курс цб на 27.05:
56.756
63.6689
Лента новостей
Форум экспертов

Доступность банковских услуг для слабовидящих: от смартфона до веб-сайта

Количество просмотров432 просмотра

Дмитрий Силаев, коммерческий директор USABILITYLAB, и Антон Парамонов, руководитель проектов компании, о проблемах ДБО людей с нарушением зрения.

Работа с личными финансами – важная часть жизни любого взрослого человека, и социальная ответственность банков заключается в том, чтобы адаптировать свои помещения, процессы и интерфейсы так, чтобы любой человек, независимо от наличия у него каких-либо ограничений здоровья, мог полноценно пользоваться всеми банковскими продуктами. Настоящий материал рассматривает проблемы, с которыми приходится сталкиваться слепым и слабовидящим пользователям.

В его основу легли материалы презентации, с которой коммерческий директор USABILITYLAB Дмитрий Силаев и руководитель проектов Антон Парамонов выступали на бизнес-завтраке USABILITYLAB в конце марта 2017 года.

Услышать нужный пункт меню

Может показаться неожиданным, но многие слепые и слабовидящие охотно пользуются смартфонами. Да, существуют специальные мобильные устройства для незрячих, такие как телефоны с брайлевским дисплеем, но они довольно дорого стоят и далеко не везде продаются, так что часто оказывается проще и дешевле купить себе обычный смартфон и научиться работать с ним.

Смартфоны дают слабовидящим новые возможности, делают более удобными те действия, которые нам кажутся обычными и не требующими дополнительных усилий. Например, слепым и слабовидящим людям при оплате услуг наличными очень трудно отличить одну купюру от другой, но существуют мобильные приложения, позволяющие это сделать. А банковские приложения для смартфонов избавляют таких людей от необходимости посещать банк и дают возможность оплачивать различные услуги, не выходя из дома.

В этой статье мы будем говорить об iPhone, так как исследования USABILITYLAB проводились для приложений именно на этом устройстве, но все сказанное в принципе верно и для устройств на Android. Для работы со смартфоном незрячие пользователи используют различные программы экранного доступа, такие как Voice Access, Talk Balk или встроенную в iOs функцию Voice Over. При запуске подобных приложений экранный диктор зачитывает все, что выведено на дисплей устройства. Услышав нужный ему пункт, пользователь должен нажать на экран, чтобы выбрать его и совершить дальнейшие действия.

prezentatsiya-silaeva

Рис. 1. Программы экранного доступа

 Так должно быть в теории, но на практике многие приложения разрабатываются без учета того, что ими будут пользоваться слабовидящие или лишенные зрения люди. В результате из-за недоработок кода экранные дикторы работают с ошибками: зачитывают некорректную информацию или даже пропускают некоторые пункты. Это делает работу с приложением практически невозможной.

Доступность мобильных банковских приложений для слабовидящих

Компания USABILITYLAB 11 лет оказывает профессиональные профильные услуги для финансовой отрасли, а с 2014 года проводит сравнительные юзабилити-исследования каналов ДБО, на основе которых строит рейтинги и выпускает отчеты с подробным описанием результатов.

В мае 2017 года компания планирует опубликовать результаты оценки доступности 15 банковских приложений для iOs. В оценке принимали участие реальные слепые и слабовидящие пользователи. Пилотные исследования показывают, что проблем у банковских приложений много.

Приведенный ниже перечень проблем был составлен по итогам accessibility-оценки 15 iOS-приложений российских банков:

Некорректное название элемента

  • Отсутствует название элемента
  • Озвучиваются не отображаемые на экране элементы
  • Не устанавливается фокус на элемент
  • Используется сложный для восприятия на слух термин
  • Отсутствует название элемента на русском языке
  • При открытии вкладки фокус не переключается автоматически на ее контент
  • Сложный или долгий доступ с использованием экранного диктора
  • Отсутствует обратная связь при авторизации в приложении
  • Используется некорректный тип элемента
  • Не озвучиваются введенные в поле данные
  • Для ввода чисел используется буквенная клавиатура
  • Не озвучивается состояние элемента (выбран/не выбран/недоступен…)
  • Используется всплывающее (блокирующее) сообщение
  • Влияющая на доступность проблема юзабилити
  • Использование телефонной клавиатуры для ввода цифр
  • Возможность выполнения операций только жестом (потянуть, свайп)

 

Полный текст статьи, в которой также рассматриваются проблемы, возникающие у пользователей с нарушениями зрения при работе с SMS, когда для подтверждения какой-либо операции от них требуется ввести код из пришедшего на телефон сообщения, а также с банковскими сайтами, читайте в ближайшем номере журнала «ПЛАС».

 





В рубриках:
Форум экспертов