11.09.2015, 16:20
Количество просмотров 146

Рынок POS-терминального оборудования в России меняет модель?

В 2015 г. обозначился тренд разворота рынка от «европейской» модели распространения POS-терминалов к «американской», когда...
Рынок POS-терминального оборудования в России меняет модель?

Крупные торговые сети стали устанавливать POS-терминалы, минуя банки

В числе сетей, перешедших сегодня на централизованные прямые закупки POS-терминалов у поставщиков, минуя банки – лидер рынка сетевой розницы – «Магнит», а также две зарубежные сети, работающие в России – АШАН и «Глобус». 

Напомним, что российский рынок POS-терминального оборудования с самого начала придерживался классической, или так называемой «европейской» модели распространения, когда в роли центрального звена в процессе развития инфраструктуры приема карточных платежей в торгово-сервисных предприятиях выступает банк-эквайер. Именно он самостоятельно приобретает POS-терминалы и лицензию на ПО, обеспечивает подключение оборудования в торговой точке и его сервисную поддержку, а также гарантирует торгово-сервисному предприятию корректное функционирование терминалов на протяжении всего срока эквайрингового обслуживания. 

В противоположность этой схеме эксперты выделяют т. н. «американскую» (или «агентскую») схему развития POS-терминального рынка, когда банковский POS-терминал либо ПИН-пад приобретает сам ритейлер таким же образом, как, например, весы или любое другое торговое оборудование, а затем ставит платежное устройство на обслуживание в подходящем ему банке по выгодному тарифу. До недавнего времени эта схема в России не пользовалась широким распространением. 

Однако, как свидетельствуют данные самих поставщиков оборудования, сегодня ситуация разворачивается как раз в пользу последней модели. Ритейлеры в условиях «новой экономической реальности» хотят иметь более сильные позиции на переговорах с банком-эквайером, приобретая оборудование самостоятельно. В сторону ритейлеров развернулись и сами поставщики, увидев перед собой новый крупный сегмент рынка, помимо традиционной клиентской группы (банков). 

Рынок POS-терминального оборудования в России меняет модель? - рис.1
Так, по данным информационного портала PLUSworld.ru, на сегодняшний момент закупают напрямую POS-терминальное оборудование Ingenico такие крупные сети, как АШАН (c 2011 г.), «Глобус» (с 2012 г.). С прошлого года на централизованные прямые закупки POS-терминалов и ПИН-падов непосредственно у компании Ingenico перешел и лидер российской сетевой розницы – «Магнит». Такие данные, в частности, привел вчера на одном из отраслевых мероприятий Александр Бекишев, директор по продажам ООО «Инженико» (российского представительства глобальной компании Ingenico). 

Прямые закупки оборудования делают позиции ритейлеров сильнее на переговорах с банками

Его слова подтверждает и Алексей Филиппов, генеральный директор компании YARUS (российского производителя POS-терминального оборудования). Он также говорит, что именно 2015 год характеризуется резким ростом интереса ритейлеров, в том числе крупных сетевых, к прямым закупкам POS-терминалов и ПИН-падов у вендоров, минуя банки. В качестве примера А. Филиппов также приводит сеть «Магнит». По его словам, прямые закупки эквайрингового оборудования позволяют ритейлерам, в частности, настаивать на пониженном размере торговой уступки (ведь в нее теперь не закладывается стоимость оборудования и его сервисного обслуживания, а услуги банка-эквайера сводятся только к процессированию платежей). В сторону прямых закупок POS-терминалов по «американской» схеме сегодня смотрят и другие крупные сети, наподобие X5, говорит А. Филиппов, но не только они: большой интерес такая схема взаимодействия вызывает у мелкого и среднего ритейла. «Если еще год назад торгово-сервисными предприятиями (ТСП) напрямую приобреталось около 40% POS-терминального оборудования YARUS, сегодня мы видим резкий рост этой доли – она составляет уже около 60% в этом году» – отмечает он. На это, по его мнению, могло повлиять не только желание ритейлеров оптимизировать свои издержки, но и тот факт, что в 2015 г. большинство банков очень серьезно урезали свои бюджет на приобретение POS-терминального оборудования у поставщиков. Тем временем рынок ритейла движется в сторону все большего проникновения безналичных платежей и замедляя расширение своих эквайринговых сетей банки естественным образом уступают свою долю прямым поставщикам и производителям оборудования, рассуждает А. Филиппов. 

Эквайринг карт "Мир" еще более усилит тренд на прямые закупки терминалов ритейлерами у поставщиков

По мнению Ильи Коробова, генерального директора компании INPAS (дистрибутор POS-терминального оборудования Verifone и PAX), тренд к прямым закупкам POS-терминалов различными мерчантами на российском рынке проявился недавно, так как за последние несколько лет только несколько крупных торговых сетей стали закупать оборудование для эквайринга самостоятельно и объёмы этих закупок не были значительны для рынка. В то же время, И. Коробов подчеркивает, что такая схема приобретает все большую популярность прежде всего у мелких и средних ТСП, которых, в силу разных причин, не могут обеспечить оборудованием банки. Он также считает, что в связи с будущим распространением карт НСПК «Мир» и требованиями к обеспечению их повсеместного приема в торгово-сервисных предприятиях, тренд на прямые закупки POS-терминального оборудования российскими ТСП будет только развиваться, что безусловно выгодно банкам, так как позволит снизить собственные затраты при дальнейшем развитии эквайрингового бизнеса.

Напомним, что общее количество установленных в стране POS-терминалов оценивалось в 2014 г. как 1,3 млн инсталлированных устройств.

По материалам PLUSworld.ru
Теги:
#
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ