курс цб на 16.11: USD 66.6159 EUR 75.5358
криптовалют: BTC 5570.6$ ETH 178.38$
Новости / Платежный бизнес / 299 просмотров

Каждый десятый пенсионер готов пользоваться современными способами платежей

60% российских пенсионеров не знают о современных каналах проведения платежей, каждый десятый пенсионер готов пользоваться современными способами платежей после обучения. 

Согласно результатам опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ, 60% российских пенсионеров не знают о современных каналах проведения платежей, почти половина опрошенных старше 60 лет не рассматривают возможность использования интернет- или мобильного банка. При условии предварительного обучения потенциально каждый десятый пожилой человек готов оплачивать товары и услуги в интернете с помощью банковских карт, пользоваться интернет-, мобильным банком или электронным кошельком.

Пожилых россиян можно отнести к категории наиболее финансово исключенных граждан. Среди непользователей финансовых услуг доля пожилых людей составляет 27%, в то время как в среднем по России доля непользователей не превышает 21% .

Самая популярная финансовая услуга – платежи ЖКХ (79% пользовались ею за последние шесть месяцев). Вторым по популярности продуктом является банковская карта, оформленная работодателем или пенсионным фондом (68%).

Современные каналы платежей мало известны пенсионерам. Более 60% респондентов старше 60 лет не знают ни о мобильном банке, ни о мобильном и электронном кошельке, ни об интернет-банке, ни о возможности оплачивать товары и услуги в интернете с помощью банковской карты.
Несколько лучше пожилые россияне знакомы с переходными каналами платежей: оплата через терминалы и банкоматы с помощью наличных либо банковской картой знакома 2/3 респондентов старше 60 лет. Наиболее известными способами оплаты услуг для них являются традиционные каналы – отделения банков и отделения Почты России (90% и 84% соответственно).

Почти половина опрошенных пожилых россиян не рассматривают для себя возможность использования современных каналов платежей, несмотря на рост числа обладателей компьютеров и смартфонов . Интернет-банком НЕ планируют пользоваться 42% пожилых людей, мобильным банком – 40%, электронным кошельком (Яндекс.Деньги, Qiwi, WebMoney) – 42% пожилых. При условии первичного обучения технологиям оплаты (с помощью специалиста, родственника) небольшая часть пожилых готова использовать эти каналы: интернет-банк – 5% опрошенных старше 60 лет, оплату в интернете с помощью банковских карт – 7%, мобильный банк – 4%, электронный кошелек – 6%.

Причины консерватизма – в привычном удобстве платежей через кассу банка и в недоверии дистанционным каналам. Подавляющее большинство пожилых считает наиболее удобным традиционный канал оплаты наличными в отделении банка (74% респондентов). Все остальные каналы, по их мнению, значительно уступают в удобстве: второй по удобству – платежный терминал или банкомат в банке (49% опрошенных), третий – оплата наличными через платежный терминал (43% опрошенных) и оплата картой через платежный терминал / банкомат (41%). Самыми неудобными способами оплаты пожилые люди считают дистанционные каналы: интернет-банк и мобильный банк (28% и 22% пожилых респондентов соответственно), а также электронный и мобильный кошельки (31% и 24% соответственно).

Цифровые каналы, по мнению пожилых россиян, значительно уступают в безопасности традиционным каналам. Так, оплату через кассу в отделении банка считают безопасной более 80% опрошенных, оплату наличными через терминал 43%, оплату картой через банкомат (35%), с помощью мобильного банка – 17%.

«Сегодня большое внимание уделяется развитию парадигмы активного долголетия, трансформации образа пенсионера. Один из самых ярких образов активного долголетия – иностранный турист старше 60 лет. Для понимания масштабов вопроса мы оценили сумму, которую готовы потратить российские пенсионеры на путешествия по России: это 437 млрд в год . Пока российский туристический сектор недополучает часть этих денег. Безусловно, трансформация в сторону активного долголетия невозможна без проработки вопросов взаимодействия пожилых с деньгами. Обеспеченная и защищенная старость должна стать результатом финансово-грамотного поведения. Особенно важно развивать программы финансовой грамотности пожилых в контексте цифровых и дистанционных услуг», — прокомментировала Гузелия Имаева, Генеральный директор Аналитического центра НАФИ.

По материалам НАФИ