25.12.2019, 17:22
Количество просмотров 129

ЦБ назвал основные причины отказа россиян от финансовых услуг в 2018 году

Только 3,2% от опрошенных, не пользовавшихся банковским счетом, связывают его отсутствие с высокой стоимостью услуги. Об этом говорится в Обзоре состояния финансовой доступности в Российской Федерации в 2018 году, опубликованном Центробанком.
ЦБ назвал основные причины отказа россиян от финансовых услуг в 2018 году

Значение показателя снизилось по сравнению с 2017 годом на 4,2 п. п. Доля опрошенных, отказавшихся от использования срочных вкладов в банках из-за низкой процентной ставки, составляет 12,7% (по сравнению с 2017 годом произошел незначительный рост значения показателя – на 1,9 п.п.). На фоне других федеральных округов выделяется СЗФО, где в 2018 году этот показатель достиг 21%. На непривлекательность процентной ставки по вкладам чаще указывали жители Москвы и Санкт-Петербурга (19,7%) и городов с населением 500–950 тыс. человек (21%). Сельские жители указывали эту причину реже всех остальных (9,5%). На отсутствие банковского вклада из-за низких процентных ставок реже указывали женщины (10,3%), чем мужчины, а также среди сопоставимых возрастных групп – молодые люди в возрасте 18–24 лет (7,2%). Среди сопоставимых групп населения по уровню образования, чаще остальных о низких процентных ставках говорили лица с высшим образованием (17,2%).

Высокая стоимость (процентные ставки и другие платежи) стала причиной отказа от кредита в банке для 20,4% опрошенных, не пользовавшихся кредитами в течение последних 12 месяцев. Чаще остальных говорили об этом жители СЗФО и ДФО (30,1 и 29,4% соответственно).

Еще один фактор отказа от использования финансовых услуг – недоверие к их поставщикам. В 2018 году 31,5% опрошенных, отказавшихся от использования расчетных (дебетовых) карт, обозначили причиной отказа недоверие к банкам. Данную причину также отметили 16,0 и 19,6% опрошенных, отказавшихся от использования вкладов и банковских счетов соответственно.

В 2018 году меньше всего недоверия у россиян вызывали банки (полностью доверяют или скорее доверяют им 88,0% опрошенных), а больше всего - МФО (полностью не доверяют или скорее не доверяют им 21,1% опрошенных).

Стоит отметить, что в 2018 году впервые за время мониторинга финансовой доступности доля тех, кто не доверяет любым финансовым организациям, оказалась равной 0,1% (в 2017 году – 7,8%). Причиной такого значительного снижения, по мнению ЦБ, может быть изменение опросного инструментария. Так, в анкете 2018 года респондентам не задавался вопрос о доверии финансовым организациям, если они выбрали в предыдущем вопросе об удовлетворенности финансовыми услугами опцию «Не сталкивался». В вопросе о доверии такие респонденты автоматически были отнесены к категории тех, кто «Не сталкивался».

Уровень недоверия к банкам выше всего в ДФО и СФО (11,9 и 10,3% от опрошенных в соответствующих федеральных округах полностью не доверяют или скорее не доверяют им). Высок в них и уровень недоверия к МФО (33,5 и 27,9%), так же как и в ЮФО (27,9%).

В 2018 году увеличилась доля тех, кто полагает, что при оформлении кредита/займа за последние 12 месяцев им была предоставлена достоверная, понятная и достаточная информация о кредите/займе, – с 65 до 73,1% от опрошенных, пользовавшихся за последние 12 месяцев кредитом/займом.

Хуже всего ситуацию с информированием о кредитах оценивали жители ДФО (37,8% от опрошенных полагали, что им была предоставлена неполная или недостоверная информация). Также среди сопоставимых групп населения по уровню материального положения взрослое население, испытывающее недостаток средств на еду (49,9%), чаще других говорило, что им не была предоставлена достоверная, понятная и достаточная информация. В Москве и Санкт-Петербурге, наоборот, значимо выше доля тех, кто оценивает информацию как полную, достаточную и достоверную (83,4%).

По материалам Банка России

Рубрика:
{}Исследования
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

ЕЩЁ НОВОСТИ