Mastercard International
16 августа 1996 г. исполнилось 30 летсодняподписаниянесколькимиамериканскимибанкамисоглашенияобобразованииассоциацииInterbankCardAssociation, впоследствиипереименованнойвкорпорациюMasterCardInternationalIncorporated.
ЗатридесятилетиясуществованияMasterCardInternationalпревратиласьвглобальнуюплатежнуюсистему, объединяющую 23 тыс. кредитно-финансовыхинститутоввовсехуголкахземногошара. ВнастоящеевремяплатежнаясистемаMasterCardInternationalпредоставляетврамках 11 различныхпрограммучастникам (входящимвнеенаправахфраншиз) лицензиинавыпусккарточекдляфизическихиюридическихлиц. ОсновнымифункциямисистемыMasterCardInternationalявляютсяпродвижениенарынкахторговоймаркисистемы, управлениефраншизами, обработкатранзакций (включаяавторизацию, клирингивзаиморасчеты), атакжепредоставлениеспециальныхуслуг (управлениерисками, гарантиибезопасности, консультационныеимаркетинговыеуслугиит. д.) финансовыминститутам-членамассоциации.
КорпорацияMasterCardInternational[1]неустанавливаетдляучастниковусловийобслуживаниякарточекисамостоятельноневступаетвпереговорысторговымиипрочимиорганизациямипоповодуприемаиобслуживаниякарточекслоготипамиMasterCardInternational.
ОрганизационнаяструктураплатежнойсистемыMasterCardInternationalвключает 6 региональныхподразделений (Азиатско-Тихоокеанское, Канадское, Европейское, Латиноамериканское, Ближневосточно-АфриканскоеиАмериканское) и 2 функциональныхподразделения (ГлобальноеиОперационное). КаждоеизрегиональныхподразделенийфункционируетпопринципусамоокупаемостииподчиняетсярегиональномуСоветуДиректоров. ИсключениесоставляетЕвропейскийрегион, управлениекоторымкомпанияMasterCardInternationalосуществляетспомощьюстратегическогопартнераEuropayInternationalS.A.
Êîðïîðàöèþ MasterCardInternationalотличаетширокийвыборплатежныхсредств, предназначенныхдляиспользованиявразличныхсекторахрынкабезналичныхрасчетов. Вчастности, внастоящеевремяварсеналкомпаниивходитболеедесяткаразличныхтиповкарточек, разработанныхкакдляфизическихлиц, такидлякорпораций.
Программыдлядержателейперсональныхкарточек
Дляфизическихлицассоциациейразработаныследующиевидыплатежныхинструментов:
1. MasterCardcard - стандартнаяплатежнаякарточкасревольвернымкредитоми/илиотложеннымплатежом.
2. GoldMasterCardcard - платежнаякарточкасулучшеннымобслуживаниемильготнойкредитнойлинией.
3. PlatinumClassMasterCardcard - кредитнаякарточкасмаксимальнойкредитнойлиниейи «образцовым» обслуживанием.
4. WorldMasterCardcard - карточкабезустановленногозаранеелимитарасходованиясредствичастичнымкредитованием.
5. Maestro - дебетоваякарточкадляиспользованиявPOS-терминалахврежимереальноговремени.
6. MasterMoney - дебетоваякарточкадляиспользованиянатерриторииСШАвпакетномрежиме.
7. Cirrus - банкоматнаякарточкадляполученияналичныхвсетиMasterCard/Cirrus.
Ïðîãðàììû äëÿ êîðïîðàöèé
Созданиеплатежныхсредств, предназначенныхдляиспользованиявразличныхсекторахкорпоративногобизнеса, внастоящеевремяврядлиможетудивитького-либо, посколькуявляетсяхарактернымнаправлениемдеятельностибольшинствамеждународныхплатежныхсистем. Кпониманиюнеобходимостипредлагатьразличныевидыкарточекдлямалогоисреднегобизнесаидлямеждународныхкорпорацийраноилипоздноприходятвсемеждународныеассоциации, ивэтомсмыслекорпорацияMasterСardInternationalнесталаисключением. Пакетдлякорпоративныхклиентоввключаетследующиеплатежныесредства:
1. MasterCardCorporateCard - корпоративнуюрасчетнуюкарточкудлякрупныхфирмснаборомуслуг, связанныхсделовымикомандировкамиипутешествиями;
2. MasterCardCorporatePurchasingCard - корпоративнуюплатежнуюкарточкудляосуществлениямелкихпокупокиконтролязарасходованиемсредств;
3. MasterCardCorporateFleetCard - многофункциональнуюкорпоративнуюкарточку.
4. MasterCardBusinessCard - многоцелевуюкарточкудлямалогобизнеса, предназначеннуюдляиспользованиянатерриторииСША.
Программа «The Future of Money»
Пожалуй, наиболееважнымсобытием 1996 г. дляучастниковассоциацииMasterCardInternationalсталообнародованиеееруководствомчрезвычайноамбициознойпрограммыTheFutureofMoney (Будущееденег), рассчитаннойна 5-10 лет. Девизпрограммыгласит: «Вбудущемвысможетепереводитьлюбыесредстваплатежалюбомучеловекувлюбуюточкуземногошаравнаиболееудобнойдлявасформеисмаксимальнойбезопасностью». Основнаяидеяпрограммы - переориентацияплатежнойсистемыMasterCardInternationalнаобслуживаниерасчетов, производимыхспомощьювиртуальных/электронныхденег, наосновеновейшихдостиженийвысокотехнологичныхотраслейхозяйственногокомплексаразвитыхстран.
В 1996 г. врамкахреализациипрограммыTheFutureofMoneyплатежнаясистемаMasterCardInternationalначалаосуществлять 5 целевых «подпрограмм» поукреплениюпозицийторговоймаркиMasterCardInternationalнамировыхрынках, расширениюприемнойсетикарточекассоциации, разработкеивнедрениюновогопоколениятехнологическихплатформитехническихстандартов, разработкеивнедрениюновыхпродуктовиуслуг, атакжеповышениюэффективностиработыплатежнойсистемы.
УкреплениепозицийторговоймаркиMasterCardInternationalнамировыхрынках
Кначалу 1996 г. кпониманиюпервоочереднойважностиэтойзадачипришливсекрупнейшиемеждународныеплатежныесистемы, очемсвидетельствуютпредпринятыевэтомнаправлениишаги. НесталаисключениемикомпанияMasterCardInternational, äîáèâøàÿñÿ íаибольшегоуспехавэтойобластивЕвропейскомрегионеиСША.
Европейскийрегион
Несмотрянато, чтоуспехикорпорациивэтомрегионетесносвязанысдеятельностьюкомпанииEuropayInternational, впоследниегодывзаимоотношенияMasterCardInternationalиеестратегическогопартнераоставлялижелатьлучшего. КорпорацияMasterCardInternationalнастойчивопыталась «продвинуть» своюторговуюмаркунаевропейскомконтинентепутемпостепенноговытесненияскарточексимволикиCirrus, edc, eurochequePictogram, атакжелоготиповлокальныхсистем. Этомупротивилисьмногиеевропейскиебанки, которыеспомощьюEuropayхотелисохранитьстратегическийконтрольнадсоздаваемымиимиплатежнымисистемами.
ХотяотношениямеждукомпаниямиMasterCardInternationalи Europay Internationalобычнохарактеризуюткак «стратегическийальянс», положениеегоучастниковнеодинаково. АссоциацияMasterCardInternationalнетольковладеетпакетомакцийEuropay (12,25% - напрямую, 15% черезMasterCardInternational/EuropayUK), ноифактическиявляетсялицензиаромфраншизы, чтонакладываетособыйотпечатокнавзаимоотношенияорганизаций. ПоэтомуассоциацияEuropayInternationalзачастуюиспытываетдавлениесостороныMasterCardInternational.
НовоесоглашениесEuropayInternational, çàìåíèâøåå èçâåñòíîå CairoAgreement 1988 г., сталоважнойвехойнапутиукрепленияпозицийплатежнойсистемыMasterCardInternationalвЕвропе. Всоответствиисновымсоглашением, втечениепоследующихдвухлетнавсехплатежныхкарточках (включаяужевыпущенные), эмитируемыхевропейскимибанкамиифинансовымиучреждениями-членамиплатежнойсистемыMasterCardInternationalпланируетсязаменитьлоготипEurocardнасовместныйлоготипEurocard/MasterCard. Комментируяэтосоглашение, одинизруководителейEuropayInternationalотметил, что «Eurocardтеперьстановитсяименем, аMasterÑard - фамилией». Главнойцельюновогоальянсаонназвалрасширениеобъемаиспектрауслуг, предоставляемыхюридическимифизическимлицам. Единыйлоготипдолженспособствоватьпритокуновыхклиентов, посколькууменьшаетсяпутаница, связаннаясналичиембольшогоколичествалоготиповиторговыхмарокнаевропейскомрынкепластиковыхкарточек.
КлючевымиэлементамисоглашенийAllianceAgreementявляютсятакже:
- сохранениезакомпаниейEuropayInternationalэксклюзивныхправналицензированиепродуктовMasterCardInternationalнатерриторииЕвропы, включаявсестраныбывшегоСоветскогоСоюза;
- наличиеукомпанииEuropayInternationalэксклюзивныхправнаведениепереговоровиподдержаниеделовыхсвязейсбанками-участникамисистемыMasterCardInternationalиихпоставщиками;
- использованиесетиEPS-Net, принадлежащейассоциацииEuropayInternational, вкачествеединственноговыходанасетьBankNetассоциацииMasterCardInternational.
ЕщеоднимкрупнымуспехомMasterCardInternationalвЕвропев 1996 г. сталосоглашениесбританскойкомпаниейAccessBrandsLtd. Всоответствиисдостигнутойдоговоренностью, все 7 млн. карточекслоготипомAccessбудутперевыпущеныслоготипомMasterCard.
ТорговаямаркаAccessбылазарегистрированав 1971 г. ПозднеенакарточкепоявилисьсимволыплатежныхсистемMasterCardInternationalиEuropayInternational. ЧастьдержателейкарточеквоспринялоэтотшагкакзаменувладельцакарточекипересталаиспользоватьихвпунктахприемаAccess. КтомужесимволикаAccessбыланезнакомабольшейчастидержателейкарточекMasterCard, прибывающихвВеликобританиюиз-зарубежа, ионитакженепользовалиськарточкамиMasterCardвмагазинахидругихпунктахприемакарточекAccess. ВоизбежаниевсенарастающейпутаницыMasterCardInternationalвыкупилаправанаиспользованиеторговоймаркиAccess.
Наконец, в 1996 г. компанияMasterCardInternationalспомощьюEuropayInternationalосуществиламощныйпрорывнарынокпластиковыхкарточекИспании. СоглашениесАссоциациейИспанскихСберегательныхБанковпредполагаетэмиссию 6 млн. новыхкредитныхидебетовыхкарточеквэтойстраневтечениеближайших 2 лет. Крометого, врезультатедоговоренностисгруппойиспанскихкоммерческихбанковSistema 4Bна 4 млн. еекарточекпоявитсяобъединенныйлоготипEurocard/ MasterCard.
ВпрошломгодуассоциацияMasterCardInternationalпроявилабеспрецедентнуюактивностьвсферемаркетинга, рекламыиспонсорстванаевропейскомконтиненте. Учитываяпопулярностьфутболасредиевропейцев, компанияMasterCardInternationalнетольковочереднойразвыступиласпонсоромвсехтрехклубныхкубковUEFA, ноиреализовалацелыйкомплексрекламныхиспонсорскихпрограммврамкахЧемпионатаЕвропыпофутболу, состоявшегосявАнглии.
Вцелом, вуказанныйпериодразмерэмиссиипластиковыхкарточекслоготипамисистемыMasterCardInternationalвЕвропейскомРегионеувеличилсяна 20% посравнениюстемжепоказателем 1995 г. исоставил 68 млн. карточек. ОбъемплатежейпокарточкамMasterCardза 1996 г. возросна 19%, достигнув 130 млрд. долларовСША.
США
В 1996 г. американскиебанки-участникиплатежнойсистемыMasterCardInternationalприложилизначительныеусилияпоповышениюпопулярностиипрестижакарточекMaestroиMasterMoney.
За 1996 г. числокарточекMasterMoneyудвоилось, достигнув 16 млн. Объемпокупок, осуществляемыхспомощьюэтихкарточек, увеличилсядо 8,5 млрд. долларовСША.
ЧтокасаетсяMaestro, топорезультатам 1995 г. этадебетоваякарточказначительноуступалааналогичнойкарточкеVisaInterlinkпочислутранзакцийиобъемупокупоквСША. ПереломвпользуMasterCardInternationalнаметилсявмае 1996 г., когдаставшийкрупнейшим (врезультатеслиянияв 1995 г. сбанкомChemicalBank) американскийбанкChaseManhattanCorp. заявилосвоемнамеренииэмитировать 2 млн. карточекслоготипомMaestro. ЧутьранеебанкWellsFargo, поглотившийфинансовоеучреждениеFirstInterstateBankCorp., приступилкконверсиипринадлежавшихпоследнемукарточекInterlinkвкарточкислоготипомMaestro.
Традиционнымметодомповышенияпрестижасвоейторговоймаркиявляютсясоглашениятипаco-branding. ВкачествепартнеракомпанияMasterCardInternational, какправило, стремиласьвыбиратькрупнуюторговуюилипромышленнуюкомпанию. В 1996 г. ассоциацияпревзошласебя: всентябребанкChaseManhattanCorp. «подцепилнакрючок» крупнейшуювмиреторговуюсетьмагазиновWal-Mart. Партнерыужеприступиликвыпускусовместнойкарточкисдвойнымлоготипомисэлементамилоялти-схемы.
В 1996 г. общийобъемтранзакций, осуществленныхспомощьюкарточекMasterCardвСША, достиг 230 млрд. долларовСША. Наконецпериоданатерриториистранынаходилосьвобращениипочти 200 млн. карточекMasterCard.
Азиатско-ТихоокеанскийРегион
В 1996 г. важнейшимисобытиям, связаннымисдеятельностьюплатежнойсистемыMasterCardInternationalвэтомрегионе, стали:
- созданиеинфраструктурыдляобработкидебетовыхкарточекMaestroвКорее (загодбылоэмитированооколо 9 млн. карточекMaestro);
- организацияновыхпроцессинговыхиинформационныхцентроввИндии, ЯпониииАвстралии;
- выпускпервыхкарточекMasterCardвоВьетнаме.
В 1996 г. этотрегионзанялвтороеместосредирегиональныхподразделений ассоциацииMasterCardInternationalпообъемутранзакций (около 150 млрд. долларовСША). Количествокарточекзауказанныйпериодувеличилосьна 25% идостигло 89,8 млн. НаиболеезначительныйприроствыпускановыхкарточекMasterCardбыотмеченвЯпонии, КорееиТайванезасчеткарточекMasterCardGold, клубныхисовместныхкарточек.
Канада
В 1996 г. количествокарточекMasterCard, включаякарточкиMaestro, увеличилосьвэтомрегионена 10,3%, достигнув 17,1 млн. НаибольшимуспехомвКанадепользовалиськорпоративныекарточки, атакжекарточкиMasterCardGold.
В 1996 г. платежнаясистемаMasterCardInternationalзначительнорасшириласвоюбанкоматнуюсетьвэтомрегионе. Былоустановленоболее 3 тыс. банкоматов, принимающихкарточкиMasterCard /Cirrus, аобщеечислоустройствсоставило 11 тыс.
УспешновнедряласьвКанадеикарточкаMaestro. КоличествопунктовприемаMaestroвозрослос 1 вконце 1995 г. до 8,7 тыс. вконце 1996 г. ТерминалыдляприемакарточекMaestroбылиустановленывсупермаркетахсетиK-MartинабензоколонкахсетиShellOilнатерриторииКанады.
ЛатинскаяАмерика
СпецифическойчертойдеятельностиассоциацииMasterCardInternationalв 1996 г. вэтомрегионесталоприобретениепакетаакцийкрупнейшихобслуживающихбанковвБразилии, АргентинеиУругвае. ВБразилииMasterCardInternationalдобиласьучастиявкапиталеRedecard - обслуживающегобанка, специализирующегосянаобработкекарточекMasterCardиимеющеговсвоейсетиболее 300 тыс. коммерческихпредприятий. АссоциацияMasterCardInternationalтакжеприобрелапакетакцийArgencardS.A. - системы, объединяющейбанки-эмитентыиобслуживающиебанкинатерриторииАргентиныиУругвая, атакжеболее 300 тыс. предприятийкоммерческойсетинатерриторииАргентины.
В 1996 г. общийобъемтранзакций, осуществленныхспомощьюпластиковыхкарточекMasterCardвэтомрегионе, составил 22 млрд. долларовСША, количествокарточек, находящихсявобращении, достигло 27 млн. КоличествокарточекMaestroвлатиноамериканскихстранахувеличилосьна 74%, приэтомнаибольшийприростбылотмеченвКолумбии.
В 1996 г. первыебанкоматысистемыMasterCard /CirrusбылиустановленывДоминиканскойРеспублике, ЭквадореинаГалапагосскихостровах.
БлижнийВостокиАфрика
Этотрегион, пожалуй, являетсясамымнеоднороднымсточкизренияуровняразвитияэкономики, общейибанковскойинфраструктуры, особенностейсоциальнойирелигиознойжизни, атакжеролигосударствакакрегулятораразличныхэлементовхозяйственныхотношений. Вкачествепримера, отражающегоспецификурегиона, отметимзаконодательноезапрещениевзиманияпроцентаприосуществленииделовыхоперацийвнекоторыхстранахБлижнегоВостокаиАфрики.
Неудивительно, чтобольшинствокарточекMasterCard, находящихсявобращениивстранахэтогорегиона, являютсядебетовыми. Втожевремя, врядестранрегионасблагоприятнымправовымклиматом (Египет, Бахрейн, Зимбабве, ЮАР) значительноувеличилосьчислокредитныхкарточекMasterCardGold, атакжекорпоративныхкарточекассоциации.
Вцелом, запрошедшийгодобщийобъемтранзакций покарточкамMasterCard (безучетакарточекMaestro) возросна 25%. КоличествокарточекMasterCardувеличилосьна 42% идостигло 3 млн. Поданнымнаконец 1996 г., в 13 странахрегионабылиустановленыбанкоматысистемыMasterCard /Cirrus.
РасширениесетиприемакарточекплатежнойассоциацииMasterCard
В 1996 г. компанияпродолжалаполитикуактивноговнедренияплатежныхкарточеквсферытрадиционного “господства” наличных, дорожныхибанковскихчеков: такси, рестораныбыстрогопитания, государственныеучреждения, пригородныепоезда, таможенныепостынаавтодорогах, складскиеихозяйственныемагазины. Успехамкомпаниивэтойсферевомногомспособствовалисоглашенияскрупнейшимивмирепоставщикамисистемиоборудованиядляорганизацииприемакарточеквторговыхточках - корпорациямиHypercomиVeriFone.
В 1996 г. ассоциацияобладалакрупнейшейвмиресетьюбанкоматовMasterCard /Cirrus, охватывающей 316 тыс. устройств. Общееколичествопунктов (предприятиякоммерческойсети, банкоматыиПВН), принимающихкарточкиMasterCard, превысило 14 млн.
3. Разработкановогопоколениятехнологическихплатформитехническихстандартов
В 1996 г. врамкахреализациипрограммыTheFutureofMoneyассоциацияMasterCardInternationalосуществилакомплексмероприятийпоулучшениютехническойподдержкиновыхпродуктовиуслуг. Примеромявляетсяразработкавиртуальнойчастнойсети (VirtualPrivateNetwork), представляющейсобойболеесовершеннуюпосравнениюсиспользуемойвнастоящеевремясетьюBankNetсетьприемаиобработкиинформации. СетьVirtualPrivateNetworkпозволяетобеспечитьпроцессингтранзакций, совершенныхвлюбойточкеземногошара, втечение 2 секунд. Наиболеесерьезнуюпроверкуноваясетьпрошла 23 декабря 1996 г. (день, когдасовершаетсянаибольшееколичествопокупок), когдасеепомощьюбылообработаноболее 20 млн. транзакций.
ВажнейшимстратегическимшагомассоциациисталоначалопереговоровскомпаниейMondexInternationalоприобретенииконтрольногопакетаакцийэтойкомпании (соглашениебылоподписано 27 февраля 1997 г.). КомпанияMasterCardInternationalсделаластавкунатехнологиюфирмыMondexвкачествеплатформыдляразвертываниясвоихпрограмммикропроцессорныхкарточек.
4. Разработкаивнедрениеновыхпродуктовиуслуг
Какизвестно, впоследниегодыплатежнаясистемаMasterCardInternationalактивнозанималасьпопуляризациейдебетовыхкарточекисовершенствованиемтехнологическойподдержкиобработкитранзакций, осуществляемыхспомощьюмикропроцессорныхкарточек. В 1996 г. ассоциацияуделилазначительноевниманиесовершенствованиюобслуживанияклиентовипредоставлениюимболееудобногодоступаксредствамнакарточныхсчетах. Вчастности, приступилакработеглобальнаяслужбаподдержкидержателейкарточекMasterCardGlobalService[2], используякоторуюдержателикарточекMasterCardмогутобратитьсязапомощьювэкстремальныхситуацияхпоспециальномубесплатномутелефонномуномеру.
ДляплатежнойсистемыMasterCardInternational 1996 г. сталгодомреализацииновыхкорпоративныхпрограмм.
Вмарте 1996 г. ассоциацияначалареализациюпрограммыдлядержателейкарточекMasterCardBusinessCardподназваниемMasterValuesforBusiness, срокдействиякоторойбылустановлендоконца 1996 г.
ВрамкахпрограммыассоциацияпредлагаладержателямкарточекMasterCardBusinessCardскидкивразмереот 10 до 25% приприобретениитоваровиуслуг 6 торговыхкатегорий: служебныекомандировки/путешествия, гостиничныйбизнес/сфераразвлечений, оборудованиедляофиса, деловыеподаркиипрограммноеобеспечениедлякомпьютеров. ВходеосуществленияпрограммыассоциацияMasterCardInternationalподписаласоглашенияс 11 ведущимиамериканскимикорпорациями, изготовливающимии/илиреализующимитакиетоварыиуслуги. РеализацияпрограммыMasterValuesforBusinessпозволиладержателямкорпоративныхкарточекMasterCardBusinessCardуспешноконтролироватьсвоирасходыидобитьсяихснижения.
Вконцесентября 1996 г. ассоциацияMasterCardInternationalобъявилаоначалеосуществленияглобальнойпрограммыдлякорпорацийCorporatePaymentSolutions. Позамыслуразработчиков, этапрограммадолжнавключатьвсебявыпускцелого «семейства» многофункциональныхкорпоративныхкарточек, атакжесозданияспециальныхподразделенийпообслуживаниюклиентовипредоставленияиминформационныхиконсультационныхуслуг. Цельюпрограммыбылообъявленопривлечениеновыхкорпоративныхклиентовзасчетоказанияимуслугпоконтролюзаплатежнымииинформационнымипотокамииобеспечениюсниженияадминистративныхиздержек.
Актуальностьпрограммыстановитсяочевиднойсучетомтогообстоятельства, чторазмермировогорынкакорпоративныхпокупокв 1996 г. оценивалсявсуммуболее 1 трлн. долларовСША.
ПервымшагомнапутиосуществленияпрограммыCorporatePaymentSolutionsсталвыпусквноябре 1996 г. многофункциональнойкорпоративнойкредитнойкарточкиCorporateFleetCard, предназначеннойдляуправлениярасходами, связаннымисподдержаниемкорпорацийавтомобильногопарка.
Первымиорганизациями, начавшимиэмиссиютакихкарточекнатерриторииСША, сталисовместноефинансовоепредприятиеPHH/Paymentechикредитно-финансовоеподразделениекомпанииGE - CapitalCorporateExpenseManagementServices.
Напервомэтапекобработкеэтихкарточекбылипривлеченыболее 10 американскихпроцессинговыхцентров. АссоциацияMasterCardInternationalдобилась, чтобы 9 крупнейшихамериканскихсетейбензоколонокорганизовалиприемкарточекMasterCardCorporateFleetCardвсвоихPOS-терминалах.
КарточкиMasterCardCorporateFleetCardмогутбытьиспользованыдлярасчетовнабензоколонках, оплатерасходов, связанныхсделовымипоездками (включаяоплатупитанияипроживаниявгостинице), атакжедлясопутствующихкорпоративныхпокупок. Всерасходыотражаютсявединомсчете, чтоделаетэтукарточкуудобнойдлябухгалтерскойслужбыкорпораций.
Предполагается, чтовторымэтапомпрограммыстанетвыходкарточкиMasterCardCorporateFleetCardнамеждународныйуровень, атретьим - еераспространениенасферукорпоративныхавиационныхиморскихтранспортныхперевозок.
Всвязисначаломреализациикорпоративныхпрограммнекоторыеэксперты, анализирующиедеятельностьассоциацииMasterCardInternational, отметилиееноваторскийподходвприменениипринциповцелевогомаркетингапривыпускепродуктов, предназначенныхдляюридическихлиц. Вцелом, кконцу 1996 г. компанияMasterCardInternationalвыпустилауже 4 карточкиизкорпоративного «семейства» вразличныхобластяхкорпоративнойдеятельности.
ПринципцелевогомаркетинганашелотражениеиввыпускеновойкредитнойкарточкидлячастныхлицWorldMasterCardс «приложением» ввиде «платиновой» карточкиMasterCard. Этотнаборкарточекпредназначаетсядлянаиболеесостоятельныхклиентов.
ОсновныехарактеристикикарточкиWorldMasterCard:
- отсутствиезаранееустановленноголимитарасходованиясредств (приналичиивозможностиустановленияопределенногопределакредитнойлиниипожеланиюдержателякарточки);
- приемкарточкивовсехпредприятияхкоммерческойсетиMasterCardInternationalивсемибанкоматамисистемыMasterCard /Cirrus;
- круглосуточныйдоступкслужбеMasterCardGlobalServiceвэкстремальныхситуациях;
- предоставлениедержателямкарточекпрограммтипалоялти- впериодделовыхкомандировок, включаягарантированноеприобретениебилетовнасамолетылюбойавиакомпании, приоритетноеильготноеобслуживаниеприарендеавтомобиляисовершениипокупок;
- обслуживание по классу VIP при посещении спортивных и культурно-развлекательных мероприятий (включая приобретение билетов для VIP);
- доступ к специально организованному расчетному подразделению по обслуживанию клиентов-держателей карточек этого типа;
- «приложение» (по желанию клиента) в виде «платиновой» карточки MasterCard с высоким револьверным кредитом и первоклассными условиями обслуживания.
Врезка
В течение последних 15 лет MasterCardInternational первой из платежных систем осуществила следующие проекты:
1981 г. - выпуск первой «золотой» карточки;
1983 г. - впервые была использована лазерная голограмма в качестве средства защиты от подделок;
1987 г. - карточка MasterCard стала первой платежной карточкой, выпущенной на территории КНР;
1989 г. - выпуск первой банковской карточки с защищенной панелью для подписи
1990 г. - выпуск первой совместной (co-branded) карточки;
1991 г. - запуск программы Maestro (совместно с EuropayInternational) - первой глобальной дебетовой карточки, обрабатываемой в режиме on-line;
1992 г. - впервые в истории между восточным и западным побережьем США осуществлена транзакция в режиме on-line с помощью дебетовой карточки Maestro.
Повышение эффективности работы платежной системы
Хотя это направление деятельности кажется не связанным непосредственно с реализацией программы TheFutureofMoney, очевидно, что успешная работа системы в ближайшее пятилетие является ключевым фактором при переходе на обслуживание новых платежных средств и новых видов денежных средств.
Одним из наиболее важных элементов этой «подпрограммы» в 1996 г. стало начало реализации маркетингового проекта GlobalConsumerPaymentsResearchProgram. Переориентация ведущих банков на целевой маркетинг пластиковых карточек явилась реакцией на изменение потребностей и вкусов физических лиц-держателей карточек в условиях насыщения товарных рынков. Детальное изучение спроса различных групп потребителей, осуществляемое с помощью новейших технических средств, позволяет банкам выбрасывать на рынок целый набор специализированных карточных продуктов. В результате возрастают доходы банков-эмитентов таких карточек и, следовательно, доходы платежной системы в целом.
Как мы уже отмечали, в 1996 г. MasterCardInternationalсущественно увеличила свою активность в Европейском регионе. Можно предположить, что в ближайшие годы ассоциация будет стремиться к еще большему укреплению своих позиций в этом регионе. Во-первых, это связано с введением с 1 января 1999 г. в ряде стран Европейского Союза единой валюты - евро. Ассоциация MasterCardInternational имеет хорошие перспективы для поддержания лидирующих позиций на рынке пластиковых карточек этого экономически мощного региона. Благодаря введению евро возрастает роль и корпоративных карточек ассоциации MasterCardInternational: образование единого валютного рынка в Европе наверняка обострит конкурентную борьбу между крупнейшими промышленными и торговыми организациями этого континента. Традиционно новый виток конкуренции начинается со снижения корпоративных транзакционных и административных издержек. В этом европейским промышленным и торговым организациям смогут помочь карточки MasterCard из нового корпоративного «семейства». Во-вторых, с появлением новых независимых государств на карте континента и развитием в них рыночных отношений перед ведущими мировыми платежными системами открываются благоприятные перспективы массового внедрения новейших средств безналичных расчетов. Впрочем, прогнозы, как известно, дело неблагодарное.n
[1] Зарегистрирована в шт. Делавэр, штаб-квартира в 1995 г. перенесена в шт. Нью-Йорк.
[2] Пилотный проект был осуществлен в 1995 г.
16 августа 1996 г. исполнилось 30 летсодняподписаниянесколькимиамериканскимибанкамисоглашенияобобразованииассоциацииInterbankCardAssociation, впоследствиипереименованнойвкорпорациюMasterCardInternationalIncorporated.
ЗатридесятилетиясуществованияMasterCardInternationalпревратиласьвглобальнуюплатежнуюсистему, объединяющую 23 тыс. кредитно-финансовыхинститутоввовсехуголкахземногошара. ВнастоящеевремяплатежнаясистемаMasterCardInternationalпредоставляетврамках 11 различныхпрограммучастникам (входящимвнеенаправахфраншиз) лицензиинавыпусккарточекдляфизическихиюридическихлиц. ОсновнымифункциямисистемыMasterCardInternationalявляютсяпродвижениенарынкахторговоймаркисистемы, управлениефраншизами, обработкатранзакций (включаяавторизацию, клирингивзаиморасчеты), атакжепредоставлениеспециальныхуслуг (управлениерисками, гарантиибезопасности, консультационныеимаркетинговыеуслугиит. д.) финансовыминститутам-членамассоциации.
КорпорацияMasterCardInternational[1]неустанавливаетдляучастниковусловийобслуживаниякарточекисамостоятельноневступаетвпереговорысторговымиипрочимиорганизациямипоповодуприемаиобслуживаниякарточекслоготипамиMasterCardInternational.
ОрганизационнаяструктураплатежнойсистемыMasterCardInternationalвключает 6 региональныхподразделений (Азиатско-Тихоокеанское, Канадское, Европейское, Латиноамериканское, Ближневосточно-АфриканскоеиАмериканское) и 2 функциональныхподразделения (ГлобальноеиОперационное). КаждоеизрегиональныхподразделенийфункционируетпопринципусамоокупаемостииподчиняетсярегиональномуСоветуДиректоров. ИсключениесоставляетЕвропейскийрегион, управлениекоторымкомпанияMasterCardInternationalосуществляетспомощьюстратегическогопартнераEuropayInternationalS.A.
Êîðïîðàöèþ MasterCardInternationalотличаетширокийвыборплатежныхсредств, предназначенныхдляиспользованиявразличныхсекторахрынкабезналичныхрасчетов. Вчастности, внастоящеевремяварсеналкомпаниивходитболеедесяткаразличныхтиповкарточек, разработанныхкакдляфизическихлиц, такидлякорпораций.
Программыдлядержателейперсональныхкарточек
Дляфизическихлицассоциациейразработаныследующиевидыплатежныхинструментов:
1. MasterCardcard - стандартнаяплатежнаякарточкасревольвернымкредитоми/илиотложеннымплатежом.
2. GoldMasterCardcard - платежнаякарточкасулучшеннымобслуживаниемильготнойкредитнойлинией.
3. PlatinumClassMasterCardcard - кредитнаякарточкасмаксимальнойкредитнойлиниейи «образцовым» обслуживанием.
4. WorldMasterCardcard - карточкабезустановленногозаранеелимитарасходованиясредствичастичнымкредитованием.
5. Maestro - дебетоваякарточкадляиспользованиявPOS-терминалахврежимереальноговремени.
6. MasterMoney - дебетоваякарточкадляиспользованиянатерриторииСШАвпакетномрежиме.
7. Cirrus - банкоматнаякарточкадляполученияналичныхвсетиMasterCard/Cirrus.
Ïðîãðàììû äëÿ êîðïîðàöèé
Созданиеплатежныхсредств, предназначенныхдляиспользованиявразличныхсекторахкорпоративногобизнеса, внастоящеевремяврядлиможетудивитького-либо, посколькуявляетсяхарактернымнаправлениемдеятельностибольшинствамеждународныхплатежныхсистем. Кпониманиюнеобходимостипредлагатьразличныевидыкарточекдлямалогоисреднегобизнесаидлямеждународныхкорпорацийраноилипоздноприходятвсемеждународныеассоциации, ивэтомсмыслекорпорацияMasterСardInternationalнесталаисключением. Пакетдлякорпоративныхклиентоввключаетследующиеплатежныесредства:
1. MasterCardCorporateCard - корпоративнуюрасчетнуюкарточкудлякрупныхфирмснаборомуслуг, связанныхсделовымикомандировкамиипутешествиями;
2. MasterCardCorporatePurchasingCard - корпоративнуюплатежнуюкарточкудляосуществлениямелкихпокупокиконтролязарасходованиемсредств;
3. MasterCardCorporateFleetCard - многофункциональнуюкорпоративнуюкарточку.
4. MasterCardBusinessCard - многоцелевуюкарточкудлямалогобизнеса, предназначеннуюдляиспользованиянатерриторииСША.
Программа «The Future of Money»
Пожалуй, наиболееважнымсобытием 1996 г. дляучастниковассоциацииMasterCardInternationalсталообнародованиеееруководствомчрезвычайноамбициознойпрограммыTheFutureofMoney (Будущееденег), рассчитаннойна 5-10 лет. Девизпрограммыгласит: «Вбудущемвысможетепереводитьлюбыесредстваплатежалюбомучеловекувлюбуюточкуземногошаравнаиболееудобнойдлявасформеисмаксимальнойбезопасностью». Основнаяидеяпрограммы - переориентацияплатежнойсистемыMasterCardInternationalнаобслуживаниерасчетов, производимыхспомощьювиртуальных/электронныхденег, наосновеновейшихдостиженийвысокотехнологичныхотраслейхозяйственногокомплексаразвитыхстран.
В 1996 г. врамкахреализациипрограммыTheFutureofMoneyплатежнаясистемаMasterCardInternationalначалаосуществлять 5 целевых «подпрограмм» поукреплениюпозицийторговоймаркиMasterCardInternationalнамировыхрынках, расширениюприемнойсетикарточекассоциации, разработкеивнедрениюновогопоколениятехнологическихплатформитехническихстандартов, разработкеивнедрениюновыхпродуктовиуслуг, атакжеповышениюэффективностиработыплатежнойсистемы.
УкреплениепозицийторговоймаркиMasterCardInternationalнамировыхрынках
Кначалу 1996 г. кпониманиюпервоочереднойважностиэтойзадачипришливсекрупнейшиемеждународныеплатежныесистемы, очемсвидетельствуютпредпринятыевэтомнаправлениишаги. НесталаисключениемикомпанияMasterCardInternational, äîáèâøàÿñÿ íаибольшегоуспехавэтойобластивЕвропейскомрегионеиСША.
Европейскийрегион
Несмотрянато, чтоуспехикорпорациивэтомрегионетесносвязанысдеятельностьюкомпанииEuropayInternational, впоследниегодывзаимоотношенияMasterCardInternationalиеестратегическогопартнераоставлялижелатьлучшего. КорпорацияMasterCardInternationalнастойчивопыталась «продвинуть» своюторговуюмаркунаевропейскомконтинентепутемпостепенноговытесненияскарточексимволикиCirrus, edc, eurochequePictogram, атакжелоготиповлокальныхсистем. Этомупротивилисьмногиеевропейскиебанки, которыеспомощьюEuropayхотелисохранитьстратегическийконтрольнадсоздаваемымиимиплатежнымисистемами.
ХотяотношениямеждукомпаниямиMasterCardInternationalи Europay Internationalобычнохарактеризуюткак «стратегическийальянс», положениеегоучастниковнеодинаково. АссоциацияMasterCardInternationalнетольковладеетпакетомакцийEuropay (12,25% - напрямую, 15% черезMasterCardInternational/EuropayUK), ноифактическиявляетсялицензиаромфраншизы, чтонакладываетособыйотпечатокнавзаимоотношенияорганизаций. ПоэтомуассоциацияEuropayInternationalзачастуюиспытываетдавлениесостороныMasterCardInternational.
НовоесоглашениесEuropayInternational, çàìåíèâøåå èçâåñòíîå CairoAgreement 1988 г., сталоважнойвехойнапутиукрепленияпозицийплатежнойсистемыMasterCardInternationalвЕвропе. Всоответствиисновымсоглашением, втечениепоследующихдвухлетнавсехплатежныхкарточках (включаяужевыпущенные), эмитируемыхевропейскимибанкамиифинансовымиучреждениями-членамиплатежнойсистемыMasterCardInternationalпланируетсязаменитьлоготипEurocardнасовместныйлоготипEurocard/MasterCard. Комментируяэтосоглашение, одинизруководителейEuropayInternationalотметил, что «Eurocardтеперьстановитсяименем, аMasterÑard - фамилией». Главнойцельюновогоальянсаонназвалрасширениеобъемаиспектрауслуг, предоставляемыхюридическимифизическимлицам. Единыйлоготипдолженспособствоватьпритокуновыхклиентов, посколькууменьшаетсяпутаница, связаннаясналичиембольшогоколичествалоготиповиторговыхмарокнаевропейскомрынкепластиковыхкарточек.
КлючевымиэлементамисоглашенийAllianceAgreementявляютсятакже:
- сохранениезакомпаниейEuropayInternationalэксклюзивныхправналицензированиепродуктовMasterCardInternationalнатерриторииЕвропы, включаявсестраныбывшегоСоветскогоСоюза;
- наличиеукомпанииEuropayInternationalэксклюзивныхправнаведениепереговоровиподдержаниеделовыхсвязейсбанками-участникамисистемыMasterCardInternationalиихпоставщиками;
- использованиесетиEPS-Net, принадлежащейассоциацииEuropayInternational, вкачествеединственноговыходанасетьBankNetассоциацииMasterCardInternational.
ЕщеоднимкрупнымуспехомMasterCardInternationalвЕвропев 1996 г. сталосоглашениесбританскойкомпаниейAccessBrandsLtd. Всоответствиисдостигнутойдоговоренностью, все 7 млн. карточекслоготипомAccessбудутперевыпущеныслоготипомMasterCard.
ТорговаямаркаAccessбылазарегистрированав 1971 г. ПозднеенакарточкепоявилисьсимволыплатежныхсистемMasterCardInternationalиEuropayInternational. ЧастьдержателейкарточеквоспринялоэтотшагкакзаменувладельцакарточекипересталаиспользоватьихвпунктахприемаAccess. КтомужесимволикаAccessбыланезнакомабольшейчастидержателейкарточекMasterCard, прибывающихвВеликобританиюиз-зарубежа, ионитакженепользовалиськарточкамиMasterCardвмагазинахидругихпунктахприемакарточекAccess. ВоизбежаниевсенарастающейпутаницыMasterCardInternationalвыкупилаправанаиспользованиеторговоймаркиAccess.
Наконец, в 1996 г. компанияMasterCardInternationalспомощьюEuropayInternationalосуществиламощныйпрорывнарынокпластиковыхкарточекИспании. СоглашениесАссоциациейИспанскихСберегательныхБанковпредполагаетэмиссию 6 млн. новыхкредитныхидебетовыхкарточеквэтойстраневтечениеближайших 2 лет. Крометого, врезультатедоговоренностисгруппойиспанскихкоммерческихбанковSistema 4Bна 4 млн. еекарточекпоявитсяобъединенныйлоготипEurocard/ MasterCard.
ВпрошломгодуассоциацияMasterCardInternationalпроявилабеспрецедентнуюактивностьвсферемаркетинга, рекламыиспонсорстванаевропейскомконтиненте. Учитываяпопулярностьфутболасредиевропейцев, компанияMasterCardInternationalнетольковочереднойразвыступиласпонсоромвсехтрехклубныхкубковUEFA, ноиреализовалацелыйкомплексрекламныхиспонсорскихпрограммврамкахЧемпионатаЕвропыпофутболу, состоявшегосявАнглии.
Вцелом, вуказанныйпериодразмерэмиссиипластиковыхкарточекслоготипамисистемыMasterCardInternationalвЕвропейскомРегионеувеличилсяна 20% посравнениюстемжепоказателем 1995 г. исоставил 68 млн. карточек. ОбъемплатежейпокарточкамMasterCardза 1996 г. возросна 19%, достигнув 130 млрд. долларовСША.
США
В 1996 г. американскиебанки-участникиплатежнойсистемыMasterCardInternationalприложилизначительныеусилияпоповышениюпопулярностиипрестижакарточекMaestroиMasterMoney.
За 1996 г. числокарточекMasterMoneyудвоилось, достигнув 16 млн. Объемпокупок, осуществляемыхспомощьюэтихкарточек, увеличилсядо 8,5 млрд. долларовСША.
ЧтокасаетсяMaestro, топорезультатам 1995 г. этадебетоваякарточказначительноуступалааналогичнойкарточкеVisaInterlinkпочислутранзакцийиобъемупокупоквСША. ПереломвпользуMasterCardInternationalнаметилсявмае 1996 г., когдаставшийкрупнейшим (врезультатеслиянияв 1995 г. сбанкомChemicalBank) американскийбанкChaseManhattanCorp. заявилосвоемнамеренииэмитировать 2 млн. карточекслоготипомMaestro. ЧутьранеебанкWellsFargo, поглотившийфинансовоеучреждениеFirstInterstateBankCorp., приступилкконверсиипринадлежавшихпоследнемукарточекInterlinkвкарточкислоготипомMaestro.
Традиционнымметодомповышенияпрестижасвоейторговоймаркиявляютсясоглашениятипаco-branding. ВкачествепартнеракомпанияMasterCardInternational, какправило, стремиласьвыбиратькрупнуюторговуюилипромышленнуюкомпанию. В 1996 г. ассоциацияпревзошласебя: всентябребанкChaseManhattanCorp. «подцепилнакрючок» крупнейшуювмиреторговуюсетьмагазиновWal-Mart. Партнерыужеприступиликвыпускусовместнойкарточкисдвойнымлоготипомисэлементамилоялти-схемы.
В 1996 г. общийобъемтранзакций, осуществленныхспомощьюкарточекMasterCardвСША, достиг 230 млрд. долларовСША. Наконецпериоданатерриториистранынаходилосьвобращениипочти 200 млн. карточекMasterCard.
Азиатско-ТихоокеанскийРегион
В 1996 г. важнейшимисобытиям, связаннымисдеятельностьюплатежнойсистемыMasterCardInternationalвэтомрегионе, стали:
- созданиеинфраструктурыдляобработкидебетовыхкарточекMaestroвКорее (загодбылоэмитированооколо 9 млн. карточекMaestro);
- организацияновыхпроцессинговыхиинформационныхцентроввИндии, ЯпониииАвстралии;
- выпускпервыхкарточекMasterCardвоВьетнаме.
В 1996 г. этотрегионзанялвтороеместосредирегиональныхподразделений ассоциацииMasterCardInternationalпообъемутранзакций (около 150 млрд. долларовСША). Количествокарточекзауказанныйпериодувеличилосьна 25% идостигло 89,8 млн. НаиболеезначительныйприроствыпускановыхкарточекMasterCardбыотмеченвЯпонии, КорееиТайванезасчеткарточекMasterCardGold, клубныхисовместныхкарточек.
Канада
В 1996 г. количествокарточекMasterCard, включаякарточкиMaestro, увеличилосьвэтомрегионена 10,3%, достигнув 17,1 млн. НаибольшимуспехомвКанадепользовалиськорпоративныекарточки, атакжекарточкиMasterCardGold.
В 1996 г. платежнаясистемаMasterCardInternationalзначительнорасшириласвоюбанкоматнуюсетьвэтомрегионе. Былоустановленоболее 3 тыс. банкоматов, принимающихкарточкиMasterCard /Cirrus, аобщеечислоустройствсоставило 11 тыс.
УспешновнедряласьвКанадеикарточкаMaestro. КоличествопунктовприемаMaestroвозрослос 1 вконце 1995 г. до 8,7 тыс. вконце 1996 г. ТерминалыдляприемакарточекMaestroбылиустановленывсупермаркетахсетиK-MartинабензоколонкахсетиShellOilнатерриторииКанады.
ЛатинскаяАмерика
СпецифическойчертойдеятельностиассоциацииMasterCardInternationalв 1996 г. вэтомрегионесталоприобретениепакетаакцийкрупнейшихобслуживающихбанковвБразилии, АргентинеиУругвае. ВБразилииMasterCardInternationalдобиласьучастиявкапиталеRedecard - обслуживающегобанка, специализирующегосянаобработкекарточекMasterCardиимеющеговсвоейсетиболее 300 тыс. коммерческихпредприятий. АссоциацияMasterCardInternationalтакжеприобрелапакетакцийArgencardS.A. - системы, объединяющейбанки-эмитентыиобслуживающиебанкинатерриторииАргентиныиУругвая, атакжеболее 300 тыс. предприятийкоммерческойсетинатерриторииАргентины.
В 1996 г. общийобъемтранзакций, осуществленныхспомощьюпластиковыхкарточекMasterCardвэтомрегионе, составил 22 млрд. долларовСША, количествокарточек, находящихсявобращении, достигло 27 млн. КоличествокарточекMaestroвлатиноамериканскихстранахувеличилосьна 74%, приэтомнаибольшийприростбылотмеченвКолумбии.
В 1996 г. первыебанкоматысистемыMasterCard /CirrusбылиустановленывДоминиканскойРеспублике, ЭквадореинаГалапагосскихостровах.
БлижнийВостокиАфрика
Этотрегион, пожалуй, являетсясамымнеоднороднымсточкизренияуровняразвитияэкономики, общейибанковскойинфраструктуры, особенностейсоциальнойирелигиознойжизни, атакжеролигосударствакакрегулятораразличныхэлементовхозяйственныхотношений. Вкачествепримера, отражающегоспецификурегиона, отметимзаконодательноезапрещениевзиманияпроцентаприосуществленииделовыхоперацийвнекоторыхстранахБлижнегоВостокаиАфрики.
Неудивительно, чтобольшинствокарточекMasterCard, находящихсявобращениивстранахэтогорегиона, являютсядебетовыми. Втожевремя, врядестранрегионасблагоприятнымправовымклиматом (Египет, Бахрейн, Зимбабве, ЮАР) значительноувеличилосьчислокредитныхкарточекMasterCardGold, атакжекорпоративныхкарточекассоциации.
Вцелом, запрошедшийгодобщийобъемтранзакций покарточкамMasterCard (безучетакарточекMaestro) возросна 25%. КоличествокарточекMasterCardувеличилосьна 42% идостигло 3 млн. Поданнымнаконец 1996 г., в 13 странахрегионабылиустановленыбанкоматысистемыMasterCard /Cirrus.
РасширениесетиприемакарточекплатежнойассоциацииMasterCard
В 1996 г. компанияпродолжалаполитикуактивноговнедренияплатежныхкарточеквсферытрадиционного “господства” наличных, дорожныхибанковскихчеков: такси, рестораныбыстрогопитания, государственныеучреждения, пригородныепоезда, таможенныепостынаавтодорогах, складскиеихозяйственныемагазины. Успехамкомпаниивэтойсферевомногомспособствовалисоглашенияскрупнейшимивмирепоставщикамисистемиоборудованиядляорганизацииприемакарточеквторговыхточках - корпорациямиHypercomиVeriFone.
В 1996 г. ассоциацияобладалакрупнейшейвмиресетьюбанкоматовMasterCard /Cirrus, охватывающей 316 тыс. устройств. Общееколичествопунктов (предприятиякоммерческойсети, банкоматыиПВН), принимающихкарточкиMasterCard, превысило 14 млн.
3. Разработкановогопоколениятехнологическихплатформитехническихстандартов
В 1996 г. врамкахреализациипрограммыTheFutureofMoneyассоциацияMasterCardInternationalосуществилакомплексмероприятийпоулучшениютехническойподдержкиновыхпродуктовиуслуг. Примеромявляетсяразработкавиртуальнойчастнойсети (VirtualPrivateNetwork), представляющейсобойболеесовершеннуюпосравнениюсиспользуемойвнастоящеевремясетьюBankNetсетьприемаиобработкиинформации. СетьVirtualPrivateNetworkпозволяетобеспечитьпроцессингтранзакций, совершенныхвлюбойточкеземногошара, втечение 2 секунд. Наиболеесерьезнуюпроверкуноваясетьпрошла 23 декабря 1996 г. (день, когдасовершаетсянаибольшееколичествопокупок), когдасеепомощьюбылообработаноболее 20 млн. транзакций.
ВажнейшимстратегическимшагомассоциациисталоначалопереговоровскомпаниейMondexInternationalоприобретенииконтрольногопакетаакцийэтойкомпании (соглашениебылоподписано 27 февраля 1997 г.). КомпанияMasterCardInternationalсделаластавкунатехнологиюфирмыMondexвкачествеплатформыдляразвертываниясвоихпрограмммикропроцессорныхкарточек.
4. Разработкаивнедрениеновыхпродуктовиуслуг
Какизвестно, впоследниегодыплатежнаясистемаMasterCardInternationalактивнозанималасьпопуляризациейдебетовыхкарточекисовершенствованиемтехнологическойподдержкиобработкитранзакций, осуществляемыхспомощьюмикропроцессорныхкарточек. В 1996 г. ассоциацияуделилазначительноевниманиесовершенствованиюобслуживанияклиентовипредоставлениюимболееудобногодоступаксредствамнакарточныхсчетах. Вчастности, приступилакработеглобальнаяслужбаподдержкидержателейкарточекMasterCardGlobalService[2], используякоторуюдержателикарточекMasterCardмогутобратитьсязапомощьювэкстремальныхситуацияхпоспециальномубесплатномутелефонномуномеру.
ДляплатежнойсистемыMasterCardInternational 1996 г. сталгодомреализацииновыхкорпоративныхпрограмм.
Вмарте 1996 г. ассоциацияначалареализациюпрограммыдлядержателейкарточекMasterCardBusinessCardподназваниемMasterValuesforBusiness, срокдействиякоторойбылустановлендоконца 1996 г.
ВрамкахпрограммыассоциацияпредлагаладержателямкарточекMasterCardBusinessCardскидкивразмереот 10 до 25% приприобретениитоваровиуслуг 6 торговыхкатегорий: служебныекомандировки/путешествия, гостиничныйбизнес/сфераразвлечений, оборудованиедляофиса, деловыеподаркиипрограммноеобеспечениедлякомпьютеров. ВходеосуществленияпрограммыассоциацияMasterCardInternationalподписаласоглашенияс 11 ведущимиамериканскимикорпорациями, изготовливающимии/илиреализующимитакиетоварыиуслуги. РеализацияпрограммыMasterValuesforBusinessпозволиладержателямкорпоративныхкарточекMasterCardBusinessCardуспешноконтролироватьсвоирасходыидобитьсяихснижения.
Вконцесентября 1996 г. ассоциацияMasterCardInternationalобъявилаоначалеосуществленияглобальнойпрограммыдлякорпорацийCorporatePaymentSolutions. Позамыслуразработчиков, этапрограммадолжнавключатьвсебявыпускцелого «семейства» многофункциональныхкорпоративныхкарточек, атакжесозданияспециальныхподразделенийпообслуживаниюклиентовипредоставленияиминформационныхиконсультационныхуслуг. Цельюпрограммыбылообъявленопривлечениеновыхкорпоративныхклиентовзасчетоказанияимуслугпоконтролюзаплатежнымииинформационнымипотокамииобеспечениюсниженияадминистративныхиздержек.
Актуальностьпрограммыстановитсяочевиднойсучетомтогообстоятельства, чторазмермировогорынкакорпоративныхпокупокв 1996 г. оценивалсявсуммуболее 1 трлн. долларовСША.
ПервымшагомнапутиосуществленияпрограммыCorporatePaymentSolutionsсталвыпусквноябре 1996 г. многофункциональнойкорпоративнойкредитнойкарточкиCorporateFleetCard, предназначеннойдляуправлениярасходами, связаннымисподдержаниемкорпорацийавтомобильногопарка.
Первымиорганизациями, начавшимиэмиссиютакихкарточекнатерриторииСША, сталисовместноефинансовоепредприятиеPHH/Paymentechикредитно-финансовоеподразделениекомпанииGE - CapitalCorporateExpenseManagementServices.
Напервомэтапекобработкеэтихкарточекбылипривлеченыболее 10 американскихпроцессинговыхцентров. АссоциацияMasterCardInternationalдобилась, чтобы 9 крупнейшихамериканскихсетейбензоколонокорганизовалиприемкарточекMasterCardCorporateFleetCardвсвоихPOS-терминалах.
КарточкиMasterCardCorporateFleetCardмогутбытьиспользованыдлярасчетовнабензоколонках, оплатерасходов, связанныхсделовымипоездками (включаяоплатупитанияипроживаниявгостинице), атакжедлясопутствующихкорпоративныхпокупок. Всерасходыотражаютсявединомсчете, чтоделаетэтукарточкуудобнойдлябухгалтерскойслужбыкорпораций.
Предполагается, чтовторымэтапомпрограммыстанетвыходкарточкиMasterCardCorporateFleetCardнамеждународныйуровень, атретьим - еераспространениенасферукорпоративныхавиационныхиморскихтранспортныхперевозок.
Всвязисначаломреализациикорпоративныхпрограммнекоторыеэксперты, анализирующиедеятельностьассоциацииMasterCardInternational, отметилиееноваторскийподходвприменениипринциповцелевогомаркетингапривыпускепродуктов, предназначенныхдляюридическихлиц. Вцелом, кконцу 1996 г. компанияMasterCardInternationalвыпустилауже 4 карточкиизкорпоративного «семейства» вразличныхобластяхкорпоративнойдеятельности.
ПринципцелевогомаркетинганашелотражениеиввыпускеновойкредитнойкарточкидлячастныхлицWorldMasterCardс «приложением» ввиде «платиновой» карточкиMasterCard. Этотнаборкарточекпредназначаетсядлянаиболеесостоятельныхклиентов.
ОсновныехарактеристикикарточкиWorldMasterCard:
- отсутствиезаранееустановленноголимитарасходованиясредств (приналичиивозможностиустановленияопределенногопределакредитнойлиниипожеланиюдержателякарточки);
- приемкарточкивовсехпредприятияхкоммерческойсетиMasterCardInternationalивсемибанкоматамисистемыMasterCard /Cirrus;
- круглосуточныйдоступкслужбеMasterCardGlobalServiceвэкстремальныхситуациях;
- предоставлениедержателямкарточекпрограммтипалоялти- впериодделовыхкомандировок, включаягарантированноеприобретениебилетовнасамолетылюбойавиакомпании, приоритетноеильготноеобслуживаниеприарендеавтомобиляисовершениипокупок;
- обслуживание по классу VIP при посещении спортивных и культурно-развлекательных мероприятий (включая приобретение билетов для VIP);
- доступ к специально организованному расчетному подразделению по обслуживанию клиентов-держателей карточек этого типа;
- «приложение» (по желанию клиента) в виде «платиновой» карточки MasterCard с высоким револьверным кредитом и первоклассными условиями обслуживания.
Врезка
В течение последних 15 лет MasterCardInternational первой из платежных систем осуществила следующие проекты:
1981 г. - выпуск первой «золотой» карточки;
1983 г. - впервые была использована лазерная голограмма в качестве средства защиты от подделок;
1987 г. - карточка MasterCard стала первой платежной карточкой, выпущенной на территории КНР;
1989 г. - выпуск первой банковской карточки с защищенной панелью для подписи
1990 г. - выпуск первой совместной (co-branded) карточки;
1991 г. - запуск программы Maestro (совместно с EuropayInternational) - первой глобальной дебетовой карточки, обрабатываемой в режиме on-line;
1992 г. - впервые в истории между восточным и западным побережьем США осуществлена транзакция в режиме on-line с помощью дебетовой карточки Maestro.
Повышение эффективности работы платежной системы
Хотя это направление деятельности кажется не связанным непосредственно с реализацией программы TheFutureofMoney, очевидно, что успешная работа системы в ближайшее пятилетие является ключевым фактором при переходе на обслуживание новых платежных средств и новых видов денежных средств.
Одним из наиболее важных элементов этой «подпрограммы» в 1996 г. стало начало реализации маркетингового проекта GlobalConsumerPaymentsResearchProgram. Переориентация ведущих банков на целевой маркетинг пластиковых карточек явилась реакцией на изменение потребностей и вкусов физических лиц-держателей карточек в условиях насыщения товарных рынков. Детальное изучение спроса различных групп потребителей, осуществляемое с помощью новейших технических средств, позволяет банкам выбрасывать на рынок целый набор специализированных карточных продуктов. В результате возрастают доходы банков-эмитентов таких карточек и, следовательно, доходы платежной системы в целом.
Как мы уже отмечали, в 1996 г. MasterCardInternationalсущественно увеличила свою активность в Европейском регионе. Можно предположить, что в ближайшие годы ассоциация будет стремиться к еще большему укреплению своих позиций в этом регионе. Во-первых, это связано с введением с 1 января 1999 г. в ряде стран Европейского Союза единой валюты - евро. Ассоциация MasterCardInternational имеет хорошие перспективы для поддержания лидирующих позиций на рынке пластиковых карточек этого экономически мощного региона. Благодаря введению евро возрастает роль и корпоративных карточек ассоциации MasterCardInternational: образование единого валютного рынка в Европе наверняка обострит конкурентную борьбу между крупнейшими промышленными и торговыми организациями этого континента. Традиционно новый виток конкуренции начинается со снижения корпоративных транзакционных и административных издержек. В этом европейским промышленным и торговым организациям смогут помочь карточки MasterCard из нового корпоративного «семейства». Во-вторых, с появлением новых независимых государств на карте континента и развитием в них рыночных отношений перед ведущими мировыми платежными системами открываются благоприятные перспективы массового внедрения новейших средств безналичных расчетов. Впрочем, прогнозы, как известно, дело неблагодарное.n
[1] Зарегистрирована в шт. Делавэр, штаб-квартира в 1995 г. перенесена в шт. Нью-Йорк.
[2] Пилотный проект был осуществлен в 1995 г.