25 февраля 2016, 12:18
Количество просмотров 153

Поддержка качества работы сети ATM

Задача повышения рентабельности банкоматной сети – одна из наиболее актуальных для банка-эквайера. Проблемы, возникающие в процессе...
Поддержка качества работы сети ATM

Мария Виноградова, менеджер по маркетингу компании OpenWay

Эффективность банкомата как канала доставки розничных банковских услуг определяется его местоположением и условиями функционирования. Изменение этих факторов может существенно повысить показатели эффективности работы как конкретного ATM, так и всей банкоматной сети кредитно-финансовой организации.

При этом в числе основных причин низкого уровня прибыльности предоставления услуг через ATM чаще всего называются следующие:
• отделение банка не заинтересовано в эффективности банкоматного бизнеса;
• конкретный специалист, отвечающий за работу банкоматной сети, не заинтересован в результатах работы оборудования;
• менеджеры банка не обладают надежным и удобным инструментом для мониторинга и оценки показателей работы банкоматной сети.

В случае привлечения сторонней компании, обеспечивающей обслуживание сети банкоматов, проблема контроля качества работы становится еще более актуальной.

Одним из выходов в данной ситуации является реализация такого направления, как incident-management, основывающегося на круглосуточном мониторинге технического состояния банкоматов и дальнейшем принятии конкретного решения о приведении ATM в работоспособное состояние независимо от причин, повлекших его остановку. Следует отметить, что подобный подход позволяет банку значительно повысить такой критичный показатель, как коэффициент готовности банкоматов. Последний определяется долей времени, когда банкомат находился в работоспособном состоянии, по отношению к общему сроку его эксплуатации на тот или иной временной период. Нетрудно подсчитать, какую прибыль в среднем способно принести банку, владеющему сотнями банкоматов, увеличение этого показателя, например, на 1%. Так, в Европе считается нормальным, когда коэффициент доступности банкоматов колеблется в пределах 85–90%. Несмотря на то, что в России ряд участников карточного рынка уже близок к аналогичным результатам, доля отечественных банков, добившихся сопоставимых показателей или хотя бы имеющих четкое представление об их величине применительно к собственному банкоматному парку, пока еще сравнительно невелика.

Рис. 1. Общая схема применения WAY4 ATM Quality of Service для повышения качества работы сети банкоматов

WAY4 ATM Quality of Service – инструмент поддержки качества работы сети банкоматов
На этом фоне компанией OpenWay было разработано решение WAY4 ATM Quality of Service (QoS), ориентированное на поддержку банков и процессинговых компаний, заинтересованных в повышении доходности своей банкоматной сети.

Если “коммерческий” анализ доходности банкоматной сети может быть выполнен на основе информации, полученной в процессинговой системе WAY4 в виде отчетов (таким путем может быть определена частота использования “своих” и “чужих” карт на банкомате, в том числе в разрезе по конкретным карточным продуктам), то технический анализ качества работы банкоматов обеспечивает решение WAY4 ATM Quality of Service.

Рис. 2. Пример отчета в приложении WAY4 ATM Quality of Service: причины простоя банкоматов в разрезе филиалов банка
Рис. 3. Причины простоя банкоматов в целом по банку
Рис. 4. Причины простоя банкоматов по филиалам банка/td>
Рис. 5. Работоспособность банкоматов по филиалам банка/td>
Рис. 6. Причины простоя банкоматов в целом по банку (круговая диаграмма)/td>

Архитектура WAY4 ATM Quality of Service
Рассматривая сеть банкоматов как один из IT-сервисов банка, OpenWay предложила производить оценку качества работы сети банкоматов на основании анализа статусных сообщений ATM.

Механизм этого подхода достаточно прозрачен. Информация о работоспособности банкоматов накапливается в базе данных WAY4 ATM Quality of Service. Работающее с ней приложение позволяет анализировать эти данные с помощью различных отчетов и диаграмм, шаблоны которых могут быть настроены в системе WAY4 ATM Quality of Service.

На рис. 1 представлена ситуация, когда WAY4 ATM Quality of Service используется отделом банка, отвечающим за прибыльность банкоматного бизнеса, для оценки результатов работы технических специалистов, обслуживающих сеть ATM. При этом обслуживание может осуществляться как силами банка, так и специализированной организацией, с которой у банка заключено соответствующее соглашение.

Как показывает схема, для анализа данных о качестве работы банкоматов информация передается из процессинговой системы WAY4 в базу данных WAY4 ATM Quality of Service. При этом сам процесс состоит из следующих основных этапов:
1. Модуль WAY4 ATM Management передает статусные сообщения банкоматов в базу данных WAY4;
2. С помощью автоматизированных программ экспорта-импорта процессинговой системы WAY4 полученные данные в агрегированном виде передаются и сохраняются в базе данных WAY4 ATM Quality of Service;
3. Сотрудник подразделения банка, отвечающего за эффективность работы банкоматного бизнеса, может получить доступ к данным о работоспособности банкоматов с помощью Java-приложения Quality of Service;
4. Поддержка технологии OLAP в базе данных позволяет специалистам банка применять многомерный анализ статистики.

Оценка качества работы банкоматной сети Решение WAY4 ATM Quality of Service позволяет выполнять целый ряд задач, связанных с оценкой качества работы банкоматов.

Расчет и анализ качества работы сети банкоматов.WAY4 ATM Quality of Service позволяет сотрудникам банка, работающим с системой управления банкоматами, анализировать качество работы ATM по целому ряду таких показателей, как статус финансового института (банк, филиал), тип банкомата, используемый протокол передачи данных, причины и время неработоспособности банкомата идр.

Возможность использования дифференцированных данных позволяет специалистам банка выявлять основные причины простоя банкоматов, связанные с ошибками на уровне аппаратного обеспечения, несвоевременным инкассированием, проблемами коммуникаций, локализовать проблему и принять обоснованное решение по ее устранению.

Использование многомерного анализа. Дифференциация данных в рамках решения WAY4 ATM Quality of Service происходит за счет использования OLAP-отчетов, которые могут быть настроены и сохранены в системе в виде шаблонов. Такой подход позволяет получать информацию в различных разрезах, используя одновременно два и более показателей (см. рис. 2).

Текстовое и графическое представление информации. Полученные статистические данные специалист банка может просматривать как в текстовом, так и в графическом виде. В качестве примера нами представлены три диаграммы, демонстрирующие причины простоя банкоматов в целом по банку и по различным его филиалам (рис. 3–6).

Применение аналитики. Информация, полученная из базы данных WAY4 ATM Quality of Service, может быть учтена при оценке и повышении эффективности работы персонала банка, а также использована в качестве базиса в соглашениях на сервисное обслуживание банкоматной сети (Service Level Agreement), что особенно актуально для банков, привлекающих с этой целью сторонние организации.

Почему WAY4 ATM Quality of Service?
Решение WAY4 ATM Quality of Service позволяет банку за короткий период времени получить точную картину работы сети банкоматов и принять меры по ее оптимизации. Так, единый мониторинг установленных в различных местах банкоматов даст возможность специалистам его технической службы или сотрудникам осуществляющей сервисное обслуживание организации на основе поступаемой информации принимать решения по восстановлению работоспособности банкоматов и предотвращать простой ATM. Так, постоянно анализируя техническое состояние банкоматного парка, специалисты банка могут прогнозировать угрозу возникновения того или иного сбоя и заблаговременно принять меры для его предотвращения, тем самым увеличивая коэффициент готовности банкоматов. Таким образом, используя WAY4 ATM Quality of Service, банк может существенно повысить эффективность работы сети ATM и получить максимальную отдачу от своего банкоматного бизнеса.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8-9 (98-99) ’2004 стр. 25

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube