курс цб на 27.07:
59.9102
69.6816
Лента новостей
Журнал ПЛАС № 12 ( ...
Банки и МФО ВТБ24 выпустил 1,6 млн карт Мир
25 июля 2017 10:46
Количество просмотров 166 просмотров

2-й Международный Форум «АЗК. Бизнес, платежи и технологии. Россия и СНГ 2010»

Количество просмотров43 просмотра

У топливных компаний, банков, платежных систем и вендоров появляются общие взгляды на проблемы индустрии, что позволяет смотреть в будущее с оптимизмом


&nbsp31 мая 2010 г. в Москве, в Международном информационно-выставочном центре «ИнфоПространство», прошел 2-й Международный Форум «АЗК. Бизнес, платежи и технологии. Россия и СНГ 2010», организованный журналом «ПЛАС». Форум собрал более 220 делегатов из различных регионов России, стран СНГ, Европы, Китая и Австралии. На конференции, прошедшей в рамках мероприятия, было представлено 15 докладов экспертов и участников рынка. В выставочной части мероприятия приняли участие 12 партнеров и спонсоров Форума.

 Основная цель Форума – налаживание эффективного взаимодействия топливных компаний, банков и платежных систем, телекоммуникационных компаний, компаний-вендоров, интеграторов и операторов рынка в процессе дальнейшего развития эффективной платежной инфраструктуры.

Генеральным спонсором мероприятия выступила Visa Inc., главными спонсорами – компании INPAS, VeriFone и «Терминальные Технологии». В числе партнеров Форума – IT SERVICE Retail & Banking, Ingenico, «АйТи», «Гамма Центр», Sunyard System Engineering и Hectronic. Специальный спонсор мероприятия – Bahlsen. Работу Форума открыл председатель Оргкомитета – издатель журнала «ПЛАС» Александр Гризов. В своем выступлении он подчеркнул, что данный Форум – уже второе масштабное мероприятие, посвященное вопросам развития безналичных платежей и организации дополнительных сервисов на АЗК, которое организует и проводит журнал «ПЛАС». В текущем году Форум стал по-настоящему международным: в его работе приняли участие не только российские представители, но и делегаты и участники от компаний и банков из Беларуси, Украины, Армении, Казахстана, Польши, Румынии, Великобритании, Китая и Австралии.

Приветственным словом открыл работу Форума Андрей Зуев, председатель Совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза. В своем выступлении он отметил, что московский регион – один из самых быстроразвивающихся рынков продажи топлива в России. А. Зуев обратил внимание аудитории на актуальность таких поднимаемых в ходе Форума вопросов, как система безналичных расчетов, организация перекрестной схемы приема топливных карт на АЗС, расширение географии эквайринга карт международных платежных систем, использование передовых технологий.  

Андрей Вылегжанин, глава департамента развития бизнеса Visa Inc. в России, в свою очередь рассказал о новой услуге, которую компания собирается внедрить в России в 2010 г., – «Быстрая заправка с Visa». По его словам, в России сегодня открыто более 30 тыс. заправочных станций, и каждый год их количество увеличивается на 2%. Конкуренция на рынке розничной продажи нефтепродуктов очень жесткая, и для того чтобы получить лучшего клиента, каждой АЗС необходимо предоставить сервис, быстроту и качество обслуживания. В России платежи по картам Visa на АЗС еще не получили достаточно широкого развития. С точки зрения терминализации заправочный сектор российского рынка находится в достаточно благополучном состоянии, но уровень проникновения карточных платежей составляет всего 4%, тогда как в США этот показатель достиг 48%. Если заправка предлагает качественный сервис, клиенты привыкают пользоваться услугами только этой АЗС и покупать дополнительные продукты, пусть и с достаточно большой наценкой. Однако, по мнению А. Вылегжанина, создается впечатление, что игроки российского розничного рынка нефтепродуктов серьезной борьбы за клиента пока не ведут. Видимо, это вопрос будущего. Однако проходящий в Москве уже во второй раз Форум показывает, что интерес к данной проблеме высок, и Visa Inc. будет рада сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами для ее успешного решения.

Дамир Хальметов, ген. директор консалтинговой компании «Верген Ойл Групп», выступил с докладом «Состояние и анализ розничного рынка нефтепродуктов РФ, прогнозы на 2010 год». По данным Минэнерго РФ, в 2009 г. прирост добычи нефти составил 1,2%, нефтепереработки – 0,03%, объем экспорта российской нефти возрос на 3,3%. В ходе своего выступления Д. Хальметов ознакомил аудиторию со структурой владения АЗС вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) по федеральным округам, отметив, что самые высокие показатели у Центрального, Южного и Дальневосточного ФО. Как сообщил докладчик, Федеральная антимонопольная служба недавно предоставила сведения о том, как поделен розничный рынок нефтепродуктов в России.

Далее Д. Хальметов рассказал о структуре ценообразования на бензин марки АИ-92 в московском регионе на конец 2009 г. и динамике изменения оптовых и розничных цен на АИ-92 и дизельное топливо в Москве за прошлый год. Завершая свою презентацию, ген. директор компании «Верген Ойл Групп» поделился с делегатами Форума прогнозами компании по выпуску нефтепродуктов в 2010 г.

Кен Ливер (Ken Leaver), руководитель направления по развитию сети приема карт компании Visa в России, обратил особое внимание на развитие инфраструктуры приема карт в топливно-заправочном секторе. По его словам, Visa по праву может гордиться результатами своей работы в России, занимая одну из лидирующих позиций на рынке безналичных платежей в стране. Однако, отметил докладчик, на территории России значительное число АЗС не принимает к оплате банковские карты. По данным исследования, проведенного по заказу Visa компанией Nielson  в 10 крупнейших городах России, только 42% АЗС осуществляют прием банковских карт. Экстраполировав данные исследования на весь российский регион, можно подсчитать, что карты к оплате принимают только 11 тыс. АЗС. При этом к увеличению числа АЗС, принимающих к оплате карты, должно привести повышение уровня и качества приема карт операторами на АЗС и, как следствие, расширение числа клиентов, оплачивающих ГСМ с использованием своих карт.

Согласно исследованию Ipsos (2008), россияне выражают готовность использовать банковские карты для оплаты топлива, однако сами кассиры зачастую не умеют обращаться с POS-терминалом. По мнению Кена Ливера, в России необходимо развивать новые формы оплаты, позволяющие водителю самостоятельно оплачивать топливо непосредственно у топливораздаточной колонки (технология Pay-at-Pump). В настоящее время уровень проникновения такой формы оплаты в РФ очень низкий. По данным Visa, издержки организации процесса продажи топлива  с помощью технологии Pay-at-Pump снижаются в 4 раза по сравнению с традиционной формой оплаты топлива у кассира. В последнее время Visa стимулирует продвижение пилотных проектов на АЗС с использованием терминалов самообслуживания для оплаты топлива, а в ближайшем будущем планирует реализовать ряд ко-брендовых проектов в топливном секторе. «Сейчас в России друг с другом конкурируют множество АЗС. Внедрение новых технологий дает им дополнительные конкурентные преимущества, которые помогают привлечь новых клиентов, предпочитающих расплачиваться картой, а не наличными. В США потребители отдают предпочтение ко-брендовым картам, поскольку это очень удобный продукт», – заявил Кен Ливер.

Директор по маркетингу компании Hypercom в Восточной Европе Цезарий Косински (Cezary Kosinski), продолжив затронутую предыдущим докладчиком тему, рассказал об опыте применения технологии Pay-at-Pump в одной из нефтяных компаний. По заказу компании Hypercom был проведен опрос держателей, которые используют свои карты для оплаты ГСМ и сопутствующих товаров на АЗС. В итоге, проанализировав данные этого опроса, компания Hypercom разработала ряд решений для оплаты ГСМ с использованием карт и протестировала их на двух АЗС.  В ходе проведенного по заказу Hypercom опроса 46% потребителей отметили, что оплата у топливораздаточной колонки – это быстро, 21% – что это удобно и просто. В ответ на вопрос, почему клиенты АЗС не хотят использовать новые технологии, 58% респондентов заявили, что платят наличными в кассу по привычке, 25% зашли в магазин за покупками и заодно оплатили заправку автомобиля в кассе, 20% всегда платят за бензин в магазине, 10% сослались на отсутствие очереди в кассу. Часть респондентов не оплатили топливо на колонке по причине отсутствия денег на карте или ссылаясь на то, что забыли ПИН-код, 42% вообще не умеют пользоваться картой, 21% имели карту лояльности и хотели получить бонусы при оплате картой именно в магазине. 21% не знали о новой системе. «Главная беда многих компаний в том, что они даже не удосуживаются проинформировать своих покупателей о новой, удобной форме оплаты с использованием карт», – подчеркнул Ц. Косински. Так, 75% клиентов заявили, что возможность отплаты у колонки они открыли для себя совершенно неожиданно. При этом большинство респондентов полагают, что, как и любая новая разработка, возможность оплаты по картам сложна в использовании, даже если на самом деле это не так. Однако на первых порах покупателям в любом случае нужна помощь со стороны сотрудников АЗС при работе с новой системой.

Дмитрий Лютягин, главный аналитик управления анализа рынка акций компании «ИК «Велес Капитал», представил участникам Форума презентацию «Трансформация рынка нефтепродуктов и АЗК». Последняя была посвящена структурным изменениям рынка АЗС с учетом тенденций развития нефтегазового сектора, модернизации топливного рынка, перехода на новый топливный технический регламент, а также новых правил, вводимых Федеральной антимонопольной службой России. Подробнее выступающий остановился на путях развития сектора независимых АЗС в современных условиях. По мнению Д. Лютягина, российский розничный рынок нефтепродуктов остается одним из важнейших элементов топливной промышленности. К настоящему времени близок к завершению ключевой этап развития топливной сферы – модернизация нефтеперерабатывающих мощностей. Д. Лютягин отметил, что ужесточения конкуренции на розничном топливном рынке и начала настоящей борьбы за потребителя следует ожидать уже в недалекой перспективе. Так, уже сейчас нефтяные компании стремятся повышать прибыль и увеличивать прибыльность бизнеса за счет расширения сетей АЗК, проведения их ребрендинга и создания новых брендов. При этом неоспоримыми конкурентными преимуществами обладают ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании): их бренд узнаваем, они располагают собственными мощностями по переработке нефти. «Независимые» нефтяные компании могут и будут конкурировать с ВИНКами за счет цены моторного топлива, качества и ассортимента сопутствующих товаров и услуг, удобства осуществления платежей, различных дисконтных компаний и промо-акций и пр. В настоящее время на постсоветском пространстве идут процессы европеизации как парка оборудования, так и сервиса АЗС, и потребители предъявляют все более высокие требования к надежности и удобству сервиса. Подводя итог, докладчик подчеркнул, что единые стандарты качества моторного топлива и рост автомобильного рынка будут вынуждать нефтяные компании к расширению розничного сегмента. Ожидается дальнейшее снижение доли независимых операторов АЗК. Расширение сетей АЗК ВИНКами и оптимизация их географической структуры – не единственный способ повышения прибыльности розничного бизнеса. Компании будут делать ставку на привлечение потребителя с помощью маркетинговых акций и повышения узнаваемости бренда. Выживание и развитие независимых компаний, по мнению аналитика, зависит от своевременного перехода на новый формат АЗК, расширения линейки предлагаемых услуг и сопутствующих товаров, совершенствования форм оплаты за ГСМ.

Управляющий проектом UCS Loyalty «Компании объединенных кредитных карточек» (USC) Михаил Трунов ознакомил собравшихся с новой программой по созданию универсального и удобного инструмента взаимодействия между топливной компанией и корпоративными клиентами – «Топливной картой». Топливная карта компании UCS, выпускаемая в рамках данной программы, является не только средством оплаты бензина, но и картой лояльности, которая поддерживает обработку бонусных программ. М. Трунов особо подчеркнул безопасность использования Топливной карты, ее надежность, удобство и простоту применения конечными пользователями.

Елена Свалова, генеральный менеджер компании VeriFone в России и СНГ, рассказала о специфике оплаты топлива в Великобритании, методике расчетов на АЗС, а также о внедрении систем самообслуживания на примере совместного проекта VeriFone и компании Shell. Великобритания является крупнейшим потребителем топлива в Европе, всего в стране насчитывается 9 тыс. АЗС. Особенностью данного бизнеса Великобритании является его низкая прибыльность: при стоимости 1 литра бензина в 1 фунт 20 пенсов только 5 пенсов составляет прибыль АЗС. Многие компании не выживают в таких условиях конкуренции – в год закрывается от 200 до 300 АЗС. Если в 1990 г. в стране насчитывалось 18 тыс. АЗС, то сегодня их ровно в два раза меньше. Топливные ритейлеры Великобритании, столкнувшиеся с проблемой повышения доходности своего бизнеса, пришли к необходимости расширять ассортимент сопутствующих товаров на АЗС. В настоящее время 40% продаваемого бензина в Великобритании приходится на сети супермаркетов. Четыре крупные розничные сети, в собственности которых находится 1400 АЗС, удовлетворяют 40% спроса на топливо. В данных сетях наиболее остро проявилась проблема увеличения пропускной способности каждой заправки. На большинстве АЗС, принадлежащих сетям супермаркетов, установлены устройства самообслуживания, которые позволяют уменьшить время совершения каждой покупки, увеличить часы работы заправки (вплоть до работы в режиме 24×7) и сократить расходы на выплату заработной платы. По результатам исследований, проведенных VeriFone, устройство самообслуживания, находящееся в эксплуатации АЗС более 7 месяцев и получившее положительные отзывы клиентов, охотно используется посетителями АЗС. Более того, за удобство и скорость клиенты готовы платить больше. Также введение устройств самообслуживания помогает снизить влияние человеческого фактора за счет исключения ошибок кассиров при работе с наличными. Согласно прогнозам, в 2010 г. через устройства самообслуживания будет оплачено 10% всех проданных в Великобритании ГСМ. Сейчас в стране 42% покупок на АЗС оплачивается наличными, однако для заправщика такая форма оплаты невыгодна, поскольку, как правило, при оплате наличными водители заправляются на меньшую сумму. Банковские карты, с помощью которых сегодня оплачивается 37% покупок на АЗС, являются для последних наиболее выгодной формой оплаты. Так, если при оплате наличными средний объем заправки составляет 19 л, то при оплате кредитной и дебетовой картами – 33 л.  В США, по данным Е. Сваловой, средняя окупаемость проектов по внедрению системы самообслуживания составляет 6 месяцев. В России она не будет превышать двух лет, с учетом всех параметров. Завершая свое выступление, Е. Свалова рассказала о перспективах развития рынка АЗС в Великобритании. По ее мнению, доля сетей супермаркетов в сегменте розничной продажи топлива будет расти. Из-за обострения конкурентной борьбы продолжит сокращаться количество АЗК, принадлежащих независимым дилерам, что спровоцирует развитие конкурентной борьбы между крупными сетями. При этом нагрузка на одну АЗС возрастет, что приведет к росту объема бизнеса. Еще одной заметной тенденцией станет падение цен на бензин.

Ирина Кучабская, руководитель департамента корпоративных продаж «Концерна Галнафтогаз», представила результаты работы компании по продаже сопутствующих товаров и услуг в собственной сети АЗС (торговая марка «ОККО»). Всего под управлением «Концерна Галнафтогаз» находится 312 АЗС, в том числе 288 АЗК под торговой маркой «ОККО», которые расположены почти во всех областях Украины. «Галнафтогаз» активно расширяет спектр предлагаемых на АЗК сопутствующих товаров и услуг: полноформатные магазины с широким спектром товаров, мойки для малого транспорта и большегрузных автомобилей. 16 крупных комплексов установлены на основных выездах из Украины. В их состав, кроме магазина, ресторана и автомойки, входят так называемые клиентские кабинеты, где водитель может получить широкий набор дополнительных сервисов. Концерн постоянно расширяет перечень дополнительных товаров и услуг. Так, в мае 2009 г. была запущена программа лояльности «Fishka». В настоящее время на руках у клиентов находится более 1 млн карт лояльности, с использованием которых оплачивается 62,5% объема ГСМ. Средний объем заправки вырос с 14 л до 25 л. Увеличение объема продаж по безналичному расчету на АЗС и АЗК «Галнафтогаз» составило 20%, что особо чувствительно в посткризисный период. По мнению И. Кучабской, таких результатов «Концерну Галнафтогаз» удалось достичь прежде всего за счет внедрения программ лояльности и удержания высокого качества бензина.

Сергей Галашко, руководитель направления автоматизации платежей на АЗС компании ИНПАС, в своем выступлении рассказал о новых разработках компании: автоматических АЗС и терминалах самообслуживания на заправочных станциях. Сегодня компания предлагает мобильные POS-терминалы, уличные терминалы самообслуживания и является поставщиком карт. Мобильные POS-терминалы Vx680, разработанные ИНПАС, обладают значительным объемом памяти, мощным процессором, оснащены большим цветным сенсорным дисплеем и поддерживают такие стандарты связи, как Wi-Fi, GPRS, CDMA и Bluetooth. Уличный терминал АТП ИНПАС позволяет принимать не только контактные и бесконтактные карты, но и наличные. Запуск такого терминала состоялся 9 апреля 2009 г. в Воронеже. «Первое время люди сторонились диковинки, не понимая, как он работает, – отметил докладчик. – Тогда участники проекта организовали уголок потребителя, где повесили инструкции по использованию терминала и разместили другую необходимую информацию. Кассир помогал клиентам в работе с устройством. В результате за первые четыре месяца оборот по банковским картам на данной АЗС вырос в 20 раз, объем безналичных платежей – в 10 раз».

Независимый эксперт Андрей Кириленко озаглавил свое выступление «Близкий контакт» на заправке». Он сравнил АЗС с налоговым инспектором, который получает с каждого водителя плату за право продолжить движение на собственном автомобиле. Поэтому АЗС, по его мнению, никак не может быть популярной или привлекательной. Только менее непопулярной или менее непривлекательной. А. Кириленко отметил, что ни одна технология, использующая кредитные, топливные карты или наличные, не является замещающей в отношении любой другой, поскольку каждой системе платежей с использованием того или иного элемента отдает предпочтение определенная группа клиентов. А. Кириленко подробнее остановился на технологии радиочастотной идентификации (RFID), которая позволяет производить заправку автомашины и оплату топлива без участия водителя и оператора АЗС. В рамках данной технологии идентификацию проходит не водитель, а транспортное средство. Такая технология, по мнению докладчика, удобна прежде всего корпоративным клиентам, поскольку позволяет существенно снизить риск мошенничества.

А. Кириленко обратил внимание участников Форума, что без знаний клиента, без учета его потребностей, а также без предоставления доступа к информации все новации и современные решения абсолютно бесполезны. Потому сегодня на переднем крае работы с клиентом должен стоять маркетолог.

Игорь Сухоставский, ген. директор компании «Терминальные технологии», рассказал делегатам Форума о последних достижениях отечественных компаний по разработке устройств по приему наличных и безналичных платежей.  По данным компании «Терминальные технологии», на сегодня из 3 млн ТСП, расположенных на территории РФ, принимают карты только 350 тыс., при этом 45% из них находятся в Москве и Московской области. 300 тыс. киосков самообслуживания принимают только наличные. Столь низкий уровень проникновения эквайрингового обслуживания приводит к закономерным последствиям: за рубежом оборот по российским картам в 10 раз выше, чем на территории самой России.  При этом, как заявил И. Сухоставский, до 2009 г. на российском рынке устройства по приему наличных и безналичных платежей отечественного производства отсутствовали. В сложившейся ситуации компанией «ШТРИХ-М» было принято решение разработать устройство для приема карт. В прошлом году совместно с компанией «Терминальные технологии» была запущена в производство линейка продуктов YARUS. POS-терминал YARUS может выполнять функции кассового аппарата и поддерживает ПО любых банков-эквайеров. «Теперь целый ряд терминалов, традиционно находящихся на столе у оператора АЗС, может быть заменен только одним устройством», – отметил в заключение своего выступления И. Сухоставский.

Игорь Голдовский, ген. директор компании «Платежные Технологии», рассказал делегатам Форума об особенностях приема платежных карт в наружных терминалах. В последнее время подобные терминалы завоевывают все большую популярность, поскольку позволяют увеличить пропускную способность и сократить время обслуживания клиентов. Но использование наружных терминалов имеет смысл только при наличии на руках у населения большого количества карт. В ходе своего выступления И. Голдовский затронул технологические особенности приема карт в терминалах самообслуживания на АЗС. Так, если клиент запрашивает услугу «полный бак», то сумма заправки заранее неизвестна. Для решения этой проблемы в мире используют самые различные схемы. Самая интересная схема – One pound solution – внедрена в Великобритании. Суть ее состоит в том, что при оплате ГМС с использованием кредитной карты терминал, расположенный на АЗС, отправляет авторизационный запрос на сумму в 1 фунт ст. В случае положительного ответа АЗС отпускает клиенту необходимое количество бензина, а затем терминал отправляет соответствующее клиринговое сообщение банку-эмитенту. Другим путем решения проблемы «полный бак» является офлайновый способ авторизации, который позволяет сэкономить 7–10 сек. и увеличить пропускную способность АЗК на 10–15%. Однако в России офлайновый режим авторизации не прижился.  Традиционно выступление И. Голдовского вызвало заслуженный интерес со стороны делегатов и участников Форума.  

Станислав Канапин, ген. директор компании «АЙПИНЭТ», посвятил свой доклад надежности связи как одному из необходимых условий обеспечения качественных и безопасных платежных сервисов и конкурентных преимуществ сетей АЗК. Он отметил несколько характерных проблем, которые встречаются при организации канала связи на АЗС: прежде всего  – территориальная удаленность от центра принятия решений, отсутствие надежных каналов связи, проблема «последней мили» (участка провода или радиосвязи между магистральным каналом и АЗС, которая находится вдали от структурных объектов). Увеличение пропускной способности может очень серьезно повлиять на доходность АЗК. Одним из факторов, ведущих к увеличению доли постоянных клиентов АЗС, является наличие надежного канала связи и пунктов самообслуживания.   Сегодня на АЗС, по словам С. Канапина, используются разнообразные каналы связи. Основным недостатком проводных технологий является отсутствие мобильности. Так, если АЗС должна закрыться или переехать в другое место, все инвестиции, которые были сделаны в канал связи и оборудование, подлежат списанию. Новые радиотехнологии имеют бесспорные преимущества, т. к. минимизируют подобные риски. В последнее время используется также передача данных в сетях GSM, WiMAX и по спутниковой связи. В заключение С. Канапин привел пример успешного вложения средств в надежную связь. В конце 1990-х гг. одна из компаний в США заменила телефонные линии более чем на 8 тыс. своих АЗС на цифровые и спутниковые каналы связи. В результате была повышена готовность сети на 0,3%, что при среднем количестве транзакций 1,2 млн в день привело к экономии 1,3 млн долл. США в год. В итоге экономический эффект от увеличения продаж по банковским картам превысил 8,5 млн дол. США в год.

Доктор Патрик Уайт (Patrick White), глава консалтинговой компании HRM Consultants Ltd, поделился с делегатами Форума опытом компании по повышению доходности от продажи сопутствующих товаров и услуг на АЗК, а также рассказал о современных тенденциях автозаправочной индустрии, дизайне торговой сети АЗК и проблеме обучения персонала. Более подробно с опытом и маркетинговыми разработками П. Уайта смогли ознакомиться слушатели мастер-класса, прошедшего в информационно-выставочном центре «ИнфоПространство» 1 июня 2010 г. (подробный отчет по мастер-классу д-ра Патрика Уайта читайте в приложении «Loyalty&Retail» «ПЛАС» №7/2010).

Завершило конференцию выступление Елены Мигуновой, директора по работе с клиентами представительства брендингового агентства Minale Tattersfield в России. Е. Мигунова подняла вопросы маркетинга в категории non-FMCG (от англ. fast moving consumer goods, пищевые продукты и товары народного потребления), создания розничных брендов для компаний топливно-энергетического сектора, уделив особое внимание управлению брендами, а также основным трендам и перспективам развития сетей АЗС и АЗК. Специфика брендов компаний топливно-энергетического сектора обусловлена особенностями функционирования самой отрасли. Добыча и переработка нефти – это тяжелая, опасная работа, которая заставляет компании быть ответственными, серьезными, стабильными и консервативными. Тем не менее многие нефтяные компании сегодня стараются выглядеть более современно и дружелюбно. В частности, агентство Minale Tattersfield рекомендует нефтяным компаниям строить свой ритейл-бренд таким образом, чтобы у клиентов он ассоциировался с общечеловеческими ценностями и возможностью предоставления энергии и в меньшей степени говорил о нефти как о продукте, о функциональных и инженерных аспектах нефтяного бизнеса.

Особое внимание Е. Мигунова уделила проблеме повышения уровня и качества обслуживания на трассовых комплексах в России. По ее мнению, сегодня решение этой проблемы представляет собой «замкнутый круг»: с одной стороны, не развивается автомобильный туризм из-за почти полного отсутствия придорожной инфраструктуры, с другой – придорожная инфраструктура не развивается по причине отсутствия интереса потребителей. На данный момент можно наблюдать активизацию развития трассовых комплексов, связанную с предстоящей Олимпиадой 2014 г. в Сочи и необходимостью ее обслуживания. Многофункциональные трассовые комплексы – перспективный формат для России. Ведущие мировые компании активно развивают данное направление. Использование стандартных компоновочных модулей («Кафе», «Супермаркет», «Мотель» и пр.) при создании многофункциональных комплексов при АЗС позволяет адаптировать объект под задачи конкретного бизнес-плана, выбирая его компоновку с учетом места расположения, пропускной способности объекта и особенностей потока транспорта, а также учитывать смещение акцента от предоставления услуг по заправке автомобилей на обслуживание в современных торговых центрах (более подробно выступление Елены Мигуновой будет опубликовано в ближайшем приложении «Loyalty&Retail» журнала «ПЛАС).

На прошедшем в рамках Форума круглом столе были подробно рассмотрены такие темы, как конкуренция в условиях надвигающейся монополизации рынка госкомпаниями, а также факторы, стимулирующие и тормозящие увеличение доходности автозаправочного бизнеса. Особо оживленную дискуссию вызвал вопрос о возможности увеличения продажи топлива за счет предложения сопутствующих товаров и услуг. При этом выступающие придерживались прямо противоположных точек зрения: от полного отрицания эффективности подобного рода бизнеса до безоговорочной веры в его будущее.

Александр Гризов, подводя итоги конференции, отметил, что в рамках мероприятия был проведен полезный и конструктивный диалог, в ходе которого высказывались порой диаметрально противоположные мнения. Но в спорах рождается истина. Отличительной особенностью Форума стал тот факт, что на одной площадке удалось собрать представителей структур, которые порой находятся «по разные стороны баррикад». И то, что уже сейчас у топливных компаний, платежных систем и вендоров появляются общие темы для обсуждения, общие взгляды на многие проблемы, позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.  Во время перерывов и по окончании конференции делегаты Форума посетили проходившую в рамках мероприятия выставку, на которой свои решения и продукты представили компании Visa Inc., Ingenico, «АйТи», IT Service, ИНПАС, VeriFone, «Гамма Центр», Hectronic, «Терминальные Технологии», Sunyard, Minale Tattersfield и Best Quality Design. По результатам Форума наиболее активные его участники были награждены ценными подарками и почетными дипломами.

Текст статьи читайте в журнале "ПЛАС" 6 (158) ’2010 сс. 52-36





В рубриках:
Журнал ПЛАС № 12 (164) 2010