Банковские ЦОДы «под ключ» от Huawei:
преимущества моновендорного подхода
Артемий Троицкий
системный архитектор решений для финансовых организаций Huawei в России
На прошедшем в октябре 2018 года Форуме инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2018 компания Huawei представила комплексное решение для финансового сектора, которое позволит банкам значительно ускорить процесс развертывания ИТ-инфраструктуры и вводить в эксплуатацию новые отделения буквально за одни сутки. Речь идет о высокопроизводительном геораспределенном катастрофоустойчивом центре обработки данных. О его специфике и новых возможностях, которые такой ЦОД способен обеспечить розничному банковскому бизнесу, журнал «ПЛАС» беседует с Артемом Троицким, системным архитектором решений для финансовых организаций Huawei в России.
ПЛАС: Несколько слов о том, что представляет собой новое решение Huawei для банков. В чем его специфика? Какие преимущества получает банк, приняв решение создавать ЦОД именно на платформе решений вашей компании?

А. Троицкий: Основное преимущество нашего предложения заключается в том, что ЦОД будет собираться на оборудовании одного вендора – Huawei – и силами одного исполнителя в лице нашей компании. Таким образом, мы предоставляем заказчику единое окно, благодаря чему проект реализуется максимально быстро, в полном соответствии с установленными сроками и всеми требованиями заказчика. Соответственно, после внедрения мы обеспечиваем и столь же эффективную поддержку ЦОДа в режиме единого окна. Это заметно дифференцирует наше предложение от той практики, которая превалирует сегодня на рынке, когда за реализацию проекта отвечают порой десятки различных компаний, которые далеко не всегда способны между собой договориться. Развитие ИТ-инфраструктуры заказчика единым вендором осуществляется гораздо быстрее, удобнее, комфортнее для заказчика и, что не менее важно, гораздо более предсказуемо.

Ведь очевидно, что когда банк получает законченный продукт от одного-единственного вендора, это сказывается не только на скорости развертывания ИТ-инфраструктуры, но и существенно упростит дальнейшую эксплуатацию и развитие решения за счет наличия единого окна по решению проблем и единой экспертизы по масштабированию.

Подключаясь к готовой инженерной инфраструктуре заказчика, мы сможем развернуть свое решение в кратчайшие сроки – на практике в большинстве случаев для этого потребуется не больше суток.

Кроме того, такой подход положительно сказывается и на бюджете проекта, от стоимости внедрения до затрат на поддержку, выгодно отличаясь от ситуации, когда сразу несколько вендоров продвигают каждый свою ценовую политику. В нашем случае, когда все решения поставляет один производитель, свою роль играет и эффект экономии на масштабе.
ПЛАС: Что представляет собой типичный портрет заказчика вашего решения – на кого и для решения каких задач оно ориентировано в первую очередь?

А. Троицкий: Мы ориентируемся на любые структуры, основной бизнес которых связан с обработкой больших объемов информации. В первую очередь это банки, для которых критична скорость обработки информации, ее защищенность, а также доступность в режиме 24х7. А поскольку крупные банки обладают разветвленной инфраструктурой обслуживания, у них также возникает необходимость открытия региональных ЦОДов в регионах своего присутствия, чтобы сократить в том числе затраты на каналы передачи данных, а также ускорить время получения и обработки данных с мест их сбора. Кроме того, банк выстраивает сложную структуру своих ЦОДов – центры сбора данных, центры передачи, центры обработки данных и т. п. И на всех этих этапах данные должны быть надежно защищены.

Если мы продолжаем говорить о банке, то у него, как известно, есть отделения и головной офис, где, как правило, происходит агрегация данных из отделений. Кроме того, у банка есть единый процессинг – ИТ-система, которая в силу своей специфики не может быть физически распределена и поэтому размещена в одном месте. Чаще всего это единый «монолит», размещенный именно в главном ЦОДе. Однако сам по себе главный ЦОД может быть разделен на пару дублирующих ЦОДов, которые физически разнесены между собой от нескольких до десятков километров по соображениям катастрофоустойчивости.
Таким образом, банк с разветвленной региональной инфраструктурой обслуживания является классическим примером нашего заказчика.

Как известно, наращивание клиентской базы, в том числе за счет расширения географии своего присутствия, является одной из основных задач развития для любого розничного банка независимо от его масштаба. Банки среднего размера, как и более крупные, как правило, уже обладают разветвленной филиальной сетью и поэтому испытывают необходимость в открытии новых ЦОДов.

Самые крупные банки из топ-50 имеют дополнительные причины открытия более одного ЦОДа, решая задачи отказоустойчивости и катастрофоустойчивости, а также повышения скорости обработки информации, объемы которой растут пропорционально масштабам бизнеса. Для них наше решение также будет очень интересно, поскольку именно моновендорность обеспечивает максимальные возможности для дальнейшего развития и масштабирования решений. На этом фоне у нас есть серьезные основания рассчитывать на продуктивное взаимодействие со всеми крупными банками и финансовыми организациями РФ без исключения.

В первую очередь речь идет о структурах, которые рассматривают расширение своего присутствия в различных российских регионах. Однако причины заинтересованности в нашем комплексном решении могут быть самые разные. Это может быть и развитие текущего бизнеса, включая расширение клиентской филиальной сети или необходимость обработки и хранения информации ближе к месту ее сбора. Речь может также идти о консолидации несколько небольших ЦОДов в едином центральном ЦОДе, и т. п. Таким образом мы позволяем банку существенно сокращать свои затраты на развитие и поддержку ИТ-инфраструктуры.
ПЛАС: Вы упомянули, что можете создать банковский ЦОД буквально за один день. Несколько слов о том, что конкретно банк получит за столь короткий срок и какие задачи сможет решить.
Решение Huawei представляет собой высокопроизводительный геораспределенный катастрофоустойчивый ЦОД
А. Троицкий: Например, если банк расширяет свою филиальную сеть в конкретный регион, где у него пока нет филиалов (либо средств обработки и хранения информации), мы можем оперативно создать для него ЦОД «под ключ», который можно будет развернуть в кратчайшие сроки. Решение Huawei представляет собой высокопроизводительный геораспределенный катастрофоустойчивый центр обработки данных, который включает в себя весь комплекс решений от одного производителя: инженерные системы, серверную инфраструктуру, системы и сети хранения данных, сети передачи данных, транспортные сети оптического уплотнения. Мы также целиком берем на себя задачи дизайна с нуля – вплоть до сдачи вычислительных мощностей и развертывания на них приложений заказчика. И в этом один из основных плюсов нашего решения.

Разумеется, время развертывания такого ЦОДа зависит от его масштабов и может лежать в границах от суток до нескольких дней и даже месяцев. Например, одну-две стойки серверов можно запустить буквально за несколько часов, если же мы говорим про ЦОД с несколькими рядами стоек, его создание может занять несколько недель. Таким образом, все зависит от конкретных потребностей заказчика и необходимых ему объемов.
ПЛАС: Есть ли у Huawei конкуренты в этом сегменте, существуют ли сегодня на рынке какие-либо аналоги вашему решению?

А. Троицкий: Лично я не знаю других вендоров, способных полностью закрыть все задачи создания, функционирования и поддержки ЦОДа исключительно своими силами. Как правило, большинство таких структур работают в 2–3 конкретных областях, поэтому они не практикуют создания полнофункциональных ЦОДов «с нуля» без привлечения других ИТ-компаний. Чаще всего заказчик работает при этом с каким-либо локальным интегратором, который собирает комплексное решение по кускам, поставляемым от каждого вендора. В этом случае, как показывает практика, когда используются серверы от одного производителя, сеть передачи данных – от другого, а система хранения – от третьего вендора, заказчик сталкивается с целым рядом проблем, происходящих как раз на границе перечисленных областей. При этом бывает очень трудно однозначно определить, кто именно ответствен за возникшие сложности, – каждый из вендоров утверждает, что проблема не на его стороне.

Разумеется, ничего подобного не может происходить, когда вы имеете дело с единым исполнителем в лице Huawei, реализующим комплексное решение полностью из компонент собственного производства.
ПЛАС: Как сегодня в целом изменились функции и задачи банковских ЦОДов? С какими трудностями сталкиваются банки при обработке информации, при внедрении ЦОДов и их эксплуатации?
А. Троицкий: Во-первых, появилось большое количество различных сегментов, в результате чего ЦОД необходимо сегментировать на большое количество платформ для обработки различного рода информации. Иными словами, мы в тренде на виртуализацию ЦОДов, без которой ни один банк уже просто не может обходиться.

На текущий момент наше решение уже выходит на этап развертывания частных облаков для банка. Это позволяет сокращать время и затраты на развертывание новых сред, например для разработчиков и тестировщиков.

Второй интересный момент – появление платформ для обработки Больших данных. Сегодня можно построить кластер с большим количеством серверов, которые будут общаться между собой по высокопроизводительной сети, изолированно от других сетей банка, поскольку для таких решений в ЦОДе необходимо иметь отдельную сеть. Это накладывает новые требования на серверную инфраструктуру, на инфраструктуру систем хранения, на инженерную инфраструктуру, на инфраструктуру портовую, по-другому проектируется нами и структурированная кабельная сеть.
Облачные вычисления и обработка Больших данных накладывают свои требования на развитие ЦОДов
Классический пример третьей тенденции – изоляция банковского процессинга от других ИТ-систем и приложений. Такой подход позволяет исключить конкуренцию приложений за сеть передачи данных и за серверные ресурсы.

В соответствии с новыми требованиями и текущим развитием ИТ-решений мы можем также говорить о реализации двух принципиально новых направлений – облачные вычисления и обработка Больших данных, которые накладывают свои требования на развитие ЦОДов. Так, нам необходимо строить в ЦОДе два дополнительных сегмента, которые будут отвечать за работу виртуальных вычислительных мощностей и обработку Больших данных.
Очевидно, что с этой точки зрения банку необходимо трансформировать каким-то образом всю имеющуюся у него ИТ-инфраструктуру, чтобы быть готовыми быстрей реагировать на изменения рынка – как с помощью облачных вычислений, так и в результате увеличения своей экспертизы в части аналитики Больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения.

Таким образом, современные технологии накладывают свой отпечаток на развитие инженерной и вычислительной инфраструктуры в банковских ЦОДах.

Как недавно отметил Айк Амирджанян, директор по работе с финансовыми организациями Huawei в России, в современном бизнесе крайне важное значение имеют скорость и гибкость. Компании должны не просто отслеживать текущие тренды, но и мгновенно на них реагировать: внедрять новые сервисы, предлагающие клиентам более высокий уровень удобства и комфорта, открывать новые офисы там, где это необходимо в соответствии с запросами рынка. Те компании, которым удается действовать быстро, получают серьезное конкурентное преимущество в борьбе за клиента, и финансовый сектор не является исключением.
Задать вопрос компании