Ingenico Russia:
первопроходцы задают стандарты

Каковы перспективы использования биометрической идентификации
в торговом эквайринге в России и в мире?
Чем конкретно новая линейка POS-терминального оборудования Ingenico TETRA окажется привлекательнее прекрасно зарекомендовавших себя устройств Telium2 для самих заказчиков?
Как будет проходить переход российского рынка на новую платформу?
Эти и другие вопросы журнал «ПЛАС» обсудил с Сергеем Сусловым, техническим директором ООО «Инженико».

Сергей Суслов
технический директор
ООО «Инженико»
— ПЛАС: Каковы сегодня, на ваш взгляд, ключевые драйверы развития российского рынка эквайринговых решений?

— С. Суслов: На сегодняшний день четко прослеживаются несколько таких драйверов, лежащих в самых различных плоскостях. Во-первых, это заметно возросшая конкуренция среди крупнейших банков в сегменте торгового эквайринга. Она обусловлена, в том числе, активным развитием своей эквайринговой сети лидером направления, задающим темп остальным участникам рынка. Последние вынуждены идти по его стопам и делать комплексные предложения своим клиентам из числа торгово-сервисных предприятий на фоне вполне реальной угрозы оказаться заметно потесненными на рынке. Серьезный интерес в этой связи отмечаем к сервисным решениям Ingenico (техническому и финансовому мониторингу, «порталу коммерсанта»).

Второй драйвер – инфраструктурное развитие платежной системы «Мир», которое активно продолжалось на протяжении всего 2016 года. Согласно планам НСПК, которые, как показала практика, у этой команды не расходятся с реальностью, уже в первом квартале 2017 года принимать карты «Мир» будет 100% POS-терминальной сети РФ.

Третий момент, стимулирующий масштабное обновление кассовых решений в торговой сети, – это вступление в силу новых требований 54-ФЗ. Крупные ТСП на фоне необходимости адаптировать свой парк ККТ для онлайн-передачи фи- скальных данных в большинстве случаев принимают решение о закупке нового оборудования, включая, конечно же, POS-терминальные решения. В качестве примера здесь можно привести и реализацию совместного проекта Ingenico Russia с компанией «Эвотор» – производителем программно-аппаратных кассовых комплексов нового поколения.

Еще одним фактором, который также нельзя сбрасывать со счетов, является приход в Россию таких инновационных сервисов, как Apple Pay и Samsung Pay. Их стремительное развитие также вносит (и будет вносить) серьезные коррективы в конъюнктуру рынка, к которым я хотел бы вернуться чуть позже.

И, наконец, пятым (но отнюдь не по значению) фактором, имеющим для Ingenico как для вендора решающее значение, является выход на рынок аппаратно-программной платформы TETRA, который стартует в 2017 году. Те новые бизнес-возможности, которые открываются благодаря огромному потенциалу линейки TETRA в части предоставления самого широкого спектра сервисов, также окажут свое влияние на рынок уже в самом ближайшем будущем.

Именно эти факторы являются сегодня ключевыми для выстраивания продуктовой и сервисной стратегии компании Ingenico в России.
Активность Ingenico в направлении поддержки бесконтактных платежей значительно способствовала стремительному продвижению сервисов
Apple Pay и Samsung Pay в РФ
— ПЛАС: Какое влияние, на ваш взгляд, окажет (или уже оказывает) на российский рынок приход Samsung Pay и Apple Pay?
— С. Суслов: Несмотря на то что сейчас эти сервисы не оказывают значимого воздействия на продажи POS-терминального оборудования, сам по себе их запуск можно отнести к наиболее значимым технологическим новшествам в России за последние годы. Появившись на стыке лет, в октябре-декабре 2016 года, на сегодняшний день они предлагаются практически всеми крупными эквайерами страны и уже завоевали широкую популярность клиентов.
С одной стороны, эти сервисы заставляют задуматься о некой близости ухода с рынка такого привычного форм-фактора, как пластиковая платежная карта. При этом они делают безопасными транзакции, которые по своей сути являются CNP-платежами (хотя формально относятся к транзакциям с предъявлением карты).
Заказчики Ingenico сразу оказались в тренде и смогли принимать платежи как Samsung Pay, так и Apple Pay
С другой стороны, успех Apple Pay и Samsung Pay в России является закономерным следствием быстрого развития в стране инфраструктуры бесконтактных платежей, к которому компания Ingenico была готова еще за несколько лет до появления данных сервисов. Обновив свое программное обеспечение для поддержки такого рода транзакций еще в декабре 2016 года, мы дали возможность заказчикам нашей продукции с самого начала оказаться в тренде и принимать платежи как Samsung Pay, так и Apple Pay. А учитывая, что сегодня на POS-терминальное оборудование Ingenico приходится значительный процент российской эквайринговой сети, есть основания утверждать: активность нашей компании в данном направлении и в направлении поддержки бесконтактных платежей значительно способствовала стремительному продвижению в РФ данных сервисов.
Следует отметить, что особенностью Samsung Pay является поддержка не только NFC, но и собственной технологии Samsung – MST (Magnetic Secure Transmission). Именно поэтому данный сервис, в отличие от Apple Pay, совместим не только с устройствами, принимающими бесконтактные платежи по NFC, но и с POS-терминалами, где принимаются банковские карты только с контактным интерфейсом. Несмотря на то что в результате масштабного развития в России бесконтактной платежной инфраструктуры данное конкурентное преимущество со временем будет все больше нивелироваться, оно уже обеспечило Samsung Pay мощный старт на нашем рынке. То обстоятельство, что компания сумела гибко подстроиться под существующую инфраструктуру, далеко не везде поддерживающую NFC-платежи, на первом же этапе принесло и продолжает зарабатывать ей серьезные дополнительные очки. Таким образом, перед нами еще один пример того, как парадоксальная инновация, по сути – революционный «шаг назад», дает ощутимое преимущество в распространении технологии и достижении бизнес-результата за счет облегчения интеграции и преодоления входного барьера.

В свою очередь, компания Apple, хотя и не пошла по пути Samsung, также сделала все возможное, чтобы занять на рынке не менее впечатляющие позиции благодаря как своим собственным инновационным разработкам, так и сотрудничеству с ведущими мировыми игроками. Например, технологией лояльности Apple VAS уже заинтересовались несколько крупных ритейлеров России. Не будем забывать и об обособленной структуре, я бы сказал, элитарности пользователей этого бренда, что дает дополнительный импульс любой связанной продуктовой новации.

Вполне возможно, что в обозримом будущем мы сможем наблюдать дальнейшее развитие данных сервисов в части так называемых технологий сопровождения. Например, появление в России масштабных программ лояльности на базе технологии Apple или на платформе бесконтактных карт. Не исключено и создание специализированных порталов лояльности на мобильных телефонах, хранящих апплеты лоялти-карт.

Несмотря на закономерный вопрос о перспективах ухода традиционного «пластика», на сегодняшний день пластиковые платежные карты продолжают активно использоваться, и долгое время такие сервисы, как Apple Pay и Samsung Pay (а в будущем – и ожидаемый в РФ Android Pay), будут не столько конкурировать с картами, сколько гармонично дополнять друг друга, расширяя платежные возможности конечных потребителей и ТСП.
Не исключено создание в РФ специализированных порталов лояльности на мобильных телефонах,
хранящих апплеты лоялти-карт
— ПЛАС: Одним из драйверов роста российского рынка вы назвали развитие Национальной системы платежных карт.
В 2016 году Ingenico Russia получила статус авторизованной лаборатории для оказания услуг по проведению проектов сертификации эквайринговой сети ПС «Мир».
Что к настоящему времени сделано компанией в этом статусе?
— С. Суслов: Создание и развитие Национальной системы платежных карт – безусловно, знаковое событие для всех отраслей экономики страны. Что касается отечественного рынка POS-терминальных решений, то он действительно получил мощный драйвер, причем в долгосрочной перспективе. Показательно, что с самого начала реализации этого уникального проекта наши коллеги из АО «НСПК» демонстрируют стремление к постоянному технологическому развитию, не желая останавливаться на достигнутом и ограничиваться традиционными платежными технологиями.

С прошлого года мы получили статус авторизованной лаборатории для оказания услуг по проведению проектов сертификации эквайринговой сети ПС «Мир» (СИТЭС). И теперь мы предлагаем нашим многочисленным клиентам из числа банков, активно реализующих программы эмиссии и эквайринга в рамках НСПК, эту новую услугу.

Кроме того, в том же 2016 году мы стали первым вендором эквайрингового оборудования, сертифицировавшим в НСПК свое программное обеспечение для работы с бесконтактными картами «Мир». В начале ноября бесконтактное POS-терминальное оборудование Ingenico и ПО с поддержкой дуальных карт было внесено в официальный реестр ПС «Мир». На мой взгляд, этот результат далеко не случаен и тесно связан с нашими успехами в области развития инфраструктуры бесконтактных платежей в мире и в России.

В наступившем году мы планируем активно развивать все эти направления в сотрудничестве с командой НСПК, включая совместную работу над новой версией карт ПС «Мир». Уверен, что все эти шаги в своей совокупности окажут существенное влияние на платежный рынок России и определят оптимальные сценарии его дальнейшего развития.
— ПЛАС: Не могли бы вы рассказать о перспективах еще одного инновационного направления, в продвижении которого Ingenico уже зарекомендовала себя пионером, – использование биометрии для идентификации держателей карт в POS-терминальной сети.
На сегодняшний день проект, реализованный Ingenico с «Азбукой Вкуса», показал себя более чем успешным. Что можно сказать сегодня о росте реальных потребностей российского рынка во внедрении данной технологии? Каковы его темпы, и какими факторами они задаются?
— С. Суслов: Начну с того, что Ingenico выступает на российском рынке пионером в реализации уже нескольких инновационных технологий массового обслуживания. Именно наша компания стала участником беспрецедентного проекта с крупнейшей сетью гипермаркетов «АШАН», предложив мультимедийные POS-терминалы с сенсорным дисплеем и технологией захвата подписи. Кстати, в настоящее время эта успешная во всех отношениях инициатива обратила на себя внимание большинства крупных ритейлеров, многие из которых уже начали обновление своих парков устройств в пользу этих продвинутых терминалов. Помимо колоссального прироста скорости обслуживания, технология захвата подписи позволяет избавиться от огромного объема «макулатуры» в виде бумажных слипов и, соответственно, значительно сэкономить на расходах на их печать, обработку и хранение. Наша компания видит широкие перспективы по ее дальнейшему развитию в России.
Возвращаясь к биометрической идентификации, отмечу, что реализованные на ее базе проекты к настоящему времени в большей степени относятся к числу «имиджевых инноваций», носящих пока преимущественно нишевый характер. В то же время нельзя не признать, что перспективы для их развития на массовом рынке весьма велики. Ряд крупных клиентов, проанализировав первые результаты пилотного проекта в «Азбуке Вкуса», уже выказал свое желание участвовать в подобных инициативах. И мы будем активно им помогать, задействуя весь накопленный опыт, как собственный, так и наших партнеров. Уверен, что внедрение данной технологии обеспечит таким ритейлерам не только инновационный имидж (что уже само по себе является важным результатом), но со временем – еще более ощутимые конкурентные преимущества как первопроходцам.
— ПЛАС: Несколько слов о международном опыте Ingenico в этом направлении. Насколько нам известно, ваша компания реализовала целый ряд проектов в Африке (в Кении и не только), ориентированных на привлечение к банковскому обслуживанию ранее не охваченных им слоев населения именно с помощью биометрии.
— С. Суслов: Совершенно верно. Как я ранее говорил, Ingenico является одним из немногих производителей POS-терминального оборудования, кто обладает уникальными компетенциями в части реализации технологий массовой биометрической идентификации. Вообще история терминалов Ingenico с дактилоскопическими датчиками насчитывает около двух десятков лет, но свое революционное развитие она получила в 2008 году, с приобретением компании Sagem и открывшейся в связи с этим возможностью интегрировать их мощные биометрические сенсоры MorphoSmart в свою новую линейку устройств на платформе Telium2. Говоря об истории развития биометрического направления российским подразделением Ingenico Group, первый пробный проект такого рода мы запустили в Кении еще в 2011 году и с тех пор активно продвигаем в Африке массовое использование данной технологии. Речь идет, в том числе, о социальных проектах, когда малообеспеченным слоям населения, инвалидам выдаются питьевая вода и продукты питания с идентификацией по отпечатку пальца (единственно возможный способ в силу как ограниченных возможностей населения, так и контроля распределения). Второй момент – передавать продукты необходимо «на семью», «на двор». Соответственно, карта связана с отпечатками до четырех «ответственных» лиц. В настоящее время проект активно развивается, перейдя от обычного офлайна к онлайн-верификации.
Все вышесказанное наглядно отражает те организационные изменения, которые сегодня имеют место в бизнес-стратегии Ingenico Group и нацелены на одновременную работу по нескольким каналам предоставления технологических решений – как банковскому сектору, так и ритейлу, – объединяя их при необходимости.

Завершая тему биометрии, напомню, что такие проекты всегда носят комплексный характер, являясь совокупностью терминальных решений, серверных алгоритмов обработки и хранения данных и требуемого функционала. Поэтому на каждом этапе участникам нужно четко понимать, чего именно они хотят добиться. Биометрическая идентификация всегда имеет некую степень допущений, включая самый точный на сегодняшний день ее тип – генетическую, которая, как известно, не позволяет различать однояйцевых близнецов. И эти технологические ограничения необходимо изначально учитывать в каждом конкретном проекте. Только в этом случае будет обеспечен приемлемый уровень точности и скорости идентификации, как следствие – хороший итоговый результат.
Ключевая задача на 2017 год – сделать переход с Telium2 на TETRA максимально бесшовным для клиентов
— ПЛАС: В заключение нашей беседы хотелось бы услышать ваше мнение об особенностях упомянутой вами новой платформы TETRA. Чем конкретно она окажется лучше прекрасно зарекомендовавшей себя прежней линейки Telium2 для самих заказчиков?
— С. Суслов: В первую очередь TETRA – это новое поколение POS-терминального оборудования. Это линейка решений, которая использует новую технологическую базу, которая даже при равных характеристиках позиционирования в модельном ряду обладает более высокими функциональными возможностями. Так, например, в новой линейке TETRA даже самые младшие модели оснащены такими объемами оперативной и flash-памяти, которые соответствуют показателям флагманских моделей предыдущего поколения.

При этом модели TETRA отличаются от предшественниц более современной элементной базой. Например, используемый в терминалах TETRA контроллер с набором инструкций ARMv7 позволил реализовать центральный процессор и криптопроцессор в одном чипе и тем самым упростить схемотехнику при увеличении производительности и, что немаловажно, уровня безопасности. (Отмечу, что все модели TETRA сертифицированы по самым современным нормам PCI, а некоторые уже получили сертификат PCI PTS v5.) Дополнительным плюсом такой организации, помимо памяти, производительности и безопасности, является общее повышение надежности устройства, предсказуемости в плане обеспечения ремонта и долгосрочного выпуска, а также существенное расширение коммуникационных возможностей и периферии. К примеру, некоторые «старшие» модели оснащаются двумя камерами (с возможностью чтения штрих- и QR-кода), GPS и другими полезными опциями наподобие аудиоразъема для подключения акустики для слабослышащих пользователей.
При этом TETRA – это не только современная аппаратная платформа, но инструмент для предоставления клиенту гораздо более комплексного сервиса, чем тот, который был технически осуществим ранее. Я говорю как о более широком и более современном спектре встроенных устройств, который стал доступен заказчику с появлением платформы TETRA, так и о новых возможностях реализации приложений самого разного уровня на одном терминале. Здесь могут быть и традиционные платежные приложения эквайринга, приложения лояльности, а также уникальные сервисные решения. Все они могут при необходимости размещаться на одном устройстве, обеспечивая гибкую стыковку с огромным количеством провайдеров услуг. При этом каждому такому приложению в зависимости от стоящих бизнес-задач может гибко и безопасно предоставляться необходимый доступ к встроенным устройствам и коммуникациям.

Как отмечалось ранее, линейка TETRA очень разнообразна в плане состава периферийных устройств – в ее составе есть модели, оснащенные несколькими камерами, GPS-модулями и т. п., а в «старших» моделях обеспечена также аппаратная поддержка мультимедиа и приложений HTML5.

Завершая нашу беседу, необходимо отметить, что ключевая задача нашей технической команды на 2017 год – сделать переход с линейки Telium2 на платформу TETRA максимально бесшовным для российских клиентов. В частности, речь идет о том, чтобы на протяжении переходного периода у них была возможность приобретать как оборудование TETRA, так и терминалы Telium2, используя для них одно и то же ПО, гибко встраивая их в существующие сети и не нуждаясь в серьезном переучивании персонала обслуживания торговых точек. И у меня есть все основания считать, что мы с этой задачей справимся.
html counterсчетчик посетителей сайта