17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 74

INPAS 2010: перезагрузка

Чем стал 2009 год для компании INPAS, которая этим летом будет отмечать 15-летие своей деятельности? Какое отражение рыночная ситуация нашла...
INPAS 2010: перезагрузка

Чем стал 2009 год для компании INPAS, которая этим летом будет отмечать 15-летие своей деятельности? Какое отражение рыночная ситуация нашла в бизнес-показателях, стратегии и политике этого крупнейшего платежного интегратора и поставщика технологических решений для рынка эквайринга? О наиболее значимых событиях года, планах дальнейшего развития бизнеса компании и своем видении перспектив рынка корреспонденту журнала «ПЛАС» рассказывает Илья Коробов, генеральный директор INPAS.

ПЛАС: С какими результатами компания INPAS завершила непростой для всего IT-сектора 2009 год? Каковы, на ваш взгляд, наиболее значимые как со стратегической, так и с идеологической точек зрения тенденции, которыми он ознаменовался для рынка?

И. Коробов: Поскольку бизнес компании INPAS тесно связан с основными сегментами карточного рынка, разговор об итогах 2009 года уместнее всего было бы начать с краткого обзора рыночной ситуации, сложившейся на тот момент, прежде всего, в сегменте эмиссии и эквайринга банковских карт. Итак, основной тенденцией здесь можно назвать общее сокращение банками своих IT-бюджетов. Очевидно, что в условиях кризиса кредитные организации наибольшее внимание уделяли вопросам поддержания своей текущей ликвидности и минимизации рисков в случае увеличения процента невозвратов по кредитам. Соответственно, все свободные средства, которые им удавалось привлекать в этот период, так или иначе направлялись в соответствующие фонды для покрытия возможных убытков по этим рискам. Конечно же, такая ситуация не могла не сказаться на бизнесе компании INPAS. В целом по рынку снижение продаж по разным сегментам, и прежде всего в области эквайринга, составило от 25 до 30% по сравнению с предыдущим 2008 годом.

При этом особенно чувствительно кризис повлиял на рынок POS-терминального оборудования, который продемонстрировал наибольший спад. Напротив, рынок эмиссии банковских карт стагнировал не столь значительно, прежде всего благодаря тому, что на момент наступления кризиса банки уже накопили определенную карточную базу и, несмотря на ухудшение общей экономической ситуации, не слишком заметно замедлили темп такого жизненно важного процесса, как перевыпуск карт. В свою очередь, развитие инфраструктуры обслуживания карт многим из них пришлось временно приостановить либо сделать менее интенсивным.

INPAS 2010: перезагрузка - рис.1

Необходимо отметить, что крупнейшие игроки эквайрингового рынка, включая Сбербанк России, Альфа-Банк, Банк Москвы, Барклайз, UCS идр., в 2009 году стремились, вопреки кризису, удерживать прежние темпы развития своих POS-терминальных сетей настолько, насколько это представлялось возможным. Вместе с тем со стороны средних и небольших банковэквайеров наблюдалось практически полное отсутствие закупок. Таковы были основные рыночные тренды 2009 года.

INPAS 2010: перезагрузка - рис.2

Главным успехом компании INPAS в сфере POS-терминального оборудования можно назвать тот факт, что мы вошли в число победителей тендера Сбербанка России. Эта победа в тендере нашего традиционного стратегического партнера стала важным событием.

На фоне непростой рыночной ситуации нам удалось подписать крупный долгосрочный контракт, который окажет свое влияние на нашу дальнейшую деятельность в этом сегменте.

Кроме того, компании удалось сохранить всех своих ключевых заказчиков, с которыми в 2009 году мы продолжали активное взаимодействие.

Если говорить о количественных результатах нашей деятельности в данном направлении, то в целом за 2009г. компанией INPAS было поставлено на рынок России порядка 45 тыс. POS-терминалов и порядка 40 тыс. интеллектуальных ПИНпадов производства VeriFone.

Таким образом, несмотря на снижение общего объема поставок POS-терминального оборудования, INPAS удалось удержать основной пул заказчиков и сделать весомый задел для дальнейшего укрепления своих позиций на рынке.

ПЛАС: Появление на рынке первых POSтерминалов VeriFone российской сборки – как вы расцениваете это событие с точки зрения его значимости для компании INPAS и рынка в целом?

И. Коробов: Действительно, ключевым моментом 2009 года для компании INPAS стало начало сборки POS-терминалов VeriFone в России – событие, не имеющее аналогов на российском рынке высоких технологий, которое без преувеличения можно назвать знаковым в масштабах отечественной индустрии в целом. Это стало результатом значительной работы, которую мы начали вести еще в начале прошлого года. К настоящему времени данное направление развернуто в полном масштабе – имеющимися производственными мощностями мы закрываем практически все потребности российского рынка в POS-терминалах. Сборка осуществляется как силами специалистов одного из подразделений компании INPAS, так и с привлечением одного из заводов-партнеров.

Организовав собственное сборочное производство, мы получили максимально гибкие возможности для удовлетворения потребностей наших клиентов как в отношении сроков поставки оборудования, так и с точки зрения широты модельного ряда и гибкости кастомизации устройств. Как поставщик и как платежный интегратор мы можем теперь поставлять в рамках самых различных эквайринговых проектов любой сложности небольшие партии оборудования с требуемыми заказчиком опциями.

При этом INPAS может выпускать внутри страны специализированные партии POSтерминалов, ориентированные не только на банковские проекты, но и используемые на целом ряде вертикальных рынков.

ПЛАС: Каковы успехи компании в направлении поставок пластиковых карт? Насколько открытие завода «Алиот» способно изменить рыночные позиции INPAS в данном сегменте?

И. Коробов: Переходя к еще одной стратегической сфере деятельности компании INPAS – рынку пластиковых карт, следует отметить, что по уже упомянутым мною причинам здесь, несмотря на глобальный кризис, ситуация развивалась в том же направлении, что и в предыдущие годы.

Мы активно участвовали во всех проводимых тендерах, во многих из которых были признаны победителями. В частности, компания INPAS выиграла один из недавних тендеров Сбербанка России на поставку дуальных микропроцессорных карт для социальных проектов, реализуемых банком.

Среди наиболее важных моментов я хотел бы выделить тот факт, что на протяжении всего 2009 года вся наша работа на карточном рынке, по большому счету, являлась подготовкой к открытию фабрики «Алиот», созданной силами холдинга ITG, в который входит компания INPAS.

Как вы уже знаете, запуск завода в полномасштабную эксплуатацию состоялся в феврале этого года. Ключевым направлением предприятия стало производство всех видов пластиковых карт, включая карты международных платежных систем. На сегодняшний день производство успешно прошло сертификацию на соответствие требованиям MasterCard Int. и Visa Inc. по выпуску и персонализации всех типов карточных продуктов этих международных платежных систем.

Предприятие способно обеспечивать выпуск на территории РФ достаточно широкого спектра продукции, которая будет востребована рынком платежных технологий, телекоммуникационным рынком и другими вертикальными рынками.

Помимо реализации полного цикла по выпуску, персонализации и доставке до конечного потребителя всех типов карточной продукции, завод может предоставлять услуги персонализации карт, обеспечивать хранение банковских карт в специализированном сейфе, осуществлять печать ПИН-конвертов и организовывать адресную рассылку карт, а также оказывать помощь в процессе сертификации продуктов на соответствие национальным стандартам ГОСТ Р ИСО/МЭК и т.д.

«Алиот» проводит политику продаж через партнерскую сеть, обеспечивая себе покрытие на разных сегментах рынка. Такой подход делает предприятие максимально открытым для партнерства с любыми заинтересованными структурами, включая мировых вендоров.

Не случайно первым партнером завода стала именно компания INPAS, подписав договор, согласно которому мы получаем право продаж продукции завода и сопутствующих услуг. Возможности производственной базы завода «Алиот» позволят нам предложить своим клиентам новые передовые решения, включая все виды пластиковых карт и услуги по персонализации, по конкурентным ценам и в кратчайшие сроки.

Таким образом, с вводом в эксплуатацию завода «Алиот» и подписанием партнерского соглашения принципиально меняется сам характер присутствия INPAS на рынке пластиковых карт, как банковских, так и небанковских.

ПЛАС: Несколько слов о таком знаковом проекте Сбербанка России, как «Офис будущего».

И. Коробов: Из наиболее интересных проектов, которые реализованы компанией INPAS в 2009 году, особого внимания заслуживает «Офис будущего» Сбербанка России. С этого проекта началась реализация комплексной программы банка по переформатированию его филиальной сети, разработанной в рамках «Стратегии развития Сбербанка России до 2014г.» Первые офисы нового формата Сбербанк России открыл в Москве 14 декабря 2009г. Их типы и количество определены с учетом финансовых потребностей всех клиентов Сбербанка, а внутреннее оформление и наполнение отражает новую идеологию банка – клиентоориентированную модель работы. На сегодня разработано 8 основных форматов офисов.

Так, например, первый пилотный офис Сбербанка России, открытый в Москве по адресу: ул. Новослободская, 16, представляет собой небольшое подразделение для обслуживания физических лиц, являющееся прототипом «базового» формата.

В ближайшем будущем в подразделениях такого формата будет обслуживаться большинство клиентов Сбербанка России.

Для компании INPAS, которая принимала непосредственное участие в реализации этой инновационной инициативы, этот проект также стал во многих смыслах знаковым. Нам удалось успешно завершить работы в поставленные заказчиком сроки и с надлежащим качеством, что было подтверждено благодарственным письмом главы Сбербанка России А. Грефа в адрес нашей компании.

Еще одним перспективным для нас направлением является развитие сетей автоматизированных банковских офисов.

В его рамках мы также активно реализуем соответствующий проект с крупнейшим отечественным банковским ритейлером, а также с целым рядом региональных банков. Дальнейшее развитие данного формата инфраструктуры обслуживания мы прогнозируем сегодня, в том числе в рамках подготовки проведения Олимпиады 2014г. в Сочи.

ПЛАС: Каковы наиболее важные результаты компании в области разработки программных продуктов? В частности, в чем заключаются основные преимущества недавно анонсированной новой линейки ПО для POS-терминалов UNIPOS?

И. Коробов: Среди тех результатов, которыми ознаменовался 2009 год для нашей компании, нельзя не отметить и значительные результаты в области разработки собственных программных продуктов.

И особое место здесь занимает наша новая линейка программных продуктов для POS-терминалов UNIPOS, анонсированная в конце минувшего года. Очевидно, что роль программного обеспечения для эквайрингового оборудования в целом и POS-терминальных устройств в частности практически невозможно переоценить, хотя бы потому, что именно от ПО во многом зависят функциональные возможности этого оборудования. И наше новое программное обеспечение UNIPOS значительно их расширяет.

Основная цель создания новой продуктовой линейки, выпущенной в продажу с января 2010 года, – замена морально устаревших версий ПО и предоставление банкам-клиентам возможности выбора новых специализированных («легких») программных продуктов для решения прикладных задач эквайринга. Новая платформонезависимая линейка ПО UNIPOS включает в себя управление устройствами POS-терминалов (UNIPOS Terminal), систему параметризации загрузки (UNIPOS Config Manager), управление лицензиями и выбор ПО для текущих нужд клиента (UNIPOS License), систему управления криптографическими ключами для обеспечения безопасности (UNIPOS Key Manager) и систему контроля качества (UNIPOS Quality Manager). Новые продукты внедряются взамен действующих продуктов серии OMNIPOS EMV.

Вся новая линейка ПО соответствует международным стандартам EMV Level 2.

Внедрение ПО UNIPOS даст возможность оптимизировать работу POS-терминалов, снизить затраты на обновление ПО, обучение персонала, повысить скорость проведения транзакций.

ПО UNIPOS делает эквайринговый бизнес более гибким, поскольку позволяет банкам использовать именно ту функциональность, которая им нужна в той или иной конкретной торговой точке. С другой стороны, новое ПО дает возможность добиться наилучших показателей с точки зрения качества самих программных продуктов благодаря тому, что в них встроена возможность самодиагностики уже на этапе создания. В свою очередь, модульная идеология данного ПО позволяет облегчить необходимые в дальнейшем доработки и значительно сократить необходимое на них время, а также обеспечить нашим партнерам возможность более легкой интеграции в ПО UNIPOS своих программных модулей.

ПЛАС: Как развивалось в 2009 году небанковское направление бизнеса?

И. Коробов: В 2009 году мы активно продолжали развивать небанковское направление бизнеса. INPAS активно рассматривал целый ряд интересных проектов на вертикальных рынках, включая эквайринг в сфере услуг такси. Характерно, что возможность реализации тех или иных конкретных проектов мы совместно рассматриваем в первую очередь не с банками, а именно с таксомоторными компаниями.

Во многом развитие нами небанковского направления и поиск новых сегментов связаны с тем, что традиционный рынок использования POS-терминалов в таких областях, как, например, прием оплаты за услуги операторов мобильной связи, в 2009 г. практически не развивался.

На этом фоне мы стали уделять больше внимания работе с нашими партнерами по транспортным проектам, проектам, связанным с приемом безналичных платежей в уплату штрафов ГИБДД, и т.д. Целый ряд интересных инициатив такого рода находится сегодня на стадии проработки.

ПЛАС: Расширение географического присутствия компании INPAS: в каких направлениях и на каких рынках оно имело место?

И. Коробов: Развитие деятельности компании INPAS на рынках стран постсоветского пространства выделено нами в отдельное крупное направление, реализуемое нашей дирекцией международного развития бизнеса. Если говорить об основных тенденциях 2009 года в целом, то стоит отметить тот факт, что рынки данного региона демонстрировали разнонаправленную динамику. Если рынок Украины пребывал в полной стагнации, как и рынок Казахстана, то рынки многих среднеазиатских республик достаточно активно развивались. В частности, один из наших наиболее весомых успехов – участие в национальной программе Туркменистана по созданию системы безналичных платежей, где INPAS выступает одним из поставщиков как POS-терминального оборудования, так и карт.

Одно из наиболее интересных событий минувшего года – выход компании на рынки стран Балтии, ранее не охваченные нашим присутствием. В настоящее время мы ведем активные переговоры с рядом местных банков, и это результат той работы, которая была начата в 2009 году.

В рамках продвижения нашего программного обеспечения мы начинаем активно работать на рынках целого ряда стран Восточной Европы, в первую очередь Хорватии, Чехии и Румынии. Как вы знаете, основным плацдармом для охвата этого региона выступил офис INPAS, открытый несколько лет назад в Будапеште.

И сегодня, в полной мере освоив венгерский рынок и добившись на нем значительных результатов, мы расширяем свое присутствие в Восточной Европе за счет новых перспективных стран.

В рамках подробного освещения общей стратегии продвижения наших продуктов мы планируем в конце сентября этого года провести специальное мероприятие, одной из тем которого будет развитие проектов с использованием бесконтактных карт – направление, в котором компания INPAS добилась значительных успехов, в том числе в Венгрии.

Мероприятие соберет представителей банковского сообщества как России и всего постсоветского пространства, так и стран дальнего зарубежья, и прежде всего региона Восточной Европы.

ПЛАС: Каким вы видите нынешний 2010 год с точки зрения перспектив дальнейшего развития бизнеса компании INPAS?

И. Коробов: Безусловно, с точки зрения перспектив продаж эквайрингового оборудования нынешний 2010 год представляется нам более успешным, чем минувший. Чем это обусловлено? Во-первых, сегодня мы имеем четкое представление об IT-бюджетах, уже утвержденных нашими существующими и потенциальными заказчиками, объемы которых значительно больше, чем в 2009 году. И если не случится никаких серьезных макроэкономических изменений в мировой экономике и экономике России в целом, например, если не начнет резко расти уровень невозврата розничных кредитов, то эти бюджеты непременно будут освоены. По нашим предварительным оценкам, можно прогнозировать 15–20%-ный рост продаж компании по сравнению с прошлым годом, т.е., по сути, выход на докризисный уровень.

Что же касается рынка эмиссии банковских карт, то здесь наш прогноз также благоприятен – по сравнению с 2009 годом его рост составит не менее 10%. При этом в планах компании INPAS – занять по итогам 2010г. не менее 25% российского рынка поставок банковских карт, что станет возможным, в том числе, благодаря нашему сотрудничеству с заводом «Алиот».

В нынешнем году мы начнем проводить массовую миграцию наших клиентов на новую линейку ПО для POS-терминалов UNIPOS, о котором я уже упоминал.

Кроме того, уже в ближайшее время мы начнем анонсировать новую линейку POS-терминалов и интеллектуальных ПИН-падов VeriFone, которые будут иметь наилучшие на сегодняшний день технические показатели среди аналогичного оборудования, включая пользовательский интерфейс с расширенными возможностями технологии Touch Screen.

И я рад сообщить, что эта линейка инновационных устройств, которая призвана изменить существующие представления о возможностях POS-терминального оборудования, также будет собираться в России силами компании INPAS и ее партнеров.

Что касается дальнейшего развития такого направления, как автоматизированные банковские офисы, то мы будем активно продолжать реализацию таких проектов, поскольку они становятся все более перспективными. Данный формат будет широко востребован банками в 2010 году, поскольку наблюдаемое уже сегодня оживление розничного кредитования вызовет необходимость увеличения количества точек, предлагающих услуги погашения выданных кредитов.

Следует также учесть, что в 2009 году многие банки значительно сократили свою филиальную сеть, уменьшили количество допофисов. И в таких условиях данный формат будет способствовать быстрому развертыванию автоматизированных точек продаж, где клиенты банка смогут погашать кредиты и пользоваться другими банковскими услугами.

Очевидно, что выстраивать заново сеть классических банковских отделений – даже не столько дорого, сколько слишком долго, и не все банки будут располагать необходимым для этого временем.

В заключение я хотел бы сказать несколько слов и о таком перспективном направлении, как проекты социальных карт, которые в 2010 году, безусловно, получат новый толчок к развитию. В сотрудничестве с компанией PEAK Systems мы будем продолжать принимать активное участие в реализации такого рода инициатив, выступая в них поставщиком эквайрингового оборудования и карт.

Читайте также:

Во многом социальные проекты являются своего рода полигонами для обкатки новых технологий, которые впоследствии могут послужить основой для создания национальной платежной системы. И тот опыт, который получают IT-компании и банки, участвующие в этих проектах, во многом будет способствовать тому, чтобы создаваемая национальная платежная система была изначально эффективной и максимально приближенной к тем задачам, которые будут перед ней ставиться государством.

Полный текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 4 (156) ’2010 сс. 24 - 30

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube