курс цб на 24.06:
59.6564
66.678
Лента новостей
Журнал ПЛАС № 7 (1 ...
Digital banking ДБО как фабрика user experience
22 июня 2017 12:00
Количество просмотров 4 просмотра
ЖУРНАЛ ПЛАС №5 Календарь событий
20 июня 2017 18:12
Количество просмотров 14 просмотров
ЖУРНАЛ ПЛАС №5 17 моментов безопасности
20 июня 2017 16:12
Количество просмотров 20 просмотров
Регуляторы ЦБ снизил ключевую ставку до 9%
16 июня 2017 14:29
Количество просмотров 215 просмотров

Игорь Голдовский: «Российский APACS»

Количество просмотров42 просмотра

Оптимистический манифест на тему «Почему вопрос о необходимости создания технологического координатора встал именно сегодня»


Известно, что любой экономический кризис, помимо своего разрушительного воздействия, дает рынку возможность «оглянуться во гневе» на используемые им принципы и механизмы своего развития и при необходимости скорректировать их. На мой взгляд, нынешний глобальный кризис не стал исключением, и у российского рынка платежных карт сегодня появилась хорошая возможность посмотреть на себя со стороны и сделать некоторые правильные шаги в направлении повышения своей эффективности.
Достигнув еще несколько лет тому назад некого критического уровня развития, отечественный рынок стал явно нуждаться в технологическом регулировании/координации, направленных на повышение эффективности безналичных расчетов по платежным картам. Любопытно, что последнее обстоятельство неочевидно, если смотреть на рынок «изнутри», но становится весьма явственным, когда появляется возможность взглянуть на него со стороны, например, с кафедр международных комитетов и советов по платежным картам.

Технологическое регулирование/координация не возникают спонтанно сами по себе. Для их эффективной реализации необходимо создать отдельный орган (далее будем называть его Советом), который, являясь независимым от конкретных игроков рынка (платежных систем, банков, поставщиков софтверных «карточных» решений и оборудования), привлекал бы к своей работе ведущих специалистов отрасли, представляющих всех заинтересованных участников рынка (таким способом регулирование превращается в саморегулирование).

В числе ключевых задач Совета можно выделить следующие:

разработка и утверждение требований к обслуживанию российских держателей карт (как с точки зрения эмиссии, так и с точки зрения эквайринга), а также обеспечение контроля исполнения этих требований;

активное участие в решении любых проблем, связанных с обеспечением безопасности карточных транзакций, возникающих у российских банков;

координация усилий участников рынка при реализации крупномасштабных карточных проектов;

прямое участие в разработке индустриальных и международных стандартов в области платежных карт;

представление интересов российской карточной индустрии как в средствах массовой информации, так и на различных международных форумах, комитетах, советах и т.д.

В мировой практике на уровне отдельной страны перечисленные задачи иногда решаются центральным банком. Например, так происходит во Франции и Германии. Такой подход к технологическому регулированию понятен, поскольку именно центральные банки имеют право принимать решения, обязательные для исполнения кредитно-финансовыми институтами и другими участниками рынка.

В то же время в ряде стран функции технологического координатора выполняются специально созданным для этих целей юридическим лицом, подотчетным центральному банку. В качестве примеров можно привести Европейский Платежный Совет – European Payment Council (EPC) и ассоциацию банков Великобритании APACS.

Смысл создания специально выделенного института для обеспечения технологического регулирования рынка очевиден. Во-первых, выработка специальных технических решений для рынка, а также выполнение работ консультационного характера – отнюдь не прерогатива центрального банка. Во-вторых, существование отдельной структуры позволяет решать вопросы технологической координации рынка более гибким образом, привлекая к работе всех заинтересованных его участников, а также наиболее авторитетных специалистов. Это большая отдельная работа, заниматься которой в полной мере в рамках основных функций и полномочий центрального банка вряд ли эффективно и целесообразно.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС»7 (147) ’2009 сс. 3-7





В рубриках:
Журнал ПЛАС № 7 (147)2009