курс цб на 23.09:
66.2497
78.0753
курс криптовалют:
6717 $
240.48 $
Новости / Платежный бизнес / 505 просмотров

Как изменился рынок наличного денежного обращения за 25 лет? Встречайте новый номер журнала «ПЛАС»!

vnovost

Редакция информационного портала PLUSworld.ru сообщает о выходе из печати июньского номера журнала «ПЛАС» (№ 05 / 2018).

Основные акценты номера:

Конец весны и самое начало лета оказались в этом году щедрыми на события самого разного масштаба. При этом за каждым из них проглядывается тот или иной важный тренд, который вместе с нашими внешними экспертами мы анализируем в рубрике «Колонка редактора».

Начнем с очевидного. Глава Банка России Эльвира Набиуллина поставила очередную точку в дискуссии о якобы приближающемся безналичном мире, сообщив во время недавнего выступления в Госдуме, что наличные деньги будут еще долгое время находится в обращении, несмотря на активное развитие дистанционных платежей. Данный вывод наглядно подкреплен конкретными цифрами. Так, по данным ЦБ, на 1 января 2018 года в России в наличном обращении находилось 9 трлн 547,6 млрд рублей, что на 8,5% больше, чем годом ранее. При этом если говорить о новых номиналах банкнот, то по сравнению с началом года количество 200-рублевых банкнот в обращении выросло в четыре раза, а двухтысячных – в пять раз. Напомним, что в октябре 2017 года ЦБ выпустил банкноты номиналом 200 и 2 тыс. рублей, доля которых на 1 апреля 2018 года достигла 1,7%.

Еще одно событие наступающего лета – с 1 июня в России впервые появилось понятие юридически значимое понятие «ростовщические проценты». Под него попадают проценты по кредитам (в т. ч. ипотечным), которые превышают среднерыночный уровень более чем в два раза. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс дали заемщикам право требовать снижения ставок по кредитам, вплоть до обращения в суд, а также возможность полностью или частично отказаться от получения займа, как до, так и после заключения договора. Впрочем, вместе с правами у них появились и новые обязанности – например, если ранее заемщик мог оспорить в суде передачу своего долга третьей стороне в любой момент, теперь он будет вправе это сделать только в том случае, если письменно уведомит и старого, и нового кредитора. В свою очередь, новые права появились и у банков – кредитная организация может полностью или частично отказать заемщику в выдаче средств, если установит, что клиент по каким-либо причинам не может вернуть кредит в срок, прописанный в договоре.

b1

Среди наиболее знаковых событий на границе весны и лета особое место по праву занимает майский ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2018». Уже девятый год это межотраслевая площадка является своего рода зеркалом текущих трендов, рыночной ситуации и ожиданий участников таких сегментов, как банковский сектор, платежный бизнес и ритейл. И нынешний ПЛАС-Форум, снова побивший рекорды посещаемости (1351 делегат за два дня работы), с этой точки зрения заслуживает особого внимания. С его первыми итогами вы можете ознакомиться как в «Колонке редактора», так и в рубрике в «Платежный бизнес».

Напоминаем, что юбилейный 10-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2019» пройдет  в московском КВЦ «Сокольники» уже 29–30 мая будущего 2019 года! Ждем Вас на мероприятии!

Кстати, регистрация делегатов ПЛАС-Форума уже началась – более того, уже зарегистрированы первые участники нашего юбилейного Форума!

За минувшие два с половиной десятилетия был совершен настоящий скачок в технологическом развитии, определивший главные векторы рынка наличного денежного обращения в России. Для банков и ритейла это стало серьезным подспорьем для повышения эффективности обработки наличных. О роли в этих процессах такого знакового участника рынка, как «ДИИП 2000», празднующей в этом году 25-летний юбилей деятельности и во многом определившего облик современной индустрии, журнал «ПЛАС» беседует с генеральным директором компании Владимиром Ульихиным и ее коммерческим директором Сергеем Аветисяном в рубрике Cover Story. 

Что сегодня представляет собой один из ключевых национальных проектов Республики Беларусь в платежной сфере – ЕРИП? Какие изменения претерпела эта инициатива за последние годы, и какое отражение в ней нашла цифровая трансформация рынка? Насколько интересен для команды данного проекта российский опыт, в первую очередь опыт развития ЕСИА? Эти и другие вопросы мы обсуждаем с Еленой Антони, председателем правления «Единое расчетное и информационное пространство» (ЕРИП), в рубрике «Платежный бизнес».

Современные потребители требуют от индустрии розничной торговли инновационных решений. Изменчивые ожидания покупателей часто составляют серьезную проблему, и в ответ торгово-сервисным предприятиям предлагаются самые широкие возможности для охвата и привлечения клиентов, а также для взаимодействия с ними. Как воспользоваться этими возможностями, чтобы добиться наилучшего результата, рассказывает Аксель Лавачек (Axel Hlavacek), директор Verifone по продажам в регионе PVR, в материале, продолжающем рубрику «Платежный бизнес».

Успевает ли социальный прогресс за технологическим? Стремительное развитие технологий, прежде всего финансовых, уже входит в некое противоречие с фундаментальными потребностями развития человечества, отмечает Максим Сафонов, директор Центра финансовых технологий Института системного программирования РАН, заместитель президента РАН, в своем материале «Финтех и индекс счастья», открывающем рубрику «Тенденции». 

Сфера финансовых и банковских услуг переживает кардинальное изменение. Появляются финтех-инноваторы, необанки, «цифровые дисрапторы» (Digital Disruptors) традиционных основ банковской системы. На этом фоне в банковском секторе зарождаются новые бизнес-модели сотрудничества между представителями самых различных секторов.

И цифровые маркетплейсы являются одним из новых каналов связи с потребителями, Этот новый рынок рассматривают в своем обзоре, продолжающем рубрику, Иван Басов, руководитель аналитического направления, и Юлия Рязанцева, аналитик Ассоциации «ФинТех».

Сегодня неуязвимость конкурентных позиций традиционных банков на рынке розничного финансового обслуживания для многих уже не является аксиомой. В их сегмент все чаще вторгаются новые игроки из числа небанковских структур. А сами банки все активнее интересуются электронной коммерцией и маркетплейсами. Почему в России до сих пор не появился отечественный Amazon? Действительно ли крупнейшие российские банки намерены всерьез заняться нефинансовыми сервисами? Ответы на эти вопросы дает первый заместитель председателя Правления Сбербанка Лев Хасис в материале, завершающем рубрику «Тенденции».

b2

В этом номере мы предлагаем вашему вниманию импровизированный Круглый стол «Искусственный интеллект и бизнес-потребности». В недавнем отчете компании Fujitsu «What AI can bring to business applications», итоги которого открывают рубрику,  основное внимание уделяется тому, как сегодня компании воспринимают искусственный интеллект. Авторы исследования утверждают, что реализация преимуществ искусственного интеллекта (ИИ) задерживается в связи с отсутствием стратегических усилий со стороны европейских организаций.

В то же время, по мнению независимого эксперта Бориса Семенченко, выражать беспокойство о недостаточности принятия участниками индустрии ИИ как стратегической перспективы можно в той же мере, в какой в не столь давние времена наблюдалась обеспокоенность созданием национальных группировок космических систем связи. Вряд ли сейчас человечество делится на тех, кто считает себя обделенным в стратегическом плане, потому что покупает сигнал со спутника, от тех, кто когда-то задумал, сделал и запустил этот спутник. Эксперт полагает, что ИИ продвигается таким же образом, не меняя парадигмы развития (существования) нашей цивилизации.

В свою очередь, Андрей Поваров, директор Международного центра программ и проектов в бизнес-образовании РАНХиГС, обращает внимание на важную особенность, о которой часто забывают. А именно: ИИ – не какая-то конкретная технология, а глобальное комплексное направление развития, научная и практическая область с вектором движения к высокой цели замены некоторых применений человеческого интеллекта применением интеллекта компьютерного (и поэтому, кстати, термин «машинный интеллект» более точный, чем «искусственный интеллект»). И в своем историческом развитии, официально стартовавшем в 1956 году, но реально начавшемся еще за пару десятилетий до этого, ИИ базировался на разных ключевых технологиях в разные периоды.

Рубрику «Банковская розница» открывает материал Вячеслава Семенихина, основателя и генерального директора Mplace.me, в котором он показывает «насколько толстокожи бывают банки в работе с мобильным потребителем». Автор пытается доказать на конкретных примерах, что слухи о диджитализации финансовых институтов крайне преувеличены, работать с цифровыми каналами банки по-прежнему  не умеют, конкуренции за мобильного пользователя практически нет, так же как и объем инвестиций финансовых институтов в рекламу в мобильный канал очень незначителен…

Цифровизация банковского бизнеса – ключевой тренд 2018 года. Но зачастую в процессе внедрения диджитал-технологий банки сталкиваются с нормативными барьерами. К счастью, некоторые из барьеров корпоративные клиенты банков скоро смогут преодолеть. Ожидается, что уже в течение года удастся решить два основных вопроса – проведение удаленной идентификации и использование усиленной квалифицированной электронной подписи. При этом отдельные направления банкинга уже готовы полностью перейти в цифру. Яркий пример тому – сегмент корпоративных клиентов, делится опытом Сергей Нечушкин, начальник управления развития малого и среднего бизнеса Абсолют Банка, в материале, продолжающем рубрику «Банковская розница».

Российские компании должны как можно скорее проанализировать, распространяются ли на них требования GDPR. В противном случай им могут грозить штрафы – до 20 млн евро или до 4% от общего годового оборота компании за предыдущий финансовый год. О том, как избежать новых регуляторных рисков, рассказывает Мария Баранчикова, партнер Baranchikov IP & IT Attorneys, член IT IP Law Group Europe, в материале, открывающем рубрику «Безопасность».