НБКИ зафиксировало стагнацию в автокредитовании
Во многом это было связано с сокращением объемов господдержки льготного кредитования.
Так, во второй половине 2018 года в кредит было продано 420,0 тыс. автомобилей, что на 0,1% меньше, чем было выдано за аналогичный период 2017 года (420,5 тыс. ед.). При этом в 1 полугодии 2018 года картина была совершенно иной – рост выдачи автокредитов в этом периоде по сравнению с 1 полугодием 2017 года составлял 26,5%.
Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», темпы продаж новых легковых автомобилей во 2 полугодии 2018 года также снизились. Так, если в 1 полугодии 2018 года темпы роста авторынка были на уровне 16,6% (по сравнению с аналогичным периодом 2017 года), то во 2 полугодии динамика продаж новых автомобилей снизилась до 8,4%.
На фоне сокращения объемов господдержки льготного кредитования впервые за последние годы снизилась и доля «кредитных» автомобилей в структуре продаж. На это указывает сопоставление данных НБКИ об автокредитах и аналитического агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка (Таблица 1). Так, доля всех автомобилей, проданных в кредит во 2 полугодии 2018 года, отнесенная к рынку новых машин, составила 47,46%, существенно снизившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущим годом – на 4,07 процентных пункта (во 2 полугодии 2017 года – 51,53%).
Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит
Период | Выдачи автокредитов*, тыс. ед. | Объем рынка** автомобилей, тыс. ед. | Доля всех кредитных автомобилей*** к объему рынка новых |
2 полугодие 2017 года | 420,53 | 816,03 | 51,53% |
2 полугодие 2018 года | 420,01 | 884,92 | 47,46% |
Во 2 полугодии 2018 года самые серьезные темпы сокращения автокредитования по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (среди 20 регионов РФ – лидеров по количеству выданных кредитов данного типа) были зафиксированы в Удмуртской Республике (-10,8%), Самарской области (-9,6%), Республике Татарстан (-7,8%), Нижегородской области (-6,0%) и Пермском крае (-4,6%). При этом в другой половине регионов РФ выдача автокредитов во 2 полугодии 2018 года росла, в т.ч. в Кемеровской (+30,8%) и Свердловской (+14,2%) областях, Ханты-Мансийском АО (+11,4%), а также Воронежской (+7,9%) и Оренбургской (+7,6%) областях (Таблица 2).
«Несмотря на то, что в 2018 году автокредитование выросло и, по сути, вернулось на «докризисные» уровни 2014 года, вторая половина ушедшего года свидетельствует о наметившейся стагнации данного сегмента розничного кредитования, - комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – В первую очередь, это связано с окончанием ряда госпрограмм льготного автокредитования, которое оказывало высокий уровень поддержки автомобильной отрасли, стимулируя рост продаж. В результате, впервые за несколько лет доля «кредитных» автомашин в структуре продаж «упала» во 2 полугодии прошлого года ниже 50%. Первый квартал 2019 года покажет, насколько стойкой окажется тенденция по сокращению темпов автокредитования».
«Российский авторынок растет второй год подряд, причем демонстрируя двузначный рост, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако во втором полугодии 2018 года его темпы заметно снизились и составили менее 10%. Одной из причин снижения темпов рыночного роста является сокращение объемов господдержки льготного кредитования. При этом, несмотря на замедление темпов роста выдачи автокредитов, их доля в структуре продаж остается весьма значительной. Иными словами, роль кредитования в автомобильной отрасли по-прежнему велика».
Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов во 2 полугодии 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (среди 20 регионов РФ с наибольшими объемами автокредитования), в ед.
По регионам | 2 полугодие 2017 года | 2 полугодие 2018 года | Изменение, в % | |
1 | Удмуртская Республика | 7 958 | 7 100 | -10,8% |
2 | Самарская область | 13 949 | 12 603 | -9,6% |
3 | Республика Татарстан | 24 330 | 22 432 | -7,8% |
4 | Нижегородская область | 12 643 | 11 885 | -6,0% |
5 | Пермский край | 13 154 | 12 544 | -4,6% |
6 | Ленинградская область | 8 139 | 7 774 | -4,5% |
7 | Ростовская область | 11 848 | 11 510 | -2,9% |
8 | г. Санкт-Петербург | 27 131 | 26 477 | -2,4% |
9 | Ставропольский край | 7 240 | 7 153 | -1,2% |
10 | Волгоградская область | 6 844 | 6 832 | -0,2% |
11 | Московская область | 25 014 | 25 341 | 1,3% |
12 | Республика Башкортостан | 20 199 | 20 796 | 3,0% |
13 | Краснодарский край | 14 664 | 15 217 | 3,8% |
14 | г. Москва | 32 083 | 33 393 | 4,1% |
15 | Челябинская область | 13 797 | 14 639 | 6,1% |
16 | Оренбургская область | 6 567 | 7 066 | 7,6% |
17 | Воронежская область | 7 223 | 7 796 | 7,9% |
18 | Ханты-Мансийский АО - Югра | 6 629 | 7 384 | 11,4% |
19 | Свердловская область | 13 728 | 15 673 | 14,2% |
20 | Кемеровская область | 5 762 | 7 536 | 30,8% |
По материалам Национального бюро кредитных историй