курс цб на 26.06:
59.6564
66.678
Лента новостей
Журнал ПЛАС № 3 (7 ...
Digital banking ДБО как фабрика user experience
22 июня 2017 12:00
Количество просмотров 4 просмотра
ЖУРНАЛ ПЛАС №5 Календарь событий
20 июня 2017 18:12
Количество просмотров 21 просмотр
ЖУРНАЛ ПЛАС №5 17 моментов безопасности
20 июня 2017 16:12
Количество просмотров 32 просмотра
Регуляторы ЦБ снизил ключевую ставку до 9%
16 июня 2017 14:29
Количество просмотров 224 просмотра

Семинары

Количество просмотров41 просмотр

Апрель и май нынешнего года ознаменовались ря­дом семинаров, уровень которых выгодно отличался от прежних более интересным составом участников, раз­нообразием обсуждаемых проблем, профессионализ­мом представленных докладов. Здесь хотелось бы от­метить семинары в Учебном центре Digital и «Деловом центре» при ТПП РФ, прошедшие на последней неде­ле апреля, семинары в Московской Межбанковской школе и финансовой Академии, майские конференции с участием представителей международных платежных систем. Последние были интересны еще и потому, что российские банки-участники международных и нацио­нальных платежных систем, а также компании, работающие на рынке пластиковых карточек, получили воз­можность напрямую адресовать вопросы присутство­вавшим на конференциях представителям Visa, Europay, American Express.

Достаточно значимой в этом плане стала конферен­ция «Международные платежные системы. Ситуация в России», прошедшая 16-17 мая в здании Президиума Академии Наук под эгидой концерна «Банкцентр». На конференцию в качестве докладчиков были приглаше­ны представители международных систем: Visa — реги­ональный менеджер Алекс Соверби (Alex Sowerbay), Europay — менеджер центра обучения Europay Academy Тереза Нера (Teresa Nehra), менеджер по технологиям Жан Клод Бека (Jean Claude Becaas), менеджер по развитию бизнеса в России Андрей Королев, American Express — Майкл Шнейдерман (Michael Shneyderman); российских процессинговых компаний: Мультикарта -Генеральный директор Дмитрий Алехин, UCS — дирек­тор Максим Алешин, КардЦентр — Генеральный дире­ктор Сергей Баранчеев. В работе конференции приняли участие представители 70 банков из Москвы, Пе­тербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Уфы, Челябинска, Тольятти, Минска, Днепропетровска, Йошкар-Олы — как «продвинутых» банков, имеющих опыт работы с карточками и являющихся членами ме­ждународных платежных систем, так и «молодых», де­лающих первые шаги на этом поприще.

Представители платежных систем по уже сложив­шейся традиции Говорили о важности российского рынка и перспективах деятельности на нем своих ком­паний, российские же банки интересовались более конкретными проблемами — условиями членства в сис­темах и проведением тех или иных операций с платеж­ными средствами, вопросами взаимодействия с отече­ственными платежными системами, предлагали реше­ния, делились накопленным опытом. Обилие вопросов и оживленная дискуссия второго дня конференции от­ражали тот большой и серьезный интерес, который проявляют развивающиеся российские банки к дея­тельности мировых платежных систем.

Прошедший 26 мая в гостинице «Балтийская» в Санкт-Петербурге семинар был организован по иници­ативе международной платежной ассоциации Visa. В семинаре приняли участие Внешторгбанк, Промстрой­банк России, Промстройбанк Санкт-Петербурга, Запсибкомбанк, Тверьуниверсалбанк, Realistic Consulting Company и др. Компанию Visa International представлял вице-президент Алан Гослар (Alan Goslar), который подвел итоги деятельности Visa в России в 1994 г., по­делился стратегическими планами развития деловой активности компании в регионе СЕМЕА (Central and Eastern Europe, Middle East and Africa), а также опытом работы системы безопасности и новыми методами борьбы с мошенничеством.

Позитивно оценивая итоги развития рынка карточек Visa в России, А. Гослар отметил, что весьма перспек­тивным здесь было бы внедрение микропроцессорных карточек в условиях отсутствия в стране мощных и на­дежных коммуникаций (что создает определенные про-

блемы в реализации проектов в регионах). При этом вице-президент указал на опасность поспешных реше­ний в этой области, которые могут быть приняты до ут­верждения единых стандартов на микропроцессорные карточки, приведя в качестве примера сегодняшние проблемы французских компаний-производителей та­ких карточек.

В завершении выступления А. Гослар сказал, что Visa, расценивая российский рынок как один из самых перспективных, намерена и далее расширять число российских членов, а также рассмотреть вопрос о со­здании для России особой региональной структуры с представительством в Москве.

По итогам работы прошедших семинаров хотелось бы сделать некоторые выводы.

1. Оба семинара свидетельствуют о повышении ин­тереса международных платежных систем к россий­скому рынку. Характерны здесь и заявления о желании сделать подобные семинары регулярными. [В Санкт-Петербурге было объявлено о проведении в Барсело­не 2-4 июля нынешнего года Первой встречи регио­нальных членов Visa СЕМЕА и Visa EU (European Union). В программе доклады и дискуссии по проблемам но­вых рынков пластиковых карточек, проблемам безо­пасности]. Представляется также важным само упоми­нание о необходимости не только приглашения пред­ставителей российских банков обучаться в подготови­тельных центрах ассоциаций Visa и Europay, но и под­готовки специальных учебных программ на русском языке и развертывания их в России (о чем говорилось и в Санкт-Петербурге).

2. В целом отношение международных платежных систем к развитию деятельности в России и расшире­нию состава за счет российских банков следует охара­ктеризовать как очень осторожное. Не случаен и ха­рактер выступлений их представителей — скорее рекламно-презентационный, и тактичные попытки уйти от конкретных ответов на вопросы об условиях приема новых членов. (Только представитель American Express, отвечая на вопросы о возможности эмиссии в России карточек АmЕх или выдачи по ним наличных, неодно­кратно подчеркнул, что American Express — единствен­ный эмитент карточек АmЕх, и это сознательная поли­тика компании, ориентированная на обслуживание ту­ристского бизнеса. В России сегодня право выдачи карточек АmЕх имеют 4 банка: Оптимум, Межком­банк, Уникомбанк и швейцарский Credit Suisse). При этом у некоторых участников семинара создалось впе­чатление, что система Europay более открыта для рос­сийских банков, чем Visa. Если представители Europay заявляли о готовности обсуждать возможность и усло­вия приема «в индивидуальном порядке», то по карточ­кам системы Visa рекомендовалось работать с теми банками, которые являются ее полноправными члена­ми (Principal Members). To же самое касается и обуча­ющих программ Visa, которые также предназначены только для полноправных членов, тогда как система Europay готова предложить всем желающим самые разнообразные курсы. (Тереза Нера подробно рассказала о системе обучения Еurорау, основной центр кото­рой располагается в Ватерлоо, региональные центры — в Англии, Польше, Словакии, Турции. Общий курс, осве­щающий спектр вводных проблем, включает в себя раз­нообразные специальные подкурсы и может быть обес­печен синхронным переводом. В Ватерлоо есть группа специалистов, владеющих русским языком. Курсы фи­нансируются спонсорами, и потому участие в них не со­пряжено с серьезными финансовыми затратами. Для членов Visa разработаны недельные курсы и самоучите­ли. По словам А. Соверби, в силу значимости россий­ского рынка уже принято решение об их переводе на русский язык). Характерен еще и такой показатель ак­тивности платежных систем. Членами Еurорау сегодня являются 50 российских банков, членами Visa — только 19 Говоря о дальнейшей стратегии Visa в России, нельзя не отметить некоторую нестыковку между оптимистиче­ским выступлением А. Гослара и сдержанностью А. Соверби, давшего понять, что открытие представительства Visa в Москве — все же довольно далекая перспектива (по крайней мере, не вопрос ближайшего года).

3. Несмотря на кажущиеся различными подходы международных платежных систем к вопросам страте­гии развития на российском рынке, нельзя сказать, что российские банки испытывают на себе конкуренцию этих систем. Так, в выступлениях представителей бан­ков, являющихся одновременно членами Visa и Еurорау (или American Express), неоднократно подчеркивалось ртсутствие жестких ограничений на членство банков в той или иной системе или какого-либо давления на ра­боту с ее карточками. Сами банки также стремятся сохранить внутреннюю лояльность, не навязывая клиен­там ту или иную карточку, но предлагая им на выбор целый ряд имеющихся продуктов. (В этом смысле до­вольно сомнительными видятся утверждения о том, что международные платежные системы «поссорили» рос­сийские банки. Не исключено, что членство в между­народных системах использовалось некоторыми отече-

ственными финансовыми институтами в качестве допол- i нительного оружия конкурентной борьбы).

4. Профессионализм российских банков в работе с карточками значительно вырос. Несмотря на то, что семинары были скорее ознакомительными, и в их ра­боте значительное место отводилось обмену статисти­кой или заявлениям о намерениях, многие банки про­демонстрировали стремление к знакомству с уже на­копленным конкретным опытом, особый интерес к ко­торому проявляют банки, не имеющие практики в ра­боте с программами пластиковых карточек. (В связи с этим хотелось бы отметить работу концерна «Банк-центр», который нынешней осенью намерен подгото­вить и провести ряд специальных практических семина­ров по юридическим аспектам функционирования пла­тежных систем, спектру услуг, предоставляемых поль­зователям карточек, проблемам технологии их обслу­живания).

Интересным в практическом плане стал прошедший 24-28 апреля в Академии Народного Хозяйства при Правительстве России под эгидой Учебного центра Digital семинар «Электронные безналичные расчеты на основе пластиковых карт». Это уже шестой (с мая 1994 г.) семинар по данной тематике. Состав участни­ков и их выступления были целиком ориентированы на специфику России, как в теоретическом (доклады М.О. Вартанова — Учебный центр Digital и А.И. Гризова — кон­сультационная компания «Рекон»), так и в практиче­ском плане, где своими концепциями и техническими разработками поделились представители крупнейших на российском рынке международных и отечественных компаний — BGS Industrial, FIT Ortcard International, DEC, Ай-Ти/PTI, STB-Card, UnionCard, UCS, SPRINT СканТек, КардЦентр, Асофт, Мультикарта, Интерштрихкод, Ин-фотел, ИВК-Системс, АКБ «Оптимум» и др. Слушате­лям семинара были вручены соответствующие сертифи­каты. Следующий семинар Учебный центр Digital пла­нирует провести в сентябре-октябре 1995 г. •





В рубриках:
Журнал ПЛАС № 3 (7) 1995