19.09.2017, 08:01
Количество просмотров 101

Google: интерес пользователей к банковской сфере в первом полугодии 2017 года вырос на четверть

Компания Google второй год подряд проводит анализ пользовательских запросов, связанных с банковской индустрией. Мы выяснили, какие банковские услуги и продукты наиболее востребованы среди российских пользователей в 2017 году, и проанализировали главные тренды и тенденции на рынке. Исследование отражает сравнительные данные за 2016 год и январь — июнь 2017 года.
Google: интерес пользователей к банковской сфере в первом полугодии 2017 года вырос на четверть

Общие тенденции на рынке

Интерес к банковской сфере неуклонно рос на протяжении всего 2016 года: с января по декабрь количество запросов увеличилось на 37%. В первом полугодии 2017 эта категория продолжала расти. Общее число запросов выросло на 24% в по сравнению с тем же периодом в 2016 году. Такая динамика не случайна, ведь по оценкам Центробанка российская экономика растет уже три квартала, а банковский сектор восстановил все свои показатели докризисного уровня.

Примечательно, что в первом полугодии этого года на 22% выросло и общее число запросов, относящихся к конкретным банковским брендам. Согласно результатам исследования, на конец июня наибольший интерес у российских интернет-пользователей вызывали Сбербанк (65%), ВТБ 24 (7%) и Тинькофф (5%). Интересно, что в июне 2017 года доля Сбербанка снизилась на 5 процентных пунктов по сравнению с тем же периодом в 2016 году, тогда как доли ВТБ 24 и Тинькофф показали небольшой прирост.

Google: интерес пользователей к банковской сфере в первом полугодии 2017 года вырос на четверть - рис.1

Топ-10 брендовых запросов среди пользователей в 2017 году (в алфавитном порядке):

  • альфа банк

    альфа клик

    втб 24

    втб 24 онлайн

    почта банк

    sberbank

    сбербанк

    сбербанк бизнес онлайн

    сбербанк онлайн

    тинькофф

Также стоит отметить, что с начала 2017 года сильно выросла стоимость клика на объявления, продвигающие банковские продукты или услуги. Особенно ярко эта тенденция была заметна для баннеров, рекламирующих банковские карты, кредиты наличными и корпоративные предложения. Так, к июню 2017 года цена за клик выросла на 27% по сравнению с мартом 2017 года. Если сравнивать годовую динамику, этот показатель вырос в два раза относительно первого полугодия 2016 года.

Спрос на банковские продукты

При более детальном рассмотрении рынка, мы выделили несколько ключевых тенденций в запросах пользователей по отдельным банковским продуктам. В целом за последние полтора года была отмечена позитивная динамика для большинства продуктов. В первом полугодии 2017 года яркий прирост показали запросы по банковским картам (+81% по сравнению с тем же периодом 2016 года), микрокредитам — за год число запросов выросло на 56%, продуктам для бизнеса — интерес пользователей вырос на 50%. В то же время пользователи стали на 5% реже искать информацию о мобильных банках.

Google: интерес пользователей к банковской сфере в первом полугодии 2017 года вырос на четверть - рис.2

Кроме того, в первом полугодии 2017 года значительно вырос интерес к картам Альфа Банка. Тем не менее, банковские карты Сбербанка и Тинькофф продолжают оставаться лидерами по объему пользовательских запросов в Рунете. Ситуация с дебетовыми картами выглядит примерно также — Сбербанк по-прежнему лидирует. Однако объем запросов, связанных с дебетовыми картами Тинькофф, продолжает расти и постепенно приближается к лидеру.

За исследуемый период пик интереса к банковским депозитам пришелся на декабрь 2016 года. В этой категории Сбербанк остается стабильным лидером, тогда как ВТБ 24 — также стабильно находится на втором месте. В начале 2017 года была замечена тенденция — сильно вырос интерес к депозитам Бинбанка, когда банк изменил условия привлечения вкладов и запустил сопутствующую рекламную кампанию. Также в мае-июне вырос интерес к вкладам в Почта Банке, в результате чего он вошел в топ-5 банков в России по интересу к этой категории.

Яркий рост показал интерес пользователей по всей стране к микрокредитам. В отличие от более традиционных банковских продуктов, в этой категории среди лидеров есть и другие имена, в частности MoneyMan, МигКредит, Банк Восточный, Е Капуста и Займер. Также мы заметили, что в секторе микрокредитов заметно доминируют поисковые запросы пользователей с мобильных устройств.

В корпоративном секторе лидером по числу запросов, как и прежде, остается Сбербанк. Очень сильный рост в этой категории показал Тинькофф. В начале 2016 года он значительно отставал от тройки лидеров — Сбербанка, Банка Открытие и ВТБ24 — по объему запросов, но к началу 2017 года банку удалось вывести эту категорию на второе место, и стабильно удерживать эту позицию на протяжении первого полугодия.

Новые игроки на рынке

В марте 2016 года “Лето Банк” был реструктурирован и переименован в “Почта Банк”. Банк проводил активные действия по расширению портфеля активов. Как следствие, мы видим стремительный рост интереса и объема запросов, связанных с ним. Так, в первом полугодии 2017 года “Почта Банк” вошел в топ-10 запросов в банковском секторе в России, показав 98%-й прирост по сравнению с тем же периодом 2016 года.

Если рассматривать тенденцию спроса по регионам, наибольший рост интереса к “Почта Банку” был отмечен на Северном Кавказе (+54% по сравнению со вторым полугодием 2016 года), на Дальнем Востоке (+121%) и на Урале (+67%).

Самыми популярными продуктами “Почта Банка” среди пользователей стали: переводы с карты на карту, автокредиты и дебетовые карты. Если рассматривать квартальную динамику запросов, связанных с “Почта Банком”, самый высокий рост наблюдается у поисковых запросов по переводам с карты на карту (+127% по сравнению со вторым полугодием 2016 года) и дебетовым картам (+89% относительно предыдущего полугодия).

Особенностью этого года стало появление на рынке карт рассрочки "Халва" от Совкомбанка и "Совесть" от КИВИ Банка. Российские интернет-пользователи уже проявляют интерес к обоим продуктам. В частности, интерес к карте “Совесть” в среднем рос на 22% в месяц в 2017 году. Однако пока еще рано прогнозировать изменение числа запросов в этой категории в будущем.

Google: интерес пользователей к банковской сфере в первом полугодии 2017 года вырос на четверть - рис.3

Платежная система "Мир"

В конце 2015 года на рынок вышла российская национальная платежная система “Мир”. Первые полтора года интерес интернет-пользователей к новому игроку был достаточно низким. Однако в сентябре 2016 года произошел резкий скачок — число запросов выросло в 3,7 раза по сравнению с августом 2016 году и продолжает стремительно расти до сих пор. Наибольший рост интереса пользователей пришелся на май 2017 года — количество запросов выросло практически вдвое по сравнению с мартом. Это может быть обусловлено тем, что в апреле Госдума приняла закон о полном переводе российских работников бюджетной сферы и получателей пенсии на платежную систему “Мир”.

Мобильные платежные сервисы

В мобильную эпоху смартфоны занимают особое место в ежедневной жизни людей, и сегодня они становятся одними из самых популярных устройств для проведения платежей. Осенью 2016 года в России были запущены первые мобильные платежные сервисы Samsung Pay и Apple Pay, а в мае 2017 года - Android Pay. Скачок интереса пользователей к ним наблюдался после запуска: в ноябре 2016 года количество запросов, относящихся к Samsung Pay увеличилось в 4,4 раза по сравнению с августом того же года, число запросов по Apple Pay возросло в 2,8 раза, а в мае 2017 года количество относящихся к Android Pay запросов увеличилось в 14 раз по сравнению с предыдущим месяцем. Стоит отметить, что наряду с запросами по этим двум платежным системам, интерес пользователей к платежам телефонами в целом также вырос — с июня 2016 года по июнь 2017 года рост составил 23%. Дальнейшее развитие этого рынка будет способствовать увеличению интереса к мобильным платежным сервисам в будущем.

По материалам Google

Рубрика:
{}Исследования
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ