17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 526

RFID-технологи в автозаправочном бизнесе:"близкий контакт" на АЗС

Миновали те времена, когда аббревиатура RFID требовала расшифровки, а принцип действия самой технологии – скрупулезного разбора. Время...
RFID-технологи в автозаправочном бизнесе:"близкий контакт" на АЗС

Миновали те времена, когда аббревиатура RFID требовала расшифровки, а принцип действия самой технологии – скрупулезного разбора. Время знакомства с RFID прошло – настало время рассказать поподробнее о различных областях применения радиочастотной идентификации. Предлагаемая сегодня вниманию читателей «ПЛАС» статья независимого эксперта Андрея Кириленко рассматривает перспективы использования RFID-технологии в автозаправочном бизнесе. Автор статьи уже поднимал данную проблематику на 2-м Международном Форуме «АЗК. Бизнес, платежи и технологии. Россия и СНГ 2010»: в рамках мероприятия он представил презентацию «Близкий контакт» на заправке», вызвавшую оживленную реакцию аудитории.  


Андрей Кириленко, независимый эксперт

В 2008 г. с успехом закончил обучение по Международной программе MBA в одной из наиболее известных бизнес-школ Европы – Vlerick Leuven Gent Management School.

 Как профессионал в области управления и маркетинга, имеет 15- летний опыт организации и контролz B2B-продаж в нефтяной отрасли, а также опыт продаж нефтепродуктов. Область его профессиональной компетенции – европейский, североамериканский и азиатский розничные топливные рынки, а также рынки сопутствующих услуг и оборудования.

Автор известных статей о лучших мировых практиках в топливной сфере.











Изначально в процессе идентификации клиента и оплаты топлива участвовали обе стороны – оператор АЗС и водитель транспортного средства. С появлением новых технологических решений (таких как выносные платежные терминалы и картридеры, установленные на ТРК) стало возможным исключение оператора АЗС из процесса заправки автомобиля.

Однако водитель по-прежнему оставался активным участником данного процесса – он помещал наличные деньги клиента в купюроприемник, удаленно идентифицировался тем или иным образом и т.д.

Внедрение RFID-технологии на АЗС позволяет инициировать процесс заправки не только без участия оператора, но и независимо от водителя. Применяемые сегодня в автозаправочном бизнесе RFID-решения ориентированы главным образом на обслуживание корпоративных клиентов, которые заинтересованы в том, чтобы процедуру идентификации проходил сам транспорт, заезжающий на заправку, а не водители.

Такая система позволяет:

• начинать отпуск топлива с момента установки пистолета в бак, что значительно ускоряет процедуру заправки;

• избежать влияния человеческого фактора – у водителя не будет возможности обналичить топливную карту, заправить свою личную машину вместо служебной или залить бензин в канистру, и т.п.

Прежде чем вести речь о современных решениях, представленных лидерами данного сегмента рынка, следует провести небольшой экскурс в историю. В этом есть необходимость, поскольку система «свой–чужой», как ее называли полвека назад, претерпела за прошедшее время ряд изменений, пройдя этапы от внедрения передовых аппаратных решений до разработок в области передачи и защиты данных. То есть за созданием, отработкой рабочих параметров и надежностью стоит не один десяток лет, и одномоментное возникновение «независимого решения», близкого по работоспособности, попросту невозможно, поскольку разработка каждой новой технологии связана с решением множества вопросов, а значит, со значительными финансовыми и временными затратами, а также с проведением многочисленных «полевых испытаний», не говоря уже о получении признаваемых сертификатов.

Как и большинство инноваций, система «свой–чужой» сначала нашла применение в военной сфере. Впервые она использовалась союзной авиацией во время Второй мировой войны.

В 1970-е годы впервые появились «гражданские» решения, использующие радиочастотную идентификацию транспорта.

Они внедрялись преимущественно на ведомственных предприятиях, в автопарках специальной, строительной и грузовой техники. Решения тех лет были громоздки, энергоемки и ненадежны, что обрекало любые попытки внедрить данную технологию в коммерческом секторе на провал. Использовалось энергоемкое оборудование, размещавшееся по большей части на транспорте и, естественно, изобиловавшее различными проводами и подключениями к бортовой сети. Связь могла рваться, сеть обесточиваться, провода мешали, все требовало продолжительного монтажа и технического обслуживания. На транспортных средствах ставилась антенна, передававшая пакет информации к заправке Появление на свободном рынке устройств для радиочастотной идентификации на рубеже XX и XXI веков дало толчок к дальнейшему развитию технологий радиочастотной идентификации на АЗС. Стала возможной идентификация на близком расстоянии, которая отличалась большей достоверностью и гарантировала, что обнаруженный сигнал принадлежит именно заправляемому объекту, а, например, не колонне танков, которая, пользуясь близостью к топливораздаточному пистолету, заправляется под предлогом, что кто-то поблизости идентифицировался как клиент.

Для понимания технических различий в существующих решениях и последствий от их применения необходимо кратко ознакомиться с такими базовыми элементами RFID-системы, как: RFID-метка, RFID-считыватель и приемо-обрабатывающая инфраструктура. Наиболее распространенные на данный момент RFID-метки делятся на два типа: активные и пассивные (третий, промежуточный тип – полупассивные метки – в рамках настоящей статьи мы не рассматриваем).

Пассивные RFID-метки состоят из антенны и микрочипа, установленного у ее основания. Они не снабжены источниками питания и способны к передаче сигналов только благодаря току, индуцированному в их антенне электромагнитными сигналами от считывателя. Таким образом, они компактнее и дешевле активных меток и предполагают неограниченный срок службы. Однако считываются они с меньшего расстояния и требуют считывателей с большей мощностью.

Активные метки помимо чипа и антенны оснащены встроенными элементами питания, что позволяет считывать их с меньшим количеством ошибок и с большего расстояния. Такие метки являются более надежными в эксплуатации, но имеют больший размер и себестоимость, а также ограниченный срок службы, который обычно не превышает 10 лет, в зависимости от типа используемых батарей и рабочих температур. При этом они могут оснащаться дополнительными сенсорами, например, фотосенсором, позволяющим контролировать контакт RFID-метки с поверхностью крепления.

Под RFID-считывателями понимаются устройства, дистанционно считывающие информацию с RFID-меток. Считыватель несет на себе антенну, которая передает через задаваемые короткие промежутки времени радиоволны RFID-метке и получает назад от RFID-метки ответные сигналы.

Например, при удалении от RFID-метки на определенное (заранее рассчитываемое) расстояние диалог прерывается, что в случае использования на топливораздаточном комплексе RFID-системы служит сигналом к прекращению отпуска топлива.

Получаемая информация постоянно передается в цифровой форме к учетной системе, в приемо-обрабатывающую инфраструктуру.

Способов передачи данных от RFID-считывателя в приемо-обрабатывающую инфраструктуру всего два – беспроводной (радиочастотный) и контактный (по проводам). В случае радиочастотной передачи данных в инфраструктуре появляется новый элемент – приемник радиосигналов.

В настоящее время на рынке RFID-решений для идентификации транспорта на АЗС можно выделить три основные компанииразработчика: OTI, Orpak и Roseman.

Первоначальная схема размещения большинства элементов на транспортном средстве представлена на мировом рынке компанией OTI. Ее решение имеет реверсивный характер относительно рассматриваемых последующих двух: оно использует пассивные метки, установленные на топливораздаточных пистолетах ТРК. RFID-метки несут на себе только код-номер, позволяющий идентифицировать пистолет, с которого будет производиться заправка.

Их идентификацию производит RFID-считыватель, размещенный на транспортном средстве и подключенный к бортовой сети автомашины. Антенна, осуществляющая прием и передачу данных, устанавливается вокруг горловины бака. Пакет данных с транспортного средства, включающий его личный идентификатор и идентификатор пистолета, вставленного в бак, передается через отдельную, установленную снаружи антенну к приемнику на АЗС.

Компания Orpak первой упростила технологию, сделав ее более удобной для автовладельцев. Решение Orpak предполагает установку пассивной RFID-метки на транспортном средстве. Вследствие своих малых размеров такая метка малозаметна при визуальном осмотре, при этом кольцевая антенна, к которой она прикреплена, устанавливается вокруг горловины бака. Считыватель, обладающий необходимой для работы с пассивными RFID-метками мощностью, размещается на носике топливораздаточного пистолета. Чтобы подвести необходимое для работы считывателя электропитание, в конструкцию топливораздаточного комплекса (ТРК) вносятся незначительные изменения: со стороны гидромодуля к пистолету протягивается кабель, идущий вдоль топливного шланга. Через него же к системе управления АЗС передаются данные, полученные считывателем от RFID-метки.

Законченным, с любой точки зрения, можно назвать решение компании Roseman, которое предполагает минимальное вмешательство как в конструкцию транспортных средств, так и в структуру топливораздаточных колонок. Активная RFIDметка крепится вблизи горловины топливного бака. Считыватель, установленный на носике топливораздаточного крана, как и метка, также энергонезависим, поскольку оснащен встроенными элементами питания. Передача данных с метки производится считывателем в радиочастотном диапазоне, а прием данных осуществляет приемник на АЗС.

Рассматриваемые решения также позволяют производить сбор статистических данных о заправляемых транспортных средствах (ТС). Чаще всего система таким образом пополняется информацией о километраже, считанной со спидометра или бортового компьютера и позволяющей контролировать расход топлива, что дает компаниям – владельцам ТС возможность контролировать маршрут автомашины и расход бензина.

В решении OTI статистическая информация передается в составе пакета данных, через наружную антенну к приемнику на АЗС.

В решении Orpak для передачи соответствующих данных в транспортном средстве добавляется новое проводное соединение, ведущее к кольцевой антенне, установленной вокруг горловины бака и передающей информацию к считывателю на ТРК. От считывателя информация попадает на АЗС.

Передача тех же данных, в случае использования решения компании Roseman, производится в радиочастотном диапазоне, без использования внешних антенн, к приемнику на АЗС.

Потребители предпочитают платить за удобство – за удобные товары и услуги по «удобным» ценам. Однако даже самые удобные решения не существуют без покупателей. Покупатели же вполне могут существовать без решений: зачастую их потребности могут быть частично или временно удовлетворены и замещающими решениями. Вовремя идентифицировать возникшую потребность – задача не из легких и не из дешевых. И рассмотренный нами случай еще раз подтверждает эту нехитрую маркетинговую истину: несмотря на то что описанное RFID-решение представляется наиболее удобным для владельцев корпоративного транспорта и требует сравнительно небольших затрат, потребители ищут и внедряют самостоятельные замещающие решения.

Остается надеяться, что в ближайшем будущем ситуация изменится и широкие возможности RFID-технологий найдут повсеместный спрос как в мировом, так и в российском автозаправочном бизнесе.


Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube