиент должен получать удобный, быстрый и интуитивно понятный удаленный платежный сервис, для которого будет нужен лишь компьютер/телефон (теперь это почти одно и то же) и доступ в Интернет, дома или в любом другом удобном для него месте (в офисе и т.д.).
То же касается получения и обслуживания кредитов: предоставление клиентам возможности обращаться в единую точку и получать доступ к общению сразу с несколькими банками, а не посещать офис каждого из них, также могло бы стать через несколько лет перспективным направлением, которое банки будут отдавать на аутсорсинг.
Есть шанс, что начнется формирование национальной государственной политики в области платежей по банковским картам. Споры о Национальной системе платежных карт до сих пор ведутся весьма активно. Если на этот проект будут выделены средства и, что не менее важно, появится желание потратить их целевым образом, с привлечением профессионалов отрасли, есть надежда, что рынок увидит и практические результаты этого проекта.

Петр Бахтин, независимый консультант
1. 15 прошедших лет ознаменовались для российского рынка платежных карт колоссальными качественными изменениями.
Среди них – реализация крупномасштабных карточных проектов в рамках социальной сферы, повсеместное распространение транспортных карточных продуктов, в том числе бесконтактных карт для оплаты проезда на метрополитене, развитие отечественного производства всех видов пластиковых карт и, конечно же, заметное упрочение позиций карты как повседневного инструмента оплаты товаров и услуг.
Успех игроков российского рынка в данных направлениях колоссален.
За прошедшие годы обыденным явлением стала не только оплата по банковской карте – работает и громадное количество дисконтных систем. Последние, к сожалению, пока далеки от «интеллектуального» уровня – они базируются, как правило, на картах даже без магнитной полосы.
Все это дает основания утверждать, что только за последние 5–7 лет Россия резко продвинулась в карточном бизнесе и если еще и не догнала Европу по ряду ключевых направлений, то находится практически на сопоставимом уровне.
2. В прошедшем году были анонсированы два программных проекта национального масштаба. Первый – проект Идентификационной карты жителя России, которую собираются выпускать уже чуть ли не в наступившем 2010г. (в чем лично я, правда, сомневаюсь, учитывая колоссальный объем подготовительных работ). В свое время было потрачено много усилий на убеждение руководства страны в том, что такой продукт просто необходим в России. А также в том, что такую карту можно выпускать не централизованно на базе одного производства, а задействуя сеть региональных эмиссионных центров, используя компактные системы российского производства для локального изготовления и персонализации электронных паспортов, разработанные одним из подразделений НТО аналитического приборостроения.
Вторая, не менее масштабная инициатива – проект Национальной системы платежных карт (НСПК), также крайне актуальный для России, особенно на ближайшие несколько лет.
3. Я очень надеюсь, что реализация обоих уже упомянутых мною национальных российских проектов, о необходимости которой заявил президент России, будет продолжена полномасштабно и в хорошем темпе. В этом случае для всех производителей пластиковых карт, чипов и т.д. открылся бы широкий фронт работ. Это было бы кстати, особенно учитывая тот факт, что в последние годы в России появилось собственное производство у целого ряда компаний – в частности, INPAS сертифицировал свое карточное производство в Visa Inc., а предполагаемые объемы эмиссии карт в рамках данных систем составят сотни миллионов карт. Причем речь идет о достаточно сложных карточных продуктах – предполагается, что эти ID-карты можно будет использовать для оплаты проезда на городском транспорте, получения пенсий и пособий и т.д.
Я буду крайне рад, если эти проекты действительно стартуют в 2010 г. и начнут интенсивно развиваться, поскольку для участников карточного рынка кризис на этом счастливо закончится или, по крайней мере, его негативные последствия будут серьезным образом смягчены.

Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 1 (153) ’2010 сс. 3 -12

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube