17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 100

Применение электронных билетов на массовых зрелищных мероприятиях

Применение электронных билетов на массовых зрелищных мероприятиях


Игорь Бояренко, менеджер по развитию бизнеса в области идентификации (Центральная и Восточная Европа) компании NXP Semiconductors


Электронные билеты как альтернатива билетам традиционным.



Сегодня, в условиях напряженной социальной и политической обстановки, в той или иной степени наблюдаемой практически во всех регионах мира, организация массовых зрелищных мероприятий требует качественно иного подхода как к учету посетителей, так и к вопросам обеспечения безопасности в целом. Например, проведение спортивных соревнований, концертов, выставок, кинопоказов и театральных постановок сегодня просто немыслимо без применения современных технологий обеспечения контроля допуска зрителей. При этом для России эта проблема становится еще более актуальной в связи с подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. На этом фоне основное внимание в данной статье будет уделено именно специфике организации допуска посетителей на спортивные соревнования с использованием современных IDтехнологий.



Одним из факторов, существенно влияющих на безопасность проведения спортивного соревнования, является система продаж, распространения и приема билетов. Как правило, организационный комитет любого крупного спортивного мероприятия либо компания, управляющая стадионом, ставит перед такой системой следующие задачи:



исключение из числа покупателей билетов хулиганов, зарегистрированных к этому моменту правоохранительными органами (что особенно актуально для международных соревнований);



исключение доступа на стадион зрителей, не имеющих легальных билетов;



создание условий для нецелесообразности подделки билетов;



создание препятствий функционированию «черного» рынка легальных билетов;



организация дополнительных услуг для болельщиков;



совместимость билетной системы с системой контроля доступа для сотрудников и спортсменов.



Очевидно, что решение данного комплекса задач затруднительно либо неэффективно при применении традиционных билетов со штрих-кодом или магнитной полосой. На этом фоне на смену таким традиционным билетам сейчас приходят инновационные технологии электронных билетов. Физическими носителями электронных билетов могут являться бумажные и пластиковые смарт-карты или мобильные устройства с интерфейсом NFC. При этом эффективная интеграция систем электронных билетом с другими системами на базе бесконтактных карт может обеспечить дополнительный синергетический эффект.



Электронные билеты как часть инфраструктуры безопасности



Безопасность проведения спортивного мероприятия обеспечивается работой множества систем, каждая из которых вносит свой вклад в общий уровень защищенности. При этом основные принципы построения системы электронных билетов, методика их продаж и распространения являются ключевыми факторами, определяющими общую безопасность мероприятия. Основная роль в разработке системы электронных билетов отводится системному интегратору, который обеспечивает соответствие системы электронных билетов требованиям заказчика. При разработке архитектуры такой системы важен как выбор типа электронного билета, так и определение принципов функционирования back end части. Баланс между ресурсами электронного билета и ресурсами остальной части системы может варьироваться в зависимости от потребностей заказчика и архитектуры конкретной системы. В контексте безопасности одной из основных ролей back end части является распознавание поддельных билетов и исключение их из дальнейшего обращения.



История применения электронных билетов в спорте



В качестве одного из первых примеров применения электронных билетов при организации спортивных мероприятий можно привести Олимпийские игры 2000 г. в Австралии. Тогда на Центральном стадионе в Сиднее было установлено около 300 терминалов, а в качестве билетов применялись бесконтактные карты на базе MIFARE* 1K. Этот проект продемонстрировал эффективность и на практике подтвердил преимущества использования смарт-карт в инфраструктуре спортивных объектов. В течение последующих нескольких лет была начата разработка подобных систем на ряде крупнейших европейских стадионов. Среди сооружений, где за этот период были внедрены системы электронных билетов и контроля доступа, стоит упомянуть в первую очередь стадионы таких крупных футбольных клубов, как ФК «ПСВ» (Эйндховен), ФК «Реал» (Мадрид), ФК «Кельн». «ПСВ» стал первым крупным европейским клубом, применившим технологии смарт-карт на своем стадионе. Проект был внедрен в 2002г., в его рамках на стадионе было установлено 150 терминалов. Что касается самих электронных билетов, то сегодня здесь применяются два типа смарт-карточных продуктов – сезонные абонементы на пластиковом носителе на базе чипа MIFARE ProX и бумажные билеты на посещение одной игры с чипом MIFARE Ultralight производства компании NXP. Особенностью проекта «ПСВ» является поддержка используемыми в нем смарт-картами широкого набора приложений – контроль доступа на спортивные объекты, платежи в инфраструктуре стадиона, программы лояльности и оплата парковки. Внедрение проекта ФК «Реал» в Мадриде было проведено в 2003–2004гг. Внедрение смарт-карт в качестве электронных билетов проводилось здесь в два этапа. На первом этапе в качестве сезонных абонементов ежегодно выпускалось около 80 тыс. карт MIFARE 1K. На втором этапе была осуществлена полная миграция проекта на бесконтактные билеты – с августа 2006г. в качестве билетов на посещение одной игры здесь используют карты MIFARE Ultralight. Стадион футбольного клуба «Кельн» начал применять смарт-карты в качестве электронных билетов примерно в то же время, что и мадридский «Реал», – в декабре 2004 г. Для этого на стадионе общей вместимостью 51 тыс. зрителей для выдачи и обслуживания карт было установлено около 100 терминалов. В качестве сезонных абонементов в этом проекте применяются карты на базе чипа MIFARE DESFire*, при этом для повышения уровня безопасности считыватели смарт-карт оснащены SAM-модулями DESFire производства компании NXP. В настоящий момент в рамках проекта поддерживаются приложения контроля доступа, системы лояльности и платежные апплеты. С помощью карт пользователи оплачивают парковку автомобиля, а также сувениры и напитки, приобретаемые в ходе спортивного мероприятия, причем поддерживаются как локальные кошельковые схемы, так и технологии банковских платежных карт. В рамках данной системы выпускаются сезонные билеты, билеты клуба болельщиков (постоянные и сезонные), а также билеты на посещение одной игры. Аналогичные билеты также применяются для аккредитации прессы, регистрации обслуживающего персонала и гостей мероприятия, а также VIP-персон. Помимо клубных футбольных мероприятий, электронные билеты теперь применяются и на международных соревнованиях, в том числе и по другим видам спорта. В качестве примеров можно привести:



Чемпионат Европы по баскетболу, Сербия (2005г.): около 4,5 тысячи электронных билетов на базе MIFARE 1K использовались как абонементы и билеты в VIP-ложу;



Кубки Masters по теннису, Шанхай, КНР (2006 и 2007гг.): около 120 тыс. электронных билетов на базе MIFARE Ultralight использовались для доступа всех категорий болельщиков;



Кубок Чемпионов по крикету, Индия (2007 г.): первый опыт применения электронных билетов в соревнованиях по этому виду спорта – более 1000 электронных билетов на базе MIFARE Ultralight использовались для доступа в VIP-ложу;



Чемпионат мира по регби, Франция (2007 г.): более 2 млн. бумажных электронных билетов использовались на 13 стадионах для доступа всех категорий болельщиков.



Однако наиболее ярким, известным и значимым спортивным событием с применением электронных билетов стал Чемпионат мира по футболу 2006г. в Германии.



Опыт чемпионата мира ФИФА 2006



Изначально организационный комитет по подготовке Чемпионата сформулировал несколько принципиальных требований к архитектуре построения системы электронных билетов:



продажа билетов должна быть централизованна;



при покупке билета болельщик обязан предоставить свои персональные данные;



выдаваемые билеты персонализованы и защищены от подделки;



электронная система контроля и управления доступом (СКУД) должна являться обязательной частью инфраструктуры на всех стадионах;



при создании инфраструктуры должны применяться открытые стандарты;



должно обеспечиваться выполнение европейских рекомендаций T-RV (2001) 14 по персонализации билетов и внедрению электронной системы доступа.



В соответствии с этими требованиями на всех 12 стадионах, принимающих игры Чемпионата, были созданы совместимые системы доступа болельщиков и приема электронных билетов. В качестве единого стандарта для бесконтактных считывателей и электронных билетов использовался ISO 14443. В результате была создана открытая инфраструктура, независимая от конкретных поставщиков решений и пригодная к дальнейшему использованию, в том числе и по окончании Чемпионата. Всего в рамках Чемпионата было выпущено 3,2 млн. билетов на базе чипов MIFARE Ultralight. Информация, содержащаяся в памяти чипа и не включающая в себя персональные данные владельца билета, была защищена шифрованием, персональные данные владельца были указаны только в графическом виде – в виде напечатанного на билете текста. Данная система продемонстрировала высокий уровень защищенности – количество выявленных случаев попыток использования поддельных билетов оказалось весьма небольшим, при этом не было зарегистрировано ни одного случая подделки электронной части билета. Всего же на всех 64 матчах Чемпионата было пресечено около 16 тыс. попыток прохода с недействительными билетами. Была доказана и высокая производительность системы электронного доступа – очереди посетителей на вход и выход не превышали традиционного уровня. Надежность системы в целом также оказалась на высоте – за весь период проведения Чемпионата не было выявлено ни одного случая сбоев по вине электроники. В результате FIFA осталась полностью удовлетворена работой системы электронных билетов и намеревается использовать приобретенный опыт и разработанные технологии при подготовке Чемпионата мира по футболу в 2010г. в ЮАР. Помимо FIFA, применить электронную систему билетов планирует и Международный Олимпийский Комитет на Олимпиаде-2008 в Пекине.



Интеграция электронных билетов с другими системами



Оператор спортивного объекта может значительно повысить эффективность работы системы электронных билетов путем ее интеграции с другими системами на базе бесконтактных технологий. Ключевое значение здесь имеет тот факт, что бесконтактные технологии могут внедряться поэтапно, не требуя от оператора системы значительных одноразовых вложений. При этом внедрение новых услуг не требует модификации существующей инфраструктуры, что обеспечивает сохранность ранее сделанных инвестиций. Обязательным ядром системы является внутренняя IT-инфраструктура стадиона в минимальной конфигурации, обеспечивающая выпуск и прием электронных билетов. Первым шагом в данном направлении является интеграция инфраструктуры электронных билетов с системой контроля доступа. В качестве следующего этапа оператор спортивного объекта, как правило, разрабатывает и предоставляет владельцам билетов дополнительные услуги (например, парковки автомобилей), вводит программу лояльности и позволяет с помощью электронных билетов производить оплату за различные товары, продающиеся во время проведения мероприятий на территории стадиона (например, сувениры и напитки). При этом услуги могут предоставляться как самим оператором системы, так и партнерской компанией. Как показывает практика, после внедрения системы бесконтактных платежей на стадионе оборот поставщика услуг может увеличиться до 200%, в том числе и за счет повышения скорости обслуживания. Следующим возможным этапом расширения сферы применения электронных билетов и повышения их привлекательности является интеграция с системой общественного транспорта. Подобный шаг позволяет достигнуть экономии издержек за счет введения единой платежной карты, а также повысить маркетинговую привлекательность проекта и расширить каналы продаж и распространения билетов. Еще одной возможностью для достижения синергетического эффекта является поддержка инфраструктурой такой системы обслуживания бесконтактных банковских карт. Введение подобной функции позволяет проводить с использованием инфраструктуры электронных билетов платежи на базе не только локальных кошельковых схем, но и технологии банковских платежных карт, что значительно повышает популярность предоставляемых услуг. Еще один вариант повышения привлекательности системы состоит в реализации оказания услуг болельщикам через Интернет. В этом случае владелец карты получает возможность бронировать билеты на сайте оператора системы и дистанционно загружать на свою карту соответствующие права доступа. Данная услуга значительно повышает привлекательность всей системы, так как избавляет болельщика от необходимости посещать кассу стадиона для приобретения билетов. Для введения этой функции болельщику необходимо иметь считыватель бесконтактных карт, подключаемый к компьютеру в качестве периферийного устройства либо встроенный в него. Однако в случае интеграции электронного билета в мобильный телефон с NFC-чипом потребность в такого рода дополнительном оборудовании исчезает, т.к. все операции с системой продаж могут проводиться непосредственно через сеть оператора связи, а взаимодействие с инфраструктурой стадиона – через бесконтактный интерфейс NFC. Таким образом, в максимальной конфигурации система может быть схематично представлена следующим образом (см. рис. 1):



Требования к системе



Для того чтобы гарантировать максимально эффективность инвестиций, при разработке проекта следует принять во внимание следующие требования:



все считывающие устройства должны обеспечивать максимальную совместимость со стандартом ISO14443 (корректное выполнение данного требования позволит со временем реализовывать поддержку новых видов карт без дополнительных инвестиций в существующую инфраструктуру);



IT-инфраструктура должна располагать открытыми интерфейсами, что облегчит взаимодействие с партнерами.



Взгляд в будущее



В последние годы электронные билеты приобретают все большую популярность как в отдельных спортивных клубах, так и на уровне международных спортивных мероприятий различного масштаба. При подготовке летней Олимпиады в Пекине будет выпущено более 12 млн. электронных билетов. В течение достаточно короткого срока наличие электронной системы доступа на стадионах станет стандартным требованием к такого рода учреждениям, особенно к тем из них, которые будут принимать крупные международные соревнования. И уже сегодня можно с большой долей уверенности утверждать, что электронные билеты будут актуальными при подготовке зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. В целях приобретения практического опыта перед запуском полномасштабной системы электронных билетов для Олимпийских игр в Сочи целесообразным представляется развертывание прототипа такой системы на базе нескольких спортивных клубов либо международных турниров по одному из видов спорта.



Текст статьи читайте в журнале  "ПЛАС" 4 (134) ’2008 с. 36




Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube