17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 444

Электронные кассиры – новый взгляд на технологию клиентского обслуживания

Антон Мехоношин, начальник отдела проектов, Дарья Русских, руководителель отдела маркетинга компании «Дельта-Системы» По мнению...
Электронные кассиры – новый взгляд на технологию клиентского обслуживания


Антон Мехоношин, начальник отдела проектов, Дарья Русских, руководителель отдела маркетинга компании «Дельта-Системы»
По мнению экспертов, сегодня одной из ключевых тенденцией динамично развивающегося российского рынка банковской розницы является растущая заинтересованность его участников в переходе от традиционных и уже во многом устаревших форм организации клиентского обслуживания к инновационным, более гибким и эффективным схемам (ATS + cash-ресайклинг). Учитывая, что основной площадкой взаимодействия банка и клиента по-прежнему остается банковское отделение, становится очевидным, что реализация такого подхода неразрывно связана с автоматизацией как розничного обслуживания в целом, так и прежде всего наиболее востребованных клиентами операций с наличными, осуществляемых в отделениях. Новая линейка банковских автоматизированных устройств производства Wincor Nixdorf, продвигаемая на российском рынке компанией «Дельта-Системы», – электронные кассиры (Automated Teller Safe, ATS) – полностью меняет как организацию рабочего пространства в залах клиентского обслуживания, так и саму процедуру предоставления услуг клиентам.

 

Необходимость перехода розничных банков к новым формам клиентского обслуживания обусловлена расширением их розничной инфраструктуры – увеличением числа допофисов, филиалов и мини-офисов, в том числе автоматизированных частично или полностью, которые многие банки открывают в местах с интенсивным клиентским потоком – в торговых центрах, гипермаркетах, вестибюлях станций метрополитена и т. д., а также с особенностями организации такого рода точек обслуживания. Как правило, банковские миниофисы весьма невелики по площади, однако регламентируемые ЦБ РФ правила работы с наличностью требуют от банка организации кассового узла с созданием бронефронта и обустройством в нем рабочего места для сотрудника. Это требует дополнительной аренды площади и, соответственно, дополнительных расходов, в том числе расходов на обеспечение инкассации наличных.

Установив ATS в зоне клиентского обслуживания своего офиса, отделения или филиала, банк получает возможность минимизировать временные затраты сотрудников на обслуживание широкого спектра розничных банковских операций клиентов, оформление бумажной документации и проверку правильности выдаваемых сумм наличных. Такой подход позволяет персоналу банка использовать высвободившиеся ресурсы для непосредственного общения с клиентом, значительно повысив скорость и качество обслуживания, что автоматически решает, в том числе, и одну из наиболее актуальных сегодня проблем – проблему ликвидации очередей к окнам операционных касс. При этом банк получает возможность существенно сократить расходы на аренду помещения за счет отсутствия необходимости использования дополнительных площадей, а также оптимизировать свои затраты на обеспечение должного уровня безопасности хранения больших объемов наличных денег.

Как уже отмечалось, очевидное преимущество использования электронных кассиров в банке состоит в том, что почти сразу же после установки эти устройства позволяют значительно повысить качество и скорость обслуживания клиентов. При этом клиенту обеспечивается максимальный уровень комфорта при получении банковских услуг, более доверительное и располагающее общение с банковским персоналом, что обеспечивается благодаря отсутствию физических барьеров (бронефронта) между ним и сотрудником банка (кассиром).

Являясь одним из лидеров российского рынка среди компаний-поставщиков автоматизированных устройств банковского самообслуживания, «Дельта-Системы» сегодня поставляет заказчикам готовое решение, которое, помимо широкого спектра электронных кассиров производства Wincor Nixdorf, включает в себя и технологию сопряжения данных устройств с установленной в банке АБС.

Кроме того, компания оказывает заказчикам консультационные услуги, связанные с толкованием нормативных документов ЦБ РФ, а также сервисную гарантийную и постгарантийную поддержку установленного оборудования. Электронный кассир (ATS) предназначен для использования в залах обслуживания клиентов и кассовых узлах. ATS представляет собой устройство для приема, хранения и выдачи наличных денег, размещаемых в специальном сейфе, соответствующее требованиям к такого рода оборудованию и способное обеспечить надежную защиту денежных средств, которое устанавливается на рабочем месте кассира-операциониста.

ATS управляется с персонального компьютера, для работы с ним каждый кассир-операционист получает индивидуальный код доступа. Каждая операция по выдаче или приему денежных средств автоматически документируется. Как уже отмечалось, с установкой ATS у банка отпадает необходимость в выделении для кассира специального помещения и оборудовании его системами безопасности. Использование ATS на рабочем месте кассира дает 100%-ную гарантию правильности выдаваемой суммы.

Внедрение ATS позволит изменить технологии работы персонала отделений: должности операциониста и бухгалтера совмещаются в одну, и клиент обслуживается одним банковским сотрудником вместо традиционных двух. В свою очередь, электронные кассиры с функцией cash-ресайклинга обеспечивают автоматический прием и выдачу денежной наличности. Помещаемые в приемный лоток банкноты, принятые кассиром-операционистом у клиентов, автоматически пересчитываются, проверяются на подлинность и пригодность в качестве средства платежа, сортируются по номиналам и помещаются в барабанные модули, обеспечивающие их хранение и последующую выдачу другим клиентам.

Стандартный вариант, при котором одно устройство используют два кассира-операциониста, дает возможность автоматизировать процесс выдачи и приема наличных в подавляющем большинстве банковских отделений и мини-офисов, установив один, максимум – два электронных кассира в каждом отделении. Кроме того, использование технологии cash-ресайклинга позволяет минимизировать затраты на инкассацию.

Важными преимуществами ATS является возможность работы с любыми валютами, включая российские рубли. Осуществление стыка программного обеспечения ATS с АБС банка позволяет автоматически в реальном времени отражать в АБС все операции по выдаче и получению денежных средств, проводимые с использованием ATS. Сейфовый корпус устройств оснащен механическим и электронно-механическим замком с временной задержкой. Последний позволяет открыть устройство после поворота ключа только по истечении запрограммированного интервала времени. Кроме того, электронный кассир может подключаться к пульту охранной сигнализации.
Электронные кассиры – новый взгляд на технологию клиентского обслуживания - рис.1
Использование ATS дает возможность банку организовать универсальные рабочие места, где проводится полный цикл документарно-денежных операций. В настоящее время компания «ДельтаСистемы» продвигает на российском рынке две линейки электронных кассиров производства
Wincor Nixdorf.

Предлагаемые нами электронные кассиры ProCash 5000 и ProCash 5000mini предназначены для автоматизации выдачи наличных. Возможна установка от 4 до 6 кассет выдачи (до 3 кассет в ProCash 5000mini), каждая емкостью в 2500 банкнот. Суммарная емкость кассет покрывает объем транзакций в небольшом отделении банка или зоне консультирования. Электронный замок с временной задержкой и двойным кодированием защищает сейф. Оптимальный вариант установки таких устройств – места с недостатком площади, мини-офисы и т.д.

Интересно также отметить, что устройство диспенсеров электронных кассиров ProCash 5000 идентично диспенсерам, используемым в банкоматах производства Wincor Nixdorf. Ввиду этого банк, уже внедривший банкоматы данного производителя и установивший ProCash 5000, получает возможность унифицировать сервисное обслуживание новых автоматизированных устройств.

Электронные кассиры с функцией cash-ресайклинга серии ProCash 6х00 занимают минимум пространства. Наличие функции cash-ресайклинга освобождает банковский персонал от дополнительной работы по депозитным операциям, а функции проверки купюр на подлинность – от попадания фальшивой или неплатежеспособной купюры в дальнейший оборот. Сумма наличных, изначально загружаемая в такое устройство, может быть уменьшена до необходимого минимума, т. к. система постоянно пополняется депонированными наличными средствами клиентов. При необходимости кассир может пополнить устройство наличными из хранилища в течение рабочего дня. Модели могут быть оснащены 6 или 8 барабанными модулями и сейфом с 1-м или 3-м классом защиты (UL 291 или CEN III).

Комбинация из 4 барабанных модулей емкостью по 700 банкнот каждый, а также 2 или 4 дополнительных модулей емкостью по 400 банкнот обеспечивает большую суммарную емкость, необходимую в том случае, если объем транзакций по выдаче наличных в банковском филиале значительно превышает объем депозитных транзакций. Электронные кассиры серии ProCash 6х00 оптимально устанавливать в банковских филиалах, в которых приход и расход наличности примерно одинаковы – в этом случае пополнение устройства денежными купюрами можно производить не чаще одного-двух раз в месяц. Модель ProCash 6100 комплектуется 6 барабанными модулями емкостью по 400 банкнот каждый, которые располагаются в сейфе с 1-м или 3-м классом защиты.

Модель ProCash 6300 предназначена для работы с одним кассиром. Устройство устанавливается под рабочий стол кассира и занимает минимум пространства. ProCash 6300 укомплектован 8-ю барабанами емкостью 250 банкнот каждый и вертикальной кассетой емкостью 2000 банкнот, что значительно расширяет область его использования. Барабаны могут сбрасывать банкноты в вертикальную кассету, что позволяет использовать устройство в отделениях с преобладанием депозитных операций, а также в открытых потребительских зонах. Электронные кассиры поставляются компанией «Дельта-Системы» совместно с программными пакетами, позволяющими произвести интеграцию устройства в установленную в банке АБС различными способами.

Клиентам «Дельта-Системы» доступны три варианта установки и использования электронных кассиров. При использовании в режиме offline рабочее место кассира (банковского операциониста) состоит из ATS и специального программного модуля, с помощью которого кассир проводит операции по приему и выдаче наличных. Информация обо всех операциях кассира помещается в локальную базу, которая по завершении рабочего дня перемещается в базу АБС банка.
Электронные кассиры – новый взгляд на технологию клиентского обслуживания - рис.2
В рамках другого варианта установки электронный кассир интегрируется с банковской АБС при помощи готового программного модуля управления устройством, при этом модуль имеет свои экранные формы и функционал. Иными словами, АБС управляет программным обеспечением устройства, который, в свою очередь, может выполнять все необходимые операции, включая выдачу, прием, инкассацию наличных, и т.д. Наиболее сложный вариант интеграции электронного кассира и АБС предусматривает использование программного модуля, который «общается» с АБС посредством внешних функций, и управляет устройством, получая команды от внешнего управляющего программного модуля (например, от модуля, написанного специально для АБС). Таким образом, электронный кассир становится периферийным устройством АБС, а управление им попадает в экранные формы АБС.

Хотелось бы особо отметить, что внедрение подобного оборудования – довольно серьезный проект, требующий взаимодействия трех групп специалистов: со стороны банка, со стороны поставщика оборудования, а также со стороны компаниипоставщика внедренной в банке АБС. Электронные кассиры линеек ProCash 5000 и ProCash 6х00 были разработаны и выпущены на рынок компанией
Wincor Nixdorf в 2002–2003 гг. К настоящему времени в число клиентов производителя, внедривших данные устройства в своей сети отделений и филиалов, вошли такие банки и финансовые компании, как ATB Financial (Канада), Commerzbank (Германия), Credit Muncipal de Paris (Франция), Deutsche Post AG (Германия), HSBC (Великобритания), Deutsche Bank, Municipal and district savings banks (Германия), Cooperative banks (Германия), TD Bank (Канада), Algeria RANK Group (Алжир), U.K.PKO BP (Польша), P&T, Luxembourg Credit Mutuel (Франция), Morocco ING Bank, Handelsbanken (Швеция) и DnB Group (Норвегия). На российском рынке проект внедрения электронных кассиров производства Wincor Nixdorf компанией «Дельта-Системы» в настоящее время реализован в ОАО «Инвестиционный Городской Банк». Порядка двух лет назад банк приступил к реализации проекта по расширению своей розничной сети. В его рамках банк организовал в Новосибирске 30 мини-офисов в местах с интенсивным клиентским потоком – преимущественно в универмагах и крупных розничных торговых сетях. На площади мини-офисов банка выделена зона самообслуживания с установленными информационным киоском, стандартным банкоматом и банкоматом с функцией cash-in. Электронные кассиры ProCash 6000, установленные в зоне клиентского обслуживания мини-офисов банка, позволяют выдавать наличные как с левой, так и с правой стороны ATS, что дает возможность использовать устройство одновременно двумя сотрудниками банка. При этом идентификация клиента в АБС для его последующего обслуживания в клиентском зале проводится по банковской карте, эмитированной Инвестиционным Городским Банком. В рамках данного проекта компания «Дельта-Системы» поставит банку в общей сложности 22 ATS, а также окажет комплекс консалтинговых услуг по внедрению и обслуживанию данных устройств.

Данное решение реализовано на базе АБС компании R-Style. Кроме того, ряд аналогичных проектов по внедрению ATS «Дельта-Системы» ведет в настоящее время с пятью ведущими участниками российского рынка банковской розницы. На фоне современных тенденций развития рынка нетрудно прогнозировать, что заинтересованность отечественных банков во внедрении данных устройств будет продолжать расти.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube