Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 20.09: USD 64.2199 EUR 70.9373
криптовалют: BTC 10274.9$ ETH 220.79$
lupa
Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №2 » 565 просмотров

Ключевые вопросы платежного рынка 2019

Ключевые вопросы платежного рынка 2019

Мария Михайлова, исполнительный директор, Национальная платежная ассоциация.

В основу настоящего материала легли ключевые тезисы документа, подготовленного Национальной платежной ассоциацией в конце прошлого года (Данная публикация базируется на положениях внутреннего документа Национальной платежной ассоциации «Будущее конкуренции на рынке платежных услуг», посвященного рассмотрению Аналитического доклада Банка России «Конкуренция на финансовом рынке»), развитие событий начала 2019 года только подтверждает актуальность поставленных вопросов. Сегодняшняя ситуация еще больше подтверждает опасения авторов в отношении принятия регуляторных решений в условиях отсутствия возможности оценить их последствия до того, как они будут приняты.

Очевидно, что объективная сложность ситуации вызвана одновременным проявлением сразу множества разнообразных факторов. Это и запрос на «бизнес-справедливость», и высокая концентрация банковского сектора, и цифровизация, ломающая привычные бизнес-схемы для участников финансового рынка и порождающая запрос на «бесплатность» финансовых услуг за счет их коммодитизации, т. е. все большей «неосязаемости» – со стороны участников других рынков.

Однако чем сложнее контекст, тем большую роль должны играть не проектный подход и быстрые решения, а рыночная стратегическая аналитика и новый качественный уровень профессиональной коммуникации.

Законодательное определение платежных услуг не подходит для анализа платежного рынка с точки зрения тарифов

Сам феномен конкуренции, особенно на тех рынках и сегментах, где сложно произвести точную количественную оценку по общепринятым методикам, способствует тому, что обсуждение этой тематики зачастую строится на базе оценочных суждений: «достаточно или недостаточно конкуренции», «хорошо или плохо обстоят дела с конкуренцией». Таким же образом, как правило, обсуждается и тема, теснейшим образом связанная с проблематикой конкуренции, – тарифы на финансовые услуги – на тех же сложных, в том числе многосторонних и/или активно охваченных цифровой трансформацией рынках и сегментах. Как правило, речь идет «о слишком высоких тарифах», «дорогих услугах», необходимости «бесплатных услуг», о том, что тот или иной участник рынка «уронил цены и вынес всех с рынка», «пора отрегулировать тарифы» и пр. При этом очевидно, что формирование того или иного мнения о состоянии конкуренции и о ценообразовании на данном рынке определяется занимаемой участниками дискуссии позицией и их «углом зрения» на те факты и события, которые являются основой для оценки.

Вместе с тем в случаях, когда обсуждение достаточности рыночной конкуренции, а также справедливости и обоснованности тарифов переходит из состояния профессиональной полемики в стадию принятия управленческих решений, уже недостаточно опираться на оценочные суждения.

Возникает общая заинтересованность и необходимость проведения полноценного анализа ситуации:

  • для регуляторов – для того чтобы точно спрогнозировать и оценить эффекты от принимаемых решений;
  • для конечных потребителей услуг – как для заведомо слабой стороны  – для того чтобы спрогнозировать возможные последствия;
  • для участников рынка – для обеспечения того, чтобы регулирование приводило к общему развитию рынка, позволяло при необходимости в разумных пределах трансформировать бизнес-модели, не становилось инструментом поддержки неэффективных бизнес-моделей или создания преференций для нерегулируемых рыночных сегментов.

Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…

Подписка позволяет читать все статьи портала


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных