Solanteq:
Будущее банковских процессинговых систем – за agile-проектами



О преимуществах agile-методологий в разработке процессинговых решений и наступлении в отрасли интеграционной эпохи, сменяющей эпоху моносистемную, рассказывает Сергей Тартыжев, директор компании Solanteq.

Сергей Тартыжев
директор компании Solanteq
Проблема «лоскутности»: интеграционный и моносистемный подход

Solanteq – международная ИТ-компания с головным офисом в Санкт-Петербурге и филиалами в Москве и Брюсселе (Бельгия). Несмотря на свою молодость – мы были официально зарегистрированы в мае 2014 года, – компания имеет за плечами многолетний успешный опыт работы в сфере разработки, внедрения и системной интеграции софтверных решений для платежной индустрии и банковской розницы.
Наше общее решение создать компанию совершенно нового формата, очень гибко и оперативно реагирующую на изменения потребностей участников рынка и вызовы времени, во многом было обусловлено желанием по-новому смотреть на, казалось бы, привычные вещи.
Но вначале позволю себе небольшой исторический экскурс. Как вы помните, в конце 1990-х – начале 2000-х годов существовало такое понятие, как «лоскутная автоматизация». Оно означало, что бизнес-процессы банка автоматизированы кое-как и чем попало, без должного взаимодействия ИТ-систем, что не позволяло строить надежное решение, приводило к сбоям и иногда – к критичным потерям информации.
В то время соперничали две доктрины решения проблем «лоскутности» – интеграционная и моносистемная. Интеграционная означала, что разнородные «лоскуты» интегрируются единой шиной, которая адаптируется к протоколу каждого «лоскутка» и оркеструет их взаимодействия в рамках реализации единого бизнес-процесса.
Семейство продуктов SOLAR охватывает весь спектр задач, стоящих перед розничным банком в части процессинга
Моносистемная подразумевает, что банк выбирает единого поставщика для «большого» решения, модули которого выполняют большее количество задач и бизнес-процессов, а между модулями существует нативная интеграция по протоколам, известным только поставщику этого продукта.
На тот период победил моносистемный подход, что, на мой взгляд, было оправданно, так как отдельные «лоскуты» были зачастую невысокого качества и строились на древней файл-серверной технологии. Их просто невозможно было интегрировать между собой, тем более что интеграционные шины тогда только зарождались. Моносистемные же вендоры предлагают открытые платформы и современные на тот момент технологии клиент-сервер. Их продукты состоят из модулей, которые тесно интегрированы между собой, поэтому проблем взаимодействия, как правило, в этом случае не возникает.
Однако сегодня этого уже недостаточно. Масштабные продукты c большим количест-вом внедрений поневоле стандартизируются, и поэтому процессинги, сидящие на моносистемной «диете», обречены неспешно поставлять рынку стандартные продуктовые решения.
В начале – середине 2000-х моносистемный подход почти решил проблему «лоскутов», но к сегодняшнему моменту он превратился в якорь, который серьезно тормозит развитие продуктов банка, потому что моносистемы просто не успевают за всеми требованиями рынка. Попытка же интеграции моносистемы с каким-либо сторонним инновационным решением часто сопряжена с трудностями, связанными с традиционной закрытостью моносистем и политики их вендоров.
В настоящее время лидеры рынка делают ставку на создание и вывод на рынок уникальных продуктов и услуг, их быструю апробацию и, в случае необходимости, модификацию, повторную апробацию и т. д. Такая концепция требует использования в разработке agile-методологий, что сложно реализовать вендорам моносистем. Масштабы их бизнеса заставляют эти компании тратить значительную часть времени и средств на поддержку тех модулей и решений, которые уже выведены на рынок за десятки последних лет, а не на итерационную разработку инновационной услуги под задачи конкретного банка. Если такие структуры и решаются на разработку чего-либо принципиально нового, речь идет исключительно о массово тиражируемых продуктах в максимально обедненной функциональности. Именно по этой причине банкам-инноваторам уже не слишком интересно инвестировать в моносистему – очевидно, что все их новые идеи сразу появятся у конкурентов за счет тиражирования.
Мы уже наблюдаем, что процессинги, которые продолжают держаться за моносистемы, начинают проигрывать продуктовую гонку. Поэтому все крупные игроки так или иначе делают ставку на собственные софтверные разработки или на сотрудничество с компаниями, которые готовы быстро и итерационно создавать для банка уникальный продукт.
Кризис как катализатор инноваций

Еще в 2012 году у нашей команды возникло стойкое ощущение, что в период уже надвигающегося тогда кризиса крупным вендорам процессингового ПО будет непросто удерживаться на плаву именно в силу своих масштабов и связанной с ними недостаточно быстрой реакцией на стремительные изменения рынка. В первую очередь речь идет о ценовой политике – международным гигантам с их комплексными и усложненными решениями очень непросто ощутимо снизить продажную стоимость на фоне резко сократившихся ИТ-бюджетов банков, притом что эпоха активных продаж в России (да и не только) процессингов за миллионы долларов/евро и выше закончилась. В то же время у такого рода структур бизнес-процессы выстроены таким образом, что они прос-то не могут позволит себе ощутимо динамично трансформироваться, следуя потребностям рынка.
В свою очередь, новая молодая компания с гибким продуктом, на наш взгляд, именно в кризисный период получает хорошие шансы для успешного вхождения на рынок и занятия на нем устойчивых позиций. Именно из этого мы исходили в 2014 году, принимая решение о создании компании Solanteq. Мы поняли, что наиболее эффективный подход при разработке новых банковских продуктов должен базироваться на следующих принципах:
Драйвером продуктовой разработки является команда банка. Этой командой или с ее глубоким вовлечением реализуется конечный продукт, собираемый из компонент, максимально полно удовлетворяющих требованиям бизнеса.
Задача вендоров – поставка хороших специализированных и легко дорабатываемых или настраиваемых компонент (сервисов), совместно с командой банка сборка конечного продукта и, в ряде случаев, передача банку исходных кодов.
При этом мы изначально отдавали себе отчет, что мы должны создать принципиально новый продукт, работающий на бюджетных конкурентоспособных технологиях, который при этом очень гибко масштабируем и обладает сервисной архитектурой, благодаря чему банки смогут приобретать его «по частям», причем не только лицензионный софт, но и серверное оборудование.
Всем этим требованиям отвечает разработанное и постоянно развиваемое нами семейство процессинговых продуктов SOLAR, охватывающее весь спектр задач, стоящих перед розничным банком в части процессинга безналичных платежных транзакций и не только.
Так, в качестве серверной платформы мы выбрали Intel, что значительно удешевило для заказчиков стоимость внедрения наших продуктов. При этом система SOLAR гибко кластеризуется – банк может изначально приобрести небольшой сервер, а по мере появления необходимости в наращивании ИТ-платформы «доустанавливать» нужное количество серверов, выстраивая комплексное решение на базе наших продуктов. Таким образом, перед банком не стоит необходимости изначально инвестировать в проект крупную сумму, окупаемость которой может растянуться на долгие годы, в течение которых он будет развивать свой транзакционный бизнес до масштабов уже приобретенного решения (не говоря о том, что последнее может успеть за это время морально устареть).
Все решения компании Solanteq по определению являются открытыми и созданы на открытых API
Банк может приобрести у нас любой интересующий его модуль и интегрировать его в свою процессинговую платформу
Мультивендорная идеология и модульная архитектура

Все наши решения являются мультивендорными и легко интегрируются с уже имеющейся в банке ИТ-инфраструктурой. Благодаря этому банку нет необходимости сразу закупать все продукты SOLAR и осуществлять полномасштабную миграцию на нашу платформу. Он может приобрести у нас любой интересующий его модуль и интегрировать его в существующую процессинговую платформу.
Как я уже отмечал, линейка продуктов SOLAR охватывает все задачи автоматизации карточных операций. Соответственно, банк может отдельно установить наш авторизационный модуль, бэк-офис-ную систему, модуль генерации бухгалтерских отчетов, решение, отвечающее за поддержку различных программ лояльности, включая программы на базе топливных приложений (SOLAR Loyalty), наш достаточно мощный модуль ведения кредитных продуктов (карточных и некарточных), а также различные интеграционные и веб-сервисные решения и т. д. Все эти продукты позволяют банкам достаточно несложно добавлять недостающую и требуемую рынку функциональность в свои процессинговые системы. А собранные вместе решения семейства SOLAR представляют собой полноценный процессинг, отвечающий самым жестким требованиям современного банкинга в части гибкости, функционала, надежности и безопасности.
В то же время мы не настаиваем на конфигурациях, состоящих только из наших модулей. Напротив, обсуждая с заказчиком совместные проекты, мы стараемся помочь ему подобрать наиболее оптимальную конфигурацию решения, включая компоненты других поставщиков, а иногда – и только других поставщиков. Например, по ряду объективных показателей нам очень нравится контроллер банкоматов от одного поставщика, и мы всегда рекомендуем именно его, если клиент планирует развивать функциональность банкоматной сети.
Как показывает практика, одной из ключевых проблем для банка сегодня является интеграция новых внедряемых решений в существующую ИТ-инфраструктуру моносистемы. Дело в том, что в большинстве случаев речь идет о закрытых системах, которые «моновендор» отнюдь не стремится открывать заказчику. На этом фоне между ними нередко случается следующий диалог: «зачем вам интегрировать нашу систему со своим решением интернет-банка (банкоматным контроллером и т. д.), когда у нашей компании есть собственный прекрасный продукт такого рода?» Следует ли добавлять, что соотношение «цена-качество» у продукта «моновендора» может быть далеко не лучшим на рынке? У нас есть решение и для проблемы интеграций закрытых систем.
Все решения компании Solanteq по определению являются открытыми и созданы на открытых API. Более того, мы очень заинтересованы в том, чтобы наши модули легко интегрировались с решениями других разработчиков, и сами открываем свои протоколы для того, чтобы решения SOLAR могли успешно взаимодействовать с максимально широким спектром продуктов сторонних вендоров. Такой подход гарантирует, что, принимая решение работать с нашими продуктами, банк не рискует оказаться в полной зависимости от политики конкретного вендора в плане разработки и поддержки решений.

Мы стараемся помочь заказчику подобрать наиболее оптимальную конфигурацию решения, включая компоненты других поставщиков
Портрет клиента

Следует отметить, что банки уже успели по достоинству оценить новизну и перспективность предлагаемой нами идеологии. В настоящий момент нашими клиентами в России являются 17 кредитных организаций, 15 из которых уже установили те или иные продукты SOLAR, позволяющие им расширить функционал используемых моносистем, например, за счет обслуживания новых типов карточных продуктов, реализации программ лояльности, более тесной интеграции с интернет- и мобильными-решениями и т. п.
Среди наших клиентов – крупные и средние банки. Кто-то из них инсталлировал модули нашего процессингового решения, другие внедрили наши средства для автоматического тестирования процессинга.
На данном направлении нашей деятельности я хотел бы остановиться подробнее. Наряду с процессинговыми решениями компания Solanteq разрабатывает и поставляет и инструменты для их автоматического тестирования. Как известно, требования к процессингу меняются, объемы и нагрузка растут, а обновления программного обеспечения и технической инфраструктуры зачастую несут не только улучшения, но и риски сбоев и замедления работы. Наши решения позволяют банкам сократить время тестирования вновь внедренных и/или модернизированных решений до нескольких дней по сравнению с месяцами, уходящими на тестирование в ручном режиме.
В свою очередь наши консультанты имеют многолетний опыт внедрения, эксплуатации процессингов карточных и мобильных транзакций, а также богатый опыт решения различного рода проблем, возникающих на всем протяжении жизненного цикла процессинговых решений.
Мы помогаем не только решить накопившиеся проблемы, но и отладить процесс внесения изменений в промышленную систему, тем самым повысив качество, производительность и сделав масштабируемость решения прозрачной и предсказуемой. Наши сервисы включают в себя аудит производительности и масштабируемости процессингового решения; приемочное и регрессионное тестирование; оптимизацию цикла внесения изменений в промышленную систему и т. д.

Гибридный процессинг – уход от продуктовой стандартизации

Возвращаясь к бизнес-кейсам, отдельно отмечу, что у нас есть замечательное предложение в плане организации собственного процессинга для банков, которые работают через спонсоров. У таких банков нет финансовых возможностей иметь крупный штат ИТ-специалистов, закупать и поддерживать мощные серверные платформы и т. д. В то же время, работая через процессинг сторонней структуры, они сталкиваются с рядом серьезных проблем. И главная из них – типовой набор продуктов, фактически одинаковый для всех десятков или даже сотен клиентов того или иного крупного банка-спонсора.
Очевидно, что в условиях унифицированного подхода такие банки не могут разработать и вывести на рынок свой собственный розничный продукт, не похожий на продукты конкурентов. Даже самый клиентоориентированный спонсор не готов перестраивать свою систему под нужды отдельных банков-клиентов. Как результат – последним крайне сложно дифференцировать свою продуктовую линейку.
И здесь на помощь приходит компания Solanteq. Благодаря уже упомянутой модульной архитектуре системы SOLAR мы предлагаем спонсируемым банкам внедрить у себя на стороне только бизнесовую часть процессинга, оставив все остальные, сугубо технологические задачи типа эмиссии и обслуживания платежных продуктов, включая PCI DSS комплайнс и т. д., на стороне банка-спонсора. Такое гибридное процессинговое решение позволяет банкам, не инвестируя серьезных средств в «большой» in-house процессинг, пользоваться его главным, по сути, преимуществом – самостоятельно настраивать характеристики своих продуктов, делая их уникальными и, соответственно, конкурентоспособными.
В настоящий момент нашими клиентами в России являются 17 кредитных организаций, 15 из которых уже установили те или иные продукты SOLAR
Будущее – за agile-проектами

В заключение я хотел бы отметить: agile-методологии, популярность которых в ИТ-отрасли в целом продолжает набирать обороты, начинают доминировать и в сегменте разработки банковских и платежных софт-верных решений. Их уникальная гибкость полностью отвечает текущим запросам банков, которые сегодня стремятся постоянно развивать свой бизнес и иметь для этого открытые системы, моментально реагирующие на меняющиеся потребности рынка. Именно этой методологии придерживается в своей деятельности компания Solanteq – мы не только готовы, но и по-настоящему рады постоянно кастомизировать свои продукты под требования каждого конкретного заказчика, потому что уверены: только за этим подходом – будущее. Именно поэтому, давно уже не являясь стартапом, мы сохраняем мотивацию и клиентоориентированность стартапа, и в этом смысле постараемся оставаться стартапом как можно дольше. На нашей стороне – новые, но уже прекрасно зарекомендовавшие себя в больших системах технологии, позволяющие банкам существенно экономить на инфраструктуре. При этом мы – российская компания и можем удерживать сравнительно невысокие цены на продукты и услуги, фиксированные в рублях, а также вести прозрачную для клиентов открытую лицензионную политику.