ЕВРОПЕУМ –
25 лет на волне инноваций
В этом году группа компаний ЕВРОПЕУМ отмечает свой 25-летний юбилей.
Четверть века ее работы на рынке ознаменовались достижениями, без которых сегодня уже невозможно представить современный российский (да и не только) розничный банковский бизнес. В этом ряду – появление первого электронного кассира, депозитного хранилища с электронной системой доступа, создание уникальной системы валютных каталогов и полная автоматизация банковского офиса. Сегодня один из основателей ЕВРОПЕУМ Вячеслав Рогов и Станислав Вавак, занявший пост главного управляющего директора группы компаний в декабре 2017 года, беседуют с журналом «ПЛАС» о ключевых вехах истории деятельности ЕВРОПЕУМ и ее сегодняшних рыночных позициях, стратегических приоритетах и планах на будущее.
Вячеслав Рогов
основатель ГК «ЕВРОПЕУМ»
Станислав Вавак
главный управляющий директор ГК «ЕВРОПЕУМ»
ПЛАС: В начале нашей беседы не могли бы вы сказать несколько слов о том, как начиналась история деятельности вашей компании?

В. Рогов: Изначально наша структура была создана двумя компаниями, Europeum Швеция и QEX Словакия. Это произошло в октябре 1992 года. С момента основания мы поддерживаем тесные деловые отношения с ведущими европейскими и мировыми производителями банковского оборудования. В частности, с момента основания самые продуктивные деловые контакты сложились с хорошо известной на международном рынке британской фирмой De La Rue. Она выпускает различное оборудование в сфере наличного денежного обращения, в частности, для обработки банкнот и монет. Помимо De La Rue, у нас сложились тесные партнерские взаимоотношения с компаниями Rosengrens, Gunnebo, Q-Matic, Brandt, а также Toshiba.

Одновременно мы сотрудничали с издательством Интерпола – Keesing Reference Systems – в деле распространения специальных каталогов о мировых валютах в двух томах, которые смогли использовать российские банки. Особенно ценно в них было то, что часть этих изданий составляла информация, касающаяся обращения фальшивых банкнот, которая поступала непосредственно из Интерпола. 1990-е годы были временем, когда руководство практически всех банков нуждалось в профессиональных консультациях по многим вопросам, прежде всего касающимся налично-денежного обращения. И мы были здесь вне конкуренции. Так, например, публикация о выпуске каталогов и нашей работе с Интерполом вышла в 1993 году на первой полосе газеты «Коммерсантъ», что считалось событием экстраординарным.

За четверть века работы ЕВРОПЕУМ «завез» в Россию много новых и ранее не практиковавшихся в нашей банковской системе технологий. Наша компания всегда тесно сотрудничала с Банком России в части внесения изменений в регламентирующие документы, которые бы позволили использовать эти современные технологии. Ведь изначально и электронные кассиры, и система электронной очереди, и система рециркуляции денежных средств не были предусмотрены действующим на тот момент регламентом работы. Зачастую ЕВРОПЕУМ доказывал регулятору и коммерческим банкам, что эти технологии необходимо «легализовать» – описать инструкциями и положениями, таким образом, разрешив их использование в коммерческих банках.

Так, именно мы первыми «привезли» в страну и внедрили на российском рынке технологию электронного кассира в 1995 году. Тогда пришлось приложить серьезные усилия и буквально пробивать эти устройства через Центробанк, потому что изначально электронные кассиры были запрещены законодательством, инструкциями и положениями ЦБ. Несмотря на это, нам удалось убедить руководство Сбербанка в перспективности решения. Тому, в свою очередь, удалось договориться с регулятором, в результате первые электронные кассиры появились в Московском банке Сбербанка в 1995 году, это были модели от компании De La Rue. Они были поставлены в рамках первого контракта, который мы «пробивали» целых три года.

Вторым банком, внедрившим «электронного кассира», стал Альфа-Банк, кстати, до сих пор он является апологетом передовых технологий в банковской сфере.
С самых первых дней становления этого сегмента наша компания занимала до 90% рынка «электронных кассиров».
ПЛАС: В то время вашей компании также удалось вывести на российский рынок и целый ряд других инновационных решений, востребованных его участниками и серьезно повлиявших на дальнейшее развитие бизнеса. Предположу, это было связано с очень серьезными инвестициями?

В. Рогов: Верно. С нашей помощью рынок узнал о том, что представляет собой депозитное хранилище с электронной системой доступа. И вновь первым, кто поддержал идею внедрения, стал Московский банк Сбербанка России. Мы поставили на рынок и внедрили в этом банке систему электронных очередей Q-Matic.

В результате применения инновационных технологий наша компания стала первой, кто разработал систему полностью автоматизированного банка. К 1998 году у нас в производстве было порядка 8 уникальных проектов, которые мы выполняли под ключ.

ПЛАС: Очевидно, что кризис 1998 года изменил стратегию
вашего развития – в чем конкретно это нашло отражение?

В. Рогов: При падении курса рубля мы потеряли практически весь свой оборот. Но при этом, что гораздо более важно, сохранили доброе имя. А когда поняли, что у банков стало недостаточно средств для развития сети отделений, разработали концепцию мини-отделения либо даже микроотделения на базе электронного кассира. В таком отделении было всего два рабочих места операционистов. В частности, в Сбербанке мы установили между ними электронного кассира, а также два сейфа. Подобные офисы были развернуты во многих организациях.

ПЛАС: По сути, вашу компанию можно назвать одним из ключевых драйверов технологической модернизации российской банковской сферы.

В. Рогов: Это не будет большим преувеличением. За нами как локомотивом шел весь процесс модернизации розничного банкинга. Вслед за продвижением и внедрением электронных кассиров пришло время ресайклингового оборудования, включая TCR. Затем появились первые ресайклинговые банкоматы. С 2011 года ЕВРОПЕУМ является эксклюзивным партнером в России компании OKI – разработчика банкоматов с функцией рециркуляции наличных.

Наша компания всегда работала с операционно-кассовыми управлениями банков, и мы хорошо знали этот участок, но в случае внедрения рециркуляционных банкоматов необходимо было задействовать целую инфраструктуру и прежде всего усилия ИТ-управлений. Кстати, ресайклеры от японской компании OKI считаются одними из лучших в мире.
Ресайклеры от японской компании OKI считаются одними из лучших в мире
ПЛАС: Ваша группа компаний является единственным уполномоченным партнером OKI. Помимо гарантий для партнеров, какие еще преимущества дает этот статус?

С. Вавак: Как вы уже знаете, компания OKI является мировым лидером по разработке и созданию рециркуляционных устройств самообслуживания, характеризующихся высочайшим уровнем технологической надежности. Мы очень высоко ценим выбор компании OKI именно нас в качестве эксклюзивного партнера, основанный на оценке ЕВРОПЕУМа как пионера технологических инноваций на российском банковском рынке. Нам же это партнерство дает прежде всего возможность держать руку на пульсе уникальных разработок и преимущество внедрять их в РФ первыми.

ПЛАС: Ресайклинг уже достаточно широко применяется в российской банковской сфере. За последнее время на рынок выходят новые поколения банкоматов. Насколько функционально отличаются последние от предыдущих моделей, какова их востребованность рынком?

С. Вавак: Сегодня востребованность устройств с функцией ресайклинга очень высока. Все уже давно посчитали эффективность применения таких решений и активно обновляют свой парк. У компании OKI в этом году выходит на рынок устройство восьмого поколения, и оно станет своего рода прорывом. Надежность устройств OKI изначально построена на абсолютной простоте технологических решений, отработанных генерациями экспертов, и в этом весь секрет. Так что ждите сюрпризов…
У OKI в 2018 году выходит на рынок устройство восьмого поколения, которое станет своего рода прорывом
ПЛАС: Примечательно, что тот же Альфа-Банк использует банкоматы OKI не только в своих отделениях в Москве, но и в рамках организованного им фестиваля Alfa Future People.

В. Рогов: Альфа-Банк использует банкоматы OKI для обеспечения оборота наличных денежных средств на фестивале Alfa Future People с 2014 года. Банк является одним из крупнейших в России клиентов компании ЕВРОПЕУМ. Ежегодно с помощью поставляемых нами банкоматов-ресайклеров OKI участники фестиваля получают возможность отказаться от использования наличных денег, которые не принимаются к оплате на всей территории Alfa Future People. Каждый посетитель получает специальный браслет со встроенной картой Альфа-Банка, который служит одновременно и электронным билетом, обеспечивающим доступ на территорию фестиваля, и удобным бесконтактным платежным средством. Внеся наличные деньги на свой счет через установленные на территории фестиваля ресайклеры, гости фестиваля получают возможность удобно, быстро и безопасно расплачиваться во всех торговых точках фестиваля с помощью браслета. Устройства работают круглосуточно, а за счет бесперебойной работы и технологии рециркуляции, которая позволяет банкоматам долгое время работать без инкассации, ATM OKI уже который год отлично справляются со своими задачами по зачислению наличных средств, а также выдаче наличных покидающим фестиваль участникам.

Как известно, Альфа-Банк также получил эксклюзивное право предлагать банковские услуги миллионам болельщиков в рамках чемпионата мира FIFA 2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017. На стадионах, где проходили футбольные матчи Кубка конфедераций 2017, были установлены банкоматы OKI, с помощью которых посетители могли пополнить свои предоплаченные карты и браслеты. Также банкоматы обеспечивали выдачу наличных денег зарубежным гостями Кубка конфедераций по картам иностранных эмитентов.

ПЛАС:
Оказывает ли компания ЕВРОПЕУМ услуги по техническому сопровождению и кассовому обслуживанию продвигаемого вами оборудования?

В. Рогов: Сложное современное оборудование требует квалифицированной сервисной поддержки, что инициировало нас создать собственную систему эксплуатационного сопровождения. Кроме того, по мере распространения и продвижения ресайклинга в региональные отделения банков мы постепенно стали кооперироваться с техническими или сервисными структурами, способными одновременно обслуживать продукцию различных вендоров. При этом в крупных городах европейской части России мы создаем склады, которые позволяют экономить время на отправку заказчику как самого оборудования, так и комплектующих.
Ежегодно с помощью банкоматов-ресайклеров OKI участники фестиваля Alfa Future People получают возможность отказаться от использования наличных денег
ПЛАС: Насколько нам известно, оборудование в сфере наличного денежного обращения – не единственное направление группы компаний ЕВРОПЕУМ.

В. Рогов: В свое время в структуре ЕВРОПЕУМ были созданы заводы на территории Чехии по производству банковской мебели. Этим направлением в России в то время никто не занимался, а между тем у любого банка должна быть индивидуальность, свое лицо, и в этом отношении, например, тот же операционно-кассовый барьер по определению должен носить эксклюзивный дизайн, отражающий конкретный бренд.

Со временем мы стали владельцами мебельной фабрики в Тарусе, это позволило нам сохранить свои позиции в сфере поставок мебели для банков. Мы можем предложить любые дизайнерские решения, конфигурацию и поставки в любом количестве. Вместе с тем наша компания входит в топ-3 в категории «создание банка под ключ».

С. Вавак: Группа компаний ЕВРОПЕУМ как безусловный лидер технологического развития отрасли обеспечивает сегодня весь комплекс поставок оборудования и инновационных технологий, прежде всего в сфере банковского бизнеса. Но в связи с грядущими изменениями в нашей повседневной жизни, на фоне диджитализации множества процессов и появления многочисленных онлайн-сервисов буквально на каждом шагу мы внимательно смотрим и видим перспективы востребованности наших разработок и в таких сферах, как ритейл или логистика.
ПЛАС: Как часто приходится задействовать сразу все компании группы при работе с клиентами, выполнять заказы «под ключ», когда заказчику необходимы не только апгрейд офиса, новая мебель, но и поставка, предположим, нового поколения оборудования?

В. Рогов:
Вся стратегия создания группы компаний ЕВРОПЕУМ исторически построена на прочном фундаменте специализированных компании с высоким уровнем ноу-хау. Вся работа команды, все процессы гибко подстраиваются под потребности клиента так, чтобы в первую очередь клиент получал абсолютную аналогию желаемого, с полным набором сервиса высокого уровня и реализацией под ключ. Мы практически всегда используем принцип синергии наших компаний и предоставляем оптимальное для клиента решение по лучшей цене.

ПЛАС: Ваше оборудование востребовано в первую очередь теми банками, которые старались максимально автоматизировать не только операционные процессы, но и обслуживание розничной клиентуры. Кто из российских банков стал первым вашим клиентом в данном направлении?

В. Рогов: Первый офис, который мы полностью модернизировали, принадлежал Сбербанку и находился на Новослободской, 21. Затем настала очередь отделения Банка Москвы на Тверской, что напротив столичной мэрии. Постепенно мы провели переоснащение многих крупнейших офисов Сбербанка. В разное время мы создали брендбуки для большого количества банков: Газпромбанка, Банка «Открытие», «АК БАРС» Банка, Банка Москвы, а также Налоговой инспекции РФ. Говоря о нашей роли в оснащении отделений банков, отмечу, что мы были пионерами и в продвижении в России системы внутренней логистики – пневмопочты, а также в качестве поставщиков сейфовых дверей. Последние изделия научились выпускать и сертифицировать в России гораздо позже.
ПЛАС: Одним из новейших решений ЕВРОПЕУМ стал цифровой роботизированный банк. В чем его уникальность и что послужило главным стимулом для разработки?

В. Рогов: Необходимо помнить, что операции с наличными деньгами – одни из самых трудоемких, неэффективных и низкоквалифицированных банковских операций. Чтобы трансформировать их в цифровые каналы, эти операции необходимо максимально автоматизировать. Это можно рассматривать в качестве первого шага на пути перевода основной нагрузки по обработке наличных денег из банковской сферы в ритейл, а в дальнейшем – к минимальной доле операций с наличными деньгами и ценностями в работе самого банка. Высвободившиеся площади отделений, мощности и кадры могут быть использованы банками для построения многогранной и диверсифицированной экосистемы с новыми видами услуг.

Цель создания автоматизированного банка заключается в том, что максимальное количество операций, требующих физического контакта с ценностями, выполняются самим клиентом банка либо роботами. Такая возможность появляется благодаря тому, что банк использует новейшую технологическую платформу. Реализация данного проекта также способствует сокращению доли работы с наличными деньгами, а в перспективе – и полному прекращению этой работы на стороне банка. Автоматизация банковских операций создаст совершенно новый интерфейс взаимодействия с клиентом. Это касается приема, обработки, логистики и хранения наличных, а также хранения и логистики документов в бумажном и электронном виде.

ПЛАС: Какие технические средства предлагается задействовать в рамках этой концепции для автоматизации работы банка?

В. Рогов: Процесс автоматизации работы банка, разработанный ЕВРОПЕУМ, предполагает использование такого оборудования, как терминалы самообслуживания клиентов, терминалы обслуживания в формате teller assist (для переходного периода), роботизированные устройства для приема, хранения и выдачи ценностей, автоматы для хранения документов, файлов и автоматы (роботы) для оказания небанковских услуг. Относительно устройств класса teller assist стоит отметить, что они представляют собой решения для замещения касс с технологией рециркуляции банкнот и монет. Использование teller assist в переходный период, предшествующий созданию полностью автоматизированной системы, исключает прямой контакт сотрудников банка с ценностями и наличными.

ПЛАС: Многие эксперты в последнее время заговорили о трансформации банковских отделений и сокращении задействованного там персонала.
Насколько эта тенденция очевидна для вашей компании, и как это отразилось на ее деятельности?

С. Вавак:
Тенденция, естественно, очевидна, в сегодняшних реалиях, когда упор делается на повышение эффективности использования ресурсов, все смотрят в сторону автоматизации и, не побоюсь сказать, максимальной роботизации всех повторяющихся операций. И мы в этой сфере видим для себя огромный потенциал.

С другой стороны, должен отметить, что никакой робот или автомат никогда не заменит человеческое общение, эмоциональность, а в сфере обслуживания и продаж они всегда будут высоко востребованы.
Мы очень высоко ценим выбор компании OKI именно нас в качестве эксклюзивного партнера
Автоматизация банковских операций создает совершенно новый интерфейс взаимодействия с клиентом
ПЛАС: Ваша компания предлагает оборудование не только для банковского сектора, но также и ритейла. Какие технологии здесь можно
отметить?

С. Вавак: Банковский сектор всегда первый, кто внедряет высокотехнологические решения и решения с высокой долей эффективности и безопасности. Как только клиенты привыкают к их функциональности и удобству, они начинают их требовать и в других сферах. Очень хорошо это видно в развитии онлайн-сервисов в интернет-среде. Также эти процессы можно было наблюдать в развитии зон самообслуживания, которые сегодня вы найдете практически везде – в продуктовом ритейле, логистике и государственных услугах. Везде востребованы одни и те же технологии – прием/выдача наличных, платежные сервисы, удаленный доступ к услугам и применение мобильных устройств.
Вслед за продвижением и внедрением электронных кассиров пришло время ресайклингового оборудования, включая TCR – электронный кассир с функцией рециркуляции
ПЛАС: Ваш прогноз – какие принципиальные изменения ждут российский банковский сектор в ближайшей и среднесрочной перспективе?

В. Рогов: Несмотря на прогнозы некоторых экспертов, банковские отделения как и банкоматы останутся. По информации экспертов рынка, хотя многие страны, как и Россия, демонстрируют существенный рост безналичных платежей, но наличный оборот остается по-прежнему высоким. Так, в России по данным прошлого года доля безналичных транзакций в общем объеме расходов граждан пока невелика и составляет 24%.

Я могу утверждать с полной уверенностью: несмотря на наступление эры цифрового банкинга, банкам по-прежнему будут необходимы физические отделения, в которые будут приходить клиенты за консультациями: куда вложить деньги, как ими эффективно распорядиться и т. д. Так что усилия нашей компании не пропадут даром – у тех разработок, которые мы уже предложили, предлагаем и будем предлагать рынку, определенно есть большое будущее.

ПЛАС: Какие в целом тренды на рынке вы могли бы отметить? Меняются ли в связи с ними приоритеты компании, и какие новинки для банков и ритейла смогут увидеть ваши потенциальные клиенты в наступившем 2018 году?

С. Вавак: Прежде всего это продолжение тенденции на повышение эффективности. Мы уже упоминали рисайклинг и 8-е поколение банкоматов. Для банков (и не только для банков) уже в 2018 году станет максимально актуально использование возможностей роботизации в операционных процессах. Также будет продолжаться переоформление клиентских зон, создание максимально удобных, современных и эффективных пространств.

Все ускоряется, жизнь становится совершенно другой, все больше процессов выходит в виртуальную среду. Необходимо быть гибким, чтобы соответствовать вызовам времени, и мы, безусловно, стремимся быть именно такой компанией.
Задать вопрос компании
Вячеслав Рогов
Станислав Вавак
EUROPEUM
+7 495 937 4647 info@europeum.ru
2110