В России проведено первое социологическое исследование проблем финансовой грамотности детей и подростков
Поэтому знания детей и подростков в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте.
Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое поведение, впервые было проведено Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) при генеральном партнерстве MasterCard и поддержке Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС, Ассоциации российских банков и международной организации Child and Youth Finance International.
Опрос родителей, проведенный в апреле - мае 2015 года показал, что только 8% из них ведут детальный учет доходов и расходов семьи. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом.
Три четверти подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, но только 16% родителей интересуются мнением младших членов семьи по тем или иным финансовым вопросам. При этом мальчики чаще девочек отмечают наличие собственных денег – 81% против 70% соответственно.
Поскольку очень часто подростки исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Как показало исследование, более половины подростков тратят все или почти все деньги на текущие нужды (57%).
Как детям, так и подросткам не хватает знаний в области кредитования: они имеют лишь смутное представление о том, как выдаются данные продукты, не различают поставщиков услуг, например, банки или микрофинансовые организации. Банки, по мнению детей и подростков, отвечают за выдачу займов и хранение денежных средств.
Невысока осведомленность о сберегательных продуктах. Дети в возрасте до 12 лет затрудняются дать им определение, равно как и некоторые подростки младшего возраста (от 12 до 14 лет). Только в старшей возрастной группе участники исследования смогли объяснить, что такое «вклад» или «сберегательная книжка», однако затруднились объяснить, что такое «депозит».
Дети младшего возраста (до 12 лет) и некоторые подростки (от 12 до 14 лет) практически не знают о том, что такое страхование. Функцию этой услуги они сводят к починке имущества, пострадавшего из-за несчастного случая. Инвестиционные продукты также практически незнакомы участникам исследования, подростки из старшей возрастной группы смогли охарактеризовать данное понятие только через ассоциации с вложениями в бизнес.
Инициативное исследование проведено НАФИ в апреле-мае 2015 года:
1. Репрезентативный всероссийский опрос родителей детей старше 4 лет. Опрошено 1600 человек в 40 регионах.
2. Оn-line опрос детей и подростков, опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 17 лет в городах с населением более 1 млн., 500 тыс., 250 тыс. жителей.
3. Фокус-группы с детьми и подростками, 6 групп разных по трем возрастным группам (7-11 лет, 12-14 лет и 15-17 лет)
Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ: «Именно родители формируют и развивают личность человека. Семья для детей выступает важнейшей средой передачи опыта и формирования знаний, в том числе, в финансовых вопросах. Сегодня уровень финансовой грамотности взрослого населения Российской Федерации можно охарактеризовать как низкий. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска, так как их родители в большинстве своем не могут передать им основы финансово грамотного поведения, из-за отсутствия достаточного опыта в этой области».
По материалам НАФИ