17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 171

«Банковский дебют» на рынке автоматизированного приема платежей: как и с кем?

Российские банки, активно развивающие свой розничный бизнес, в последние годы проявляют все более активный интерес к автоматизации...
«Банковский дебют» на рынке автоматизированного приема платежей: как и с кем?



Российские банки, активно развивающие свой розничный бизнес, в последние годы проявляют все более активный интерес к автоматизации услуг, предоставляемых физическим лицам. Очевидно, что сама идея создать сеть терминалов самообслуживания, предоставляющих клиентам широкий спектр сервисов в режиме 24.7 и значительно сокращающих расходы банка на проведение операций, а также решающих проблему очередей к операционным кассам, выглядит для банка весьма привлекательно. В то же время
сложность технологической составляющей подобной модернизации традиционно являлась серьезным препятствием для кредитных организаций. О стремительно развивающемся рынке приема платежей населения в адрес третьих лиц и о перспективах российских банков в данном сегменте рассказывают Дмитрий Голован – генеральный директор компании «ИнтернетБизнесПроект», одного из ведущих российских разработчиков софтверных решений в области систем приема платежей для банков, и Александра Сороко - коммерческий директор компании «Уникум», одного из крупнейших отечественных производителей терминалов самообслуживания.

Сейчас в самых различных кругах, включая как законодательную власть, так и банковское сообщество, а также СМИ, идет оживленная дискуссия относительно Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 №1842-У, обязывающего владельцев платежных терминалов заключать договоры с банками. Соответствуют ли действительности утверждения о том, что включение в цепочку приема платежей банка увеличит себестоимость транзакции от одного до нескольких процентов, а также, например, то, что обслуживание транзакций на сумму менее 100 рублей для банка убыточно?

Д. Голован:

А. Сороко: Иными словами, все зависит только от желания банка внедрять инновации в свою деятельность. Безусловно, архаичная система приема платежей для банка менее рентабельна. Однако сеть платежных терминалов поможет извлечь прибыль даже из так называемых «микроплатежей» размером до 100 рублей, доля которых в настоящее время составляет на российском рынке более 40%.

ПЛАС: Каковы, на ваш взгляд, основные современные тенденции рынка приема платежей населения через терминалы самообслуживания?

Д. Голован: Думаю, что основными тенденциями рынка приема платежей сейчас можно назвать следующие:

Население по достоинству оценило удобство сервисов, предоставляемых платежными терминалами. Платежи в адрес поставщиков массовых услуг через платежные терминалы стали по-настоящему популярными. Население готово оплачивать через эти устройства не только сотовую связь, но и коммунальные услуги и т.д.

Конкуренция среди владельцев сетей платежных терминалов растет быстрыми темпами. Заработать на приеме стандартных видов платежей (в основном это оплата услуг мобильной связи) становится все сложнее.

Рынок платежных терминалов начинает регулироваться государством. Несмотря на активное лоббирование агентской схемы приема платежей, Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 №1842-У, которое обязывало всех владельцев платежных терминалов до 12 ноября 2007г. заключить договор на прием платежей с банком, вступило в силу, и все участники рынка, которые не перестроили свою работу в соответствии с этой схемой, начинают нести серьезные правовые риски. Думаю, следует упомянуть, что в последний момент старая (агентская) схема приема платежей была оставлена в силе, но велика вероятность того, что к данному вопросу Госдума РФ вернется в своем новом составе. Таким образом, для тех дилеров систем приема платежей, кто зарабатывал на продаже «черного нала», серьезно снижается рентабельность бизнеса. В то же время освобождается значительная ниша для банков.

На рынок активно начинают выходить банки, которые создают собственные сети платежных терминалов, подключают к себе дилеров, начинают реализовывать прием местных платежей, погашение кредитов, пополнение счетов и прочие широко востребованные населением услуги.

В общем объеме принятых через терминалы платежей увеличивается доля платежей локальных провайдеров услуг – местных Интернет-провайдеров, местных коммунальных служб и т.д.

А. Сороко: По поводу оборудования для приема платежей хотелось бы еще добавить, что в настоящее время начался процесс активного замещения низкобюджетных моделей терминалов на более современные и функциональные модели. Это связано в первую очередь, как уже отметил Дмитрий Олегович, с возрастающей конкуренцией среди владельцев сетей терминалов. Мы в «Уникуме», к счастью, своевременно отметили данную тенденцию и сумели раньше других производителей предложить рынку новые функциональные модели платежных терминалов, оснащенные многими периферийными устройствами, необходимыми для того, чтобы наши клиенты уверенно чувствовали себя на этом высококонкурентном рынке.

«Банковский дебют» на рынке автоматизированного приема платежей: как и с кем? - рис.1ПЛАС: Насколько заинтересованы сегодня банки в создании сети платежных терминалов как таковой? Может ли это направление выступать эффективной альтернативой созданию сетей банкоматов с функцией приема наличных (cashin), которые за последние годы получают все более широкое распространение на российском рынке?

А. Сороко: Безусловно, банкоматы с функцией cash-in по своим функциональным возможностям схожи с платежными терминалами. В то же время эти устройства несравнимы по своим ценовым характеристикам: если цена ATM с функцией автоматизированного депозита начинается от 25 тыс. долл. США, то стоимость платежного терминала находится в диапазоне 80–150 тыс. рублей (3,2–6 тыс. долл.). Кроме того, не стоит забывать, что большинство банков уже владеют стандартными банкоматами (без функции приема наличных), срок службы которых еще далек от окончания, и поставить рядом со своим банкоматом терминал по приему платежей гораздо дешевле, чем обновлять парк ATM. Помимо своей доступной цены, платежные терминалы отличаются от банкоматов также простотой развертывания сети. Согласно оценкам исследования аналитической компании DISCOVERY Research Group, в ближайшие годы рынок банковских розничных услуг продолжит интенсивно развиваться – в среднем на 30–40% в год. Согласитесь, что обеспечить обслуживание столь динамично растущего рынка с помощью открытия допофисов или установки только банкоматов более чем затратно. Если же этого не делать, то неизбежно начнет снижаться качество обслуживания все более увеличивающегося числа розничных клиентов банка, что также недопустимо. Идеальным решением в подобной ситуации является развертывание сети более доступных банковских платежных терминалов.

Д. Голован: Кроме того, немаловажным является то обстоятельство, что платежные терминалы предназначены именно для приема платежей, а для банкомата прием наличных и оплата услуг является дополнительной функцией к его традиционной задаче – выдаче наличных держателям банковских карт. Поэтому оплата услуг через банкомат, как правило, менее удобна и понятна для представителей той многочисленной категории населения, которая до настоящего момента была не охвачена банковскими сервисами. Кроме того, внедрение сервисов оплаты новых провайдеров массовых услуг через банкомат значительно сложнее, чем через терминал (который изначально предназначен именно для этих целей), а именно от широты спектра оплачиваемых услуг серьезно зависит успех этого бизнеса.

ПЛАС: Несколько слов о системе eKassir, разработанной вашей компанией: каковы ее преимущества с точки зрения реализации банком проекта по созданию сети платежных терминалов?

Д. Голован: Компания «ИнтернетБизнесПроект» разработала и успешно продвигает сегодня на рынке свое комплексное программное решение eKassir, ориентированное на банки, которые намерены выйти на новый для себя рынок приема платежей населения через платежные терминалы. Среди основных преимуществ системы eKassir стоит отметить следующие:

Успешный опыт внедрения в банках. На сегодняшний день систему eKassir успешно внедрили 5 банков, и еще втрое больше кредитных организаций эксплуатируют ее тестовую версию.

В системе полностью учтена специфика приема платежей банком. Ориентация на прием «сложных» платежей (коммуналка, штрафы и прочее).

Локализация платежей на каждом терминале.

Поддержка приема платежей с использованием штрих-кода. Необходимо отметить, что большинство коммунальных платежей сегодня можно эффективно принять только путем считывания штрих-кода с квитанции.

Масштабируемость системы приема платежей – проект может быть рассчитан как на 10, так и на 10 000 платежных терминалов.

Полное удаленное управление терминальной сетью.

Возможность выдачи сдачи на чеке*. Одной из немаловажных проблем является проблема выдачи сдачи, поскольку по части принимаемых платежей переплачивать конечному пользователю нет никакого смысла, а в ряде случаев такая схема просто невозможна. При этом использовать специальные устройства для выдачи сдачи в терминале нерентабельно.

Возможность прокрутки рекламных роликов на основном и дополнительном мониторах терминала.

Реализовать все эти возможности на базе системы eKassir мы можем в полной мере на терминалах, производимых компанией «Уникум».

ПЛАС: С какими проблемами, на ваш взгляд, может столкнуться банк при реализации такого нового для себя направления бизнеса, как прием платежей населения через сеть платежных терминалов?

Д. Голован: Как показывает практика, основная проблема внедрения сервиса приема платежей населения через платежные терминалы – отсутствие у банковских специалистов четкого понимания, что такое платежный терминал в разрезе банка, отсутствие реального опыта, а также наработанных регламентов. У структурных подразделений банков нет четкого представления о том, как строить этот бизнес.

Поэтому при внедрении нашего решения мы оказываем банку не только технологическую, но и консультационную поддержку. Это весьма важная составляющая проекта. У нас есть различные шаблоны договоров, регламентов и других документов. При необходимости мы помогаем консультациями по решению проблем, возникающих в бухучете, у службы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (т.н. службы «легализации»), и т.д. Иногда мы просим наших клиентов, которые уже запустили аналогичный проект, проконсультировать новичков.

Следует отметить, что законодательное регулирование применения платежных терминалов самообслуживания банками пока еще продолжает отличаться недостатком необходимой четкости, прежде всего в силу отсутствия законоприменительной практики.

В целом внедрение системы приема платежей достаточно непростая для банка задача, поскольку затрагивает не только аспекты автоматизации банка, но и также службу «легализации», бухгалтерию, кассу, службу безопасности, а также целый ряд бизнес-подразделений банка. Усилия всех этих подразделений необходимо скоординировать.

ПЛАС: Кого вы видите своими конкурентами в данном сегменте рынка?

Д. Голован: На настоящий момент у нас нет прямых конкурентов как таковых. Рынок платежных терминалов пока еще является достаточно новым сегментом, особенно для банков. Есть крупные софтверные компании, основным продуктом которых является, например, АБС или другое банковское ПО, которые «для комплекта» предлагают решение для платежных терминалов. Но это скорее дань моде, чтобы предложить своим клиентам, интересующимся данным рынком, максимально полный портфель решений. Также некоторые компании предлагают в комплекте «процессинг» приема платежей. Как правило, такие решения позволяют банку принимать на небольшом количестве терминалов стандартный набор платежей.

Ряд банков имеют собственные программные решения для платежных терминалов, написанные силами программистов банка. Но это долгий путь, и у него есть свои недостатки. Мы же, со своей стороны, предлагаем специализированное решение, которое позволяет банку стать полноценной автоматизированной системой приема платежей любого масштаба, принимать, помимо «стандартных» платежей, разнообразные коммунальные и прочие «сложные» платежи, работать как с различными системами приема платежей, так и по прямым договорам банка (т. е. договорам на прием платежей между банком и провайдером услуги), подключать дилерские сети и вести их биллинг. У нас есть, в том числе, специальное решение для многофилиального банка, и т. д. Таким образом, если банк собирается серьезно заниматься развитием такого перспективного направления, как прием платежей населения, то альтернатив у него не так много.

А. Сороко: Отмечу, что отечественный рынок производства платежных терминалов (т.е. аппаратной составляющей) куда более насыщен. У компании «Уникум» есть несколько серьезных конкурентов, которые производят оборудование, аналогичное по своей функциональности нашему. Более того, в последнее время появились даже такие конкуренты, которые попросту пытаются копировать наши разработки. И это тоже по-своему хороший признак, поскольку лишний раз показывает востребованность рынком именно нашей продукции. Однако собственная производственная база, высококвалифицированная команда разработчиков, инженеров, конструкторов, скрупулезный подход к выбору поставщиков комплектующих и контролю качества продукции позволяют нам уверенно занимать лидирующие позиции среди российских производителей терминалов самообслуживания и постоянно предлагать новые разработки и решения, которые способствуют совершенствованию и дальнейшему развитию бизнеса наших партнеров.

ПЛАС: Есть ли у компании «ИнтернетБизнесПроект» проекты, которые внедрялись «под ключ»? С кем из производителей платежных терминалов вы сотрудничаете?

Д. Голован: В свое время мы пробовали сотрудничать со многими производителями. Для нас это очень важный вопрос, поскольку банк при запуске проекта часто склонен выбирать решение «под ключ», а не покупать отдельно программное решение и отдельно аппаратное оборудование. Соответственно, проблемы с «железом» могут испортить впечатление от всего проекта. Сейчас мы остановились на сотрудничестве с компанией «Уникум».

Это один из крупнейших российских производителей платежных терминалов и вендинговых машин. Нас привлекли качество производимых терминалов, широкий модельный ряд и производственные возможности завода. Для тех из наших клиентов, кто испытывает понятные сомнения при выборе оборудования, мы просто устраиваем экскурсию на производство «Уникума», и, как правило, большинство вопросов после этого отпадают.

А. Сороко: В настоящее время мы планируем реализацию нового совместного проекта – «банковский терминал». Планируется разработать новую модель терминала, у которого будет существенно расширен список возможного к использованию периферийного оборудования – опционально терминал сможет выдавать сдачу купюрами и монетами, получит купюроприемник с автоматизированным депозитом «пачкой» и сейфом класса А, а также будет обладать рядом других возможностей. Данный терминал появится на рынке уже весной 2008 г. Это уже будет настоящий «банковский терминал», который сможет удовлетворить самым взыскательным требованиям.

ПЛАС: Какие виды платежей населения может принимать банк через платежные терминалы? Будут ли терминалы банков поддерживать больший набор платежей, чем тот, который сегодня предлагают дилеры систем приема платежней?
Д. Голован: Через платежный терминал банк может принимать большинство существующих сегодня видов платежей. Ограничения накладываются в определенных случаях только необходимостью идентифицировать плательщика, но и эта проблема имеет свои решения. Например, если плательщик один раз посетит банк и предъявит свои документы, то его данные могут быть занесены в специальную базу данных, и в дальнейшем при любом платеже клиент вводит свой персональный номер (лицевой счет, прокатывает платежную или специальную идентификационную карту и т. д.), с помощью чего может быть однозначно идентифицирован банком. Вот список основных видов платежей, которые можно оплатить через платежный терминал одного из наших клиентов:

услуги мобильной связи;

погашение кредитов банка;

пополнение счетов (включая картсчета), открытых в банке;

услуги Интернет-провайдеров, компаний коммерческого телевидения, домовых сетей;

учеба;

коммунальные услуги (как общегородские, так и платежи отдельных ТСЖ), а также оплата газа, электричества, городской телефонии;

продажа скретч-карт (карт предоплаты);

оплата других сервисов.

ПЛАС: В заключение нашей беседы не могли бы вы рассказать, в качестве примера, о каком-либо внедренном проекте на базе системы eKassir?

Д. Голован: Пример внедрения – ОАО «ПСКБ» и региональная платежная система «Кассира.нет»:

Первый платежный терминал установлен в июне 2006г.

Собственная сеть – 110 терминалов – в основном производства компании «Уникум», а также точки и терминалы дилеров в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, в Москве, Мурманске и ряде других регионов, всего несколько сотен терминалов.

В настоящий момент принимаются: – все стандартные платежи (сотовые операторы и т. д.);

– местные коммунальные платежи (порядка 100 ТСЖ, Управляющих компаний, ЖСК и т. д.). Практически все платежи осуществляются путем считывания штрих-кода с квитанций;

– оплата городской и междугородной телефонии (Санкт-Петербург);

– оплата учебы (4 вуза), услуг местных Интернет-провайдеров (порядка 40 компаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области);

– оплата электроэнергии (Ленинградская область);

– погашение кредитов и пополнение счетов, оплата услуг банка;

– продажа скретч-карт.

Платежи принимаются через платежные терминалы и точки с кассиром (свои и дилерские), систему Интернет-банк для физических лиц, входные шлюзы и прочие каналы. p>

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube