17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 151

Герман Греф и Михаил Задорнов о затратах на единую карту Россиянина

Для создания единой многофункциональной платежной системы России необходимо в ближайшие 5 лет вложить в этот проект 150 млрд рублей....
Герман Греф и Михаил Задорнов о затратах на единую карту Россиянина

Для создания единой многофункциональной платежной системы России необходимо в ближайшие 5 лет вложить в этот проект 150 млрд рублей. Такое мнение высказал глава Сбербанка РФ Герман Греф в рамках круглого стола «Универсальная электронная карта гражданина – готовы ли общество, государство и технологии?» на Петербургском международном экономическом форуме. По мнению Германа Грефа, затраты банков на этот проект составят около 40 млрд рублей. Остальное – затраты государства и потребителей. Глава Сбербанка отмечает, что если проект не будет реализован, то затраты государства будут выше примерно в три раза. Банкиры недоумевают: о каких инвестициях идет речь, когда даже общие контуры системы не определены? Сегодня практически каждый регион выпускает свои социальные карты, к которым могут быть привязаны, кроме банковских денег (например, банковская карта, на которую перечисляется пенсия), еще и социальные функции – например, информация о льготах, проездной на транспорт, данные о скидках и так далее.

По словам Германа Грефа, Сбербанк разработал технологию многофункциональных банковских карт ПРО 100, которая позволяет интегрировать в рамках одного продукта федеральные, региональные и муниципальные государственные услуги (универсальная электронная карта гражданина, здравоохранение, транспорт, образование, «электронное правительство», коммунальные услуги, пенсионные и социальные выплаты и т. д.), а также корпоративные программы. При этом Сбербанк России чуть ранее сообщал, что практически свернул свою программу Сберкарт, функционировавшую на протяжении более 10 лет и реализуемую на базе карточки с микропроцессором. Судьба проекта Сберкарт, активнее всего развивавшегося в регионах, пока не определена. Глава ВТБ 24 Михаил Задорнов считает, что создание единой электронной карты обойдется России в 250–300 млрд рублей в течение пяти лет.

Сейчас в области создания многофункциональных карт не работает разве только ленивый.

В Москве уже существует порядка 10 совмещенных карт, одновременно являющихся банковской картой, привязанной к деньгам на счету и проездным на метро. В Московской области деньги пенсионеров до сих пор перечисляются на счета в Сбербанке России, но при желании вместо сберкнижки пенсионер может получить карту системы MasterCard, правда, работающую только на территории России.

При этом Москва и область часто «воюют»: во многих магазинах Москвы, официально предоставляющих скидки пенсионерам, эти скидки получают только те, у кого социальная карта выпущена московским банком. То же самое происходит и в области: часто продавцы отмечают, что карты москвичей не считываются тем оборудованием, которое охотно читает карты подмосковных жителей. Чаще всего конфликты происходят летом, когда пенсионеры активно перемещаются по региону. Проще всего поступили в некоторых сетевых аптеках: вместо «нечитаемой» карты фармацевт через платежный терминал проводит обычную дисконтную карту, предоставляя скидку. По этому пути, например, уже пошли аптеки «36 и 6» и «А5». То есть, несмотря на отсутствие единообразия в программном обеспечении, которое, по мнению Г.Грефа, оборачивается дополнительными затратами, выход найден. «В стратегической перспективе создание единой карты, конечно, более выгодно, так как существенно снижаются затраты на обслуживание, расширяется инфраструктура приема, упрощаются процедуры использования. Для создания единой карты просто необходим единый унифицированный стандарт, иначе не получится добиться совместимости различных региональных разработок», – заявил вице-президент Первого Республиканского банка Дмитрий Орлов.

Самое забавное в том, что карт-бланш на создание единого унифицированного стандарта, а за ним – и платежной системы, в конце марта этого года был отдан Внешэкономбанку. Это как минимум странно, отмечают банкиры, ибо ВЭБ никогда не занимался карточными технологиями и не работает с физическими лицами. ВЭБ зарекомендовал себя хорошим проводником бюджетных средств: от государства к частным банкам. Именно через ВЭБ выделялись средства на «подкачку» проблемных банков в кризис 2008–2009гг. Банкиры считают, что заявления Г.Грефа о стоимости проекта сделаны для того, чтобы лишний раз дать понять правительству: за три месяца ВЭБ не сделал ни одного шага в реализации проекта, Сбербанк России готов взвалить его тяжесть на себя.

«В последнее время в профессиональном сообществе участились разговоры о так называемой национальной платежной системе, – сказал председатель правления Юникредитбанка Михаил Алексеев. – Идет поток сведений о том, что эту систему сейчас активно пытаются построить. Однако исчерпывающей достоверной информации, что называется, из первых рук, нет». По его словам, это создает неловкую ситуацию, напоминающую слова песни «Наша семья» группы «Наутилус Помпилиус». «В нашей семье каждый делает что-то, но никто не знает, что же делают рядом, такое ощущение, будто мы собираем машину, которая всех нас раздавит», – цитирует банкир Вячеслава Бутусова. Алексеев отмечает, что речь идет не о какой-то шутке: готовится нечто, что затронет миллионы граждан. Даже тем людям, основной профессиональной деятельностью которых является оказание банковских услуг, никто ничего и не попытался объяснить, кто, что и зачем делает. «Чем это все может обернуться для нас и наших клиентов? В чем смысл? Вопросов много. Ответов нет», – жалуется М.Алексеев. Поэтому банкирам остается гадать.

«Первоочередными приложениями, которые желательно реализовывать на подобных картах, я бы назвал социальные выплаты, коммунальные услуги и транспорт», – считает Д.Орлов. Дальше можно реализовывать здравоохранение. «При этом логично было бы постепенно замещать локальные карты путем выдачи новых при одновременном приеме действующих старых (как с загранпаспортами), кроме того, это даст возможность дорабатывать стандарт, совершенствуя его», – предлагает эксперт. Он думает, что первый этап проекта может занять три года. Дальнейшее внедрение будет зависеть от успеха пилота.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube