курс цб на 27.03:
57.4247
61.8636
Лента новостей

Вокруг выбора стратегии

Количество просмотров9 просмотров
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

данной статье мы могли бы уделить значительное внимание историческому экскурсу процесса прихода пласти­ковых карт в Россию. Однако, на взгляд редакции, эта тема уже нашла свое освещение в российской периодике и монографиях, хотя у редакции имеется достаточно оригинальный взгляд на причины и сам процесс вступления российских банков в международные платежные системы, эмиссию средств доступа к счету, работу с сетью ассоциированных предприятий торговли и услуг в нашей стране.

История развития пластиковых карт в России в значительной степени повторяет путь, пройденный отечественной банковской систе­мой в целом. И сейчас мы подошли к тому рубежу, когда практически любой мало-мальски стабильно работающий банк рассматривает возможности эмиссии или, по крайней мере, распространения карт существующих платеж­ных систем (как международных, так и российских), или даже создания своей собственной.

Цели, которые ставит перед собой банк, планируя участие в одном или нескольких карточных проектах, естественны и понятны. Это, прежде всего, прорыв на рынок привлечения средств частных лиц, обслужи­вание коммерческой сети и, в перспективе, выход на многочисленные операции малого объема.

Вместе с тем, у банков отсутствует тот запас времени, которым обладали лидеры отечест­венного карточного бизнеса, имея возможность отработать технологию операций, смодели­ровать создаваемые системы и провести тщательный отбор бизнес-партнеров. В склады­вающейся ситуации в значительной степени возрастает роль и значение подготовительного периода, на который, как правило, и приходится выбор стратегии.

Стратегия в области карточных проектов, как мы ее понимаем, охватывает прежде всего подготовку достаточно крупных процессов, которые будут инициированы при реализации банковской программы, их планирование и реализацию. Поэтому получить ответы на

основные вопросы, которые возникают у банка на данном этапе, можно лишь проведя достаточно серьезное и качественное иссле­дование. Причем банк должен быть морально готов к ситуации, когда результатом данного исследования может оказаться или ответ негативный, или такой, который не совсем устроит его руководство.

Тем не менее, необходимо определиться, что именно прельщает банк — подтверждение своих намерений или объективное исследова­ние и конкретный план действий.

Анализ будет объективным при выполнении, как минимум, двух требований. Первое — банку удастся найти независимую консульта­ционную компанию, которая не заинтересована в бездумном тиражировании однажды реализо­ванного проекта. Второе — банк достаточно корректно, но, вместе с тем, полно и одно­значно сформулирует цели и задачи проекта.

На российском рынке в настоящее время активно работают как иностранные, так и отечественные консультационные компании, у которых есть свои плюсы и минусы. Западные, да и российские эксперты, как правило, несмотря на любые заверения и рекламу, работают на одного или нескольких постав­щиков, и уже изначально сориентированы на предложение конкретных программных и аппаратных средств.

Тем не менее, среди российских фирм можно найти действительно независимые структуры. При этом желательно, чтобы выбранная банком консультационная компания имела опыт реализации нескольких проектов совместно с западными фирмами, и на собственном опыте познакомилась с зарубежными поставщиками.

В данном случае ваши консультанты будут обладать не только практикой непосред­ственной имплементации проектов, но и иметь достаточно подробное представление о реаль­ных (а не рекламных) возможностях предлагаемых на рынке программ. Они также будут владеть информацией о ценовой политике поставщиков и их дилеров, смогут оценить уровень предлагаемого менеджмента и сервиса.

Еще одним доводом в пользу отечественных консультантов являются известные нам факты, когда компании с мировым именем, предлага­ющие свои услуги на российском рынке, практически полностью передают полученный ими заказ на проведение исследований отечественным экспертам.

Следующий вопрос, на который необходимо получить ответ — на членство в какой между­народной и/или национальной системе целесообразно сориентироваться банку. Проблема исключительно острая, так как банк в случае необходимости не сможет безболез­ненно для себя, и в первую очередь, для собственного престижа, свернуть существу­ющую карточную программу. Изъятие между­народных или национальных карт невозможно осуществить без утечки данной информации в СМИ или осведомленности о ней конкурентов. Возможный итог нетрудно предсказать — отток клиентуры в другие банки, серьезный ущерб для репутации банка, и, как следствие, для его финансового состояния.

В целом, на выбор членства в международной или российской платежной системе окажет влияние ориентация клиентуры на то или иное платежное средство.

Для банка также очень острым окажется вопрос о выборе уровня членства в системе, каждый из которых — полное членство в платежной системе; частичное членство, подразумевающее ассоциированное вхождение в систему или возможность реализации отдельных программ, а также агентское распространение карт других банков — решает вполне определенные цели на конкретном этапе карточной программы.

Здесь также напрашивается достаточно интересный вывод: несмотря на фактическую "пилотность" всех российских проектов, время для создания собственных локальных систем уже ушло. А в случае реализации программы

Национальной Системы Пластиковых Карт России жизнеспособными окажутся лишь те из отечественных систем, которым удастся логич­но вписаться в стандарты сети ассоцииро­ванных предприятий торговли и услуг.

В этом плане своевременными представля­ются те комплексы работ, к осуществлению которых приступили рабочие группы, созданные при Ассоциации российских банков и Центральном банке РФ. Распределение обязанностей между ними, скорее всего, будет следующим. Рабочая группа при АРБ выдвигает концепцию проекта, участвует в разработке стандартов, осуществляет независимые эксперт­ные оценки и готовит рекомендации. Рабочая группа при ЦБ России берет на себя исполнительные и контрольные функции за реализацией всего проекта. Только подобный баланс сил позволит создать Национальную Систему Пластиковых Карт, которая будет отвечать интересам России, а не отдельных личностей, конкретных фирм-поставщиков и банков-эмитентов.

И, наконец, самый главный вопрос — кто будет реализовывать данный проект. Безуслов­но, это должен быть специалист, который уже имел практический опыт реализации карточной программы. Причем необходимо, чтобы данный сотрудник банка с самого начала имел достаточ­ный статус и права, которые позволяли бы ему решать многие вопросы самостоятельно. Жела­тельно, чтобы он прошел несколько стажировок в зарубежных банках, обладающих значитель­ным опытом и позициями в карточном бизнесе.

Подводя итог, можно признать, что банку необходим талантливый идеолог, способный собрать вокруг себя команду единомыш­ленников. И опять в банковском сообществе звучит старый и проверенный лозунг: "Кадры решают все!"

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.




В рубриках:
Журнал ПЛАС № 2 (6) 1995

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *