Инкассация с IBNS: прощай, оружие?
Новые подходы к инкассации глазами участников рынка
и Банка России
Все более актуальные на фоне сложной экономической ситуации риски нападения на инкассаторов заставляют банки своевременно искать новые эффективные подходы для повышения безопасности перевозок ценностей и, конечно же, защиты самих инкассаторов. В итоге такие инновационные подходы, как, например, перевозка наличных в спецконтейнерах, при попытке несанкционированного вскрытия которых все банкноты окрашиваются несмываемой краской, делающей их неплатежеспособными, отдельные структуры совмещают с уже традиционными средствами защиты. Среди последних – служебное оружие и бронеавтомобили, до недавнего времени являющиеся обязательными к использованию.

Ситуацию может изменить недавно прошедший публичное обсуждение проект Положения «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Данный документ предусматривает, в числе прочего, возможность не применять требования, установленные к автотранспорту, а также к наличию у инкассаторских работников служебного оружия, в случае использования при перевозке наличных денег специальных устройств, при несанкционированном вскрытии которых происходит окрашивание банкнот специальной краской. Но готовы ли сами инкассаторы отказаться от привычной брони и оружия в пользу инноваций? И что думает по этому поводу Банк России?

В кулуарах Третьей международной конференции «Актуальные вопросы развития НДО», проходившей в Суздале 19–22 июня 2017 года, журнал «ПЛАС» предложил участникам рынка, включая представителей мегарегулятора, ведущих инкассаторских компаний и коммерческих банков, поделиться своим видением ситуации, задав им следующие вопросы:

1. Рассматриваете ли вы применение спецконтейнеров с системами окрашивания банкнот в качестве альтернативы применению оружия и бронеавтомобилей?

2. Насколько эффективными могут быть такие технологии в плане повышения безопасности перевозимых ценностей, а также жизни и здоровья инкассаторов?

3. Ваша оценка перспектив данного типа продукции в отрасли перевозки ценностей в мире и в отдельных странах, включая Россию?
Георгий Лунтовский: «Используя контейнеры, мы можем отказаться и от бронирования автомобилей, и от оружия»
Георгий Лунтовский,
первый заместитель председателя Банка России


В России контейнеры с системой окрашивания банкнот применяют уже 11 банков, и некоторая статистика использования у нас есть. Пока что случаев нападения на инкассаторов, транспортирующих такие устройства, не было. Мы изучили опыт Франции по внедрению подобных контейнеров – на стадии внедрения там проводилась большая разъяснительная кампания, направленная, в том числе, и на самих преступников, практикующих нападения на перевозчиков наличных денег. Их пытались убедить, что теперь это бесполезно, потому что даже в случае похищения контейнера наличные из него невозможно будет использовать. В конечном итоге случаи нападения стали сокращаться. Первое время преступники похищали такие контейнеры и затем выбрасывали их вместе с окрашенными наличными, убедившись, что не смогут воспользоваться добычей. Но затем нападений на инкассаторов с контейнерами стало меньше.

Мы надеемся, что и в России в период массового внедрения подобных контейнеров мы будем наблюдать аналогичную тенденцию, и для этого также будем проводить разъяснительную работу для самой широкой аудитории совместно с коммерческими банками. Одновременно мы создадим сложности преступникам в плане обмена окрашенных банкнот на платежеспособные в случае их похищения. Во всяком случае, принимать такие банкноты мы будем только у перевозчиков наличных денег и у коммерческих банков, которые являются собственниками этих наличных. Мы надеемся на положительный эффект, потому что, я считаю, используя контейнеры, мы можем отказаться и от бронирования автомобилей, и от оружия. Это обеспечит коммерческим банкам соответствующую экономию при общем снижении рисков нападения.
Представители Сбербанка России

Сбербанк в настоящее время активно использует в работе подразделений инкассации высокотехнологичные устройства, которые являются средствами пассивной безопасности, в том числе спецконтейнеры, которые банк применяет с 2010 года.

Отметим, что проект положения, предусматривающий использование при перевозке наличных денег специальных устройств, при несанкционированном вскрытии которых происходит окрашивание банкнот специальной краской, был разработан Банком России, в том числе с учетом анализа использования Сбербанком данной технологии.

В соответствии с Указанием Банка России от 5 июня 2009 г. No 2248-У учреждения Банка России принимают на экспертизу от кредитной организации банкноты Банка России, окрашенные специальной краской в результате срабатывания специальных устройств для упаковки наличных денег. Обмен окрашенных банкнот осуществляется только при наличии у них информации об используемых кредитной организацией спецконтейнерах, а также характеристик специальной краски.

Кредитная организация не менее чем за 30 рабочих дней до начала использования спецконтейнеров и специальной краски должна направить в Банк России (Департамент наличного денежного обращения Банка России) образцы специальной краски и техническую документацию на спецконтейнеры и специальную краску. На официальном сайте Банка России размещена информация о специальных красках, прошедших исследование в Банке России, используемых в спецконтейнерах кредитными организациями на территории Российской Федерации. После экспертизы специальной краски, которой окрашены банкноты, на ее соответствие представленным образцам Банк России производит замену неплатежеспособных купюр.
Следует подчеркнуть, что Сбербанк не ограничивается внедрением спецконтейнеров в технологический процесс инкассации, проводит пилотные проекты по осуществлению перевозок денежной наличности на спецавтомобилях, оборудованных ячейками для спецконтейнеров, либо дроп-сейфом, при несанкционированном вскрытии которого также происходит окрашивание банкнот специальной краской. Кроме того, Сбербанк приступил к разработке технологии транспортировки денежной наличности с применением беспилотных летательных аппаратов.

Мы видим большую перспективу развития пассивных средств охраны спецавтомобилей и инкассаторов при работе на маршрутах.

На наш взгляд, устройства, позволяющие сделать транспортировку банковских ценностей более безопасной, имеют большую перспективу, это развивающаяся сфера деятельности. Но в России в качестве пассивной охраны высоко- технологичные устройства пока еще не находят массового применения, нет достаточного количества компаний, которые могли бы составить конкуренцию зарубежным производителям. В настоящее время Сбербанк проводит работу с российскими компаниями, которые могут организовать производство спецконтейнеров. Считаем, что это может позволить снизить стоимость данного оборудования – а, как вы понимаете, спрос рождает предложение.
Елена Меланич, председатель Экспертного совета Ассоциации «НДО», к.ю.н., лауреат Премии Правительства РФ

На мой взгляд, мнение о том, что применение спецконтейнеров с одновременным отказом от использования оружия приведет к возрастанию риска для жизни и здоровья самих инкассаторов по той причине, что преступники могут не знать о последствиях применения таких технологий для банкнот, не учитывает важное положение. В этой сфере «случайные» нападения довольно редки. Обычно преступление такого рода готовится, обстановка анализируется, поэтому преступники знают, с чем предстоит столкнуться. Соответственно, оценивая шансы на успех, скорее всего, будет принято решение об отказе от данного типа преступления.

Надежда Малюх, директор налично-денежного обращения Альфа-Банка

«Данная тема сейчас является достаточно актуальной в направлении инкассации, и мы ее активно пилотируем в Альфа-Банке. Использование спецконтейнеров уже давно и широко практикуется в Европе, есть конкретный опыт и результаты по использованию данного оборудования, который мы прорабатываем. Нападение на инкассатора, использующего спецконтейнер, по сути оставляет преступников без результата, т. к. при вскрытии все банкноты становятся непригодными к использованию. Это позволяет снизить риски в процессах инкассации и оптимизировать затраты.

В ближайшей перспективе, скорее всего, будут появляться гибридные варианты в инкассации. Выбор модели будет определяться под специфику услуг, исходя из их экономической целесообразности и уровня рисков. Переоборудование и внедрение новых технологий требуют инвестиций. Пока не так много поставщиков, которые уже зарекомендовали себя на нашем рынке и предлагают приемлемый уровень цен на такое оборудование. Надеюсь, что ситуация начнет меняться в нашу пользу.

Инкассация достаточно консервативная сфера деятельности, но мы как банк, который всегда ищет новые инновационные решения, и в этой области нацелены развиваться быстрее рынка».
Представители Связь-Банка

Лишать вооруженной охраны инкассаторов нельзя как минимум по трем причинам.
Во-первых, нельзя полагаться только на спецоборудование, нет гарантии, что его технические возможности совершенны и в чрезвычайной ситуации не дадут сбой, что сыграет на руку злоумышленникам.
Во-вторых, вопрос передачи инкассации на аутсорсинг или содержание собственной инкассации лежит в экономической плоскости и решается банками по-разному.
В-третьих, передача функций аккредитованным компаниям в корне не улучшит ситуацию с защитой, но по факту увеличит затраты.

Также стоит помнить, что отсутствие альтернативы – предпосылка для развития коррупции или монополии.

Представители Россельхозбанка

После утверждения проекта Положения «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкас- сации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» банк планирует широкое использование спецконтейнеров при оказании услуг инкассации.

В настоящее время банк приступает к тестированию спецконтейнеров, результаты которого позволят сделать вывод об эффективности данной технологии и ее реальных перспективах.
Надежда Малюх: «В ближайшей перспективе, скорее всего, будут появляться гибридные варианты в инкассации»
Алексей Квашнин
Региональный менеджер по продажам, StrongPoint Cash Security

Алексей Квашнин, региональный менеджер по продажам, StrongPoint Cash Security

Говоря о необходимости применения систем окрашивания банкнот при инкассаторской транспортировке (IBNS, или интеллектуальные системы нейтрализации банкнот), я хотел бы подчеркнуть очень важный момент: несмотря на то, что данные технологии продвигает сегодня целый ряд компаний, применяющий различные подходы, все они ставят своей целью защиту. Лично я предпочитаю ставить во главу угла защиту жизни людей, и уже потом говорить о защите ценностей. И считаю такой подход самым верным.

Я не раз отмечал на специализированных форумах и конференциях, что мы не просто берем и красим деньги с помощью интеллектуальных и технологически сложных устройств. Мы решаем более масштабную задачу: Сергей в Туле, Микола в Одессе, Себастиен в Марселе, Матиас в Мюнхене, Линда и Хелена в Стокгольме, Бьёрн в Трондхейме должны вечером после смены живыми и здоровыми вернуться домой, к своим родным. И только в рамках этого принципиального подхода будут проявляться прочие многочисленные преимущества использования IBNS. В том числе экономического и/или оптимизационного характера.
А. Квашнин: «Я предпочитаю ставить во главу угла защиту жизни, и уже потом говорить о защите ценностей»
Проиллюстрирую данное утверждение конкретным примером.

Февраль 2006 года, Швеция. Закон «Об охране труда» опубликован в обновленной редакции. «...Согласно ст. 7 раздела 7 Государственное управление охраны труда с 30 августа 2006 года запрещает любую транспортировку ценностей от точки получения ценностей до точки доставки ценностей без использования системы, приводящей ценности в неплатежеспособное состояние. Действие запрета не распространено на транспортировку монет» С тех пор, то есть с 2006 года, в Швеции не пострадал ни один (!) инкассатор.

Теперь порассуждаем о конкретных преимуществах использования технологии IBNS. И начинать здесь нужно не с аналитики возможных рисков или стоимости данной технологии в противовес стоимости вооруженной охраны и брони. Помимо оценочного подхода со стороны потенциального пользователя (а в России мы говорим о подразделениях инкассации банков и инкассаторских компаниях), во внимание должен приниматься в первую очередь государственный подход. Реализовать данную технологию в операционном процессе возможно, только руководствуясь законодательными регламентами.

Традиционно инкассация считается достаточно опасным видом банковской деятельности. Поэтому до сих пор существует целый ряд стран, где перевозка ценностей может осуществляться исключительно на бронированном автотранспорте и с вооруженной охраной. Такой подход должен на практике быть надежным и безопасным. Но из года в год мы видим в новостных заголовках или репортажах с места событий одни и те же комментарии вроде «совершена атака, пострадали сотрудники, ценности похищены»... Как можно в таких условиях продолжать говорить о надежности и безопасности традиционного подхода?

Мировые тенденции за последнее время показывают значительную гибкость в отношении изменений исторически сложившихся требований к технологиям перевозки ценностей. Все большее количество национальных регуляторов допускает помимо использования спецавтотранспорта и вооруженной охраны внедрение решений IBNS. Примером этому может служить позиция Европейского центрального банка.
Исследования европейской отраслевой организации EURICPA (European Intelligent Cash Protection Association – Европейская ассоциация производителей решений интеллектуальных систем нейтрализации банкнот, https://euricpa.org/) демонстрируют рост использования IBNS на 61% в странах Европейского союза в целом и на 86% – в странах еврозоны в период с 2008 по 2015 год.

И конечно же, существуют страны, где ценности разрешено перевозить только при использовании в операционном процессе оборудования, включающего в себя решения IBNS. Выше я уже говорил о шведском опыте. Аналогичный подход в отношении перевозки ценностей практикуют и законодатели Бельгии.

Ни для кого не секрет, что запуск любых новшеств в процесс инкассации – дело, мягко говоря, непростое. Для разрешительного или обязательного внедрения решений IBNS необходимо соблюдение целого ряда важных условий, из которых мы выделяем следующие три.

Во-первых, решения IBNS должны быть допустимы к использованию на законодательном уровне. Подготовка национального законодательства просто необходима. Нормативные документы должны прописывать механизм защиты ценностей при транспортировке, обслуживании банкоматов и иных устройств самообслуживания в случаях использования устройств с решениями IBNS. Описание возможностей применения технологии в розничной торговле и индустрии развлечений с целью создания безопасной среды для покупателей, гостей, другими словами, для обычных граждан.

При этом описываются признаки неплатежеспособности окрашенных банкнот, а также механизм их обмена в Центральном Банке. Законодательство также описывает регламент регистрации устройств и компонентов. Регулятор совместно с участниками рынка проводит информационную кампанию по донесению информации об окрашенных банкнотах до банковского сектора, ритейлеров и широких масс населения.
А. Квашнин: «Исключается сама возможность получения выгоды от преступления, что лишает последнее какого-либо смысла!»
Во-вторых, необходима регламентация процесса сертификации IBNS-решений со стороны регулятора. На этом этапе необходимо создание механизма сертификации. Сертификация может (или, скорее всего, должна) стать обязательной для различных типов решений IBNS. Следует рассмотреть необходимость применения широкомасштабных тестов оборудования и компонентов. Это не только позволит оградить рынок от появления новоиспеченных некачественных продуктов (грубо говоря, картонных коробок с серийными номерами и этикетками), но и даст профессиональным участникам рынка возможность выбирать заведомо эффективное оборудование, экономя при этом собственные ресурсы на отсев неработоспособных вариантов.

В-третьих, требуется осуществление регулятором надзорных функций в рамках применения решений IBNS, разработка методов анализа поступающих к обмену окрашенных банкнот, их идентификации. Здесь необходимо тесное взаимодействие с правоохранительными органами, ведь обнаружение банкнот со следами спецкрасок может означать, в том числе, что эти банкноты были украдены. А это уже преступление, возможно, выходящее за рамки сферы деятельности Центрального Банка.
Останавливаясь на развитии ситуации именно в России, необходимо ссылаться на действующие в настоящее время нормативные документы.

Основными такими документами были и остаются Положение Банка России No 318-П, Закон «Об оружии», а также некоторые так называемые подзаконные акты. В последнее время были обнародованы проекты изменений, которые смогли бы предоставить перевозчикам некоторые альтернативы. Разговор ведется и о возможности отказа от вооруженной охраны и ухода от бронирования автотранспорта при условии эксплуатации решений IBNS.

Выбор в данном случае остается за исполнителем услуги, естественно, в случае соблюдения определенных внутренних и внешних критериев. Здесь мы уже вправе оценивать и сопоставлять аспекты безопасности и экономики.

Что же касается вопроса экономического эффекта от внедрения решений IBNS, то здесь не требуется рассматривать какие-либо конкретные примеры, так как эксплуатация данного рода решений в России еще с 2010 года показывает их экономическую эффективность. Если на ранних этапах использование технологии IBNS было уделом лидеров рынка, инноваторов и первопроходцев, то сейчас такого рода решения даже без учета грядущих законодательных изменений (возможность отказа от использования оружия, бронирования автотранспорта) способны приносить ощутимый положительный экономический эффект для рядовых игроков инкассаторского рынка. Мы как профессиональные игроки данного рынка видим подтверждение такого положения вещей в обратной связи от наших клиентов и партнеров, которые, как говорится, «голосуют рублем».

Резюмируя, я хотел бы вернуться к изначальному тезису. Возможность приведения банкнот в неплатежеспособное состояние (в нашем случае это окрашивание) создает условия безопасной работы для сотрудников инкассаторских служб и значительно снижает потенциальные риски возникновения опасных ситуаций для общества в целом. Кроме того, исключается и сама возможность получения преступниками выгоды от преступления, что лишает последнее какого-либо смысла.

Мы предлагаем не оставлять злоумышленникам ничего и никогда!

И только с учетом вышесказанного можно говорить о возможных технологических рисках, о высокой стоимости решений, о недоверии к новым технологиям и т. д.
html counterсчетчик посетителей сайта