17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 176

Круглый стол компании NCR

Круглый стол компании NCR

Круглый стол компании NCR был посвящен проблемам развития российского рынка банков­ских устройств самообслуживания. На нем об­суждались следующие вопросы:

1. Технические проблемы на пути развития совместной сети банкоматов в России.

2. Банкоматы как средство привлечения кли­ентуры.

3. Перспективы использования полнофункцио­нальных устройств в России.

4. Влияние микропроцессорных карточек на развитие устройств самообслуживания.

Наибольший интерес вызвали первые две темы, обсуждение которых заняло более 2/3 времени, отведенного на все мероприятие. Среди выступа­ющих наблюдалось поразительное единодушие по такому вопросу, как необходимость «он-лайн» подключения банкоматов для их нормального функционирования, однако в вопросе, существует ли качественная связь в России, мнения раздели­лись. Ясность в обсуждение проблемы внес пред­ставитель Народного банка Казахстана, выступ­ление которого сводилось к рассказу о достиже­ниях банка в области пластиковых карточек и на­глядно иллюстрировало народную мудрость: «Спасение утопающих - дело рук самих утопаю­щих».

Обсуждение первой темы плавно перетекло в решение основного вопроса философии: что пер­вично? Или, выражаясь более приземленно, чем надо заниматься в первую очередь: увеличением числа выпущенных карточек или расширением приемной сети устройств. В принципе, и здесь мнения были различны. Некоторые участники круглого стола склонялись к мысли, что именно незначительное число эмитированных карточек является одним из основных препятствий на пути увеличения числа банкоматов в России. Другие, напротив, считали, что развитие приемной сети устройств должно опережать прирост карточек, по крайней мере, на современном этапе развития рынка. «При недостаточном количестве оборудо­вания мы столкнулись с ситуацией, когда в одних частях города банкоматы пустые, а в других - оче­реди по 10-15 человек. Чем больше банкоматов, тем рациональнее их загрузка, тем быстрее они себя окупают. При этом темпы прироста карточ­ных счетов при расширении инфраструктуры за­метно возрастают», - сказал в своем выступлении генеральный директор Сибирского процессингового центра, начальник управления пластиковых карточек Западно-Сибирского регионального центра Инкомбанка СЕ. Ефремов. Схожее мне­ние выразил и Л.Е. Карпов (Московский банк Сбербанка России): «Для достижения оптималь­ного соотношения банкоматов и держателей кар­точек нужно это соотношение слегка превысить, чтобы добиться доверия со стороны держателей карточек к новому способу получения налич­ных».

Оригинальную точку зрения на предмет дис­куссии высказал начальник управления пласти­ковых карточек Торибанка О.И. Семенов. По

его мнению, в незначительном числе карточек и устройств самообслуживания в России повинны прежде всего клиенты, чей менталитет (а точ­нее, отсутствие привычки к выполнению безна­личных расчетов) являются основным тормозом на пути широкого распространения карточек в России. По мнению О.И. Семенова, ключевой задачей каждого банка является воспитание клиентуры. При этом достижение результатов напрямую связано с качественным функциониро­ванием банкоматов банка, которое, в свою оче­редь, зависит от состояния связи и нормальной работы программного обеспечения хост-ком­пьютера.

Свою лепту в обсуждение внес представитель компании MondexInternational в России Микко Каарела (MikkoKaarela). По его мнению, насыще­ние России банкоматами потребует астрономиче­ских затрат - около 3-4 млрд. долларов США. Как считает М. Каарела, путь к сокращению этих расходов - постепенный переход на электронные платежи и проведение части этих платежей (ин­кассация и загрузка карточки, перевод средств со счета на счет и т. д.) с помощью таксофонов, снабженных специальными приставками, стои­мость которых составляет около 100 долларов США, или домашних телефонов стоимостью 200-300 долларов США.

В своих выступлениях участники стыдливо умалчивали о таком важном факторе, сдержи­вающем распространение банкоматов в России, как высокая цена устройств. Завесу молчания над запретной темой приподнял представитель компании NCRM.A. Калинин, выступление кото­рого было посвящено новой перспективной про­грамме поставки банкоматов компании в Рос­сию.

Каждый банк терзается в раздумьях, стоит ли ему покупать банкомат, установить несколько POS-терминалов или продолжать работать через кассиров. Помочь банкам преодолеть сомнения призвана программа с условным названием «3x3», разработанная компанией NCR.

Суть программы заключается в поставке заин­тересованным российским банкам банкоматов NCR. Банкоматы проходят полный процесс вос­становления с заменой всех изнашиваемых дета­лей на новые (принтер, считыватель карточек, по­движные детали диспенсера, дисплей и т.д.), а также всестороннее тестирование. Все банкоматы предоставляются с полным сервисным обслужива­нием на три года, при этом стоимость всех запас­ных частей, которые могут потребоваться в про­цессе эксплуатации, включены в начальную стои­мость.

Все устройства являются банкоматами третье­го поколения (маркировка «50хх») и поставляют­ся в рассрочку сроком на 3 года (отсюда и на­звание программы «3x3» - «третье поколение на 3 года»). Банкоматы лишены каких-либо «архи­тектурных излишеств» типа цветного дисплея, сенсорного экрана и т. д. и выполняют только базовый набор функций. Стоимость такого бан­комата для банка - около 10 тыс. долларов США.

В принципе, такие компании-гиганты, как NCR и IBM, очень внимательно подходят к формирова­нию ценовой политики на региональных рынках. Но и у них иногда случаются «проколы». Так, на круглом столе представитель NCR привел любо­пытный пример: в Турции любой, даже самый со­временный банкомат стоит не более 15 тыс. дол­ларов США, а стоимость банкомата с ограничен­ным набором функций не превышает 10 тыс. дол­ларов США.

По мнению М.А. Калинина, «очень смешные цены» явились следствием стремления компании IBM монополизировать турецкий банковский ры­нок. Доминируя в секторе банковской автомати­зации (80% рынка), компания IBM решила добить­ся тех же результатов и в сфере устройств само­обслуживания путем существенного занижения цен на свою продукцию. Это отразилась и на других участниках местного рынка, которым при­шлось последовать примеру IBM, уменьшив тем самым свою прибыль на 5%. Тем не менее, IBM добилась прямо противоположных результатов, поскольку в настоящее время более 78% турец­кого рынка устройств самообслуживания принад­лежит компании NCR.

Следующей темой, обсуждавшейся во время круглого стола, стали перспективы продвижения полнофункциональных устройств в России. Как от­метил М.А. Калинин, статистика продажи банко­матов различных типов в России кардинально от­личается от общемировой. В 1997 г., как и три года назад, полнофункциональные устройства не нашли особого спроса. В чем заключаются при­чины отсутствия у банков интереса к такой про­дукции?

Ответ на этот вопрос дал Л.Е. Карпов: «В принципе, выдача денег населению - это очень малая часть всей работы филиала банка. Хоро­шо, что ее можно хотя бы частично автоматизи­ровать с помощью банкоматов. Но было бы еще

лучше, если бы 70-80% текущей операционной работы филиала можно было перенести на пол­нофункциональные банкоматы. С этой позиции такие устройства представляют несомненный ин­терес».

Читайте также:

В то же время, во всем мире банки при выбо­ре устройств вынуждены не только считать день­ги, но и принимать во внимание менталитет насе­ления. Как отметил главный редактор журнала «Платежи. Системы. Карточки» А.И. Гризов, ситуа­ция меняется от страны к стране. В Соединенных Штатах и континентальной Европе полнофункцио­нальные банкоматы воспринимаются клиентами банка гораздо лучше, чем, например, в Велико­британии, где широкое распространение получи­ли банковские и дорожные чеки, и часть держа­телей карточек откровенно признается, что не совсем доверяют самим себе в выполнении слож­ных операций с терминалом.

Обсуждение влияния микропроцессорных карточек на дальнейшее развитие устройств са­мообслуживания проходило в самом конце меро­приятия. Свою позицию по этому вопросу выска­зал М.А. Калинин: «Неправильно противопостав­лять электронные и наличные деньги. Аналитичес­кие исследования показывают, что в течение бли­жайших 20-25 лет наличные не только не исчез­нут, но и будут доминировать в денежном оборо­те. В настоящее время в странах с развитым рын­ком безналичных расчетов доля наличных денеж­ных средств достигает 70-80%. По прогнозам специалистов, через 20 лет она составит не ме­нее 65-68%. Поэтому, как производители обору­дования, мы уверены, что на ближайшие 20 лет будем обеспечены заказами. Тем не менее, мы стараемся идти в ногу со временем и готовы к возможным изменениям на рынке, связанным с расширенным использованием микропроцессор­ных карточек. Осенью 1997 г. в Японии началась реализация проекта карточек VisaCash, где наши банкоматы PERSONAS40 использовались в не­сколько необычном виде - без кэш-диспенсеров. В них были встроены принтеры для получения вы­писок по счету, и банкоматы использовались ско­рее как информационные принтеры и терминалы пополнения «электронных кошельков», нежели по своему прямому назначению. В конечном итоге, кто-то должен выдавать смарт-карты клиентам, и банкоматы будущего с этим успешно справятся (в NCR уже существуют опытные проекты)».

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube