Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 23.10: USD 63.6336 EUR 70.9196
криптовалют: BTC 8026.7$ ETH 171.28$
lupa
171 просмотр

На Украине замедлился рост количества установленных банкоматов

На Украине замедлился рост количества установленных банкоматов

Согласно показателям банков-клиентов Украинского процессингового центра (UPC) в 2012 году динамика рынка платежных карт в целом была положительна – росло число карт (на 23% в 2012 по сравнению с 2011 годом), операций по картам (18%), количество POS-терминалов (20%) и покупок в них (58%). При этом постепенно замедлялся рост количества банкоматов, а с ним и рост количества операций по снятию наличных и проверке баланса. Если до 2010 года количество банкоматов стабильно увеличивалось на 6-8% в год, затем в 2011 году рост составил 5%, то в 2012 году едва достиг 2%.
Количество всех операций в банкоматах также растет теперь гораздо медленнее: рост составил 9% в 2012 году по сравнению с 2011 годом, тогда как еще в 2011 году этот показатель составлял 14% по сравнению с 2010 годом.
Достаточно высокими оставались темпы роста количества операций в банкоматах, которые не связаны с выдачей наличных и проверкой баланса – смена PIN-кода (162%), перевод со счета на счет (105%), пополнение счета (42%), перевод с карты на карту (25%).
При этом быстрыми темпами растет и количество покупок в POS-терминалах по картам, зарегистрированным в UPC: 58%-ный рост в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Покупки в Интернете растут еще быстрее: в интернет-магазинах, подключенных к UPC, рост количества транзакций в 2012 году составил 81%.
«Рынок Украины в целом перенасыщен банкоматами, – говорит Антон Ромачук, председатель правления UPC. – А так как закупка и обслуживание банкоматов – это существенная статья расходов для банков, они больше заинтересованы в том, чтобы держатели карт оплачивали покупки в POS-терминалах и Интернете, так как банк получает interchange от этих операций. В ближайшие годы мы увидим, что количество банкоматов и операций в них перестанет увеличиваться, тогда как покупки по картам будут расти прежними темпами».
Отвечая на вопросы корреспондента «ПЛАС», Алексей Красюк, советник по вопросам информационной безопасности Украинской Межбанковской Ассоциации Членов Платежных Систем «ЕМА», так прокомментировал развитие банкоматного бизнеса на Украине:
«Действительно, в 2012 г. украинский рынок демонстрировал замедление роста количества банкоматов, что подтверждает и официальная статистика регулятора (НБУ). Однако, это замедление заметно на фоне достаточно бурного докризисного роста АТМ-сетей. Если рассматривать период 2008-2012 гг., то можно отметить обоснованное кризисом резкое замедление роста АТМ в 2010 и 2011-х годах. 2012 г. можно рассматривать как послекризисный период «становления на ноги».
С натяжкой можно сказать, что причина развития подобной тенденции в насыщенности рынка, т.к. общее число АТМ на душу населения в Украине не так велико. Оно составляет всего 759 АТМ на 1 млн населения. Для сравнения можно привести европейские показатели 2009 года: Бельгия – 1445, Германия – 968, Канада 1799 устройств на 1 млн человек.
Основными причинами замедления роста продолжает оставаться экономическая составляющая. Ведь сама по себе АТМ-сеть убыточна для банка. На показатели рентабельности влияют стоимость оборудования, затраты на его обслуживание и поддержку, стоимость денег, загруженных в АТМ, стоимость инкассаций, дополнительные затраты на страхование или сигнализацию, системы видео-наблюдения, антискимминговые решения и др. На основании анализа показателей украинских банков можно сделать вывод, что прямую прибыль от interchange-комиссий за обслуживание «чужих» карт могут приносить в среднем лишь 10% банкоматов. Остальные ориентированы на сопровождение карточного бизнеса в целом, и зарплатных проектов — в частности.
Статистические данные подтверждают, что украинский рынок сейчас переживает постепенный переход от использования платежных карт для получения наличности в АТМ к прямому использованию карт для оплаты товаров и услуг в ритейле. Банки всячески этому способствуют путем проведения различных акций в ритейловых сетях, ко-брендовых программ и cash-back услуг (возврата % от потраченной на покупки суммы). Сюда следует добавить параллельный рост использования населением интернет-сетей для совершения покупок в виртуальной среде с помощью платежных карт. Здесь есть большой потенциал рынка, помноженный на заинтересованность банков в получении комиссии interchange от «торговых» операций».
Ознакомиться с другими новостями по данной тематике Вы можете в рубрике Новости платежной индустрии
По материалам UPC и ПЛАС


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных