курс цб на 29.03:
56.9364
61.8102
Лента новостей

Круглый стол компании NCR

Количество просмотров8 просмотров
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Круглый стол компании NCR был посвящен проблемам развития российского рынка банков­ских устройств самообслуживания. На нем об­суждались следующие вопросы:

1. Технические проблемы на пути развития совместной сети банкоматов в России.

2. Банкоматы как средство привлечения кли­ентуры.

3. Перспективы использования полнофункцио­нальных устройств в России.

4. Влияние микропроцессорных карточек на развитие устройств самообслуживания.

Наибольший интерес вызвали первые две темы, обсуждение которых заняло более 2/3 времени, отведенного на все мероприятие. Среди выступа­ющих наблюдалось поразительное единодушие по такому вопросу, как необходимость «он-лайн» подключения банкоматов для их нормального функционирования, однако в вопросе, существует ли качественная связь в России, мнения раздели­лись. Ясность в обсуждение проблемы внес пред­ставитель Народного банка Казахстана, выступ­ление которого сводилось к рассказу о достиже­ниях банка в области пластиковых карточек и на­глядно иллюстрировало народную мудрость: «Спасение утопающих — дело рук самих утопаю­щих».

Обсуждение первой темы плавно перетекло в решение основного вопроса философии: что пер­вично? Или, выражаясь более приземленно, чем надо заниматься в первую очередь: увеличением числа выпущенных карточек или расширением приемной сети устройств. В принципе, и здесь мнения были различны. Некоторые участники круглого стола склонялись к мысли, что именно незначительное число эмитированных карточек является одним из основных препятствий на пути увеличения числа банкоматов в России. Другие, напротив, считали, что развитие приемной сети устройств должно опережать прирост карточек, по крайней мере, на современном этапе развития рынка. «При недостаточном количестве оборудо­вания мы столкнулись с ситуацией, когда в одних частях города банкоматы пустые, а в других — оче­реди по 10-15 человек. Чем больше банкоматов, тем рациональнее их загрузка, тем быстрее они себя окупают. При этом темпы прироста карточ­ных счетов при расширении инфраструктуры за­метно возрастают», — сказал в своем выступлении генеральный директор Сибирского процессингового центра, начальник управления пластиковых карточек Западно-Сибирского регионального центра Инкомбанка СЕ. Ефремов. Схожее мне­ние выразил и Л.Е. Карпов (Московский банк Сбербанка России): «Для достижения оптималь­ного соотношения банкоматов и держателей кар­точек нужно это соотношение слегка превысить, чтобы добиться доверия со стороны держателей карточек к новому способу получения налич­ных».

Оригинальную точку зрения на предмет дис­куссии высказал начальник управления пласти­ковых карточек Торибанка О.И. Семенов. По

его мнению, в незначительном числе карточек и устройств самообслуживания в России повинны прежде всего клиенты, чей менталитет (а точ­нее, отсутствие привычки к выполнению безна­личных расчетов) являются основным тормозом на пути широкого распространения карточек в России. По мнению О.И. Семенова, ключевой задачей каждого банка является воспитание клиентуры. При этом достижение результатов напрямую связано с качественным функциониро­ванием банкоматов банка, которое, в свою оче­редь, зависит от состояния связи и нормальной работы программного обеспечения хост-ком­пьютера.

Свою лепту в обсуждение внес представитель компании MondexInternational в России Микко Каарела (MikkoKaarela). По его мнению, насыще­ние России банкоматами потребует астрономиче­ских затрат — около 3-4 млрд. долларов США. Как считает М. Каарела, путь к сокращению этих расходов — постепенный переход на электронные платежи и проведение части этих платежей (ин­кассация и загрузка карточки, перевод средств со счета на счет и т. д.) с помощью таксофонов, снабженных специальными приставками, стои­мость которых составляет около 100 долларов США, или домашних телефонов стоимостью 200-300 долларов США.

В своих выступлениях участники стыдливо умалчивали о таком важном факторе, сдержи­вающем распространение банкоматов в России, как высокая цена устройств. Завесу молчания над запретной темой приподнял представитель компании NCRM.A. Калинин, выступление кото­рого было посвящено новой перспективной про­грамме поставки банкоматов компании в Рос­сию.

Каждый банк терзается в раздумьях, стоит ли ему покупать банкомат, установить несколько POS-терминалов или продолжать работать через кассиров. Помочь банкам преодолеть сомнения призвана программа с условным названием «3×3», разработанная компанией NCR.

Суть программы заключается в поставке заин­тересованным российским банкам банкоматов NCR. Банкоматы проходят полный процесс вос­становления с заменой всех изнашиваемых дета­лей на новые (принтер, считыватель карточек, по­движные детали диспенсера, дисплей и т.д.), а также всестороннее тестирование. Все банкоматы предоставляются с полным сервисным обслужива­нием на три года, при этом стоимость всех запас­ных частей, которые могут потребоваться в про­цессе эксплуатации, включены в начальную стои­мость.

Все устройства являются банкоматами третье­го поколения (маркировка «50хх») и поставляют­ся в рассрочку сроком на 3 года (отсюда и на­звание программы «3×3» — «третье поколение на 3 года»). Банкоматы лишены каких-либо «архи­тектурных излишеств» типа цветного дисплея, сенсорного экрана и т. д. и выполняют только базовый набор функций. Стоимость такого бан­комата для банка — около 10 тыс. долларов США.

В принципе, такие компании-гиганты, как NCR и IBM, очень внимательно подходят к формирова­нию ценовой политики на региональных рынках. Но и у них иногда случаются «проколы». Так, на круглом столе представитель NCR привел любо­пытный пример: в Турции любой, даже самый со­временный банкомат стоит не более 15 тыс. дол­ларов США, а стоимость банкомата с ограничен­ным набором функций не превышает 10 тыс. дол­ларов США.

По мнению М.А. Калинина, «очень смешные цены» явились следствием стремления компании IBM монополизировать турецкий банковский ры­нок. Доминируя в секторе банковской автомати­зации (80% рынка), компания IBM решила добить­ся тех же результатов и в сфере устройств само­обслуживания путем существенного занижения цен на свою продукцию. Это отразилась и на других участниках местного рынка, которым при­шлось последовать примеру IBM, уменьшив тем самым свою прибыль на 5%. Тем не менее, IBM добилась прямо противоположных результатов, поскольку в настоящее время более 78% турец­кого рынка устройств самообслуживания принад­лежит компании NCR.

Следующей темой, обсуждавшейся во время круглого стола, стали перспективы продвижения полнофункциональных устройств в России. Как от­метил М.А. Калинин, статистика продажи банко­матов различных типов в России кардинально от­личается от общемировой. В 1997 г., как и три года назад, полнофункциональные устройства не нашли особого спроса. В чем заключаются при­чины отсутствия у банков интереса к такой про­дукции?

Ответ на этот вопрос дал Л.Е. Карпов: «В принципе, выдача денег населению — это очень малая часть всей работы филиала банка. Хоро­шо, что ее можно хотя бы частично автоматизи­ровать с помощью банкоматов. Но было бы еще

лучше, если бы 70-80% текущей операционной работы филиала можно было перенести на пол­нофункциональные банкоматы. С этой позиции такие устройства представляют несомненный ин­терес».

В то же время, во всем мире банки при выбо­ре устройств вынуждены не только считать день­ги, но и принимать во внимание менталитет насе­ления. Как отметил главный редактор журнала «Платежи. Системы. Карточки» А.И. Гризов, ситуа­ция меняется от страны к стране. В Соединенных Штатах и континентальной Европе полнофункцио­нальные банкоматы воспринимаются клиентами банка гораздо лучше, чем, например, в Велико­британии, где широкое распространение получи­ли банковские и дорожные чеки, и часть держа­телей карточек откровенно признается, что не совсем доверяют самим себе в выполнении слож­ных операций с терминалом.

Обсуждение влияния микропроцессорных карточек на дальнейшее развитие устройств са­мообслуживания проходило в самом конце меро­приятия. Свою позицию по этому вопросу выска­зал М.А. Калинин: «Неправильно противопостав­лять электронные и наличные деньги. Аналитичес­кие исследования показывают, что в течение бли­жайших 20-25 лет наличные не только не исчез­нут, но и будут доминировать в денежном оборо­те. В настоящее время в странах с развитым рын­ком безналичных расчетов доля наличных денеж­ных средств достигает 70-80%. По прогнозам специалистов, через 20 лет она составит не ме­нее 65-68%. Поэтому, как производители обору­дования, мы уверены, что на ближайшие 20 лет будем обеспечены заказами. Тем не менее, мы стараемся идти в ногу со временем и готовы к возможным изменениям на рынке, связанным с расширенным использованием микропроцессор­ных карточек. Осенью 1997 г. в Японии началась реализация проекта карточек VisaCash, где наши банкоматы PERSONAS40 использовались в не­сколько необычном виде — без кэш-диспенсеров. В них были встроены принтеры для получения вы­писок по счету, и банкоматы использовались ско­рее как информационные принтеры и терминалы пополнения «электронных кошельков», нежели по своему прямому назначению. В конечном итоге, кто-то должен выдавать смарт-карты клиентам, и банкоматы будущего с этим успешно справятся (в NCR уже существуют опытные проекты)».

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.




В рубриках:
Журнал ПЛАС № 2 (32) 1998

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *