17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 244

Рынок дорожных чеков: немного статистики

Рынок дорожных чеков: немного статистики

История развития российского рынка дорожных чеков берет свой отсчет в 80-е годы. Первым банком, приступившим к операциям с дорожными чеками международных эмитентов на территории России, был Внешэкономбанк, которые долгое время оставался единственным игроком на этом поле. Все операции с дорожными чеками проводились через головную контору Внешэкономбанка и территориальные банки в регионах. Так продолжалось до начала 90-х гг., пока банк не потерпел крах, оставив после себя долгов компании Thomas Cook на кругленькую сумму.

В ноябре 1991 г. к обслуживанию владельцев дорожных чеков Visa приступили Промстройбанк России, Кредобанк и Мосбизнесбанк, причем последний уже через два месяца работы принял решение о начале продажи чеков Thomas Cook и Visа, а в первом квартале 1992 г. подписал соглашение с компанией Thomas Cook о выплате возмещения владельцам дорожных чеков.

В 1992 г. право покупать, продавать и принимать на инкассо дорожные чеки всех ведущих международных эмитентов - Visa, Thomas Cook, American Express, Citicorp - получил Инкомбанк.

В первом полугодии 1993 г. операциями с дорожными чеками занималось около 10 банков, к концу года их число увеличилось до 15. В число банков, работающих с дорожными чеками, вошли такие финансовые институты, как Мосбизнесбанк, Сбербанк России, Московский и Санкт-Петербургские банки Сбербанка России, «Российский Кредит», Мост-банк, Диалог-банк, Приовнешторгбанк, Глориябанк.

В 1994 г. рынок дорожных чеков продолжал расширяться благодаря новым участникам - Внешторгбанку, Межкомбанку, банкам «Россия», Оптимум, Кредит-Москва, Всероссийский биржевой банк и т. д. Летом 1994 г. число участников рынка достигло 30, а к осени увеличилось до 80. При этом активизировали свою деятельность на рынке банки Уральского региона, Новосибирска, Владивостока, Калининграда. Это было вызвано, в первую очередь, открытием прямых авиасообщений из этих регионов за рубеж и ростом спроса на такие услуги со стороны российских граждан, совершающих деловые и частные поездки за границу.

В начале 1995 г. к операциям с дорожными чеками приступил банк «Балтийский», а вслед за ним - Гута-банк, банк «Московский», Монтажспецбанк. В 1996-1997 г. к числу «чекистов» присоединились такие «киты» карточного бизнеса, как СБС-Агро, Альфа-банк, Империал.

В настоящее время, по нашим оценкам,  на российском рынке операциями с дорожными чеками занимаются около 70 банков. Практически все эти банки одновременно являются активными эмитентами пластиковых карточек - как российских, так и международных. Что касается географии чековых операций, то традиционными центрами являются Москва, Санкт-Петербург, а также портовые города и туристические центры.

Количественные и качественные изменения в объемах покупки и продажи дорожных чеков

В 1994 г. объем операций покупки чеков заметно превалировал над объемом продаж, который практически целиком складывался из операций с чеками иностранных туристов, посещающих Россию. Это обстоятельство легко объясняется, во-первых, популярностью дорожных чеков как платежного средства у зарубежных граждан, и, во-вторых, неразвитостью приемной сети международных карточек в России

В последующие годы доля объема продаж дорожных чеков быстро увеличивалась, а доля покупки, наоборот, снижалась (несмотря на увеличение абсолютного объема операций). В настоящее время объем покупки дорожных чеков составляет чуть более половины (а точнее, около 60%) от объема операций продаж. Это легко объясняется растущей популярностью у российских граждан зарубежных поездок, наличием ограничений на вывоз иностранной валюты недоверием определенной категории граждан к международным пластиковым карточкам.

Число банков, осуществляющих все виды операций (покупка, продажа, прием на инкассо) с дорожными чеками всех мировых эмитентов, незначительно и не превышает 10%. от общего количества банков-«чекистов». По нашим данным, таких банков всего шесть - Мосбизнесбанк, Империал, Санкт-Петербургский банк Сбербанка России», Технобанк и Уралвнешторгбанк.

Структура продаж дорожных чеков

В структуре продаж дорожных чеков наибольший вес имеют чеки Thomas Cook, оборот по которым устойчиво превышает достижения ближайшего конкурента - American Express (см. рис. 2). Объем операций продажи чеков Visa постепенно снижается. Операции продажи чеков CitiCorp не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на общую динамику оборота, поскольку доля таких операций на рынке не превышает 1%.

Среди банков, осуществляющих продажу дорожных чеков, наибольшей популярностью пользуются чеки Thomas Cook (с ними работает более половины от общего числа банков-«чекистов»), наименьшей - чеки Citicorp (всего 8 банков).

Наибольший объем продаж дорожных чеков в 1997 г. имели Инкомбанк (26 млн. долларов США) и Сбербанк России (18 млн. долларов США).

Структура покупки чеков

В структуре покупок наибольший вес имеют чеки American Express, вслед за которым идут Thomas Cook и Visa. Банки активно покупают эти чеки, и объем операций покупки с каждым годом увеличивается. Что касается покупки чеков Citicorp, то оборот по ним, как и в предыдущем случае, незначителен, и его величина остается практически неизменной вот уже 4 года.

Читайте также:


Наибольший объем покупки дорожных чеков имеют Инкомбанк (7,4 млн. долларов США), Сбербанк России (6,36 млн. долларов США), Мост-банк (5,87 млн. долларов США), Межкомбанк (5,67 млн. долларов США), Диалогбанк (4,93 млн. долларов США).n

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube