27.01.2015, 16:47
Количество просмотров 76

НАФИ: доля держателей банковских карт выросла более чем на 20% за 2014 год

Держателей банковских карт за два года стало больше, при этом пользователи стали реже сталкиваться с мошенничеством с картами, и...
НАФИ: доля держателей банковских карт выросла более чем на 20% за 2014 год

Доля держателей банковских карт за год выросла более чем на 20%: с 58% в 2013 году до 71% в 2014. Минимальный уровень проникновения (около 50%) ─ среди пенсионеров и неработающих. 


По мнению россиян, более всего подвержены риску мошенничества такие операции с банковскими картами, как оплата через Интернет на сайтах магазинов, провайдеров услуг (в сумме 46% выбрали ответы «очень» и «скорее опасно»). Около трети опрошенных считают опасными платежи через Интернет-банк (35%) и оплату картой в кафе, ресторанах, на заправках и аналогичных точках (33%). Карточные платежи в банкоматах и обычных магазинах считает опасными каждый четвертый россиянин (преимущественно, с низким доходом). При этом доля таких опрошенных значительно ниже среди потребителей в возрасте до 35 лет. 

Доля россиян, сталкивавшихся с мошенничеством при использовании банковских карт, за прошедший год практически не изменилась (15% в 2013 году и 12% в 2014). Среди владельцев карт такие случаи стали встречаться реже ─ с 26% до 17%, однако среднее число случаев обмана на одного пострадавшего выросло с 1,4 до 1,6 эпизода. Чаще всего респонденты упоминали о получении ложных СМС о блокировке карты или с запросом о предоставлении данных карты (по 5%). 

Уровень информированности россиян о различных способах защиты вырос в 2014 году почти в два раза. Доля тех, кто не знает никаких мер защиты от мошенничества, сократилась с 39% в 2013 году до 29% в 2014. Наиболее известные и распространенные способы защиты от мошенничества ─ отдельное хранение PIN-кода, кодов доступа от банковской карты (54% в 2014 году против 26% в 2013 г.), защита от «посторонних глаз» PIN-кода (48% в 2014 г. против 30% в 2013), хранение карты отдельно от наличных денег (44% против 22% в 2013). Почти все меры хуже известны представителям старшей возрастной группы (старше 55 лет). 

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре-ноябре 2014 года Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. 

Лобанова Ирина, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ: «Тема банковских карт неоднократно в течение всего прошлого года поднималась в СМИ – в связи с принятием законов о «зарплатном рабстве», поправок к закону на Национальной платежной системе и так далее. Такой насыщенный информационный фон, а также возросшая фиксируемая нами активность банков по информированию клиентов о необходимости соблюдать правила безопасности при осуществлении платежей с помощью пластиковых карт, привели к тому, что осведомленность о способах защиты платежных инструментов среди потребителей возросла, а доля владельцев карт, столкнувшихся в течение года с мошенничеством, снизилась. Однако, безусловно, рано говорить о каком-то значительном успехе в данном направлении – уровень доверия к безналичным операциям среди населения России еще очень невысок, и необходимо признать, что у потребителей есть некоторые основания для этого. В ходе проведенного нами исследования мы также оценивали работу российских банков и существующий в них прописанный порядок возврата клиентам денежных средств в случае их пропажи. Сотрудники call-центров только девяти из тридцати банков, принявших участие в исследовании, смогли назвать конкретный срок возврата украденных денежных средств на счет клиента, и только в шестнадцати банках нам подробно изложили последовательность действий, которые необходимо совершить клиенту банка, пострадавшему от активности мошенников. В данном случае отсутствие однозначного алгоритма действий банка в случае жалобы клиента на пропажу денежных средств, предписываемого Статьей 9 ФЗ «О национальной платежной системе», приводит к отсутствию единой трактовки Статьи, и следующим шагом, который будет способствовать улучшению взаимопонимания между банками и клиентами, может стать специальное разъяснение от регулятора о порядке её применения». 

По материалам НАФИ

Теги:
#
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ