17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 158

Банки и операторы связи: соперники или партнеры?

Банки и операторы связи: соперники или партнеры?

Что нужно для того, чтобы проект «электронных кошельков» успешно развивался? (при прочих равных условиях, когда бизнес-ситуация для предлагаемого продукта благоприятна).

Во-первых, банки. Желательно, чтобы это было несколько крупных и сильных банков, еще лучше - поддержка на национальном уровне. Во-вторых, операторы банковских сетей и процессинговые компании. В-третьих, телекоммуникационные компании.

Эти три звена, необходимые для реализации любого «карточного» проекта, может заметить читатель. И будет прав. За исключением одного «но».

В последнее десятилетие и бизнес-ситуация, и расстановка сил основных «игроков» на рынке пластиковых карточек претерпели кардинальные изменения. Отражением этих изменений является прежде всего тот факт, что телекоммуникационные компании осознали свою роль на этом рынке не только как поставщиков услуг связи для проектов пластиковых карточек банков, но и как активных игроков на банковском поле. В новых условиях и у телекоммуникационных компаний, и у банков появились уникальные возможности укрепить свое положение, вторгаясь в смежные области рынка. Это вторжение наблюдается сплошь и рядом, и в одних случаях удается усилить свои позиции банкам, в других - телекоммуникационным компаниям. Иногда можно наблюдать и редкие случаи взаимовыгодного партнерства, в стабильности и долговечности которого, правда, можно и усомниться.

Пример 1. Совмещение телефонных карточек с другими небанковскими продуктами, например, с карточками для бензоколонок, оплаты парковки, проездными билетами и т. д. (карточки SmartScope). В этом случае компании-эмитенты карточек частично отнимают у банков безналичный рынок мелких транзакций - традиционную сферу применения «электронных кошельков».

Пример 2. В связи с развитием электронной коммерции, карточки телекоммуникационных компаний потенциально могут выступать и в роли средства оплаты не только услуг связи, но и всего того, к чему эта связь предоставляет доступ - фактически - для оплаты продукции, выставляемой на подажу в виртуальном мире.

Пример 3. Совмещение телефонных и банковских карточек. В этом случае банк получает широкую терминальную сеть (поскольку в качестве терминалов выступают таксофонные аппараты компании-партнера) и при этом не несет затрат на поддержку этой сети. Кроме того, вместо соперника банк приобретает партнера. Компания-партнер при этом сокращает свои затраты на эмиссию карточек и ведение по ним базы данных (в случае дебетовых предоплаченных карточек с авторизацией в режиме реального времени), перепоручая это банку.

На первый взгляд, третий вариант взаимоотношений банков и телекоммуникационных компаний выглядит для банков наиболее привлекательным. В то же время. эксперты считают, что банкам не следует увлекаться таким партнерством ради сиюминутной выгоды. поскольку сегодняшний соратник завтра может превратиться в опасного конкурента. Итак, можно заметить, что телекоммуникационные компании выступают в новом качестве, и от того, каковы будут взаимоотношения их с банками, нередко зависит судьба «карточных» программ.

«Первый[1], но не единственный»

Реализация проекта карточек Chipknip началась в Нидерландах задолго до того, как на родине этих карточек, в Бельгии, проект был развернут в национальном масштабе. В апреле 1995 г. было подписано соглашение о покупке технологии между компаанией Banksys и крупнейшим в стране процессором - компанией InterpayNetherlands. Первоначально в проекте предполагалось участие всех крупнейших банковских групп страны - ABNAmro, INGPostbank и Rabobank. Однако вскоре после покупки технологии Postbank, входивший в состав INGGroup, заявил о своем намерении самостоятельно работать над проектом интеллектуальной карточки, и приступил к этой работе совместно с крупнейшей в стране телекоммуникационной компанией - PTTTelecom. Остальные банки продолжали подготовку к запуску проекта Chipknip.

В октябре 1995 г. компания Interpay выпустила первые карточки Chipknip. А еще через три месяца Postbank и PTTTelecom представили миру свой проект, который стал полной неожиданностью для всего банковского сообщества страны - мультифункциональную карточку Chipper.

Эта карточка кардинально отличалась от своей предшественницы во-первых, тем, что базировалась на общеевропейском телекоммуникационном стандарте ETSI, и, во-вторых, тем, что изначально была задумана и выпущена как мультифункциональная. По своей идеологии она предназначалась для оплаты телефонных переговоров, заказа билетов, оплаты парковки, операций Homebanking, использования в loyalty-системах и, соответственно, содержала серию изолированных областей хранения данных для использования в этих приложениях. И уже первые пилотные проекты выполнялись совместно с транспортными компаниями, владельцами парковок и даже..высшими учебными заведениями[2].

В июле 1996 г. эмиссия карточек Chipknip была развернута в национальном масштабе, а через три месяца, в октябре 1996 г., были эмитированы первые карточки Chipper. Компания PTTTelecom, владеющая крупнейшей в стране сетью телефонных линий (около 7 тыс.), и банк Postbank, эмитировавший карточки для 45% населения страны, оказались достойными партнерами друг другу и серьезными соперниками организаторам проекта Chipknip. В первый же год PTTTelecom и Postbank эмитировали в два раза больше карточек Chipper, чем их конкуренты (табл.1), а в среднем в день в прамках проекта Chipper выпускается 20 тыс. карточек. И хотя карточки Chipknip пока более распространены, чем карточки Chipper, темпы развития последнего проекта явно выше.

Таблица 1

Микропроцессорные карточки в Нидерландах. млн.

Название

1996

1997

1998

Chipknip

2,0

6,0

12,0

Chipper

-

4,0

*

 

Попробуем предсказать, как будет в дальнейшем развиваться проект Chipper в Нидерландах.

В настоящее время в Нидерландах проживает 15,6 млн. человек. В рамках обоих проектов уже эмитировано более 10 млн. интеллектуальных карточек (то есть почти по карточке на человека), а к концу 1998 г. это число планируется существенно увеличить. А пока участвующие в обоих проектах организации отчаянно конкурируют между собой - как за держателей карточек, так и за предприятия торговой сети.

Предположим, что между двумя конкурирующими системами «электронных кошельков» в Нидерландах - Chipknip и Chipper - установится равновесие. Нетрудно догадаться, к чему это приведет: эмитенты и эквайреры внутри каждой из систем будут конкурировать за клиента между собой. Но в системе Chipknip конкурентная борьба развернется между банками и вестись будет по заранее известным правилам. Что же касается проекта Сhipper, то здесь в борьбе за лидерство схлестнутся банк и телекоммуникационная компания.

Согласно банковскому законодательству страны, небанковские организации не имеют права на эмиссию карточек с банковскими функциями. Однако компания PTTTelecom нашла выход - она распространяет собственную предоплаченную карточку SmartScope, которая по всем статьям является карточкой Chipper, за исключением выполнения банковских функций. Однако, когда «номинал» карточки исчерпан, клиент может пополнить ее с любого своего счета в любом банке страны.

Таким образом, PTTTelecom гораздо менее нуждается в своем союзнике - банке Postbank, чем Postbank заинтересован в партнерстве с PTTTelecom. А поскольку PTTTelecom в принципе может сотрудничать с любым банком в стране, то она на каком-то этапе может приступить к «выкручиванию рук» своему бывшему союзнику, повышая, скажем, плату за пользование устройствами при загрузке банковской карточки или вовсе закрывая эти устройства для карточек Postbank, изменяя условия доступа к услугам связи с помощью карточек банка и т. д.

Прогнозируя дальнейше развитие проектов, нужно учитвать, что и программа Chipknip не стоит на месте. Банки-эмитенты карточек Chipknip взяли на вооружение опыт соперников и решили также превратить свою карточку в мультифункциональную. Причем эта карточка будет выполнять те же функции, что и Chipper - оплата парковки, доступ в Internet, резервирование билетов, и конечно, «электронный кошелек» для мелких покупок. Начиная с 1998 г., в системе планируется переход с карточек CС60 на более мощные карточки CC1000, которые позволят реализовать мультифункциональность в полном объеме.

Программа карточек Chipknip стала первым проектом на базе  технологии Proton, развернутым в национальном масштабе. Видимо, компания Banksys приняла к сведению возможные затруднения при реализации проекта. Подтверждение тому - альянс с бельгийским оператором связи Belgacom в январе 1997 г., задолго до старта общенационального программы карточек.

Благодаря этому альянсу Banksys не только устранил потенциального соперника, но и позволил тому почувствовать все выгоды взаимного сотрудничества. Во-первых, карточки Proton будет перезагружаться в таксофонах Belgacom. Во-вторых, собственные карточки компании Belgacom, Axis, будут интегрированы в карточки Proton, что позволит абонентам загружать стоимость телефонных переговоров в таксофонах компании на Axis- субсчет. Кроме того, Belgacom также будет предлагать на рынке смарт-телефоны компании Banksys, специально предназначенные для home-banking с использованием карточек Proton.

Место действия-новое, участники - прежние

Рынок «электронных кошельков» в Австралии представляет собой, так сказать, мировой рынок карточек с интегральной микросхемой в миниатюре. Здесь представлены все наиболее известные продукты на базе микропроцессорных карточек - VisaCash, Mondex, а также ... оба нидерландских конкурента - Proton (в лице карточек компании Quicklink) и Chipper.

В 1995 г. процессинговая компания QuickLinkCardSystem выиграла тендер на организацию пилотного проекта карточек в Южном Уэльсе. Реализация проекта включала тестирование карточек в различных приложениях,- в том числе для оплаты проезда на общественном транспорте, а также для решения государственных задач. В проекте также принимали участие компании Кока-Кола, Telstra, сеть предприятий Макдональд.

В сентябре 1997 г. корпорация  ERGLtd, являющаяся лицензиаром Proton, объявила о начале реализации полномасштабного проекта мультифункциональной карточки в Австралии. Компания QuickLinkCardSystem, являющаяся дочерней структурой ERG, уже разместила заказ на изготовление 750 тыс. карточек. К концу 1998 г. их число планируется довести до 3 млн.

В отличие от проекта в Нидерландах, карточки Proton в Австралии с самого начала задумывались как мультифункциональные. Эмитиентами, помимо банков, могут быть также государственные агенства, финансовые и нефинансовые организации.

На первый взгляд, благодаря правительственному контракту компания ERG с проектом Proton значительно опередила своих конкурентов, реализующих проекты микропроцессорных карточек - Mondex и VisaCash. Однако нидерландская история, похоже, повторяется...

Решение крупнейшего оператора связи в Австралии, компании Telstra,  использовать систему карточек Chipper для своей мультифункциональной телефонной карточки, стало большим сюрпризом для участников австралийского рынка пластиковых карточек. По заявлению менеджера информационных технологий компании Telstra, Владаса Леонаса (VladasLeonas), «.. лицензия Mondex была куплена четырьмя крупнейшими банками страны. Для нас (телекоммуникационной компании) там не осталось места. Что касается проекта Proton, то в нем не предусмотрены неперезагружаемые карточки. Ни одна технология, за исключением Chipper, не поддерживает одновременно одноразовых, перезагружаемых и анонимных карточек.»

До недавнего времени компания Telstra эмитировала собственные карточки с магнитной полосой и продавала более 14 млн. таких карточек в год - больше, чем все австралийские банки вместе взятые выпускают в год банковских карточек. По заявлению Владаса Леонтаса, компания не собирается выпускать новый тип карточки совместно с каким-либо банком.

С ноября 1997 г. в проекте Telstra принимают участие несколько небанковских организаций, крупнейшей из которых является компания Кока-Кола. В торговых автоматах компании можно расплачиваться за покупки одноразовыми карточками Сhipper. Карточки Chipper предполагается также использовать для оплаты проезда на общественном танспорте, заказа билетов в театр, а также в различного рода loyalty-программах.

Впрочем, Telstra не собирается отказываться от участия в программах других микропроцессорных карточек. Все смарт-такосфоны компании снабжены 4 разъемами для обслуживания различных типов карточек с интегральной микросхемой. В случае, если новые проекты, реализуемые в Австралии, будут развернуты в национальном масштабе, планируется увеличить количество типов принимаемых карточек до 8 уже к концу 1998 г.

Компания Telstra имеет более 38 тыс. таксофонных аппаратов и более 17 тыс. пунктов продажи карточек на территории Австралии. Поэтому нетрудно догадаться, что и на австралийском рынке «электронных кошельков» у банков появляется серьезный соперникn.



Читайте также:

[1]Protos - первый (греч.)

[2]Первые проекты студенческих карточек  были реализованы в .. в настояящее врнемя в программе Chippercard принимают участие 25 учебных заведений страны. и в рамках этой программы эмитиривано около 300 тыс. карточек.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube