курс цб на 24.05:
56.5552
63.6189
Лента новостей
Журнал ПЛАС № 9-10 ...
Исследования Функции CFO расширились
18 мая 2017 09:27
Количество просмотров 283 просмотра
Безопасность Вирус WannaCry: главное
16 мая 2017 16:00
Количество просмотров 803 просмотра

Корпоративные платежные системы на основе обращения долговых обязательств

Количество просмотров42 просмотра
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Юрий
Колякин, генеральный ди­ректор Института информацион­ных технологий, президент
компа­нии
CompassPlus, кандидат техни­ческих наук

Одним из
наиболее эффектив­ных применений технологии электронных платежей, особен­но в
современных экономичес­ких условиях, сложившихся в Российской Федерации, являют­ся
корпоративные платежные системы на основе обращения долговых обязательств.

Разработанные в
Институте Информационных Технологий и реализованные компанией CompassPlus технология, мето­дика и ряд технических,
финан­совых и организационных ноу-хау, используемых при построе­нии таких
платежных систем, на­званные PromCard в настоящее время эффективно применяются на многих
промышленных пред­приятиях страны, обеспечивая решение целого ряда социаль­ных
и финансовых проблем.

Суть методики PromCard за­ключается в использовании тех­нологии
электронных платежей и пластиковых карточек для об­ращения долговых
обязательств промышленных предприятий в интересах самих предприятий, их
работников, подрядчиков и

поставщиков
сырья материалов, местных и региональных бюдже­тов, работников бюджетных ор­ганизаций,
пенсионеров и других незащищенных слоев населения.

Такая
корпоративная платеж­ная система может быть создана промышленным предприятием,
местными и региональными ад­министрациями (в сотрудниче­стве с
бюджетообразующими предприятиями), бюджетными и внебюджетными фондами и
розничными торговыми орга­низациями.

В платежной
системе вводятся в обращение так называемые «внутренние», или
«корпоратив­ные деньги», эмиссию которых выполняет специально образо­ванная
управляющая компания или комитет, состоящий из пред­ставителей участников
платеж­ной системы. «Корпоративные деньги» зачисляются на счета
предприятий и частных лиц в специальном электронном бан­ке, ведущем счета и
учитываю­щем операции, совершенные с их использованием. Обеспече­нием
«корпоративных денег» яв­ляются продукты и товары на­родного
потребления, разме­щенные для продажи в торговых предприятиях, принимающих
«корпоративные деньги» в качестве средства платежа за товары и
услуги. Инструментом для совершения платежа является кредитная пластиковая
карточка, выпускаемая в обращение эми­тентами — участниками платеж­ной системы.
Внешней формой движения «корпоративных де­нег» в платежной системе
явля­ется взаимозачеты долговых обязательств между участника­ми, товарообменные
операции, обращение товарных и денеж­ных векселей, выпущенных бан­ками,
промышленными пред­приятиями и администрациями регионов и т.д.

В основу
технологии корпора­тивных платежей PromCard, по­ложены несколько основных принципов.

Принцип
товарного обеспечения корпоративных денег.
Товары. подлежащие реализации, по­ставляются промышленными
предприятиями (и другими уча­стниками платежной системы) в торговые предприятия
платеж­ной системы в счет их долгов пе­ред работниками, подрядчика­ми,
поставщиками сырья и мате­риалов или бюджетом. Эмиссия «корпоративных
денег» (путем зачисления на корпоративные счета предприятий в электрон­ном
банке) осуществляется управляющеи компанией ровно в объёме поступивших в
торговые предприятия товаров народного потребления. Тем самым обеспе­чивается
платежеспособность «корпоративных денег» и лик­видность их
обеспечения.

Принцип
обращения корпора­тивных денег.
Предприятия — участники платежной системы, поставившие товары в
торговую сеть и получившие на свои кор­поративные счета в электрон­ном банке
эквивалентное возме­щение в виде «корпоративных денег», далее может
использо­вать их по своему усмотрению — зачислить часть средств на част­ные
счета своих работников, расплатиться с местным (регио­нальным) бюджетом, с
предпри­ятиями — поставщиками матери­алов, сырья и услуг, с подрядчи­ками и т.
д. Те, в свою очередь, могут также расплатиться со сво­ими работниками,
поставщика­ми, бюджетом и т. д. Таким обра­зом возникает обращение обес­печенных
«корпоративных де­нег» в платежной системе. Лик­видность товаров в
ассортимен­те обеспечивается торговыми предприятиями и управляющей компанией,
ориентирующихся при этом на сложившиеся потре­бительский спрос и потреби­тельскую
корзину.

Принцип
учета торговых наце­нок.
Известно,
что разница в це­нах при розничных и оптовых продажах товаров народного по­требления
может достигать по разным группам товаров от 30% до 1000% и сильно зависит от
объемов оптовых партий. Исследования показывают, что реаль­ная оптовая разница
с учетом сложившейся потребительской корзины в российских регионах при
достаточно больших торго­вых оборотах (обеспечивающих товарное снабжение для 5
тыс. человек и более) может дости­гать до 200%. Таким образом в корпоративной
платежной сис­теме возникает возможность поддерживать низкие (конку­рентные)
цены на предлагаемые населению товары народного потребления, уменьшая тем са­мым
социальные проблемы, свя­занные, например, с ростом цен. Кроме того,
возникающая цено­вая разница может использо­ваться промышленными пред­приятиями
для покрытия высо­ких издержек производства, свя­занных с платежами естествен­ным
монополистам, федераль­ных налогов, а также для собст­венного развития и
инвестиций. Принцип отложенных налого­вых платежей. Чем выше оборот
товаров в платежной системе и шире круг её участников, тем:

• больше
оптовые скидки, получаемые у крупных оптовых торговых предприятиях или не­посредственно
у производите­лей товаров;

• больше объемы
сэконом­ленных предприятиями средств;

• выше
эффективность та­кой дотационной финансовой схемы, реализуемой в корпора­тивной
платежной системой.

Эффективность
такой дота­ционной схемы сравнима толь­ко разве что с крупными прямы­ми
финансовыми инвестиция-

ми, что в
настоящее время явля­ется весьма проблематичным для большинства промышлен­ных
предприятий России. До­полнительно, при правильной организации учета выплат
зара­ботной платы работниками предприятий на основе време­ни фактического приобретения
товаров в розничной сети, мож­но организовать более рацио­нальные (экономные)
схемы на­логовых платежей, связанных с заработной платой.

Принцип
кредитование промыш­ленных предприятий.
Возможна и более консервативная схема то­варного обеспечения работни­ков
промышленных предприя­тий и других участников корпо­ративной платежной системы,
когда товары народного потреб­ления приобретает и предлагает к продаже само
розничное тор­говое предприятие, участвую­щее в платежной системе, а дру­гие
участники платежной систе­мы (предприятия, бюджетные фонды) рассчитываются с
ним в денежной форме по мере по­ступления денежных средств и реализации товаров
их работни­кам. При этом устанавливаются льготные (по сути — оптовые) цены при
таких компенсацион­ных платежах (с учетом фикси­рованных торговых наценок
торгового предприятия, опреде­ляемых прямым соглашением с управляющей компанией
и пред­приятиями). В этом случае тор­говое предприятие, получающее солидное
увеличение оборотов, как правило, пользуется коммер­ческим банковским кредитом
для обеспечения своих оборот­ных средств. Тем самым, во-пер­вых, возникают
условия, при ко­торых коммерческие торговые предприятия кредитуют фонд
заработной платы предприятий и расчеты бюджета с населени­ем, в том числе по
пенсиям, по­собиям, бюджетным дотациям, заработной плате бюджетных уч­реждений
и организаций и т. д. а, во-вторых, обеспечивается на­дежное ликвидное вложение
де­нежных средств коммерческих банков, в том числе средств ме­стного населения
и тех же обслу­живаемых банками предприя­тий —участников корпоратив­ной
платежной системы. Оче­видно, что такие кредиты более привлекательны для банков
из-за высокой «ликвидности, неже­ли выданные непосредственно промышленным
предприятиям. Принцип увеличения налогооблагаемой базы бюджета. Очевид­но,
что используемая в корпора­тивных платежных системах безналичная форма платежей
за товары и услуги исключает воз­можность уклонения от налогов в розничной
торговле (по край­ней мере, в части, связанной с обращением неучтенных налич­ных
денежных средств) и пред­полагает исполнение обяза­тельств перед бюджетом всеми
участниками электронных пла­тежей, что легко контролирует­ся фискальными
органами вви­ду обязательной электронной фиксации всех совершаемых операций.
Таким образом, без­наличный денежный оборот корпоративной платежной системы
увеличивает налогооблагаемую базу бюджетов. Эта об­стоятельство с учетом
реально­го положения на криминализированном российском рынке розничных продаж
является ос­новой для наиболее приемле­мой в настоящее время страте­гии местных
и региональных ад­министраций по контролю за наличным денежным обращени­ем и
полным и своевременным сбором налогов.

Принцип
повышения качества розничной торговли.
Приведен­ные выше особенности корпора­тивных платежных систем, сти­мулирующие
всех её участников к развитию и расширению обо­ротов и электронных платежей,
естественным образом требуют от розничной торговли более высокой организации и
автома­тизации для обеспечения высо­кой пропускной способности торговых точек и
эффективнос­ти использования торговых пло­щадей. Это влечет за собой обя­зательное
увеличение качества и скорости обслуживания населе­ния, снижению непроизводи­тельных
торговых расходов и из­держек.

Следствием
создания и разви­тия корпоративной платежной системы является организация
системы розничных торговых предприятий, имеющих воз­можность, в силу высоких то­варных
оборотов, диктовать це­ны и уровень торговых наценок на розничном рынке. Это
дает возможность местной админис­трации контролировать уро­вень цен вполне
рыночными механизмами и тем самым ре­шать многие острые социаль­ные вопросы.

Принцип
отказоустойчивости технических систем.
Функциони­рование организованных со­гласно описанным выше прин­ципам
электронных платежных систем, являющихся, по сущест­ву, социально ориентированны­ми
платежными системами, предполагает использование современных отказоустойчи­вых
технологий электронных платежей высокого уровня, рас­считанных на массовое широ­комасштабное
использование населением. Отсюда вытекают требования к техническому обеспечению:

• надежность на
уровне отка­зоустойчивости критических и опасных производств и техноло­гий — 24
часа в день 7 дней в не­делю 365 дней в году;


масштабируемость произ­водительности в широком диа­пазоне;


работоспособность при пи­ковых нагрузках;

• низкая
стоимость носите­лей информации — пластиковых карточек, обеспечивающая при­емлемые
затраты при переизда­нии и эмиссии;

•   комплексные    технологии электронных платежей, обеспе­чивающие
выполнение банков­ских операций, учет эмиссии и обращения пластиковых карточек,
розничных операций в торговых предприятиях, 
выполнение платежей  (в том числе
-коммунальных),     непрерывное интерактивное
телефонное об­служивание и т. д.

Подводя итоги,
можно опре­делить следующие преимущест­ва использования технологии
корпоративных платежных сис­тем на основе обращения долго­вых обязательств:

Для
работников промышленных предприятий, бюджетных предприя­тий, пенсионеров,
населения региона:

1. Решение
проблемы задер­жек выплат зарплаты, пенсий и других выплат вследствие кри­зисных
явлений в экономике.

2. Стабилизация
и снижение розничных цен на товары народ­ного потребления.

3. Повышение
качества торго­вого обслуживания.

4. Фактическое
инвестирова­ние средств фонда заработной платы предприятий в сохране­ние
рабочих мест для работни­ков этого предприятия, разви­тие производства и
стабилиза­цию финансового состояния предприятия.

5. Повышение
платежеспо­собности бюджета вследствие увеличения налогооблагаемой базы,
уменьшения теневого де­нежного оборота и пр.

Для промышленных
предприятий:

1. Смягчение
социальной на­пряженности благодаря обеспе­чению бесперебойного снабже­ния
работников предприятий необходимыми товарами и услу­гами вне зависимости от
финан­сового положения предприятия.

2. Появление
дополнитель­ных ресурсов для расчетов с федеральным бюджетом и для собственного
развития и модернизации   
производства    в следствии:

• сокращения
объёма денеж­ных средств, направляемых предприятиями на выплату зара­ботной
платы;

• сокращения и
отсрочки те­кущих налоговых платежей на фонд заработной платы и плате­жей во
внебюджетные фонды;

• появления
дополнитель­ной возможности экономии де­нежных средств путем расчета с местными
бюджетами обращаю­щимися в платежной системе долговыми обязательствами;

• появления
возможности рассчитываться долговыми обя­зательствами предприятий с по­ставщиками
оборудования, мате­риалов, муниципальным транс­портом и предприятиями связи.

3. Включение
внутренних до­тационных механизмов в резуль­тате создания благоприятных ус­ловий
для реализации различ­ных схем товарной конвертации дебиторских и кредиторских
за­долженностей, а также экспорт­но-импортных компенсацион­ных операций.

4. Значительное
сокращение издержек на сопровождение и эксплуатацию ненадежных и громоздких
талонных систем пи­тания и списочных систем рас­пределения товаров.

Для
предприятий розничной тор­говли:

1. Значительное
повышение роли, масштабов и форм дея­тельности предприятий рознич­ной торговли.

2. Создание
благоприятных ус­ловий для повышения уровня обслуживания населения в рознич­ной
торговой сети, увеличения качества и ассортимента предла­гаемых товаров и
услуг, сниже­ние цен на товары первой необ­ходимости.

3. Значительное
увеличение оборота товаров повседневного спроса, получение дополнитель­ных
стимулов для обеспечения стабильных поставок по долго­срочным программам и
возмож­ности реализации оптовых кон­трактов по низким ценам.

4. Создание
благоприятных условий для организации раз­личных эффективных схем то­варной
конвертации и зачета долгов с контрагентами с во­влечением в этот процесс неза­висимых
комиссионеров, трей­деров, крупных оптовых по­ставщиков товаров народного
потребления и других специа­лизированных фирм, способ­ных привлечь при этом
свои собственные источники фи­нансирования.

5. Создание
стимулов для ак­тивизации деятельности по осна­щению системами автоматиза­ции
торговых предприятий, кон­троля и учета товарных потоков и материальных
ценностей, и применения эффективных спо­собов организации торговых площадей.

6. Значительное
уменьшение возможности хищений, махина­ций и злоупотреблений со сторо­ны
работников торговли ввиду резкого уменьшения наличного кассового оборота и
ликвидации талонной и списочной систем.

 7. Резкое (в 3-4 раза) увеличе­ние пропускной
способности кассовых узлов в предприятиях общественного питания (завод­ских
столовых) и существенное уменьшение очередей в час-пик.

8. Появление
возможности автоматизировать учет работы кассовых узлов, контролиро­вать и
проверять качество рабо­ты кассиров.

Для
региональных банков:

1. Повышение
рентабельнос­ти вложения средств в развитие системы безналичных расчетов на
базе пластиковых карточек: благодаря возможности двойно­го использования
создаваемой инфраструктуры — для обслужи­вания как банковских, так и кор­поративных
карточек.

2. Извлечение
дополнитель­ного дохода из обслуживания возрастающих масштабов дея­тельности
системы розничных торговых предприятий и корпо­ративной платежной системы.

3. Появление
дополнитель­ных кредитных ресурсов для инвестиционного и текущего кредитования
предприятий ме­стной промышленности за счет экономии средств, на­правляемых на
выплату зара­ботной платы работникам этих предприятий.

Для
администраций и местных (региональных) бюджетов:

1. Обеспечение
своевремен­ной выплаты пенсий, пособий, компенсаций и дотаций населе­нию
регионов расположения предприятий (при расчете с ме­стным бюджетом долговыми
обязательствами предприятий

в рамках
корпоративной пла­тежной системы с выдачей пла­стиковых карточек работникам
бюджетной сферы).

2. Перевод
значительной ча­сти наличных денежных средств, обращающихся в реги­онах (в том
числе и в теневом секторе), на банковские счета, и, следовательно, — резкое
увели­чение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней и, самое важное, —
кредитной базы мест­ных банков для финансирова­ния развития местной промыш­ленности,
муниципальных и со­циальных программ.

3. Возможность
перевода всех коммунальных платежей на безналичную основу, телефон­ное
интерактивное обслужива­ние и новые современные сред­ства документооборота
(маши­ночитаемые документы) с целью повышения удобства и уменьше­ния затрат при
оплате комму­нальных платежей для жителей, резкое сокращение издержек на
эксплуатацию.

4. Организация
региональ­ной системы телекоммуникаций на базе телекоммуникаций кор­поративной
платежной системы с целью создания развитой реги­ональной инфраструктуры сбо­ра
и передачи данных.

5. Возможность организа­ции внутрирегионального кли­ринга
банковских, коммуналь­ных, налоговых и прочих пла­тежей, а также перечислений
заработной платы, пенсий, сти­пендий, дивидендов, компенса­ций, дотаций,
страховых плате­жей и пр. (в том числе и клиринг  неплатежей 
и долговых обязательств).

6. Возможность
выпуска в об­ращение специальной дисконт­ной торговой пластиковой кар­точки для
населения с низким уровнем доходов.

7. Возможность
выпуска в об­ращение карточки медицинско­го страхования для предъявле­ния в
качестве страхового поли­са в медицинских учреждениях.

8. Общее
улучшение крими­нальной обстановки ввиду сни­жения наличного денежного оборота.

9. Возможность
присоедине­ния к другим локальным и регио­нальным, а также к российским и
международным платежным системам, с целью обеспечения населения дополнительными
ви­дами финансовых услуг и умень­шения оттока денежных средств из городов и
регионов.

10. Появление
предпосылок для создания централизованной высокоинформативной базы данных
населения (с участием адресных столов, ЗАГС, УВД, ГАИ, налоговых органов, бан­ков,
прокуратуры, служб безо­пасности предприятий, муници­пальных служб, администра­ций,
органов ФСБ и т. д.).

Описанная схема
организации корпоративной платежной сис­темы апробирована во многих проектах,
реализованных компа­нией CompassPlus в Уральском регионе, и показала свою высо­кую
эффективность при реше­нии многих социальных и фи­нансовых проблем промышлен­ных
предприятий.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.




В рубриках:
Журнал ПЛАС № 9-10 (49-50) 1999