курс цб на 26.03:
57.4247
61.8636
Лента новостей

Компания Thomas Cook

Количество просмотров21 просмотр
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

В 3 журнала «Российский ры­нок пластиковых карточек и дорожных чеков» мы опубликовали материал об истории развития крупнейшего в мире эмитента дорожных чеков -компании American Express. В настоящее время доля этой компании на мировом рынке составля­ет 44%. Второе место в мире (и первое за преде­лами США) занимает крупнейший в Европе эми­тент дорожных чеков — компания Thomas Cook, которой принадлежит 30% мирового рынка. Ежегодный уровень продажи дорожных чеков Thomas Cook составляет около 16 млрд. долла­ров США. Компания Thomas Cook предоставля­ет финансовые услуги более 8 тыс. финансовых и банковских учреждений во всем мире. В 1995 г. эта компания еще более упрочила свои пози­ции на рынке, приобретя у банка Barclays Bank права на его дочернюю компанию Interpayment Services Ltd. — крупнейшего в мире эмитента до­рожных чеков Visa. Таким образом, компания Thomas Cook не только расширила спектр пред­лагаемых на рынок продуктов, включив в их чис­ло дорожные чеки Visa, но и увеличила число пунктов обслуживания клиентов за счет сервис­ной сети компании Interpayment. В России пред­ставительство компании Thomas Cook обслужи воет банки, работающие с дорожными чеками Thomas Cook и Visa (о политике, проводимой компанией Thomas Cook в России, мы писали в № 8 нашего журнала за 1996 г.), при этом Рос­сия рассматривается в качестве одного из наи­более интенсивно развивающихся рынков до­рожных чеков (ежегодный рост объема продаж составляет 200-300%). Наиболее активные уча­стники рынка, работающие с дорожными чеками компании, расположены в Москве и Санкт-Пе­тербурге, формируется региональная сеть бан­ков-агентов компании.

В отличие от компании American Express, ос­новной сферой деятельности которой был бизнес дорожных чеков, и которая начала оказывать клиентам туристические услуги только с начала 1900-х гг., компания Thomas Cook, работающая на рынке уже более 150 лет, изначально была одной из крупнейших туристических компаний в мире, и бизнес дорожных чеков тесно связан с другими услугами, предлагаемыми этой компа­нией на рынок. В этом номере журнала мы пуб­ликуем обзор деятельности группы Thomas Cook на мировом рынке.

Компания Thomas Cook основана в 1842 г. в Англии 32-летним верующим и непьющим рабо­чим типографии Томасом Куком, который был одержим идеей распространения обществ трезвости. Это натолкнуло его на мысль ис­пользовать появившийся в то время железнодо­рожный транспорт для загородного «рацио­нального отдыха» под духовой оркестр, с мас­совыми играми, чаепитиями и выступлениями. Состоявшаяся 5 июля 1841 г. первая поездка имела грандиозный успех среди 750 ее участни­ков и, собственно, положила начало туристиче­скому и экскурсионному направлению деятель­ности компании.

Постепенно география и тематика путешест­вий становились все более и более разнообраз­ными. Туристические поездки были организова­ны в Ливерпуль, Северный Уэльс, Шотландию, Бельгию, Голландию, на Всемирную выставку в Париже, в Северную Америку, Индию, другие страны. Было совершено первое кругосветное путешествие.

Предшественники современных дорожных че­ков — первые чеки Thomas Cook — появились в 1874 г. как «циркулярные банковские билеты» (Circular Notes). Особенностью их обращения бы­ло наличие удостоверяющего гарантийного пись­ма со стороны лично Томаса Кука. Появившаяся позднее гарантийная надпись на дорожном чеке упразднила необходимость предъявления допол­нительного удостоверяющего документа.

В настоящее время компания Thomas Cook является одним из признанных лидеров в сфере туризма и связанных с туризмом финансовых ус­луг. Дорожные чеки Thomas Cook выпускаются в 11 валютах и широком спектре номиналов. Ком­пания Thomas Cook имеет сеть, состоящую из более чем 1 300 представительств и отделений в 100 странах мира, что позволяет обслуживать бо­лее 20 млн. клиентов в год.

В 1981 г. компании Thomas Cook и MasterCard подписали соглашение о партнерстве и выпуске дорожных чеков Thomas Cook с логотипом MasterCard, в соответствии с которым держатели карточек MasterCard в случае необходимости могут использовать возможности мировой сети обслуживания компании Thomas Cook. Эмитентом дорожных чеков, имеющим права на выпуск, продажу и выплату возмещения, является компа­ния Thomas Cook, а лицензия на логотип принад­лежит платежной ассоциации MasterCard Inter­national.

В 1992 г. часть европейских банков отказа­лась от дальнейшего выпуска собственных до­рожных чеков с тем, чтобы, объединившись, эмитировать совместный европейский дорожный чек — euro travellers cheque- (etc). Для того, что­бы обеспечить прием и обслуживание таких че­ков не только на территории Европы, но в дру­гих странах мира, необходимо было «совмес­тить» новый продукт с финансовым инструмен­том, признанным на мировом рынке. В качестве делового партнера для реализации этого про­екта была выбрана компания Thomas Cook, и в соотвествии с подписанным соглашением аб­бревиатура etc появилась на дорожных чеках Thomas Cook/MasterCard. В 1995 г. дорожный чек etc/Thomas Cook/MasterCard стал одним из платежных инструментов, предлагаемых ассоци­ацией Europay International. Это, в частности, способствовало укреплению позиций компании Thomas Cook на мировом и европейском рын­ках дорожных чеков. По данным международ­ных платежных систем, объем продаж дорож­ных чеков в странах сформировавшегося финан­сового рынка в Европе* продолжает расти. В значительной степени это относится к дорож­ным чекам Thomas Cook.

В 1992 г. 90% акций компании Thomas Cook были приобретены немецким банком Westdeutsche Landesbank (WestLB) у британ­ской банковской группы Midland Bank, а в 1995 г. WestLB приобрел оставшиеся 10% ак­ций у компании LTU Group, став, таким обра­зом, единственным владельцем компании Thomas Cook, и инвестировал в ее развитие около 50 млн. фт. ст.

В 1995 г. компания Thomas Cook перекупила у банка Barclays Bank права на компанию Interpayment Services Ltd. Одновременно в 12 странах мира небольшая часть туристических агентств Thomas Cook, прежде всего связанных с организацией деловых поездок, перешла компа­нии American Express.

В настоящее время штат компании составля­ют 12 тыс. человек, которые ежегодно обслужи­вают более 20 млн. клиентов. Основными напра­влениями деятельности группы являются оказание финансовых услуг и туризм, в том числе выполне­ние функций туристического агентства и агентства пассажирских перевозок, организация работы бюро обмена валют, предоставление корпоратив­ным клиентам услуг, связанных с обменными операциями, эмиссия дорожных чеков и сделки с иностранной валютой. Компания Thomas Cook является самым крупным после American Express эмитентом дорожных чеков, имеющим разветв­ленную сеть представительств и бюро обслужива­ния.

В 1995 г. прибыль компании достигла 46,8 млн. фт. ст. по сравнению с 21,5 млн. фт. ст. в 1994 г. Оборот по сравнению с тем же периодом увели­чился на 93 млн. фт. ст. и составил 750 млн., а объем продаж вырос на 24% и составил 21,2 млрд. фт. ст. по сравнению с 17,1 млн. фт. ст. в 1994 г. Кроме того, продажа компании Thomas Mana­gement и приобретение Interpayment Services Ltd. получили поддержку основного владельца группы Thomas Cook — банка Westdeutsche Landesbank (WestLB) — и положительно отразились на перспек­тивах доходности группы.

Исходя из того, что туристические услуги явля­ются одним из наиболее интенсивно развиваю­щихся направлений бизнеса, в 1995 г. компания приступила к реализации нескольких проектов с использованием средств мульти-медиа, возмож­ностей сети Internet и интерактивного телевиде­ния.

Деятельность отдела финансовых услуг и сек­тора туризма дополняют и уравновешивают друг друга: увеличение доходов от развития туризма сопровождается ростом объема продаж дорож­ных чеков и обменных операций. Предоставление же финансовых услуг корпорациям открывает бо­лее широкие перспективы для бизнеса.

В 1995 г. группа Thomas Cook предприняла дальнейшие шаги по усилению ее позиций за пре­делами Великобритании. Несмотря на то, что вну­тренний рынок составляет основу бизнеса группы, она все же менее зависима от воздействия каких бы то ни было ситуаций, возникающих на британ­ском рынке, чем ее конкуренты.

Основным фактором роста общего объема прибыли было увеличение объема операций с до­рожными чеками, чему в немалой степени спо­собствовала упомянутая интеграция компании Interpayment в систему Thomas Cook, благодаря которой общий объем продаж увеличился до 21,2 млрд. фт. ст., оборот — до 750 млн. фт. ст. Кроме этого, успешной была деятельность отде­ла туризма и, в частности, компании Thomas Cook India, доля участия группы в которой соста­вляет 40%. На фоне явного оживления индийской экономики деятельность этой компании в 1995 г. была более чем успешной. Наличие обменных бюро Thomas Cook во всех главных аэропортах Индии позволило получить значительную прибыль от операций по обмену валюты, объем которых существенно увеличился в связи с либерализацией законодательства о выезде индийских граждан в туристические и деловые поездки.

В области финансирования проектов и инве­стиций деятельность группы была сконцентри­рована на решении задач интеграции приобре­тенной компании Interpayment и продажи бизне­са по обслуживанию деловых поездок работни­ков корпораций. Помимо этого, группа продол­жала использовать подходящие возможности для развития своего бизнеса. Так, например, была приобретена сеть турагентств в Новой Зе­ландии, открыт ряд обменных бюро в крупных транспортных и туристических центрах. Осуще­ствлялись дальнейшие инвестиции в развитие информационных технологий, в том числе в сфе­ре туристического бизнеса Великобритании. Бы­ла также создана система POS-терминалов для обменных бюро и проведена модернизация оборудования для обработки операций с до­рожными чеками.

Стратегия, избранная группой Thomas Cook, выходит далеко за рамки обеспечения только вы­сокого качества услуг, что требует изменения ор­ганизационной структуры и процессов производ­ства для повышения потребительской стоимости продуктов.

Структурная перестройка

В 1995 г. претерпела некоторые изменения ор­ганизационная структура группы. Так, руководст­во деятельностью по предоставлению услуг фи­нансовым институтам и операциями по обмену ва­лют, ранее осуществлявшееся разными подразде­лениями, возложено теперь на недавно созданный отдел финансовых услуг, деятельность которого подтвердила целесообразность такого шага, по­скольку даже сложности структурной перестрой­ки и разработки принципиально нового подхода к ведению бизнеса не помешали получить значи­тельную прибыль по операциям, курируемым этим подразделением.

Новому отделу финансовых услуг группы Thomas Cook удалось добиться значительных ус­пехов по всем направлениям своей деятельности, при этом основное внимание было уделено даль­нейшему расширению бизнеса дорожных чеков и сети обменных бюро в крупных международных туристических и транспортных центрах, а также развитию сектора услуг по обмену валют, предо­ставляемых корпоративным клиентам.

Реорганизация управления бизнесом дорож­ных чеков и валютообменными операциями при­несли определенные результаты, и в первую оче­редь, привели к ликвидации дублирования управ­ленческих функций, а также открыли возмож­ность организации обслуживания потребителей из

одного центра. В результате увеличилась доход­ность бизнеса и была создана основа для даль­нейшего совершенствования работы с потребите­лями.

Направления деятельности финансовой группы Thomas Cook

Туризм и деловые поездки

Принятое стратегическое решение сконцент­рировать усилия на развитии сектора услуг, свя­занных с туризмом и пассажирскими перевозка­ми, и последующая продажа сети Travel Management Services, охватывающей 12 стран, позволили группе Thomas Cook ускорить разви­тие основных областей своего бизнеса. Доста­точно успешными были работа на рынке Вели­кобритании, приобретение сети турагентств в Новой Зеландии и Германии, рост объемов про­даж продуктов и услуг по телефону, деятель­ность, связанная с туризмом, и активное исполь­зование группой новых каналов продвижения продуктов на рынок.

Рынок международного туризма продолжает развиваться, становясь более насыщенным и тре­буя все более тщательного подхода к поддержа­нию предела доходности на определенном уров­не. Несмотря на конкуренцию в сфере междуна­родного туризма и отдыха, прибыль, полученная компанией Thomas Cook в этой сфере бизнеса, выросла на 10%.

В 1995 г. группой была проведена большая работа по изучению новых требований рынка и обеспечению соответствия им предлагаемых груп­пой продуктов. В частности, большое внимание было уделено развитию деятельности службы продаж по телефону Thomas Cook Direct.

В 1994 г. была осуществлена продажа сети агентств, работающих в сфере оказания корпо­ративным клиентам услуг, связанных с деловыми поездками, прибыль которых снизилась до кри­тического уровня. Группа существенно сократи­ла накладные расходы и получила возможность направить средства на развитие сектора туриз­ма. Помимо продажи развлекательных туров, туристический бизнес включает набор опреде­ленных сопутствующих продуктов и услуг, в том числе обмен валюты, аренду автомобилей, а также обслуживание приезжающих и отъезжа­ющих туристов.

Дорожные чеки

Интеграция компании Interpayment в систе­му группы была масштабной задачей. По за­вершении необходимых юридических формаль­ностей рабочая нагрузка операционных цент­ров Interpayment была переведена из Нью-Йорка ,Пула, Торонто и Сиднея на собственные процессинговые центры Thomas Cook в Питерборо и Мельбурне. Доходы компании, полу­ченные в результате объединения сетей обслу­живания, превзошли ожидания руководства Thomas Cook. Прибыль, полученная в течение первого года от операций Interpayment с до­рожными чеками Visa, доказала, что расчеты доходности операций с этими платежными ин­струментами оказались верными. Несмотря на то, что в бюджет, составленный на первый по­сле приобретения компании год работы, не была заложена прибыль от операций с дорож­ными чеками Visa, эта прибыль была не толь­ко получена, но и стала существенным допол­нением к общей прибыли группы в 1995 г., так как удалось сохранить большую часть клиен­тов компании Interpayment и снизить операци­онные издержки. Кроме этого, доход был по­лучен и от эффективного размещения акций этой компании.

Значительно вырос интерес к дорожным че­кам в странах Тихоокеанского региона и Латин­ской Америки, что также должно способствовать увеличению доходности этого направления бизне­са группы Thomas Cook. Существенное увеличе­ние роста объемов продаж дорожных чеков на­блюдалось в Германии, Африке и на Ближнем Во­стоке.

В течение 1995 г. группа укрепила стратегиче­ский альянс с ассоциацией Europay International, с которым она связывает надежды на увеличение объема продаж дорожных чеков европейским банкам. В частности, объем операций с дорож­ными чеками Thomas Cook/MasterCard вырос на 4% по сравнению с 1994 г. Значительная часть прибыли была получена также благодаря боль­шим объемам отсроченных платежей (в частно­сти, в долларах США).

Финансовые институты по-прежнему продол­жают рассматривать обслуживание частных кли­ентов как деятельность, не являющуюся главной задачей банковского бизнеса, что дает группе Thomas Cook возможность предоставлять клиен­там услуги, связанные с расчетами и платежами во время туристических и деловых поездок.

Услуги по обмену валют частным лицам

Другим важным направлением деятельности отдела финансовых услуг являются операции по обмену валют, которые группа предоставляет ши­роким слоям населения, малым и средним компа­ниям, банкам и ссудо-сберегательным учрежде­ниям. Значительную прибыль в 1995 г. дала самая крупная после лондонской сеть обменных бюро группы, развернутая в Питерборо.

Стабильно развивается сеть обменных бюро Thomas Cook в крупных туристических центрах и транспортных узлах, особенно в Северной Амери­ке, Австралии, Индии и Великобритании. В допол­нение к уже имевшимся лицензиям на работу в аэропортах Мельбурна и Перта группе удалось получить разрешение на работу обменных бюро в престижном аэропорте Сиднея, а также в Ва­шингтоне, Торонто и Бомбее.

Работа на валютной бирже

Группа Thomas Cook в течение нескольких лет является одним из участников операций на валют­ной бирже в Питербюро, одной из самых крупных валютных бирж в Великобритании. Несмотря на возросшую конкуренцию, результаты деятельно­сти группы в этой области свидетельствуют об оп­ределенных успехах.

Обслуживание корпоративных клиентов

Работа по предоставлению платежных инст­рументов и услуг мелким и средним компаниям в Австралии, Северной Америке и Великобрита­нии ведется достаточно успешно, в связи с чем руководством Thomas Cook было принято реше­ние о развертывании такого бизнеса во Фран­ции, где у группы уже есть несколько корпора­тивных клиентов и создана необходимая инфра­структура.

Деятельность группы Thomas Cook в регионах

Великобритания

Несмотря на то, что группой достигнуты зна­чительные успехи в работе на международном рынке, в настоящее время основным источником доходов является рынок Великобритании. Это означает, что группа успешно конкурирует на самом «остром» рынке пассажирских перевозок в мире. В условиях довольно жесткой системы предоставления скидок отделениям компании удалось увеличить объемы продаж и добиться роста прибыли.

По мнению руководства группы, успех был обусловлен тремя причинами: сокращением из­держек за счет продажи сети агентств, предоста­вляющих услуги корпоративным клиентам, увели­чением производительности труда и приданием статуса приоритетного направления операциям с дорожными чеками и другими финансовыми инст­рументами.

В 1995 г. объем продаж службы оказания ус­луг по телефону (Thomas Cook Direct) увеличился более чем на 40%. Это свидетельствует о заинте­ресованности потребителей в организации отдыха с помощью такой телефонной службы. Руководством группы принято решение о создании анало­гичных предприятий в Австралии и Канаде.

Канада

Канадская сеть туристических агентств группы является самой широкой. В результате структур­ной перестройки и продажи сети Travel Management были значительно сокращены из­держки и созданы предпосылки для увеличения объема продаж и расширения спектра услуг, предлагаемых клиентам Thomas Cook в Канаде. В конце 1995 г. — начале 1996 г. была реализова­на программа «own label» product. В результате общий объем продаж компании в регионе вырос на 30%. Кроме того, в ряде точек были начаты операции по обмену валют.

Азиатско-Тихоокеанский регион

Деятельность группы в Австралии и Новой Зе­ландии в 1995 г. претерпела серьезные структур­ные изменения. В течение ближайших трех лет здесь планируется развернуть широкую сеть агенств Thomas Cook, а также создать на терри­тории страны телефонную службу организации отдыха. В результате приобретения новозеланд­ской сети турагентств Russel & Somers, насчитыва­ющей 37 точек, значительно возрос объем опе­раций по обслуживанию туристов, посещающих Новую Зеландию, Фиджи и Австралию, в основ­ном за счет туристов, прибывающих из стран АТР, в частности, из Японии. Успешно реализуются различные программы обслуживания клиентов в Индонезии, а также в Гонконге и Сингапуре.

Египет

В последние годы развитие бизнеса в Египте осложнялась политическими волнениями. В ка­кой-то степени сказалась также и продажа бизнеса, связанного с обслуживанием деловых поез­док сотрудников корпораций. В 1996 г. ситуация начала меняться в лучшую сторону, поскольку группа сосредоточила свои усилия на развитии ту­ризма.

Перспективы развития сектора потребительских услуг

Для поддержки и расширения клиентской базы группа Thomas Cook использует новей­шие технологии. Отдел финансовых услуг уча­ствовал в проведении испытаний по использо­ванию интерактивного телевидения и сетей Internet при работе с клиентами. Было прове­дено исследование перспектив использования новых средств электронной передачи данных в качестве каналов продвижения продуктов и услуг группы Thomas Cook; совместно с ком­паниями Leisureplan и Philips Media учреждено предприятие, целью которого является созда­ние уникальной мультимедийной базы данных для системы пассажирских перевозок. В октя­бре 1995 г. группа Thomas Cook подключи­лась к сети Internet. В настоящее время про­должается работа над проектами, связанными с использованием интерактивного телевиде­ния.

В 1995 г. в Питерборо был открыт Центр кли­ентского обслуживания, ставший частью сети ме­ждународной службы возмещения Thomas Cook. Этот Центр будет осуществлять все операции возмещения по дорожным чекам Thomas Cook/MasterCard. В это же время был заключен контракт на управление международной службой возмещения эмитентов платежной ассоциации Visa International (Visa Issuers Global Refund Service).

 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.




В рубриках:
Журнал ПЛАС № 10 (20) 1996

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *