17.06.2009, 14:25
Количество просмотров 125

Рынок антивирусов в России вырастет на треть

Согласно прогнозам, в 2009 г. рынок антивирусного программного обеспечения в России может вырасти на 30%. Антивирусы, по мнению...
Рынок антивирусов в России вырастет на треть

Согласно прогнозам, в 2009 г. рынок антивирусного программного обеспечения в России

может вырасти на 30%. Антивирусы, по мнению исследователей, попадают в

категорию товаров первой необходимости, поэтому экономить на них в кризис не

станут. 

По оценкам Anti-Malware.ru,

несмотря на кризис, суммарный объем рынка антивирусного программного

обеспечения в 2008 г.

в России составил рекордные $210 млн, что на 57% больше аналогичного показателя

2007 г.

- $133 млн. И хотя темпы роста рынка несколько замедлились (годом ранее этот

показатель составил 94%), они все еще остаются достаточно высокими. Напомним,

что IDC более скромно оценивает объем и рост всего российского

рынка систем ИБ (включая антивирусы) в 2008 г. - в $211 млн и 46,7%.

Эксперты Anti-Malware.ru

отмечают, что, как и годом ранее наибольший вклад в рост антивирусного рынка

внесло «обеление» программного обеспечения, установленного в организациях и на

компьютерах домашних пользователей. Производители антивирусного программного

обеспечения провели большую работу в ритейле, сделав значительный шаг в сторону

потребителя – коробочные продукты теперь можно встретить в магазинах шаговой

доступности в различных городах России. Для многих клиентов купить антивирус

становится проще, чем искать для него в сети пиратские ключи, что продолжает

сказываться на росте доходов вендоров.

Значимым событием 2008 г. стало активное

продвижение антивирусных продуктов по подписке через интернет-провайдеров. По

сути, открылся новый емкий канал продаж, в котором преуспела компания «Доктор

Веб», первой воспользовавшись предоставленной бизнес-возможностью.

Государство в 2008 г. продолжало

стимулировать рынок крупными тендерами на поставку антивирусного ПО, что также

внесло существенный вклад в объем рынка, особенно в условиях начавшегося в

конце года финансового кризиса.

Объем продаж основных

участников рынка антивирусной защиты в России за 2007-2008 гг.

Производитель 

Объем продаж, $млн, 2007

г.

Объем продаж, $млн, 2008

г.

Рост, 2007-2008 гг.

«Лаборатория Касперского»

60,2

98

62,80%

Eset 

18,3

43

135,00%

Symantec 

24,5

31

26,50%

«Доктор Веб»

8,4

15,5

84,50%

Trend Micro 

8,6

9,5

10,50%

McAfee 

3,2

3,5

9,40%

Panda Software 

2

2,2

10,00%

Другие производители 

7,9

7,5

-5,10%

Весь рынок 

133,1

210,2

57,90%

Источник: Anti-Malware.ru, июнь 2009 г.

В 2008 г. на рынке произошли

серьезные изменения, существенно изменился расклад в лидирующей пятерке,

отмечается в новом исследовании Anti-Malware.ru. Компания Esetза счет очень высоких темпов роста (135%) смогла занять второе место на рынке,

опередив корпорацию Symantec,

которая показала устойчивый, но умеренный рост (26,5%). Другому российскому

вендору, компании «Доктор Веб», удалось опередить терявшую последние годы

позиции компанию TrendMicro в

борьбе за четвертую позицию на рынке. Темпы роста продаж «Доктор Веб» оказались

лучшими для этой компании за последние годы (84,5%).

Рост объема продаж лидера рынка –

«Лаборатории Касперского», в 2008

г. составил 62%, что заметно хуже, чем годом ранее. Для

сравнения, в 2007 г.

темпы роста этой компании составляли 141%.


Компании TrendMicro, а также McAfee и PandaSecurity хоть и оказались в положительной зоне, но их темпы роста

(9-10%) в 2008 г.

оказались гораздо ниже среднерыночных.

В графу «другие производители»

вошли такие вендоры, как Microsoft,

Sophos, Agnitum, Aladdin, BitDefender,

F-Secure, Avast, Avira, Safe'n'SoftSoftware и т.д. Суммарный объем продаж этих производителей, по

оценке Anti-Malware.ru, уменьшился до $7,5 млн. При этом тройка лидеров – «Лаборатория

Касперского», Eset и Symantec - в сумме заработали $172

млн, или 82% от всего объема рынка антивирусного ПО в России. Годом ранее эти

компании в сумме контролировали 77%. Этот факт позволяет говорить о фактическом

разделе рынка между тремя вендорами и о «выдавливании» с него более мелких

игроков.

Доли основных участников

на рынке антивирусной защиты в России за 2007-2008 гг.

Производитель

Доля рынка, 2007 г.

Доля рынка, 2008 г.

Изменение доли рынка

«Лаборатория Касперского»

45,20%

46,60%

1,40%

Eset

13,70%

20,50%

6,70%

Symantec

18,40%

14,70%

-3,70%

«Доктор Веб»

6,30%

7,40%

1,10%

Trend Micro

6,50%

4,50%

-1,90%

McAfee

2,40%

1,70%

-0,70%

Panda Software

1,50%

1,00%

-0,50%

Другие производители

5,90%

3,60%

-2,40%

Источник: Anti-Malware.ru, июнь 2009 г.

 

Стоит отметить, что все данные

объемов продаж указаны в ценах для конечных пользователей, что дает суммы,

несколько превышающие реальные доходы компаний-производителей или их

дистрибьюторов на территории России (на величину наценки каналов продаж). В

анализе не учитывались возможные доходы от технологических продаж вендоров,

например, когда антивирусный движок продается в составе продукта третьей

компании.

Сравнивая доли рынка вендоров,

которые они занимали в прошлом году, видно, что «Лаборатория Касперского» и Eset, как и раньше, упрочили свои

позиции, отвоевав у конкурентов 1,4% и 6,7% соответственно. Кроме них, свою долю

рынка на 1,1% удалось упрочить и компании «Доктор Веб». Все остальные вендоры

немного ослабили свои позиции.

«Приведенные цифры - в первую

очередь динамика роста - отражают качество работы вендоров в канале, -

комментирует Сергей Кухтин,

генеральный директор компании «Алатус» (российский системный интегратор в

области ИБ, - прим. CNews).

- И лидеры тут, по-моему, вполне заслуженные – целевая маркетинговая компания

ряда производителей дала свои плоды. Плюс во второй половине 2008 г. внес свои коррективы

кризис – в жестких условиях не до экспериментов, клиенты стараются

ориентироваться на проверенные решения, а конкурентный переход маловероятен».

При этом Кухтин отмечает, что, к сожалению, в исследовании не отражено

распределение долей отдельно в сегментах Enterprise, SMB и

домашних пользователей. «Очевидно, что расстановка сил в каждом из сегментов

сильно отличается от суммарных показателей», - считает он.

Олег Гудилин, руководитель отдела стратегического маркетинга KasperskyLabEEMEA, также полагает, что в отчете

верно передана основная тенденция 2008 г.: доля целого ряда западных игроков

неуклонно сокращается, российские же компании, напротив, чувствуют себя

довольно уверено. «В тоже время, информация по ряду компаний, на наш взгляд, не

совсем точно отражает реальную картину, - подчеркивает он. - В частности,

озвученные нами официально 3 млрд руб., потраченных пользователями на продукты

«Лаборатории Касперского» в 2008

г., были приведены к долларовому эквиваленту без

должного учёта курсовой разницы в течении года. В итоге это отразилось как на

итоговой доле рынка, так и на темпах роста нашей компании, озвученных в

отчёте».

Нашлись и другие несогласные с

оценками Аnti-Malware. «Как всегда, Аnti-Malware в отношении компании "Доктор Веб" предпочитает

давать данные трех-четырехлетней давности», - комментирует Борис Шаров, генеральный директор

«Доктор Веб».

В Anti-Malware.ru прогнозируют, что в 2009 г. из-за экономического

кризиса рост рынка будет гораздо меньше, чем в последние несколько лет, и едва

ли превысит 30% (по прогнозам IDC

– порядка 16%). Исходя из этого, объем продаж в 2009 г. должен составить

около $270 млн. Тем не менее, специалисты отмечают, что рынок информационной

безопасности, куда входит и антивирусное ПО, уменьшаться не будет. Будет отмечаться

лишь уменьшение его темпов роста. Причина этого в том, что безопасность – это

не та вещь, на которой экономят в кризис. «Можно сказать, что антивирусное ПО

попадает в категорию товаров «первой необходимости», - говорится в отчете.

«В разрезе всей ИТ-отрасли, которая

в условиях глобального финансового кризиса переживает сложные времени,

антивирусный рынок остается своего рода тихой гаванью, куда продолжают идти

деньги, - рассказал CNewsИлья Шабанов,

руководитель проекта Anti-Malware.ru. - Лучше всего в 2009 г. себя будут

чувствовать те вендоры, в структуре которых больший вес имеет корпоративный

сегмент». Домашние пользователи и малый бизнес, по мнению Шабанова, в условиях

экономии бюджета могут переходить на бесплатные продукты или снова начать

пользоваться услугами пиратов.

«Антивирусные решения относятся к

ПО, без которого невозможно нормальное функционирование ни одного бизнеса и ни

одного домашнего компьютера, поэтому спрос на данные продукты будет расти,

независимо от общей экономической ситуации в стране», - подтвердил CNewsАндрей Албитов, глава российского

представительства Eset. По

оценкам самой компании, на долю Eset

приходится 27-29% всех продаж антивирусного ПО в России. Несмотря на кризис, в

компании рассчитывают на дальнейший рост в 2009 г.

«Российский антивирусный рынок все

еще является быстрорастущим, тем не менее, мы считаем, что дальнейшее его

развитие будет происходить не экстенсивным, а интенсивным путем, как это

происходило в других странах, - комментирует Олег Никитский, менеджер по дистрибуции Symantec в России и СНГ. - Базовая

потребность корпоративных заказчиков в обычных антивирусах уже в большей

степени удовлетворена, и они начинают задумываться о дополнительных

технологиях, таких как резервное копирование и восстановление данных, контроль

за доступом к сети – всем тем, что обеспечивает защиту данных и систем на более

качественном уровне».

 

По материалам Cnews


Рубрика:
{}Технологии
Теги:
#
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ