17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 225

Многофункциональный банкомат за 5 тыс. долларов США. Не в этой жизни?

Многофункциональный банкомат за 5 тыс. долларов США. Не в этой жизни?

Новейшая история американского рынка устройств самообслуживания фактически делится на два периода: до 1 апреля 1996 г. и после него. Именно 1 апреля 1996 г. на федеральном уровне был принят закон, разрешающий владельцам банкоматов взимать дополнительную комиссию за снятие наличных с «чужих» клиентов. Крупнейшие банкоматные сети в Америке - Cirrus и Plus - немедленно последовали федеральным рекомендациям - начиная с лета 1996 г. держателям карточек Visa и MasterCard приходится доплачивать за снятие наличных в устройствах самообслуживания, принадлежащих «не их» банкам или независимым операторам. Согласно выборочному исследованию, проведенному летом 1999 г. в 38 штатах, практика surcharge (то есть взимание дополнительной комиссии с «чужих» клиентов) используется в 95-98% банкоматных сетей.

Причины и следствия

Решение федерального правительства США, приведшее к введению surcharge, было принято под давлением владельцев небольших банкоматных сетей. Услугами таких сетей пользовалось большое число «чужих» клиентов, которым было безразлично, где снимать наличные, поскольку дополнительных комиссий с них не взималось. У владельцев небольших сетей не было никаких возможностей противостоять наплыву «чужих» клиентов, и они несли дополнительные расходы, связанные с технической поддержкой и ремонтом банкоматов, необходимостью более частого пополнения устройств наличными, и т. д. Владельцы маленьких банкоматных сетей начали жаловаться, что такие расходы перекрывают объемы денежных поступлений от обычных комиссий и что они изначально находятся в невыгодном положении по отношению к крупным банкам и крупным сетям устройств самообслуживания. Резкие обвинения в нарушении принципа свободной конкуренции были услышаны федеральным правительством, которое сочло за благо принять упомянутое выше «первоапрельское» решение об отмене ограничения на surcharge.

Мало кто ожидал, что практика surcharge настолько быстро изменит «конфигурацию» американского рынка устройств самообслуживания.

Во-первых, возможность получения дополнительных доходов на рынке банкоматных услуг стала решающим фактором в появлении большого числа небанковских компаний-владельцев банкоматных сетей. По данным журнала ATMmagazine.com, в 1998 г. более половины из общего числа купленных в США устройств самообслуживания пришлось на долю независимых операторов.

Во-вторых, существенно изменилась география размещения банкоматов. Устройства самообслуживания стали появляться в малозаселенных районах с достаточно низким объемом транзакций, которые ранее считались банками малопривлекательными с точки зрения банкоматного бизнеса. Кроме того, независимые операторы буквально наводнили устройствами самообслуживания торгово-сервисные компании. Наличие банкоматов на автозаправочных станциях, в универсамах и даже маленьких продовольственных магазинах, на стадионах и выставочных комплексах, в ресторанах и барах стало скорее правилом, чем исключением. В результате резко изменилось соотношение между числом банкоматов, установленных в банковских отделениях и числом устройств за их пределами (так называемые off-premise ATMs, или off-site ATMs).

В-третьих, началась кардинальная трансформация структуры выпускаемых банкоматов: вместо мощных дорогостоящих устройств на рынке стали пользоваться повышенным спросом банкоматы, «построенные» на базе POS-терминалов или ПК по цене от 3,5 до 7 тыс. долларов США. Быстро увеличивается и число компаний, которые производят и поставляют на рынок low-end банкоматы. Бывшие лидеры рынка типа NCR и Diebold срочно перестраивают свои стратегии на американском рынке, запуская производство серий дешевых устройств самообслуживания.

В-четвертых, цепная реакция, вызванная введением surcharge, в конечном счете сильно изменила экономические параметры банкоматного бизнеса. В то время, как число устройств самообслуживания растет стремительными темпами, число и объемы транзакций в расчете на один банкомат столь же стремительно падают. Конкуренция между поставщиками устройств обостряется, на рынке появляются все более и более дешевые модели. В 1998 г. владельцы банкоматных сетей начали активно использовать практику дележа доходов с торгово-сервисными компаниями, в которых устанавливаются банкоматы. В наименее выгодной ситуации оказались финансово-кредитные учреждения, которые вынуждены искать новые варианты обеспечения «дозагрузки» своих дорогостоящих устройств. Некоторые банки уже начали лоббировать идею об отмене дополнительных комиссий за снятие наличных.

Эра независимых операторов: только ли surcharge?

Приток независимых операторов на рынок банкоматных услуг основывался на элементарных арифметических подсчетах. В середине 1990-х гг. стандартная практика американских банков по отношению к «жадным до наличных» держателям карточек выглядела следующим образом. «Свои» клиенты имели возможность ежемесячно осуществлять 5-6 бесплатных банкоматных транзакций, каждая последующая транзакция «стоила» держателям по 50-60 центов. Для «чужих» клиентов каждая транзакция, как правило, обходилась в те же самые 50-60 центов (кроме того, некоторые банки вводили более жесткие ограничения на сумму снимаемых наличных). Введение surcharge позволило владельцам банкоматных сетей экспериментировать с максимальным размером комиссий, дополнительно взимаемых с «чужих» клиентов. Размеры surcharge в среднем установились на уровне 1 доллара США за транзакцию. Таким образом, одна транзакция, осуществляемая «чужим» клиентом, приносила владельцу банкоматной сети 1,5 доллара США или даже больше (следует также учитывать, что для независимых операторов фактически все держатели карточек были «чужими», поскольку они не были эмитентами карточек). С увеличением размеров комиссий у владельцев банкоматов появилась возможность устанавливать банкоматы в местах с менее интенсивным транзакционным трафиком: реальные доходы от операций по выдаче наличных в банкоматах стали возникать при меньшем числе транзакций в расчете на одно устройство самообслуживания.

Снижение телекоммуникационных издержек также сыграло свою роль в появлении большого числа независимых операторов на американском рынке банкоматных услуг. В середине 1990-х гг. типичным было использование выделенных телефонных линий, каждая из которых обходилась владельцам банкоматов не менее, чем в 250 долларов США ежемесячно. В настоящее время в банкоматах с относительно небольшим транзакционным трафиком используются в основном коммутируемые линии, которые стоят меньше 35 долларов США в месяц плюс 10 центов за каждую транзакцию.

Однако решающим фактором (наряду с введением практики surcharge) стало появление новых типов и моделей значительно более дешевых устройств самообслуживания.

Теперь независимые операторы могут покупать банкоматы от 3 до 7 тыс. долларов

Формально процесс структурной перестройки американского рынка банкоматных услуг начался даже раньше, чем было принято решение об отмене ограничений на взимание дополнительных комиссий с «чужих» клиентов. В конце 1995 г. американские компании Triton и Tidel вышли на рынок с принципиально новыми типами банкоматов, использующих коммутируемые линии, по цене примерно 10 тыс. долларов США за одно устройство. Три года спустя эта сумма кажется для покупателей банкоматов чрезмерно завышенной: на рынке появились устройства на любой вкус по цене от 3 до 7 тыс. долларов США. Производители банкоматов типа Lipman USA, Rhino Systems, Cross International Technologies, TBS First, Universal ATM и Greenlink Technologies в считанные месяцы заняли нишу дешевых и сверхдешевых устройств самообслуживания - нишу, которая очень быстро позволила им получать значительные доходы.

Помимо дешевизны, еще одна особенность low-end банкоматов - отсутствие необходимости в дорогостоящей технической поддержке. Компании-производители таких устройств делает все возможное, чтобы независимые операторы могли, в случае необходимости, самостоятельно производить ремонт устройств и замену изношенных компонентов. Слова одного из руководителей компании Cross International Technologies: «Банкомат - это очень простое устройство», - стали своеобразным девизом в сегменте дешевых и сверхдешевых банкоматов. Например, банкоматы серии MiniBank 1000 компании Cross International Technologies состоят из 5 основных модулей, каждый из которых может быть заменен в считанные минуты. Однокассетные диспенсеры, термопринтеры, монохромные дисплеи и клавиатура - стандартные компоненты устройств самообслуживания по цене от 3 до 5 тыс. долларов США.

Что изменилось на рынке?

В середине 1990-х гг. среди специалистов карточного бизнеса и экспертов утвердилось мнение, что американский рынок банкоматных услуг близок к насыщению. Введение surcharge и последующее вторжение на рынок целой армии независимых операторов убедительно опровергло это мнение. Бывший совершенно однородным, рынок банкоматных услуг быстро «расслоился» на несколько крупных сегментов, для каждого из которых характерны свои особенности и «правила игры».

Первый из таких сегментов - традиционные, «классические» банкоматы. На нем по-прежнему властвуют банки-эквайреры, обладающие сетями дорогостоящих и мощных устройств, каждое из которых способно ежемесячно «перерабатывать» десятки тысяч транзакций. Среди производителей таких банкоматов лидирующие позиции удерживают хорошо известные международные корпорации Diebold, NCR Corporation, Fujitsu, Siemens Nixdorf и ряд других. Цены устройств этого класса превышают 15 тыс. долларов США.

Второй сегмент - банкоматы «среднего» класса, которые в настоящее время покупаются как финансовыми учреждениями, так и независимыми операторами и устанавливаются в местах с менее интенсивным транзакционным трафиком - за чертой городов, в крупных торговых и сервисных компаниях. С технической точки зрения эти банкоматы основаны на использовании коммутируемых телефонных линий и имеют достаточно ограниченные возможности для upgrade. Цены колеблются в диапазоне от 5 тыс. до 8 тыс. долларов США в зависимости от числа дополнительных функций и модулей - диспенсеров для распространения торговых купонов, почтовых марок, билетов, наличия системы удаленного мониторинга, возможности использования аудио-визуального блока для рекламных объявлений и сообщений. Наиболее известными производителями банкоматов такого типа в последние годы являются компании Tidel и Triton с моделями серий Mako 9600 и Ignition 6000. В 1998 г. корпорации Diebold и NCR Corporation также выпустили сопоставимые по ценам модели банкоматов на базе POS-терминалов и ПК (серии CashSource Plus 200 и 400 - у Diebold и MCD и NCR 8000 - у NCR Corporation).

Третий сегмент - дешевые и сверхдешевые устройства самообслуживания по цене 3 тыс. - 5 тыс. долларов США, которые пользуются все большей популярностью у небольших компаний - независимых операторов и у торгово-сервисных точек типа АЗС, продовольственных и специализированных магазинов (наиболее яркий пример - национальная американская сеть мелких магазинов Seven Eleven), ресторанов быстрого обслуживания, отелей и т. п. Торговые и сервисные точки предпочитают не покупать, а брать в аренду подобные устройства непосредственно у изготовителей, поскольку это обходится им дешевле. Low-end устройства самообслуживания по своим размерам и внешнему облику мало напоминают «классические» банкоматы - скорее, они выглядят как торговые терминалы или ПК, на базе которых они и делаются. Установленные на прилавках или настенные модели не занимают много места, что важно для небольших торговцев, стремящихся к наиболее рациональному использованию дорогостоящих торговых площадей. Кроме того, дешевые устройства самообслуживания должны находиться под постоянным контролем со стороны работников и менеджеров торговых точек, поскольку не могут «похвастаться» надежной антивандальной защитой. В целом, понятно, что сверхдешевые банкоматы - не более чем устройства для выдачи наличных тем держателям карточек, которых не интересуют ни рекламные объявления, ни торговые купоны, ни возможность депонирования банковских чеков или получения телефонных карточек. Судя по всему, число подобных потребителей среди американских держателей карточек достаточно велико, поэтому спрос на устройства по цене 3 тыс.-5 тыс. долларов США среди независимых операторов будет иметь тенденцию к росту.

Единственный серьезный ограничитель для увеличения сегмента дешевых банкоматов - это проблема их надежности. Компании-конкуренты из числа производителей более дорогих устройств самообслуживания уверяют, что сверхдешевые банкоматы рассыпаются через 6 месяцев после установки. Однако для небольших операторов ценовые параметры всегда более значимы, чем параметры качества или сверхнадежности. Тем более, что сейчас уже существует более десятка изготовителей low-end устройств, и конкуренция между ними не может не способствовать повышению надежности банкоматов.

Сегментация американского рынка банкоматных услуг привела к тому, что «экономика» в различных секторах начала сильно различаться. Консультационная компания Dove Associates подсчитала, что для того, чтобы окупить затраты на техническую поддержку и обслуживание 1 банкомата исходя из существующих цен на рынке, банкам необходимо ежемесячно выходить в среднем на уровень 840 транзакций, а независимым операторам - на уровень всего лишь 345 транзакций. Торговые точки, арендующие сверхдешевые банкоматы у компаний-производителей, могут добиваться еще большей абсолютной экономии на издержках по техническому и сервисному обслуживанию. При существующей стоимости аренды таких устройств в размере 140-150 долларов США в месяц, для покрытия затрат на обслуживание банкоматов, торговым точкам достаточно «набрать» 150 транзакций (возможно, и меньше, если surcharge выше среднерыночной величины в 1 доллар за транзакцию).

Затраты независимых операторов на поддержку и обслуживание банкоматов «среднего» класса заметно выше - примерно 700 долларов в месяц, но и эта сумма на 30-40% ниже издержек финансовых учреждений на поддержку «классических» устройств самообслуживания.

С расширением сегмента дешевых банкоматов связан еще один новый феномен - появление специализированных фирм, которые по заказу независимых операторов и торговых компаний занимаются «управлением наличными» в сетях банкоматов. «Управление наличными» (cash management) основывается на наблюдении за транзакционным трафиком в отдельных банкоматах и выработке стандартных графиков их загрузки и выемки наличных. Для компаний-владельцев небольших банкоматных сетей дополнительные затраты, связанные с внеплановой загрузкой наличных, заказом бронированных автомобилей, инкассации и других «аварийных» расходов, крайне нежелательны, поэтому они предпочитают заключать соглашения на outsourcing функций управления наличными со специализированными компаниями.

К чему это все привело...

В настоящее время эксперты предпочитают больше не касаться темы о насыщенности американского рынка банкоматных услуг, хотя статистика говорит о том, что относительные показатели использования банкоматов (число и объемы транзакций в расчете на одно устройство) в США продолжают падать. Согласно результатам исследования компании Bank Network News, общее число банкоматов на территории США к концу марта 1999 г. достигло 227 тыс., что на 21% больше, чем в июне 1998 г. Наряду с этим, в тот же период число транзакций в расчете на одно устройство сократилось почти на 1 тыс. в месяц - с 4 973 в июне 1998 г. до 3 997 в марте 1999 г. Уменьшилось и общее число банкоматных транзакций - с 930 млн. до 907 млн. в конце указанного периода. Bank Network News считает, что падение относительных показателей напрямую связано с бурным ростом числа устройств самообслуживания, принадлежащих независимым операторам: весной 1999 г. почти 30% объемов транзакций приходилось на долю «небанковских» устройств.

Однако в целом преобладает мнение, что возможностей для успешного развития бизнеса в сегменте дешевых и сверхдешевых банкоматов более чем достаточно. Нынешнее состояние рынка - это «издержки роста», связанные с появлением большого числа новых операторов и быстрого увеличения банкоматных сетей.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube