Лаборатория «ОСТКАРД»:
основа для повышения качества пластиковых карт
Банки, торгово-сервисные предприятия, производители и персобюро готовы активно работать над улучшением качества пластиковых карт
Год назад на страницах журнала ПЛАС мы рассказали об открытии в рамках группы компаний «ОСТПАК» лаборатории по тестированию пластиковых карт различных видов (материал «Лаборатория ОСТКАРД: независимая экспертиза качества пластиковых карт», ПЛАС No 5/2016.). Сегодня мы анализируем результаты первых двенадцати месяцев ее работы, а также делимся своими дальнейшими планами и полученным уникальным опытом.
В первую очередь хочется отметить, что открытие лаборатории вызвало большой интерес со стороны наших клиентов и в целом участников рынка пластиковых карт.
Речь идет как об эмитентах карт в лице банков и других компаний, так и о производителях. Мы окончательно убедились, что идея об открытии независимой лаборатории была абсолютно правильной, так как на рынке давно ощущалась потребность в организации, оказывающей экспертные услуги в области качества карточной продукции и при этом не аффилированной ни с одной из заинтересованных сторон. Более того, интерес к нашей лаборатории был проявлен и со стороны производителей компонентов для банковских карт, таких как голограмма или магнитная полоса. Кроме того, что крайне важно, заинтересованность в таком сотрудничестве продемонстрировала Национальная система платежных карт (НСПК). Таким образом был закреплен успешный старт лаборатории.
За прошедший год произошло достаточно много событий, о которых хотелось бы рассказать читателям. В первую очередь, практически весь год лаборатория дооснащалась оборудованием для проведения различных испытаний пластиковых карт. В результате на текущий момент компания ОСТКАРД (ГК «ОСТПАК») может проводить в общей сложности более 80-ти самых различных испытаний. Имеющееся в нашем распоряжении оборудование позволяет нам работать в рамках как отечественных стандартов для карточной продукции, так и международных. Стоит упомянуть, что существующие отечественные ГОСТы фактически являются прямым переводом международных стандартов ISO, в то время как карточные стандарты, предложенные НСПК, уже являются уникальными документами со своим наборам требований и методик, частично отличающимся от международных требований ISO. Стандарты международных систем также имеют некоторые отличия, как в подходе к качеству карточной продукции в принципе, так и в конкретных значениях того или иного параметра, измеряемого у пластиковой карты. Такие отличия, с одной стороны, безусловно добавляют дополнительную сложность в работе лаборатории, так как приходится учитывать различные требования и отслеживать изменения широкого спектра стандартов. С другой стороны, это позволяет построить более универсальную работу, что очень важно и для выхода на международный рынок. Этот факт нашел отражение в появлении у лаборатории компании ОСТКАРД (ГК «ОСТПАК») клиентов за пределами России.

Дмитрий Растанин
директор по развитию бизнеса компании ОСТКАРД (ГК «ОСТПАК»)
Оборудование BGI071 предназначено для испытания карт в соответствии со стандартами ISO 7816 и ISO 10373,
оно выполняет изгибы с искривлением по длине и по высоте и скручивание карт
Формирование парка оборудования и работа с различными стандартами позволили сформировать основные виды деятельности лаборатории с точки зрения испытания карточной продукции. Эти направления выглядят следующим образом:
• испытания заготовок пластиковых карт;
• испытания персонализированных карт;
• экспертиза пластиковых карт, вышедших из строя и бывших в употреблении.
Данные испытаний позволяют производителям корректировать технологический процесс производства
Более подробно каждое из этих направлений мы рассмотрим чуть позже.
В целом, когда речь идет об испытаниях
пластиковых карт (это же касается и иной
продукции), мы имеем в виду прежде всего
проверку соответствия этой продукции
требованиям, изложенным в стандарте.
Проверка производится с помощью заранее определенной методики (тоже, как
правило, строго стандартизированной) на калиброванном оборудовании. Все это делается для обеспечения достоверности результатов испытаний и обеспечения единства результатов измерений.
Поскольку речь идет об определении соответствия требованиям, нужно понимать, что те отчеты и протоколы, которые формируются по результатам проведенных исследований, зачастую в принципе не предполагают какого-то анализа, целью которого был бы ответ на вопрос, почему та или иная продукции оказалась не соответствующей стандарту. Полученные в результате испытаний данные – скорее, инструмент, который позволяет производителям произвести анализ и предпринять меры для коррекции технологического процесса производства, а заказчикам – сделать вывод о целесообразности приемки такой продукции.
BGI055 – прочность угла карты
Теперь хотелось бы вернуться к уже упомянутым трем направлениям испытаний. Начнем с первого - испытание заготовок пластиковых карт.
В качестве примера, какие испытания относятся к данному направлению, можно привести следующие:
• Определение прочности сцепления слоев карты - фактически определение величины адгезии ламинирующего слоя карты или промежуточных слоев и проверка соответствия этой величины установленным требованиям;
• Адгезия чип-модуля к карте – определение, насколько прочно модуль приклеен к карте;
• Проверка абразивной устойчивости поверхности карты – показывает, как поверхность карты реагирует на абразивные воздействия;
• влагостойкость карты;
• и др.
Данные испытания приведены в качестве примера – на практике их, конечно же, гораздо больше, и перечисление полного списка заняло бы слишком много места, но именно эти моменты весьма актуальны с точки зрения текущей ситуации на рынке. Речь идет о том, что с каждым годом срок службы пластиковой карты пытаются повысить.
В этом заключается безусловная экономическая целесообразность для эмитентов, однако для выполнения такой задачи необходимо строгое выполнение всех требований к пластиковой карте.
И именно испытания в рамках данного направления, позволяют определить это соответствие.
На текущий момент – это направление, где мы производим наибольшее количество различных испытаний.
Эти испытания касаются пластиковой карты до того, как с ней начали проводить процедуры персонализации, и могут относиться как к самой карте, так и к ее отдельным компонентам, например к чип-модулю или антенне дуальной карты.
Характерно, что в этом направлении мы наблюдаем наибольшее количество различий между существующими стандартами и требованиями. По этой причине одна и та же карта может как соответствовать, так и не соответствовать стандартам в зависимости от того, относительного какого требования она рассматривается. Поэтому крайне важно понимать и определить до проведения испытаний, какие конкретные стандарты интересуют с точки зрения тестирования.
Важно определить до проведения испытаний, какие конкретные стандарты интересуют нас с точки зрения тестирования
Так, например, карты определенной платежной системы, конечно же, должны соответствовать требованиям этой самой платежной системы, но что делать в том случае, если карты одного дизайна выпускаются в рамках разных платежных систем? Ведь требования к некоторым параметрам разные. В этом смысле российские производители, наверное, выбрали самый верный путь для потребителя, выбирая самые строгие параметры для определения качества своей продукции.
Теперь хотелось бы коснуться второго направления – испытаний персонализированных карт. Таких видов испытаний меньше по количеству, но они не менее важны с точки зрения определения качества карты и ее последующей эксплуатации. Как и в случае с заготовкой, многие элементы тестируются на предмет соответствия износоустойчивости, что косвенно может говорить о сроке эксплуатации карты. Это в основ- ном касается графических элементов. Электрические же параметры в первую очередь проверяются на соответствие с точки зрения корректного функционирования карты.
Свидетельство соответствия
Данное направление в целом интересно для производителей не только банковских карт, но и карт различных других типов (лояльность, подарочные и пр.), где видов персонализации может использоваться даже больше, чем в традиционных банковских карточных продуктах.

Третье направление деятельности лаборатории компании ОСТКАРД – экспертная оценка карт, которые уже эксплуатировались. Наверное, это наиболее сложное направление, так как те задачи, которые формулируются в его рамках, не попадают под требования стандартов и при этом довольно часто предполагают некоторый анализ. В частности, задача испытания некорректно работающей карты может выглядеть как определение того, что именно в ней некорректно работает. Или же – почему эта карта работает некорректно либо вообще вышла из строя.
Дополнительная сложность таких задач обусловлена тем, что зачастую неизвестно, каким образом карта эксплуатировалась и была ли эта эксплуатация корректной. Иными словами, не подвергалась ли карта каким-то воздействиям, которые не предполагались производителем, что и могло стать причиной ее выхода из строя. По данному направлению в нашей компании налажено взаимодействие с зарубежными партнерами, работающими в индустрии пластиковых карт: некоторые из них обладают большим опытом и готовы им с нами делиться.
BGI 103 для проверки бесконтактных карт и паспортов
Продолжая рассказывать о проделанной работе, необходимо упомянуть, что за прошедший год лаборатория получила ряд сертификатов, подтверждающих достоверность результатов испытаний и свидетельствующих о высоком качестве услуг, предлагаемых предприятием. Во-первых, нами был получен сертификат ГОСТ Р 17025 для испытательных лабораторий, который подтверждает, что лаборатория может заниматься данной деятельностью. Российское законодательство во многих случаях предполагает добровольную сертификацию, и наша компания готова идти на такие шаги для подтверждения своего статуса и качества услуг. Во-вторых, мы получили сертификат ГОСТ Р 9001 для своей системы менеджмента качества (СМК).
BGI 076 испытание сцепления слоев карты
В-третьих, лаборатория прошла сертификацию в НСПК, причем наша компания сделала это первой в России. Таким образом, лаборатория компании ОСТКАРД (ГК «ОСТПАК») получила официальный статус лаборатории по проверке пластиковых карт «Мир».
С точки зрения дальнейших перспектив развития лаборатории можно выделить ряд задач, которые мы уже сформулировали для себя на основе первых результатов работы. В первую очередь это расширение перечня услуг, которые оказывает лаборатория. Это не предполагает значительного дополнительного оснащения оборудованием, так как основная его масса уже была закуплена в 2016 году, а скорее говорит о желании сделать услуги более удобными для потребителей. Во-вторых, это подтверждение статуса лаборатории как независимого и надежного партнера. И в-третьих, это выход на международный рынок и получение и подтверждение статуса независимой лаборатории в других странах мира.
Как показал опыт прошедшего года, рынок пластиковых карт и его участники в лице банков, торгово-сервисных предприятий, производителей и персобюро придают очень большое значение качеству карт. А самое главное – все они готовы активно работать над тем, чтобы это качество улучшать. На этом фоне участники рынка рассматривают нашу деятельность как важную помощь в достижении данного результата, и мы со своей стороны готовы активно сотрудничать со всеми заинтересованными структурами. Безусловно, мы надеемся, что данная тенденция сохранится и в этом году – для этого на текущий момент есть все предпосылки.
html counterсчетчик посетителей сайта