16 февраля 2016, 18:05
Количество просмотров 156

Карточное кредитование как социальнообразующий фактор

Как известно, социальный и экономический фундамент любого современного цивилизованного общества образует так называемый средний...
Карточное кредитование как социальнообразующий фактор

Александр Гризов, Михаил Свищёв

Карточное кредитование как социальнообразующий фактор - рис.1

В России формирование среднего класса в том понимании, в котором он существует сегодня в большинстве развитых стран мира, началось всего несколько лет назад, и дальнейшие темпы данного процесса напрямую зависят от того, насколько благоприятными окажутся для него условия.

Очевидно, что именно средний класс является наиболее перспективной клиентской группой для массового кредитования. Со своей стороны, развитие данного направления банковской деятельности является одним из критичных факторов для формирования и дальнейшего расширения этого слоя населения.

Помимо дополнительного стимулирования деловой активности, кредитная карта, которая является сегодня наиболее эффективным инструментом повседневного кредитования, служит мощным фактором повышения социальной лояльности ее держателя.

Ни для кого не секрет, что именно низкий уровень лояльности наиболее экономически и социально значимой части российского населения к государству, наблюдавшийся в России еще с конца XIX века, стал одной из главных причин целого ряда общественных катаклизмов в нашей стране. На протяжении почти 80 лет прошлого века роль такого “катализатора” лояльности масс была отведена идеологии, однако события последних десятилетий в полной мере продемонстрировали всю несостоятельность подобного подхода.

При этом опыт большинства развитых стран показывает, что в современном обществе эту задачу успешно решает эффективно работающая система массового кредитования населения по карточкам, в основу которой положена четкая законодательная база. Последнее обстоятельство далеко не случайно. Именно государство в первую очередь должно быть озабочено повышением лояльности своих граждан к имеющейся общественной системе. И широко апробированным механизмом здесь служит заинтересованность жителей страны в наличии у них высокого социального статуса, безупречной общественной репутации и, наконец, хорошей кредитной истории в банке.

Именно эти факторы в отличие от идеологических догм позволяют населению реально пользоваться всеми благами экономически развитого общества и преимуществами принадлежности к обеспеченной социальной группе.

Остается лишь выразить нашу уверенность в том, что Россия, уже много лет назад определившая те же направления в своем дальнейшем развитии, что и подавляющая часть стран мира, не станет в данном случае исключением.

Веским доказательством тому могут служить результаты масштабного социологического исследования, проведенного недавно независимой аналитической компанией среди населения целого ряда российских регионов, включая как проживающих в мегаполисах, так и жителей провинции.

Тот факт, что в ходе опроса подавляющее большинство респондентов независимо от региона проживания и своего социального статуса в числе основных жизненных приоритетов назвали, в порядке убывания, семью, работу и здоровье, сам по себе удивления не вызывает, хотя и свидетельствует о том, что взгляды наших сограждан на общечеловеческие ценности полностью совпадают с общеевропейскими.

Настоящей сенсацией стали результаты ответа россиян на вопрос, касающийся их приоритетных целеустремлений: свыше трети опрошенных назвали таковым… “желание прожить жизнь честно”.

Характерно, что весьма распространенное в обывательских кругах мнение о гораздо более высоком прагматизме москвичей и петербуржцев по сравнению, например, с населением российской провинции в данном случае подтверждения не нашло: доля жителей мегаполисов, давших столь неожиданный ответ, составила свыше 31%, тогда как среди “провинциалов” этот показатель достиг 40%. По мнению экспертов, столь невысокая процентная разница среди ответов населения различных регионов позволяет говорить о том, что данная тенденция не выглядит отражением настроений локальных социальных групп, но присуща современному российскому обществу в целом.

И на этом фоне уже сегодня можно предположить, что в процессе социальной консолидации российскому банковскому сообществу будет отведена без преувеличения историческая роль. При этом хочется верить и в то, что наши законодательные органы, как нельзя более остро заинтересованные сегодня в формировании прочного, целостного и лояльного общества, проявят свою открытость к сотрудничеству с участниками банковского рынка в процессе совместного создания правового поля для такого важного социальнообразующего направления, как кредитование по картам.


(Полный текст доклада А.Гризова “Юридические аспекты кредитования по карточкам в России” читайте в следующем номере журнала “ПЛАС”)


Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 3 (93) ’2004 стр. 2

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube