17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 171

"Системный" универсализм от Wincor Nixdorf

Процессы глобализации, наблюдаемые в последнее время в мировом карточном бизнесе, не могли не коснуться и крупнейших его сегментов,...
"Системный" универсализм от Wincor Nixdorf

Процессы глобализации, наблюдаемые в последнее время в мировом карточном бизнесе, не могли не коснуться и крупнейших его сегментов, одним из которых является рынок терминального оборудования. В последнее время здесь все отчетливее прослеживается движение в сторону “усиления” специализации производителей и сокращения количества основных игроков. В частности, многими компаниями в тех или иных формах приобретаются новые производственные мощности и торговые марки с целью их освоения и выхода на новые рынки. Чтобы получить объективное представление о том, какие именно тенденции главенствуют сегодня на мировом рынке банкоматов, а также о тех переменах, которые в результате ожидают российский рынок банковского оборудования, журнал “ПЛАС” задал ряд вопросов Борису Семенченко, начальнику управления программных разработок компании “Система”. Последнюю сегодня по праву можно назвать одним из крупнейших российских партнеров Wincor Nixdorf, и именно по этой причине, как нетрудно догадаться, новые веяния в данном сегменте рынка знакомы нашему собеседнику отнюдь не пона-слышке…



ПЛАС: Можно ли сегодня говорить о том, что мировой рынок банкоматов претерпевает те же изменения, что и карточный бизнес в целом, – то есть делает шаги в сторону глобализации?



Б. Семенченко: Сразу оговорюсь, что глобализация – понятие слишком широкое, чтобы говорить о нем в целом. В то же время сегодня можно констатировать, что эта общемировая тенденция нашла некоторое отражение в стратегии мировых производителей банковского оборудования. И одним из таких проявлений можно считать тот факт, что компании, наиболее успешно работавшие на определенных рынках и достаточно сдержанно оценивавшие перспективы пересечения их границ, не обязательно государственных, в настоящий момент прикладывают значительные усилия для выхода на международный рынок. Решительные, порой весьма радикальные меры достаточно удачливых компаний–производителей банкоматов приводят к тому, что, например, Olivetti, Verifone, DEC, Dassault или Bull уходят сегодня из ряда занимаемых ими ранее ниш. Концерн Siemens также не стал исключением, объявив о смене акцентов в целом ряде сегментов рынка информационных технологий. Если ранее деятельность концерна охватывала самые разнообразные отрасли, начиная от строительства и заканчивая производством кабелей для атомных электростанций, то теперь его руководство предпочло сконцентрироваться на наиболее перспективных, с точки зрения менеджмента, сегментах рынка. В результате ряд компаний предпочли выделиться из концерна Siemens. В частности, по такому пути пошла компания Infinion – бывшее подразделение Siemens, отвечающее за разработку, производство и внедрение микропроцессорных карт и чипов. Вряд ли это можно рассматривать как драматическое событие – обе крупные финансово-промышленные группы стали мобильнее, поскольку управляющим механизмам компаний теперь легче сконцентрироваться на прогнозировании конъюнктуры сузившихся сегментов рынка и привлекать ресурсы, недоступные до сих пор в связи с рядом корпоративных обязательств и интересов.



Именно по этим причинам, а отнюдь не в результате неудач или давления антимонопольного законодательства, в 1999 году компания Siemens Nixdorf (до вхождения в концерн Siemens называвшаяся Nixdorf Computer) вышла из состава концерна с передачей управляющего пакета акций американскому инвестиционному фонду Kohlberg&Kravis (KKR) и банковской группе Goldman& Sachs. К этому времени Siemens Nixdorf в Германии прочно заняла ведущую позицию на местном рынке, что дало ей повод для обращения более пристального внимания на рынок международный. Как отражение новых целей, стоящих перед компанией, изменение претерпело и само название бывшего подразделения Siemens, которое стало звучать как Wincor (Winner in the Core) Nixdorf. Стоит отметить, что при этом Siemens сохранил бизнес-отношения с Wincor Nixdorf в том объеме, в котором это выгодно обеим, фактически равным по организационным принципам и регистру, компаниям. В частности, международная сервисная поддержка Wincor Nixdorf осуществляется в настоящее время подразделением Siemens International Technical Support, поскольку Siemens располагает значительным опытом и ресурсами в сервисной логистике и организации подготовки инженерных кадров во всем мире. Siemens является партнером Wincor Nixdorf по сбыту и сервису в Южной и Восточной Европе, где обеим компаниям легче взаимодействовать в рамках традиционного восприятия банковским сообществом известных брэндов. В ряде стран Юго-Восточной Азии, где весьма популярна банковская автоматизация, представительства Siemens даже выполняют функции представительства Wincor Nixdorf (однако далеко не везде и не во всех странах). С другой стороны, привлечение крупных американских инвесторов позволило Wincor Nixdorf заключить союзы, в которых Siemens вряд ли мог быть представлен. Например, интересы Wincor Nixdorf в США и Канаде представляет, и, насколько мне известно, очень успешно, IBM.



ПЛАС: Как отразилось подобное изменение структуры управления компании на ее деятельности?



Б. Семенченко: Моя компания – партнер, и я не берусь судить об этом от имени менеджеров Wincor Nixdorf, но, по моей оценке, Wincor необычайно быстро предпринял ряд мер по повышению конкурентоспособности, исходя не только из “оборонительных” интересов на своих традиционных рынках, но и с прицелом на международную экспансию. Практическим отражением этих шагов стали ускорение появления новых поколений банкоматов и информационных терминалов, значительные успехи в области создания программного обеспечения и средств разработки. Плюс, разумеется, активное продвижение компании на рынках, которые нередко, в силу специфики местного законодательства, отсутствия в этих регионах длительной истории банковского дела в его традиционном понимании, а также других негативных факторов, называют emergency markets, то есть “рискованные рынки”. Избранные Wincor Nixdorf форма управления и структура одновременно с сокращением количества звеньев системы управления, позволяют компании быть очень оперативной. Так, в ряде стран с большим потенциалом и недостаточной динамикой роста рынка систем самообслуживания были упразднены ее представительства и определены независимые партнеры, способные наиболее полно представлять как продукты, так и интересы производителя на основе прямых партнерских отношений. В России, как вы знаете, таким партнером Wincor Nixdorf является компания “Система”.



ПЛАС: Повлияли ли структурные преобразования Wincor Nixdorf на ее партнерские связи с “Системой”? Если да, то в чем конкретно изменились ваши взаимоотношения и можно ли, на ваш взгляд, назвать эти изменения позитивными?



Б. Семенченко: Безусловно! Конечно, было бы несправедливо после более чем шестилетней работы в качестве партнера российского представительства Siemens Nixdorf рассуждать о том, как тяжело было раньше и как прекрасно и легко стало теперь. Однако именно из-за оптимизации управленческих связей партнеры Wincor Nixdorf теперь взаимодействуют не с доверенной структурой штаб-квартиры по работе с партнерами, а непосредственно со штаб-квартирой, которая поддерживает независимые компании в странах, где представительства производителя отсутствуют. “Система” в настоящий момент выступает авторизованным партнером Wincor Nixdorf в области продаж банкоматов и сервисного обслуживания.



Сразу оговорюсь, что для нас статус авторизованного партнера не столько вопрос престижа, сколько реальное подтверждение того, что именно наше мнение о продукции, наши пожелания и наша информация о специфических аспектах работы на российском рынке внимательно рассматриваются и учитываются при разработке новых продуктов и программ по их продвижению. Сегодня мы абсолютно уверены в заинтересованности Wincor Nixdorf в активной экспансии на российский рынок, в понимании Wincor Nixdorf того обстоятельства, что эффективность работы на этом направлении, помимо конкретных достоинств предлагаемых решений или “раскрученности” торговой марки, напрямую определяется весомостью на этом рынке ее российского партнера. И с этой точки зрения потенциал “Системы” был оценен производителем по достоинству. Достаточно лишь отметить, что в наиболее быстрорастущем сегменте рынка банкоматов, каким является для Wincor Nixdorf Восточная Европа, 20% прироста продаж этого производителя обеспечено на сегодняшний день нашими силами, что было подтверждено присвоением “Системе” статуса Wincor Nixdorf Partner – Top Seller’2000.



ПЛАС: Как известно, успех того или иного аппаратного решения на рынке ATM во многом зависит от эффективности и гибкости предлагаемого к нему программного обеспечения. Предоставил ли Wincor Nixdorf специалистам “Системы” возможность доступа к своим программным разработкам или они, как это практикуется многими международными вендорами, представляют собой “черные ящики”, закрытые для всех, кроме самой компании-производителя?



Б. Семенченко: “Системе”, как и другим партнерам Wincor Nixdorf, с самого начала сотрудничества наряду с правом самостоятельно определять маркетинговую политику, был предоставлен и доступ к технологиям, которые разработаны производителем для реализуемых им проектов. При этом необходимо отметить, что все программное обеспечение от Wincor Nixdorf базируется на универсальной платформе разработки. Это и методология, и набор инструментов. Все это открыто для разработчиков партнерских компаний так же, как и для разработчиков самого Wincor Nixdorf. Позволю себе заметить, что такой подход – отнюдь не благотворительность, но признак гибкости и следствие точного расчета менеджеров Wincor Nixdorf. Наличие единого понимания банкомата как объекта управления и набора реализаций правил, по которым следует искать решения, определяет, если угодно, единую идеологию в разработке прикладного программного обеспечения. В такой ситуации любой инструментарий хорош уже тем, что он базируется на унифицированном понятийном аппарате. Кроме того, этот инструментарий создан высокопрофессиональной командой и развивается в рамках работы ряда таких же профессиональных команд партнеров. При этом Wincor Nixdorf создана не только уникальная концепция развития ПО – ProClassic, но и реализовано ее материальное воплощение.



Таковым является объектно-ориентированная платформа разработки ProTopas, позволяющая быстро и с минимальными затратами ресурсов производить разработку и адаптацию сравнительно небольшого, но развитого и надежного класса продуктов, определенных как стандартные коммерческие решения Wincor Nixdorf для систем самообслуживания. Самому Wincor Nixdorf это позволяет избежать проблем ранжирования запросов партнеров и постоянного участия в борьбе технологий на многих партнерских аренах. С этой целью Wincor Nixdorf передает своим партнерам ассортимент собственных инструментальных средств, предназначенный для адаптации тех или иных типовых программных решений к требованиям конкретного банка. Последние, как показывает практика, бывают порой весьма нестандартными.



Однако партнеру Wincor Nixdorf по разработке в отличие от партнеров других мировых производителей сегодня не нужно ждать, пока у производителя появится решение, разработанное для какого-либо приоритетного проекта “большого брата”, почти полностью или с определенными доработками способное удовлетворить запросы его клиента. Партнер Wincor Nixdorf по разработке избавлен от неудобной позиции “просветителя” своего заказчика, объясняющего последнему неправомочность требований (“неправильный” процессинг, в “мире нет таких чипов”, и так далее). Мы берем стандартные решения, которые поставляет Wincor Nixdorf, и, владея базисной технологией, самостоятельно модернизируем программный продукт в полном соответствии с требованиями клиента. При этом мы абсолютно уверены, что “перекладываем” те же “строительные блоки”, что используются нашими коллегами в штаб-квартире. За 5 лет интенсивного ведения проектов я не могу вспомнить случая, когда, в процессе обсуждения проводимых работ, мои коллеги из “Системы” не были бы поняты коллегами в штаб-квартире. При этом мне как менеджеру никогда не приходилось оперировать такими аргументами, как “проект специфический, но жизненно важный, откройте нам такой-то модуль, сделайте нам то-то” и так далее. И мы, в свою очередь, очень ценим возможность работать в такой обстановке. Владение универсальным инструментарием позволило компании “Система” в достаточно сжатые сроки определить наиболее характерные требования российских банков к терминальному ПО и провести ряд новых разработок. И здесь мне хотелось бы особо подчеркнуть то обстоятельство, что Wincor Nixdorf впервые в рыночной практике создала не только абсолютно функциональный инструментарий, но и систему обучения пользованию этим инструментарием. Иными словами, речь идет о появлении уникальной идеологии разработки программных продуктов, которая доступна сегодня для каждого партнера (при условии, разумеется, что он четко обозначил свои намерения как в области сбыта, так и в области создания каких-либо оригинальных решений, способствующих успеху). Безусловно, не всякий, даже авторизованный, партнер Wincor Nixdorf, имея формальное право на ведение разработки ПО, его реализует. Помимо наличия амбиций и желаний, следует принимать во внимание и необходимость инвестиций в персонал, в его профессиональную подготовку и специализацию. К сожалению, рыночная цена программного обеспечения для терминального оборудования на российском рынке сегодня намного ниже, чем его реальная стоимость с учетом значительных интеллектуальных ресурсов, которые привлекаются к его разработке. Для сравнения приведу лишь один пример: на Западе сегодня нередки случаи, когда порядка 70% стоимости карточного проекта приходится на создание инфраструктуры поддержки сети банкоматов, включая разработку программного обеспечения. Контракт на разработку программного обеспечения предшествует контракту на поставку оборудования, и финансовые условия первого этапа не воспринимаются заказчиком как бремя, особенно в условиях, когда поставщик при этом гарантирует ему длительный жизненный цикл поставленных ATM. Ведь качество ПО почти всегда рассматривается как залог снижения одного из важнейших показателей проекта - так называемого “Cost of the Ownership”. Значение этого параметра в оценочных формулах проектов растет по мере повышения качества и надежности оборудования и ПО. В отличие от российского рынка, на Западе за программное обеспечение принято платить, принимая в расчет все этапы жизненного цикла продукта, включая его разработку, и эта необходимость ни у кого не вызывает удивления. У нас, разумеется, клиентам за подобный сервис также     д приходится платить, но при этом в большинстве случаев подразумевается, что плата взимается за лицензию уже имеющегося ПО. Инвестиции в разработку решения, которое может быть совершенно не масштабируемо, не принимаются как предмет обсуждения, как правило, никогда. Лицензия же, в свою очередь, зачастую является предметом коммерческой уступки одной из сторон, участвующих в сделке по продаже оборудования. Я не считаю такую практику правильной и надеюсь, что отказ от нее – вопрос эволюции нашего рынка.



ПЛАС: Ни для кого не секрет, что ввиду позднего, но бурного развития российского рынка платежных технологий на нем представлены почти все известные для платежных систем реяшения. В результате значительное число банков встает перед необходимостью параллельно развивать не одну, а две “технологические линии” в своих карточных проектах, использующих как традиционные карточки с магнитной полосой, так и смарт-карты. Чем может помочь “Система” в адаптации парка банкоматов для работы в нескольких платежных системах?



Б. Семенченко: Наверное, в подобной ситуации наиболее уязвимой частью таких проектов (хотя бы по причине достаточно высокой стоимости единицы оборудования) становится банкоматный парк. Ряд современных требований к банкомату подталкивает сегодня банки к необходимости приобретать новые поколения техники, обеспечивая одновременно присутствие на новых платформах реализаций как традиционных, так и инновационных решений. И для решения таких задач “Система” предлагает платформу “комбинированного” ПО для ATM, позволяющую реализовать работу банкомата как в традиционной технологии эквайринга карт с магнитной полосой, так и со смарт-картами. При этом структура приложения такова, что для работы “полосатой части” ПО в нем используется отлаженный и хорошо адаптируемый продукт Wincor Nixdorf, а для реализации “смарт-части” применяется комплекс библиотек поставщика технологии, инкапсулированный в соответствии со спецификациями программного интерфейса “Системы”. Это не проект, это достаточно отлаженная технология, и сегодня мы уже не стремимся так активно, как, допустим, два года назад, убеждать потенциальных клиентов, озабоченных такими проблемами, в справедливости своих доводов. “Системе” посчастливилось пройти жесткую проверку в проекте Сбербанка России, где было четко сформулировано требование к ПО банкомата в части возможности его “комбинирования”, что нам и удалось реализовать. Принимали это ПО более чем строго, благодаря чему участие в последующих проектах Национального банка Узбекистана по внешнеэкономической деятельности и компании АйТи уже не было чревато для нас никакими серьезными затруднениями. Безусловно, многое здесь зависит и от доброй воли поставщика технологии “смарт-части” проекта. Ведь сама природа комбинированного продукта весьма противоречива, и хотя обсуждение темы “чип или полоса: что лучше?” уже не считается сегодня хорошим тоном, многим нашим клиентам по-прежнему с трудом приходится находить баланс между интересами различных финансовых институтов и компаний, добиваясь не возможности реализации решения, но признания права на его существование в своей системе. Для нас же подобный вопрос сегодня неактуален: технологическое решение мы обеспечиваем, что же касается решения политического – оно вне нашей сферы ответственности.



ПЛАС: Не могли бы вы в заключение рассказать поподробнее о контроллере сетей банкоматов, разработанном вашей компанией? Какие задачи он призван решать и чем конкретно может помочь, например, при реализации специфических проектов с применением новых технологий?



Б. Семенченко: Что касается контроллера сетей банкоматов, то это отдельное решение, которое развивалось достаточно интересным путем. Действительно, контроллер сетей банкоматов, разработанный компанией “Система”, хотя и не является следствием нашего сотрудничества с Wincor Nixdorf, также может оказаться полезен при реализации специфических проектов с применением новых технологий. АТМ-контроллер является традиционным компонентом программного комплекса процессингового центра, призванным осуществлять управление сетью банкоматов в терминах протоколов обмена сообщениями между терминалами этого класса и процессинговым центром, с одной стороны, и с маршрутизаторами авторизационных и транзакционных запросов в терминах протоколов обмена данных между хостами – с другой. Традиционно поставщики решений для процессинга рассматривают АТМ-контроллер как неотъемлемый атрибут процессингового центра. Решение “Системы” позволяет сделать этот компонент мобильным, вынесенным к местам концентрации терминалов по признакам административной или территориальной принадлежности. Тем самым этот продукт может оказаться необходимым в случаях, когда сеть банкоматов ставится на обслуживание другим процессинговым центром, или процессинговым центром находящимся на значительном удалении от сети. В таких случаях контроллер предоставляет оператору сети банкоматов (часто им является владелец сети) осуществлять оперативный контроль состояния ATM, используя данные того же информационного потока, являющегося источником транзакционных и авторизационных запросов. Обработка последних есть прерогатива удаленного процессингового центра банка, правомочно осуществляющего маршрутизацию запросов или предоставляющего спонсорские услуги в рамках программы развития. Именно этот факт, несмотря на то, что технической информации о работе терминала в стандартных “де-факто” протоколах не так много, как можно получить в принципе, способен оказаться привлекательным для владельца сети.



С другой стороны, отсутствие единообразия требований к протоколам обмена сообщениями между банкоматом и управляющим контроллером в системах со смарт-картами (в том числе EMV), помимо некой свободы, ставит перед банком задачу “баланса” между протоколом, поддержка которого реализована на банкомате, и требованием фронтальных компонент процессинга. Мобильность АТМ-контроллера в этом случае выражается в возможности получить “согласующее” звено между, например, “авторизационным” протоколом BASE 24 или другим, и NDC+CAM2, реализованным на банкомате.



Также удобен АТМ-контроллер в случаях, когда технические возможности банкомата не могут быть адекватно отражены в рамках не только реализованных, но и опубликованных отраслевых стандартов протоколов обмена сообщениями. Наглядным примером может служить функция депонирования наличных, актуальность которой все менее подвергается сомнению. Осуществление такой функции в банкомате или депозитном терминале не является задачей будущего – сегодня это уже реальность.



Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube