17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 198

ChronoPay: "Основным платежным средством в Интернете останутся банковские карты"

Компания ChronoPay – один из крупнейших операторов платежей по банковским картам в среде Интернет – хорошо известна российскому...
ChronoPay: "Основным платежным средством в Интернете останутся банковские карты"

Компания ChronoPay – один из крупнейших операторов платежей по банковским картам в среде Интернет – хорошо известна российскому банковскому сообществу и сектору электронной коммерции. Традиционно она выступает активным участником большинства мероприятий, так или иначе связанных с развитием электронной коммерции. Так, только с начала нынешнего года компания приняла участие в Международном Форуме «Мобильная / электронная коммерция и банкинг. Россия и СНГ 2010», организованном журналом «ПЛАС», Объединенной конференции РИФ+КИБ, конференции «Неделя электронной торговли» компании Oborot.ru, V Санкт-Петербургской интернетконференции (СПИК-2010) и др. Что происходит на этом перспективном рынке сегодня? По каким сценариям развивается интернет-эквайринг платежных карт в России? Ответы на эти и другие вопросы мы решили предоставить нашим читателям «из первых рук». О современном состоянии и тенденциях электронной коммерции в своем интервью журналу «ПЛАС» рассказывает Павел Врублевский, генеральный директор компании ChronoPay, председатель комитета по электронной коммерции Национальной Ассоциации Участников Электронной Торговли (НАУЭТ).



ChronoPay: "Основным платежным средством в Интернете останутся банковские карты" - рис.1Компания ChronoPay
Визитная карточка
 ·Количество сотрудников – более 110 в 4-х странах
 ·Количество клиентов – более 5000 интернет-магазинов во всем мире
 ·Средний уровень фрода – не более 0,8% от общего объема транзакций (включая высокорискованные виртуальные услуги)
 ·Регионы присутствия – РФ и страны Европейского Союза
 ·Сферы приоритетных интересов – туризм (электронные билеты, отели), телекоммуникации (оплата услуг связи), развлечения (онлайн игры, скачиваемый контент)
 ·Поддерживаемые карты – Visa, Visa Electron, MasterCard, JCB, American Express (через PAGO Deutsche Bank), Diners Club, Maestro, Solo, Switch
 ·Поддерживаемые системы электронной наличности – E-money, iDEAL (Нидерланды), ELV, MoneyBookers (Великобритания), AliPay (China), Яндекс.Деньги, WebMoney, GiroPay, C-Cash.

ПЛАС

П. Врублевский: В целом мировой рынок платежей по картам – в данном случае я имею в виду не онлайн-платежи, а платежи картами вообще – можно условно разделить на три крупных сегмента, каждый из которых занимает сегодня порядка трети всего объема карточных платежей: Travel (индустрия путешествий), FMCG (товары народного потребления) и Luxury (дорогостоящие товары).

Именно туристический сегмент первым занял доминирующее положение на рынке карточных платежей. Скажем, человеку, находящемуся в зарубежной поездке, весьма некомфортно держать при себе крупные суммы наличных для покупки билета, а также перевозить их через границу. Почти одновременно с этим в сегменте Luxury стали пользоваться огромной популярностью кредитные карты, и по той же самой причине клиенту довольно проблематично иметь при себе суммы наличных, достаточные для приобретения предметов роскоши. Такие покупки гораздо проще оплачивать по карте. Была создана даже целая платежная система, позиционирующая свои карточные продукты именно в премиум-сегменте, – American Express. С появлением и развитием рынка электронной коммерции, сначала на мировом рынке, а потом и в России, структура интернет-платежей, проводимых с использованием карт, выстроилась в несколько иной форме, отличной от структуры традиционных платежей по картам. В частности, в электронной коммерции практически отсутствует на данный момент предложение товаров из сегмента Luxury. Поэтому в глобальной сети Интернет рынок карточных платежей поделили между собой практически поровну сегменты традиционной электронной коммерции (FMCG) и туризма.

В России же пару лет назад, до появления электронных авиа- и железнодорожных билетов, сегмент travel практически отсутствовал. Поэтому весь рынок электронной коммерции и платежей по картам представлял собой исключительно ритейл, в том числе цифровой. Среди наиболее крупных представителей российской онлайн-индустрии в то время можно назвать Ozon, Softkey и аналогичные крупные интернет-магазины.

С появлением же электронного авиабилета объем отечественного рынка интернет-коммерции вырос вдвое. Таким образом, в настоящее время, как я уже отмечал, этот рынок делят между собой практически поровну ритейл и туризм. Именно электронный билет на сегодняшний день играет роль «локомотива» всей отечественной интернет-коммерции. На данный момент в российском секторе интернеткоммерции туристические услуги несколько обгоняют ритейл по такому показателю, как объем оборота. Однако есть основания прогнозировать, что это явление временное, поскольку повышение оборотов в туристической сфере неизменно влечет за собой и повышение оборотов во всей электронной торговле. Оплачивая через Интернет такие крупные покупки с использованием карт, как туристические туры, гостиничные номера, а также авиа- и железнодорожные билеты, держатель начинает гораздо охотнее пользоваться своей картой и для дистанционной оплаты более мелких повседневных покупок.
ChronoPay: "Основным платежным средством в Интернете останутся банковские карты" - рис.2

ПЛАС:

П. Врублевский: Анализируя современные тенденции на рынке электронной коммерции, в первую очередь необходимо отметить выход на рынок крупных операторов услуг, например телекоммуникационных.

В частности, именно в последнее время большинство операторов связи стали предлагать возможность оплаты своих услуг банковскими картами через Интернет.

Это и операторы большой тройки (первым был МТС), и интернет-провайдеры – Yota, Beeline Wi-Fi, Комстар. Мы также работаем с МГТС и Ростелекомом. Помимо телекоммуникаций – это услуги ЖКХ, например, совсем недавно нами был подключен Мосэнергосбыт. В потенциале – госуслуги: оплата налогов, штрафов, пошлин.

ПЛАС: Куда движется рынок интернет-эквайринга в России? Почему банки отдают процессинг платежных карт в среде Интернет на аутсорсинг? Какие здесь могут быть плюсы и минусы?

П. Врублевский: Банки отдают процессинг карточных операций в Интернет на аутсорсинг по той причине, что в подавляющем большинстве случаев они не используют «самописное», собственное программное обеспечение. Практически любой банк априори является консервативным учреждением, и любой банк как консервативное учреждение не пользуется ПО собственной разработки, процесс создания которого может занять довольно много времени. Банки в подавляющем большинстве используют ПО сторонних разработчиков, и с этой точки зрения они абсолютно правы.

Парадоксально, но факт: насколько я знаю, такого программного продукта, как шлюз интернет-платежей, по крайней мере в готовом виде, сегодня просто не существует. Имеющиеся же на рынке продукты представляют собой некие дополнительные модули к банковским эквайринговым продуктам, к тому же практически всегда морально устаревшие. Причиной сложившейся ситуации является тот факт, что техника проведения платежей online непрерывно развивается и совершенствуется. В работе интернет-шлюза имеется огромное количество таких «мелочей», доработку которых необходимо проводить постоянно.

Процессинг карточных интернет-операций не столько интернет-технология, сколько банковская технология. По большому счету, именно в этом заключается единственная причина того, почему банки отдают процессинг карт в среде Интернет на аутсорсинг специализирующимся на эквайринге интернет-компаниям.

Преимущество процессинговых компаний в области интернет-эквайринга состоит также в том, что банки учатся здесь только на своем собственном, т.е. на опыте только одного, отдельно взятого банка, а мы – на опыте сразу многих. Таким образом, наша система антифрода и наш софт совершенствуется в разы быстрее, чем готовые программные продукты, используемые каким-то отдельным банком.

Я считаю, что шлюз интернет-платежей должен находиться в непрерывном развитии, а также не являться излишне формализованным, поскольку в противном случае платеж в Интернете легко провести каким-либо альтернативным способом. Например, карта – это банковский продукт и в качестве банковского продукта подчиняется правилам банковского регулирования. Для сравнения: WebMoney, Яндекс.Деньги и любая другая система «электронных денег» является небанковским продуктом, регулированию со стороны ЦБ РФ на сегодняшний день не подлежит и, более того, пока еще находится практически вне законодательного поля (принятие всех регулирующих законов отложено на осень).

Однако системы электронной наличности являются в настоящий момент весьма популярными инструментами оплаты, и мы должны считаться с их присутствием на рынке, с их востребованностью со стороны клиентов.

Приведу такой пример: сегодня российская компания «Аэрофлот» является одной из немногих компаний в России, пока не принимающих на своем web-сайте к оплате за авиабилеты платежи в рамках таких популярных систем электронной наличности, как Яндекс.Деньги и WebMoney. При этом, организовав прием электронной наличности в оплату за авиабилеты, «Аэрофлот» мог бы повысить объем продаж минимум на 20%.

ПЛАС: Насколько просто сегодня владельцу розничного бизнеса организовать прием интернет-платежей по картам?

П. Врублевский: Организовать прием карточных интернет-платежей достаточно несложно. Тут существуют два проторенных пути. Можно обратиться в любой банк, который занимается эквайрингом платежей по картам в среде Интернет, и попросить совета по созданию интернет-шлюза.

Второй путь – владельцу бизнеса нужно обратиться в специализированную компанию, которая занимается приемом интернет-платежей по картам, например, в ChronoPay либо в один из нескольких платежных шлюзов, с которыми наша компания конкурирует на рынке, и заключить с такой компанией договор на интернет-эквайринг, а также открыть в банке счет для перечисления средств, оплаченных за товары (услуги) с использованием карт.

ПЛАС: Какие, на ваш взгляд, перспективы у интернет-платежей по банковским картам? В каких странах этот сегмент развивается быстрее, и какие перспективы у него в России?

П. Врублевский: По моему убеждению, в ближайшее время объем интернетплатежей с использованием банковских карт будет сохранять устойчивый рост.

Причем ChronoPay как платежный шлюз работает сегодня самыми разными платежными инструментами, но именно карточные платежи на данный момент доминируют на рынках присутствия нашей компании. Сегодня платежи по картам являются в наибольшей степени легализованным, легитимным и прозрачным способом безналичной платы. И в будущем эта форма платежа сохранит свое лидирующее положение.

Среди участников карточного рынка, в том числе и среди крупных государственных банков, активно муссируется тема о перспективах мобильных платежей.

Уже реализованы очень интересные с технической точки зрения проекты в области мобильной коммерции, в рамках которых сотовый телефон становится средством доступа к банковскому счету.

Однако оператор сотовой связи не является кредитной организацией и получать такой статус не стремится, поскольку в этом случае сотовая компания попадет под действие банковского регулятора. Я полагаю, что мобильная коммерция на российском рынке, конечно же, будет динамично развиваться и в дальнейшем, заняв определенную долю розничного рынка. В любом случае банковские карты останутся основным платежным средством и в этой среде.

ПЛАС: Ваша оценка необходимости создания в России Национальной платежной системы (НПС)? Как реализация этой инициативы может повлиять на развитие электронной коммерции?

П. Врублевский: Ситуация, сложившаяся вокруг создания НПС, может разрешиться уже в обозримом будущем. Как известно, в ближайшее время должен быть принят закон, регулирующий создание и функционирование Национальной платежной системы. Дискуссии о том, нужна ли нам такая система и как в законе будет прописана ее специфика и механизм функционирования, идут уже достаточно давно.

На мой взгляд, такая система в России необходима. Во-первых, ее наличие даст держателям таких карт множество преимуществ: карты можно будет использовать не раз в месяц для снятия зарплаты в банкомате, а в соответствии с их реальными возможностями – оплачивать налоги, ЖКХ, получать на карту субсидии, использовать для оплаты проезда в метро и т.д. Карта станет универсальным инструментом, который будет удобен всем, позволит сэкономить время, которое люди сегодня тратят в очередях, например, на получение тех же субсидий.

Еще один немаловажный аспект – создание НПС будет способствовать росту национального рынка интернет-платежей и – как следствие – росту российской экономики в целом. В качестве примера можно привести рынок Китая, где не так давно была создана своя национальная платежная система. В результате рост китайского рынка интернет-торговли в 2009 г. составил 90%, объем продаж превысил 39 млрд долл. США.

Исторический опыт показал, что прорыв в развитии международных платежных систем в России во многом был обеспечен электронной коммерцией.

До появления электронной коммерции карты Visa и MasterCard использовались в основном как популярное платежное решение при выезде за рубеж. Именно тот факт, что карты Visa и MasterCard стали основным средством расчета в Интернете, позволил занять им доминирующее положение на мировом рынке.

К сожалению, на данный момент, насколько мне известно, в нашей стране ни один из вариантов концепции Национальной платежной системы не предусматривает платежей с использованием карт НПС в сфере электронной коммерции.

В заключение стоит добавить, что, кроме законопроекта об НПС, сейчас активно дискутируется законопроект о предоставлении государственных услуг в электронном виде. Мы считаем эту тему очень важной, потому что при положительном развитии событий выиграют все – жители нашей страны, компании и организации, представляющие услуги, и сервисные организации. Все сэкономят много сил, времени, ресурсов. И кроме того, ощутимо выиграет рынок электронной коммерции.

Поэтому наша компания по мере сил старается участвовать в доработке данного законопроекта – у нас есть опыт, знания, представление, как это все могло бы быть оптимально организовано. Ведь во многих развитых странах аналогичные электронные правительства уже работают не первый год и прекрасно зарекомендовали себя на практике.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube