09.09.2019, 15:17
Количество просмотров 369

В России осуществлен первый on-us платеж по QR-коду через СБП

Клиент Промсвязьбанка провел первую оплату с использованием статического QR-кода через Систему быстрых платежей (СБП). С помощью мобильного приложения Промсвязьбанка (ПСБ) покупатель приобрел бутылку минеральной воды в магазине «Суши WOK», который также является клиентом ПСБ.

В России осуществлен первый on-us платеж по QR-коду через СБП

Заместитель директора департамента электронного бизнеса среднего и малого бизнеса ПСБ Никита Хомутов отметил, что запуск нового способа оплаты, в первую очередь, важен не столько для кредитных учреждений, сколько для их клиентов – торгово-сервисных предприятий (ТСП), ведь тарифы на СБП значительно ниже, чем на торговый эквайринг.

«Тариф на эквайринг в торговый точке, где сегодня осуществлена первая операция с помощью СБП, составляет примерно 1,5%, в то время как для нового способа оплаты – это всего лишь 0,4%. Разница в 1,1% – большая выгода для многих предприятий, особенно в том случае, если существенные объемы операций приходятся на карточные платежи», - подчеркнул Н.Хомутов.

Напомним, что 30 августа Банк России утвердил размер комиссии, которые банки будут взимать с физических и юридических лиц при оплате товаров и услуг через СБП с 1 октября. Размер платы, взимаемой с юридических лиц, составит от 0 до 0,7% в зависимости от их вида деятельности. При этом для физических лиц платежи за любые товары и/или услуги через СБП будут бесплатными.

Еще одним преимуществом для ТСП при оплате товаров через СБП является отсутствие кассовых разрывов. Денежные средства мгновенно зачисляются на счет юридического лица, о чем предприниматель сразу же получает соответствующее SMS-уведомление. Н. Хомутов подчеркнул, что это очень важный фактор, потому что ритейлер может сразу использовать деньги по своему усмотрению.

«Небольшим торговым точкам достаточно дорого принимать к оплате карты. И они пользуются сервисами перевода денег с карты на карту, что не всегда удобно для покупателей. Мы верим в перспективу статического QR‑кода для предприятий микро- и малого бизнеса, – рассказал Н. Хомутов. – В то же время для крупных торгово-сервисных предприятий важна динамика. Динамический QR-код мы планируем запустить в ноябре. Для этого ТСП будет необходимо обновить POS-терминальное оборудование (удаленно) или свое кассовое программное обеспечение».

В отличие от статического QR-кода, который содержит только реквизиты продавца, динамический будет также сразу выводить покупателю сумму платежа.

Новый способ оплаты будет удобен и для покупателей. Н.Хомутов отметил, что по сути он похож на токенизированную операцию (Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay), при этом денежные средства не обязательно должны находиться на карточном счете. Это не только удобно, но и минимизирует риск фрода.

«В рамках пилотного проекта существует ограничение по количеству точек на подключение к СБП. Но поскольку ПСБ одним из первых прошел сертификацию в НСПК, мы надеемся, что нам разрешат масштабировать этот проект в ближайшее время».

Процесс подключения новых точек к приему оплаты с помощью QR‑кода достаточно прост. Промсвязьбанк отправляет дополнительную оферту в ТСП, которое имеет расчетный счет и торговый эквайринг ПСБ. Ритейлер акцептует ее в интернет-банке, после чего банк настраивает платеж и формирует QR-код. В зависимости от пожеланий клиента QR-код может быть направлен ему по электронной почте в формате .jpg, либо оформлен, доставлен и размещен непосредственно сотрудниками банка. ТСП может встраивать QR-код в меню, вывешивать его рядом с прилавком или размещать небольшую наклейку рядом с указателем платежных систем.

Дмитрий Гороховский, руководитель проекта C2B через СБП в банке ПСБ отметил, что кредитная организация прошла сертификационное тестирование в СБП в трех разных качествах:

«Сегодня ПСБ – единственный банк, который может отправлять и получать деньги, как агент, регистрировать торговые точки и предоставлять им QR-коды. Функционал оплаты будет доступен клиентам в мобильном приложении ПСБ как для iOS, так и для Android, как только сервис выйдет в промышленную эксплуатацию. Покупателю достаточно будет лишь сканировать динамический QR-код через мобильное приложение своего банка на телефоне, выбрать счет оплаты и подтвердить операцию».

Прежде всего, новый сервис будет востребован в торговых точках, где нет иных способов оплаты, кроме как наличными. Если в точке уже принимаются наличные, банковские карты и mobile pays, ритейлеры смогут мотивировать своих покупателей платить через СБП посредством программ лояльности.

«Крупные ТСП при оплате покупок через СБП будут экономить до 1% от выручки и, соответственно, смогут делиться этой суммой с клиентами. Это выгодно для ритейлера, поскольку покупатели не уйдут с кэшбэком по карте «на улицу», а будут копить баллы в его программе лояльности», - поделился Н. Хомутов.

Отвечая на вопрос о том, как повлияет запуск C2B-платежей через СБП на рынок эквайринга, он отметил, что мировые практики показывают, что они могут занять от 10 до 30% рынка.

«Никто не говорит о том, что картами больше платить не будут. Естественно, карты будут оставаться самым популярным платежным инструментом в перспективе ближайших 3-5 лет. Но, при этом мы думаем, что до 10% операций может перетечь в СБП, в первую очередь за счет микро- и малого бизнеса – тех, кто сегодня, не имеет POS-терминалов и не принимает карты», - резюмировал Н. Хомутов.

По материалам PLUSworld.ru

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

ЕЩЁ НОВОСТИ