Мобильное приложение журнала
Google Play Apple Store
курс цб на 16.07: USD 62.828 EUR 70.8574
криптовалют: BTC 10840.4$ ETH 228.13$
Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №5 589 просмотров

Тренды лета. Топ-5 в Artificial intelligence, устойчивость банкоматного рынка и экспансия POS-терминальных лоукостеров?

Тренды лета. Топ-5 в Artificial intelligence, устойчивость банкоматного рынка и экспансия  POS-терминальных лоукостеров?

Чем запомнится начало лета 2019 года российскому и мировому банковскому сектору и платежной индустрии?

Искусственный интеллект – как нам попасть в топ-5?

Начнем с оптимистичного. Недавно в эфире передачи «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия-1» глава Сбербанка Герман Греф выразил уверенность, что Россия может войти в пятерку стран-лидеров по развитию искусственного интеллекта. По мнению экспертов, при всей амбициозности этого заявления с ним трудно не согласиться. Правда, лишь в той части, что стартовые условия для развития artificial intelligence (AI) в России есть. Безусловно, уровень российских ИТ-специалистов (а также выходцев из России) остается весьма высоким. Однако на этом наши преимущества, возможно, и заканчиваются.

По мнению Андрея Поварова, директора Международного центра программ и проектов в бизнес-образовании РАНХиГС, заинтересованность бизнеса в развитии и внедрении технологий искусственного интеллекта пока что в большей степени просматривается на уровне деклараций. Именно поэтому создание условий для реальной (т. е. рыночной) заинтересованности в них могло бы стать еще одним важным фактором, без которого невозможно не только выйти на то же пятое место, но и даже близко не догнать такие страны, как, например, Южная Корея. Кстати, в Южной Корее AI активно развивается с 2016 года, когда самообучающаяся программа AlphaGo, реализующая методы AI, обыграла в Го наиболее выдающегося корейского профессионала Ли Седол. После этого правительство Южной Кореи сразу же объявило AI ключевой технологией в развитии государства и немедленно инвестировало 1 триллион вон (примерно 863 млн долл. США) в развитие AI.

При этом наибольший динамизм развития технологий AI показывают сегодня даже не государство, а большие международные компании. Так, AlphaGo была разработана Google DeepMind, а компании большой пятерки, часто называемой GAFAM (Google-Amazon-Facebook-Apple-Microsoft, но не только, также в эту категорию включаются и Intel, и другие), начиная с 2012 года массово скупают все перспективные стартапы и целые лаборатории университетов, переводя их полным составом в свои AI-подразделения.

Еще один недостающий для полноценного развития AI в России компонент – это образование, как техническое, так и бизнесовое. Не случайно в той же Южной Корее к 2020 году планируют открыть шесть специализированных AI-школ, где обучаются 5000 высококвалифицированных инженеров, а в бизнес-образовании европейские и американские бизнес-школы все активнее включают тематику AI именно в бизнес-образование. В России тоже такие программы есть, но они пока единичны.

В любом случае заявление Грефа позитивно хотя бы тем, что о серьезном развитии AI в России уже действительно начали задумываться всерьез. Остается надеяться, что и в России AI станет если не технологией национального стратегического прорыва, то хотя бы зай­мет достойное место среди поддерживаемых и активно развиваемых бизнесом и государством. Характерно, что, согласно заявлению Александра Ведяхина, первого заместителя председателя правления Сбербанка, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), доля искусственного интеллекта в прибыли крупнейшего в Центральной и Восточной Европе банка составляет сегодня 30–40%.

Тренды лета. Топ-5 в Artificial intelligence, устойчивость банкоматного рынка и экспансия  POS-терминальных лоукостеров?

Рынок банкоматов – поводов к рецессии не обнаружено?

К началу лета появился новый повод подискутировать на тему востребованности наличных в цифровую эпоху. Согласно последнему отчету компании RBR, в 2018 году количество банкоматов впервые в истории рынка резко снизилось на четырех из пяти крупнейших рынков. При этом ожидается, что общее количество установленных банкоматов в мире будет снижаться медленно (в общей сложности лишь на 0,6% за пять лет), достигнув в 2024 году 3,22 млн устройств.

Заводы основных мировых вендоров банкоматов загружены заказами на 6–8 месяцев вперед, у некоторых увеличились сроки отгрузки

Впрочем, по мнению внешних экспертов журнала «ПЛАСа», с рынком банкоматов не все так однозначно. Да, после устойчивого увеличения объемы закупок ATM постепенно будут снижаться, это, скорее всего, неизбежно, в то же время за последний год глобальный объем заказов на новые устройства самообслуживания продемонстрировал ярко выраженный рост. Последний связывают как с традиционным повышением востребованности наличных на фоне экономической и политической нестабильности, так и с необходимостью заменять устаревшие модели новыми. В результате на сегодняшний день заводы основных мировых вендоров загружены заказами на 6–8 месяцев вперед, у некоторых из них заметно увеличились сроки отгрузки.

С учетом всего перечисленного можно сделать вывод, что в ближайшие 5-6 лет на рынке Европы тренд на сколько-нибудь ощутимое снижение инсталлируемой базы банкоматов маловероятен.

Платежные технологии: все ли инновации прибыльны?

От трендов банкоматного бизнеса перейдем к трендам рынка торгового эквайринга. Несмотря на активизировавшиеся дискуссии о массовом внедрении платежей по QR-кодам и иных инновационных платежных технологий, включая биометрию, и той угрозе для рынка торгового эквайринга в его нынешнем виде, которую они якобы представляют, ряд экспертов не склонны переоценивать влияние новых платежных технологий на платежный бизнес. Причем даже на фоне предстоящего второго этапа развития Системы быстрых платежей, предусматривающего обслуживание C2B-транзакций. 

Основной причиной называется развитость традиционной эквайринговой инфраструктуры. Учитывая, что в случае внедрения той же биометрической идентификации модернизация затронет сегодня свыше 2,5 млн POS-терминальных устройств, которые придется либо заменять на новые, либо дооснащать и апгрейдить, нетрудно догадаться, каких затрат потребует массовый переход на инновации. И это не говоря уже о дополнительных инвестициях в обеспечение безопасности.

При этом возникает вполне закономерный вопрос – а нужны ли бизнесу эти затраты и как скоро он сможет их окупить? Показательным здесь является пример туристического сектора. Как известно, именно на фоне резко возросших потоков китайских туристов в России стали внедряться не только карты UnionPay, но и их прямые конкуренты на рынке КНР – платежные сервисы WeChat и AliPay. Казалось бы, это вполне логичные и очень перспективные шаги, если бы не одно «но». Как утверждают некоторые признанные эксперты гостиничного бизнеса на страновом уровне, за последние три года его участники успели сильно разочароваться в работе с туристами из КНР. Причина достаточно проста – путешествующие из Китая в своем большинстве крайне ограничены в расходах и практически не пользуются дополнительными сервисами, что делает их обслуживание критичным с точки зрения доходности. При этом гостевому бизнесу не удается повысить этот показатель за счет одного лишь количества клиентов – да, потоки туристов растут, но это лишь способствует повышенной амортизации отелей, поскольку такие постояльцы практически ничего не приобретают, помимо минимального набора услуг. Более того, вместо них гораздо выгоднее было бы обслуживать меньшее количество туристов из Европы, тратящих гораздо больше и, соответственно, гораздо более привлекательных в плане обслуживания. Таким образом, внедрение новых платежных технологий в расчете на расширение клиентской базы далеко не всегда связано с новым уровнем доходности, и об этом следует помнить.

Лоукостеры используют демпинг, получая от своих noname-вендоров до нескольких долларов США дотаций на 1 устройство

О том, что именно бизнес-составляющая выходит сегодня на первый план при оценке участниками рынка практически любой инновации, свидетельствуют и итоги 10-го юбилейного Международного ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2019». Мероприятие, собравшее в последние дни мая более 1500 делегатов, уже само по себе уверенно входит в число главных рыночных трендов сезона. В этом году Форум ознаменовался полным аншлагом конференционной части мероприятия, и это весьма показательно. По мнению экспертов, период, когда участники рынка внимательно изучали практически любые предлагаемые вендорами технологические новинки только ради инноваций как таковых, безвозвратно прошел. Сегодня они заинтересованы в как можно более тщательной и объективной оценке реальных бизнес-возможностей предлагаемых решений и сервисов, что и происходило на конференции ПЛАС-Форума в ходе выступлений спикеров, круглых столов, мастер-классов и перманентных дискуссий. И эта тенденция будет лишь нарастать. При этом интерес к выставке ПЛАС-Форума также продолжает повышаться. И нетривиальный вопрос, который решают для себя вендоры, заключается сегодня в том, как продолжить процесс расширения коммуникаций с делегатами мероприятия, одной из очевидных задач которых на период посещения ПЛАС-Форума становится «охота» за бизнес-кейсами и опытом коллег на российском и иных рынках.

Лоукостеры атакуют российский POS-терминальный рынок?

Тренды лета. Топ-5 в Artificial intelligence, устойчивость банкоматного рынка и экспансия  POS-терминальных лоукостеров?Продолжая тему российско-китайских отношений, стоит упомянуть и еще один характерный тренд. В настоящее время на российский рынок ведут активную экспансию большое количество low cost поставщиков POS-терминального оборудования из КНР. По мнению экспертов, их основная цель на сегодняшнем этапе – в буквальном смысле любой ценой выйти на наш рынок и закрепиться на нем. Именно поэтому большинство таких лоукостеров используют откровенный демпинг, получая от своих noname-вендоров, по некоторым сведениям, до нескольких долларов США дотаций на одно проданное устройство. Очевидно, что вопросы эффективного обслуживания и логистики, а также разработки софта не входят для таких поставщиков в число первоочередных, равно как и содержание необходимой для этого команды специалистов, наличие сервисных партнеров и сети складов. Ведь главное для них – предложить выигрышные цены на многочисленных тендерах, в которых они принимают активное участие.

К сожалению, эти нюансы часто остаются без должного внимания самих организаторов тендеров. В результате они зачастую становятся заложниками последствий отрицательной селекции, когда предложивший самую низкую цену поставщик-победитель не в состоянии справиться со взятыми на себя обязательствами, а серьезные игроки, напротив, начинают избегать некоторых тендеров, прекрасно осознавая невыгодность, если не провальность, их условий на фоне демпинга недобросовестных конкурентов.

Разумеется, все вышесказанное относится к перепродажникам-однодневкам, продвигающим noname-продукцию и напоминающим бесконтрольных импортеров-челночников дешевого ширпотреба начала 1990-х, добивавших в те годы отечественное производство. Нельзя забывать, что на сегодняшний день на рынке России работают и серьезные вендоры из Китая, обладающие всем необходимым для поддержки заказчиков и нацеленные на долгосрочное сотрудничество. 

1+

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных