29 февраля 2016, 10:19
Количество просмотров 168

Концепция в действии!

“Концепция в действии” – под таким девизом прошла в конце января 2005г. в германском Падерборне 6-я ежегодная выставка Wincor World. По оценкам...
Концепция в действии!

Автоматизация: от радикализма к консалтингу
Если основная тема предыдущей выставки (Wincor World 2004) звучала как “Объединение концепций” (Communicating Visions”), то Wincor World 2005 прошла под девизом “Концепция в действии” (“Vision at Work”). Подобная расстановка акцентов уже сама по себе отражает тот факт, что основной целью нынешнего мероприятия стала демонстрация логического развития и практической реализации тех идеологических концепций, которые впервые были анонсированы Wincor Nixdorf год назад. Речь идет в первую очередь о наборе уникальных комплексных технологий, объединяющих в себе ПО и оригинальные методики и позволяющих банкам создавать высокорентабельную филиальную сеть с высоким уровнем автоматизации. При этом такие из них, как BranchLab, Business Case Tool, ProCash/Optima, ProCash/Analyzer, ProCash/FOnet, ProClassic/Enterprise, компоненты которых были представлены на Wincor World 2004 в виде решений для отдельных проектов, в текущем году воплотились в набор универсальных готовых решений, широко представленных в рамках выставки нынешнего года.

Характерно, что продемонстрированные Wincor Nixdorf в прошлом году новые технологии в области депозитарных операций, cash-ресайклинга, безопасности и автоматизации каналов предоставления банковских услуг и позиционировались именно как составные компоненты более актуальных масштабных решений для управления и организации комплекса сетей автономных устройств банковского самообслуживания и филиальных сетей банков. При этом объединяющими их звеньями выступали две идеологические компоненты, в значительной мере определяющие концепцию успешной работы современного кредитно-финансового института: надежные средства автоматизации как канал доставки банковских сервисов и банковский офис по работе с клиентами.

В свою очередь, организация экспозиции Wincor World 2005 наглядно подтвердила успех решений, разработанных и продвигаемых Wincor Nixdorf на базе идеологии, согласно которой оптимальная модель построения филиальной банковской сети подразумевает принципиально новый подход к организации деятельности банковского отделения, обучению банковского персонала, а также к изменению самого принципа мышления банковских технологов.

Очевидно, что никакой уровень автоматизации операций с наличностью в филиале не позволяет оставить клиентов без возможности получения информационных, в том числе и адресных, услуг вне автоматизированного процесса. На этом фоне одно из ключевых мест в экспозиции Wincor World 2005 было отведено решениям и продуктам, реально учитывающим специфику информационной технологии филиала с высокой степенью автоматизации.

В течение последнего года компания Wincor Nixdorf уделяла значительное внимание развитию фронтофисных решений и концепции assistanceself-service. На протяжении нескольких предыдущих лет в основе развития филиальных сетей лежал подход, подразумевавший радикальную замену assistance-service (иными словами – неавтоматизированных филиалов) филиалами автоматизированными. Основной идеей являлась замена кассиров-операционистов автоматическими и автоматизированными системами и устройствами – системами управления очередями, контурами безопасности на основе различных мониторинговых приложений и собственно устройствами банковского самообслуживания. Соответственно, успех таких проектов зависел от правильного определения этапов внедрения новых технологий и определения операций, которые реально нуждаются в автоматизации.

Поскольку деятельность подразделений филиальной сети разнообразна и специализированна, Wincor Nixdorf разработала и предложила на рынок консалтинговый инструментарий – BranchLab и Business Case Tool, использование которого позволяет банку сделать на основе анализа технико-экономических показателей деятельности каждого своего конкретного филиала оптимальный выбор как предмета автоматизации в виде процессов, реализуемых в филиале, так и средств автоматизации этих процессов.

Концепция в действии! - рис.1
Концепция в действии! - рис.2
Концепция в действии! - рис.3
Концепция в действии! - рис.4
Концепция в действии! - рис.5
Концепция в действии! - рис.6
Концепция в действии! - рис.7
Концепция в действии! - рис.8

Следует отметить, что масштабное применение этих инструментов в разнообразных проектах показало, что автоматизация филиала сама по себе не является фактором, определяющим успех проекта. Автоматизированный филиал, в полной мере воплощающий традиционное понимание этого термина, оказывается не свободен от нескольких существенных проблем, которые могут свести на нет весь ожидаемый эффект от автоматизации.

“Три апельсина” современного банковского офиса
В качестве доказательства справедливости этого утверждения рассмотрим несколько конкретных примеров. Как известно, один из ключевых аспектов автоматизации – это идентификация клиента. Наиболее удобным инструментом является банковская карточка, однако статистика неумолима: значительная доля транзакций в филиалах запрашивается клиентами, не являющимися держателями карт и не стремящимися стать таковыми в обозримом будущем. “Отторгнуть” этих клиентов не только невыгодно, но и нельзя в принципе. Ситуация усугубляется тем, что половина этих транзакций связана с операциями с наличными. Получается, что филиал, с одной стороны, автоматизирован: в нем есть банкоматы и депозитные модули, информационные и транзакционные киоски, конкретные модели устройств и их количество сбалансированы на основе анализа потоков неавтоматизированных транзакций и наличности. С другой стороны – есть необходимость содержания тех же неавтоматизированных рабочих мест, где работа с наличностью должна осуществляться в “традиционном” режиме, со всеми вытекающими последствиями, включая вопросы обеспечения безопасности, проблемы очередей, и т.д.

Вторая часть “проблемных” транзакций – предоставление разнообразных информационных сервисов. Если принять во внимание, что, как правило, представители обеих групп – в большинстве случаев одни и те же клиенты, нетрудно представить ультрасовременный офис с рядами банковских автоматов и очередями к стойкам кассиров (или пустой – если кассиров нет). Усложним ситуацию с учетом того обстоятельства, что прогнозированию такой поток транзакций почти не поддается.

Решение в данном случае видится лишь одно: сохранить рабочие места для неавтоматизированных операций, позволяющих максимально использовать ресурс средств автоматизации этого филиала. Вот три основных цели, которые оно позволяет достичь:
1. Оставить всю работу с наличностью вне средств автоматизации, при том, что формирование транзакций до момента операции с наличностью осуществляется операционистом. Не вдаваясь в технические детали, отметим, что это становится возможным при внедрении банковских автоматов в единую и безопасную информационную сеть филиала таким образом, что транзакция может выполняться как в режиме “предавторизации” на рабочем месте операциониста с завершением на банковском автомате, так и наоборот – транзакция может быть завершена или полностью выполнена на рабочем месте операциониста, даже если она начата на информационно-платежном терминале или другом устройстве самообслуживания филиала.
2. Максимально автоматизировать работу операциониста с тем, чтобы временные затраты на формирование транзакций не определяли основную его занятость. Это достигается наличием развитых средств интеграции рабочего места с информационной системой банка.
3. Совместить за счет освобождающихся ресурсов времени работу операциониста с функциями консультанта – фактически “продавца” банковских услуг.

Воплощение концепции: как и с чем?
Первые две задачи решаются в рамках применения продукта ProCash/FOnet (Front Office Network). ProCash/FOnet является клиент-серверным приложением, позволяющим интегрировать решения, реализующие бизнес-логику автоматизированного филиала, с программно-аппаратным обеспечением службы поддержки пользователей, гарантирующей безопасный и непрерывный процесс предоставления услуг. С 2005г. это решение, прошедшее двухлетнюю апробацию в банковской системе Германии, получило статус международного продукта, что в терминологии Wincor Nixdorf означает применение к продукту стандартных терминов продажи и поддержки.

Для решения третьей задачи использование ProCash/FOnet создает хорошие предпосылки, однако просто идея реализации некоего приложения, позволяющего управлять банкоматами и автоматическими сейфами кассиров, еще не дает возможности реализовать эффективную работу консультанта – “продавца” услуг. Очевидно, что необходима плотная интеграция рабочего места со всеми каналами доставки банковских услуг. И в этом смысле ProCash/FOnet рассматривается не только как самостоятельный продукт, но и как компонент нового решения Wincor Nixdorf, которое прошло путь от концепции до практического воплощения: ProClassic/Enterprise. Очень упрощенно, но тем не менее достаточно точно можно определить идею, лежавшую в основе этого продукта, такой формулой: “От клиентсервера – к middleware в системах банковского самообслуживания”.

Предпосылками к формированию концепции продукта ProClassic/Enterprise выступили:
1. Так называемый Multivendor – идея использования прикладного программного обеспечения независимо от аппаратных средств разных производителей.
2. Развитие и множественность каналов доставки банковских услуг на фоне осознания кредитно-финансовыми институтами необходимости расширения своих портфелей этих услуг и увеличения степени их интеграции на базе унифицированных организационно-технологических решений.

Практическая реализация мультивендорных решений для Wincor Nixdorf уже не является предметом демонстрации потенциала – производитель является признанным лидером в области практической реализации подобных проектов. С другой стороны, конкурентная борьба производителей терминального оборудования, в последние годы приведшая к фактическому закрытию для рынка программных продуктов, необходимых для реализации таких проектов, путем введения различного рода ограничений как лицензионного, так и информационного характера, существенно сужает область практического приложения технологических решений, особенно для малых и средних банков.

Кроме этого, стала очевидной явная недостаточность “выразительных средств” протоколов обмена финансовыми сообщениями, которым BSVC предназначалась роль основных продуктов прикладного уровня во время формирования концепции и создания спецификаций WOSA и последующих CEN/XFS. И потребности информационных систем банковского самообслуживания, и аппаратные возможности автоматическихсредств развиваются быстрее, чем они могут быть поддержаны ограниченным кругом разработчиков и поставщиков стандартов де-юре и де-факто. Отражением этой ситуации явились создание и рост популярности нового класса стандартов, например, IFX. Реальная “вендор-независимость” здесь определена самой ориентированностью протокола, не предполагающей никаких аппаратно-зависимых уровней и рассматривающей систему банковского самообслуживания как компонент, обслуживающий бизнес-логику, а не специфические аспекты взаимодействия устройства самообслуживания с авторизационной системой. Реализация такого протокола в “отрыве” от реализации доступа к каналам услуг хотя и возможна (Wincor Nixdorf ProCash/IFX, уже упоминавшийся ProCash/FOnet), но имеет смысл только в контексте дальнейшего развития средств интеграции каналов доставки услуг. Разумеется, речь идет о middleware.

Сказанное выше – не откровение. Многие банки имеют подобные решения, однако их системы Интернетбанкинга, системы приема наличных и безналичных платежей, а также информационные и авторизационные системы в большинстве случаев не интегрированы на этом уровне. Превращение филиалов в высокорентабельные элементы системы продажи банковских услуг без интеграции этих компонент на уровне серверов приложений вряд ли возможно.

Природа возможных решений такого уровня не позволяет заявлять о наличии готового функционально завершенного универсального продукта. ProClassic/Enterprise является прежде всего технологической концепцией и одновременно – готовым к использованию набором средств и компонент. Его составляющие определены – это клиент, так называемый Smart-Client, реализующий терминальную часть функциональности, и набор компонентов сервера приложений, как в виде готовых EJB-контейнеров иWEB-контейнеров (Servlets, JSP- и HTML-страницы), так и функционально-ориентированных спецификаций, позволяющих создавать приложения на платформе J2EE.

Очевидно, что наглядная презентация такого продукта на выставке весьма затруднительна, в связи с чем в качестве демонстрации наличия решения как такового и его реальности на Wincor World 2005 были показаны “типизированные” приложения ProCash/IFX и ProCash/FOnet, которые могут выступать и в качестве готовых продуктов, и рассматриваться как этап осуществления интеграционного проекта.

Хотелось бы коснуться также еще нескольких аспектов, связанных с ProClassic/Enterprise.

Очень важным является то обстоятельство, что ProClassic/Enterprise открывает возможности для интеграции множественных, удобных и выгодных для потребителя решений, в том числе партнерских, в рамках современной и перспективной технологии. Сегодня специалисты Wincor Nixdorf также готовы обсуждать и сложности, с которыми может столкнуться как банк, так и наш партнер-разработчик, приступающий к реализации такого проекта. В частности, весьма серьезные знания базовой технологии необходимы не только для разработчиков, но и для менеджеров, отвечающих за ведение проектов. На этом фоне мы начали программу подготовки менеджеров по внедрению из числа наиболее успешных специалистов партнерских компаний, в том числе и в России.

По количеству обращений и анализу тем дискуссий в ходе нынешней выставки можно сделать вывод, что решение ProClassic/Enterprise было справедливо воспринято посетителями как технологическая платформа интеграции банковских бизнес-компонент, выходящая за рамки решения “карточно-розничных” задач, в связи с чем следует уделить внимание организационно-административному обеспечению таких проектов с целью исключения “внутриведомственной” разобщенности.

В качестве еще одного примера практического воплощения концепций, продекларированного основной темой Wincor World 2005, можно рассматривать уже хорошо известный комплекс администрирования сетей систем банковского самообслуживания ProView. Возвращаясь к вопросам оптимального развития филиальной сети, напомню, что Wincor Nixdorf располагает рядом консалтинговых инструментов, позволяющих банку, с одной стороны, принять оптимальное решение, а производителю – быть ответственным за него. Однако непременным условием для правильного анализа является полнота и объективность исходной информации. Эффективность использования ProView в качестве не только административного инструмента, но и как источник первичной информации в рамках интеграции с продуктами, позволяющими провести анализ или оптимизацию, также была продемонстрирована на выставке.

Система администрирования сама по себе не может выполнять перечисленные функции, однако, будучи интегрирована с компонентами поддержки удаленной загрузки ключей (ProRKL – Remote Key Loading), сервером видеонаблюдения ATMEye, системой анализа потока наличности ProCash/Analyzer, решение ProView является основой банковского центра мониторинга. Поэтому предметом экспозиции был именно центр мониторинга, а не отдельные продукты (хотя они и могут выступать самостоятельно).

Системная защита ATM
Итак, Wincor Nixdorf вновь продемонстрировала успешность своего позиционирования как международной компании, являющейся поставщиком современных и эффективных IT-решений для банковских систем. При этом производитель будет и в дальнейшем позиционироваться в качестве компании-разработчика принципиально новых комплексных технологий, соответствующих самым современным уровням развития банковских систем. И с этой точки зрения приоритеты в области создания аппаратного оборудования, безусловно, не отходят на второй план – они становятся равными по значимости.

Говоря о представленных на Wincor World 2005 аппаратных решениях Wincor Nixdorf, включая депозитарные банкоматы и устройства с функцией cash-ресайклинга, хотелось бы прежде всего отметить то внимание, которое уделяет сегодня производитель разработке технологий системной защиты банкоматов. Речь идет о решениях для систем безопасности: системы мониторинга и защищенных каналов связи, размещение дополнительных камер в слотах выдачи и депонирования наличности, antiskimming- и antitappingустройства, а также устройства активного противодействия “Lebanese loop”.

Аппаратные новинки
Что касается представленных на выставке новых аппаратных устройств, то здесь следует отметить реализацию новых технологий cash-ресайклинга. Несмотря на то, что результаты исследования существующего российского законодательства свидетельствуют об отсутствии как правовых препятствий, так и правовых норм, каким-либо образом регламентирующих выполнение отечественными банками операций cash-ресайклинга в системах банковского самообслуживания, в мировом масштабе технологии cash-ресайклинга признаны сегодня успешными, выгодными и удобными. Такая оценка связана как с реальной экономией, которую банки видят в снижении затрат на обслуживание оборота наличных денег и обеспечение безопасности работы инкассаторских служб, так и с возросшей эффективностью самой технологии распознавания банкнот. С 2005г. Wincor Nixdorf является единственной в мире компанией, располагающей собственными разработкой и производством всех компонент систем банковского самообслуживания, предназначенных как для выдачи, так и для депонирования наличных денег и, безусловно, будет укреплять свои позиции лидера на этом сегменте рынка. Так, в нынешнем финансовом году на рынок будет выпущена новая депозитная система ProCash 4000, которая отвечает именно усредненному уровню запросов банков: прием купюр пачкой до 200 банкнот при возможности депонировать до 10 тыс. банкнот, как с применением технологии cash-ресайклинга, так и просто в рамках депозитных операций.

На Wincor World 2005 компания продемонстрировала свой потенциал в области предоставления решений по работе с наличностью во всем спектре возможных потребностей банков: начиная от новинки, информационноплатежного киоска ProInfo 1000 с приставкой, позволяющей производить депонирование (платеж) купюрами и монетами (включая выдачу сдачи), модуля Wincor Nixdorf CashCheck – Deposit Module CCDM (депозит пачки до 60 банкнот) в составе полнофункциональных банкоматов и депозитных устройств ProCash 3000, и заканчивая ProCash 3100 c возможностями банкомата и депозитного модуля большой емкости (прием пачкой до 400 банкнот при возможности депонировать до 3400 банкнот).

При этом внимание посетителей выставки привлек к себе выпускаемый на производственных мощностях Wincor Nixdorf банкомат с функцией автоматизированного депозита ProCash 1500xe, аппаратная часть и ПО которого были полностью разработаны при участии нашего партнера – компании BS/2, входящей в состав Penki Continentai Group. Это первый прецедент такого рода за всю историю деятельности производителя, свидетельствующий прежде всего о высоком доверии Wincor Nixdorf к партнерской компании и высокой оценке ее интеллектуального и технологического потенциала.

Еще ближе к запросам российского рынка
Мероприятие в очередной раз подтвердило растущий интерес мирового банковского сообщества (в том числе и российского, представленного весьма внушительной по своему составу делегацией) как к продуктовой линейке Wincor Nixdorf, так и к предлагаемым производителем современным комплексным IT-решениям, ориентированным на поддержку полного спектра функций, выполняемых банковскими учреждениями. Что касается российских банков, то, как и в случае с развитием инфраструктуры карточного бизнеса, они получают сегодня значительные потенциальные преимущества в сравнении со своими западными и восточными коллегами при использовании новых продуктов и новой идеологии Wincor Nixdorf: грамотное создание нового всегда обходится дешевле, чем масштабная перестройка и реструктуризация созданного ранее. И, как показывает практика, уже сегодня многие из отечественных кредитно-финансовых организаций намерены воспользоваться этими преимуществами.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сегодня все менее актуальной начинает выглядеть весьма существенная еще год назад специфическая проблема развития деятельности Wincor Nixdorf на российском рынке, связанная с адресацией новых продуктов производителя. Очевидно, что они изначально не адресованы (как минимум не адресованы в первую очередь) департаментам, отвечающим за карточный ритейл, где Wincor Nixdorf уже имеет устойчивый имидж. Однако сегодня все больше российских банков уходят от позиционирования своих карточных программ в качестве отдельного направления деятельности, все чаще рассматривая их в качестве неотъемлемой составляющей розничного бизнеса в целом. Таким образом, они более чем когдалибо заинтересованы во внедрении технологий и решений, позволяющих интегрировать карточный бизнес с другими розничными продуктами и услугами. И на этом фоне такие направления, как интеграция комплексных решений в сфере финансовых услуг, разработка эффективных сценариев создания и эксплуатации автоматизированных банковских отделений на базе современного программно-аппаратного комплекса и т. д., в которых Wincor Nixdorf занимает сегодня ведущие позиции, становятся все более востребованными участниками российского рынка. Очевидно, что такое положение вещей позволяет прогнозировать существенное укрепление позиций производителя в этом регионе уже в самом ближайшем будущем.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 2 (102) ’2005 стр. 12

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube