3 апреля 2016, 13:26
Количество просмотров 145

“В России вероятны различные модели организации и ведения бизнеса…”

Большое, как известно, видится на расстоянии. Зато вблизи, подчас, видны весьма интересные детали. Руководствуясь приведенными...
“В России вероятны различные модели организации и ведения бизнеса…”

Большое, как известно, видится на расстоянии. Зато вблизи, подчас, видны весьма интересные детали. Руководствуясь приведенными соображениями, мы решили начать публиковать в журнале ПЛАС серию “парных интервью”, одно из которых представляло бы взгляд на российский карточный рынок со стороны кого-либо из авторитетных иностранных специалистов, а другое – со стороны российского “карточного сообщества”. В этом номере свое мнение по поводу состояния российского рынка пластиковых карточек высказывают Управляющий директор компании CardTech Ltd. Джаффар Ага-Джаффар (Jaffar Agha-Jaffar) и заместитель председателя правления АКБ “Лесбанк” Андрей Топорин.


Eсли мы рассмотрим долговременные тенденции в международном карточном бизнесе, то мы увидим 3 основных направления, которые будут определять контуры глобального рынка.

• Потребность конечного потребителя в более адаптированной и кастомизированной информации, в большем числе различных каналов доступа к финансовым услугам. Причем, под “конечными потребителями” я имею в виду не только индивидуальных держателей карточек, но и торгово-сервисные компании. Возросшее давление конечных потребителей на кредитно-финансовые учреждения выражается в повышении требований к информационным системам, к их надежности и масштабируемости. Точно так же возрастают требования к более качественной и устойчивой проверке аутентичности участников транзакции, проверке того факта, что участники транзакций – это именно те лица, за которых они себя выдают. В целом, можно сказать, что именно конечные пользователи оказывают давление на игроков карточного рынка, именно конечные пользователи “ведут” рынок вперед.

• Следующее важнейшее направление – глобализация карточного бизнеса и международный характер услуг держателям. Банки – и эмитенты, и эквайреры – во все больших масштабах работают на нескольких страновых рынках, все чаще имеют дело с трансграничными (международными) транзакциями. Такая деятельность основывается как на открытии банками своих “физических” отделений и филиалов на местных рынках, так и на более активном использовании возможностей сети Интернет. Например, торгово-сервисные точки в других странах приобретаются эквайрерами через глобальную сеть. Подобная деятельность, по своей сути, является вызовом традиционной модели банковского карточного бизнеса. Глобализация на карточном рынке также будет оказывать серьезное влияние на отношения в сегменте корпоративных карточек. Крупные банки, имеющие развитую филиальную сеть на международном уровне, смогут полностью обеспечить карточным сервисом транснациональные корпорации, включая их предприятия и отделения, расположенные на всех рынках функционирования. Глобализация карточного бизнеса находит проявление и в усилившейся тенденции к слияниям кредитно-финансовых учреждений на локальных, региональных и международных уровнях. Наконец, усиление процессов глобализации является неизбежным следствием появления на карточном рынке новых игроков, использующих новейшие технологии, например, Интернет, а также крупных трансъевропейских корпораций из нефинансовых секторов: торговли, коммуникаций, коммунальных услуг.

Еще одну важную тенденцию я бы назвал “возвратом к основам”. Действительно, многие компании и потребители сейчас взбудоражены возможностями, которые открывают новейшие технологии, “новая экономика”. Однако многие банки спрашивают себя: “Какие реальные выгоды приносят эти новые возможности нашим клиентам? Какие реальные выгоды приносят новейшие технологии и новые сегменты рынка нашему бизнесу?”

Возврат к основам по-своему характерен и для российских банков. В середине 90-хгг., фактически, вплоть до кризиса 1998г., в России существовал большой ажиотаж вокруг карточного бизнеса. После кризиса уцелевшие банки начали относиться к карточному бизнесу с точки зрения его основ, т.е. с позиций прибыльности и укрепления связей с клиентами. На мой взгляд, такое изменение отношения российских “карточных” игроков является положительным признаком, признаком начавшегося “выздоровления”.


Компания CardTech Ltd. была основана в Великобритании в 1989 г. В настоящее время офисы компании расположены во многих странах мира: Лондоне (Великобритания), Москве (Россия), Никосии (Кипр), Сан-Паулу (Бразилия), Сингапуре, Хьюстоне (США). На сегодняшний день CardTech работает со 173 компаниями и финансовыми институтами в 61 стране мира. В странах бывшего СССР у компании CardTech – 35 клиентов.


Если говорить о будущем российского карточного бизнеса, то, конечно, потребность в карточных услугах будет расти. Однако российские банки должны будут решить серьезные проблемы. В частности, и эмитенты, и эквайреры должны настойчиво работать над повышением эффективности услуг – как с точки зрения снижения затрат, так и с точки зрения повышения качества услуг. Кроме того, необходимо развивать инфраструктуру обслуживания в регионах, за пределами крупных городов. На мой взгляд, это наиболее серьезные вопросы, стоящие перед российскими банками, с которыми они должны будут справиться для успешного развития карточного рынка в стране.

В целом, я полагаю, что в послекризисный период ведущие игроки российского карточного рынка сумели восстановить или вновь создать необходимую инфраструктуру, и что у этих банков будет медленно расти клиентская база. Вместе с тем, в России существует значительное число небольших банков, которые хотели бы стать участниками карточного рынка, но при условии, что затраты на организацию и участие в этом бизнесе для них были бы приемлемыми, чтобы услуги, которые они предоставляют держателям, приносили небольшим банкам прибыль. Должен сказать, что для таких банков участие в карточном бизнесе сопряжено с большими трудностями: организационными, правовыми, функциональными и т. п. Поэтому в России вероятны различные модели организации и ведения бизнеса, особенно, у небольших банков.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8 (58) ’2000 стр. 32

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube