17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 169

Российский рынок внутренних карт

Российский рынок внутренних карт

Рынок внутренних пластиковых карт в России является наиболее динамично развивающимся сегментом рынка банковских услуг. И хотя абсолютно полную картину российского рынка пластиковых карт представить достаточно сложно из-за отсутствия всеобъемлющей статистической базы, общая тенденция развития этого сектора финансовых услуг вполне очевидна: высокая концентрация "карточного" бизнеса в Москве, где сосредоточено 40% банков страны, на которые приходится 74% общей суммы уставных капиталов всех российских коммерческих банков. Для московских коммерческих банков также характерен чрезвычайно высокий удельный вес операций в иностранной валюте -около 45% от общего объема всех банковских операций в иностранной валюте по стране. Такое неравномерное формирование российского финансового фундамента в условиях переходной экономики не могло не сказаться и на состоянии "карточного" бизнеса, являющегося одним из основных показателей степени развитости банковских услуг.

Попытка доминирования отдельных платежных систем на российском


рынке внутренних пластиковых карт, навязывание ими "правил игры" для


менее крупных банков, реализующих проекты "карточных" программ, о


чем сообщалось в предыдущих бюллетенях, вовсе не означает, что


"карточный" бизнес достиг высокого уровня развития, в том числе в


Москве. В целом лишь немногие банки в состоянии оказывать сервис (как


по локальным, так и по международным картам) на удовлетворительном


уровне, который весьма еще далек от мировых стандартов.                                    

В этой связи, как считают многие эксперты и специалисты, в частности, выступавшие на семинаре " Электронные безналичные расчеты на основе пластиковых карт" (сентябрь с.г., учебный центр Академии народного хозяйства при Правительстве России), важнейшими направлениями деятельности активных участников рынка пластиковых карт, в первую очередь платежных систем, должны стать:

-  постоянное совершенствование системы коммуникаций и расчетов, создание инфраструктуры процессинговых компаний в российских регионах, прежде всего там, где коммерческие банки занимают прочные позиции;

-  активная маркетинговая стратегия, направленная не на жесткую конкурентную борьбу (в том числе ценовую) между участниками рынка пластиковых карт, а на учет основных тенденций развития финансового рынка в целом, перспектив развития банковской системы в стране;

-  взаимодействие с международными платежными ассоциациями;

-  выработка     стратегии     технологического     развития     пластиковых платежных средств;

-  повышение уровня менеджмента и квалификации персонала банков,

реализующих  проекты пластиковых карт,  а также  процессинговых

центров и сервисных точек.

Безусловно, для решения вышеперечисленных задач требуются консолидированные усилия ведущих банковских учреждений страны, Центробанка России, правительственных органов. Актуальность данной проблемы выразилась в инициативе Сбербанка и ряда других московских банков, которые в апреле с.г. выступили с идеей создания Ассоциации пользователей пластиковых карт. Однако практическая работа в этом направлении в последнее время разворачивается медленно. Как считают некоторые эксперты, многие банки опасаются, что новая структура не столько будет заниматься решением кардинальных задач, сколько навязывать членам ассоциации под лозунгом корпоративного единства свои подходы и правила игры.

Весьма серьезным представляется вопрос информационного и рекламного обеспечения отечественного рынка пластиковых карт. Большинство участников "карточного" бизнеса избегают публикации материалов с упоминанием о конкуренции, справедливо полагая, как отмечал в "Финансовых известиях" № 41 (15-21 сентября с. г.) С.Митин, что "российский рынок велик, и каждый делает на нем одно дело..." Действительно, уже на сегодняшний день специалисты оценивают емкость рынка в несколько миллионов потенциальных владельцев карт, а с учетом опережающего роста такого вида карт, как зарплатная, потенциальные возможности этого рынка в несколько раз больше.

Однако в уже упоминавшейся статье С.Митина, озаглавленной "Российские банки хотят диктовать политику на рынке пластиковых карт", весьма бездоказательно было заявлено, что "конкуренция "Европея" и "Визы" стала причиной раздора между российскими банками". Автор, по-видимому, не учитывает, что сами международные платежные системы весьма лояльны друг к другу и вряд ли намерены выяснять отношения между собой на российском рынке. Если, к примеру, обратиться к истории взаимоотношений VISA International с другими международными платежными системами, то было бы целесообразно вспомнить, что еще в 1978 г. Министерство юстиции США после рассмотрения серии судебных процессов на почве конкурентной борьбы между банками разрешило им двойное членство в международных ассоциациях. По-видимому, российское законодательство также последует по этому пути, тем более что практика отечественных лидеров на рынке пластиковых карт (банк "Столичный", Most-Bank) оправдывает такой подход. (По некоторым данным, вопрос двойного членства российских банков в международных платежных системах найдет свое отражение в готовящихся документах рабочей группы Центробанка России, касающихся рынка пластиковых карт).

 

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube