17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 295

Pay-Mobile: простое решение для мобильной коммерции

В последнее время мобильная коммерция становится все более популярной. Повсеместное проникновение устройств мобильной связи во все...
Pay-Mobile: простое решение для мобильной коммерции


Марат Абасалиев, генеральный директор процессингового центра PayOnline

В последнее время мобильная коммерция становится все более популярной. Повсеместное проникновение устройств мобильной связи во все слои населения, а также рост их функциональных возможностей наряду с доступностью мобильного Интернета превращают данный сегмент в один из самых перспективных и быстроразвивающихся. В связи с этим мобильные платежи представляются все более востребованным сервисом для оплаты товаров и услуг через Интернет.

На сегодняшний день получили распространение несколько способов осуществления безналичных платежей с использованием мобильного устройства: SMS, Premium SMS, электронные платежные системы (ЭПС; например, WebMoney, Яндекс.Деньги), платежи с абонентского счета оператора сотовой связи (ОПСС), а также транзакции с использованием банковской карты. В таблице приведены их сравнительные характеристики. Классический способ оплаты посредством SMS-сообщений постепенно «умирает», прежде всего из-за очень высокой комиссии операторов сотовой связи (порядка 39%). Ему на смену приходит оплата с абонентского счета оператора сотовой связи, которая набирает популярность, электронные платежные средства – почти все ЭПС имеют приложения для мобильных устройств, – а также набирает обороты в России оплата с использованием банковской карты.

Последний способ хочется рассмотреть подробнее. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ: возможность оплаты товаров/услуг любой стоимости, от 10 до 100000 и более рублей, возможность осуществления платежа с помощью мобильного устройства из любой точки мира, одним словом, обладает всеми преимуществами использования банковской карты. На рисунке 1 отражено долевое распределение платежей с использованием банковских карт с помощью мобильных устройств за 3 первых квартала 2010 года.* Стоит отметить, что за III квартал 2010 года количество оплат с мобильных устройств выросло примерно на 20% по сравнению с первым полугодием 2010г.

В то же время оплата по банковской карте с помощью мобильного устройства сопряжена с необходимостью решения ряда непростых задач:

• неудобство ввода реквизитов карты на устройстве ввиду небольшого размера экрана. Как показывает рисунок 1, оплаты с iPad доминируют, и этому есть логического объяснение – большой экран, на котором набирать реквизиты карты удобнее;

• обеспечение безопасности процесса оплаты.

Передача данных карты на мобильное устройство должно быть максимально удобным для пользователя. Существует вариант, когда пользователь «привязывает» банковскую карту к номеру своего телефона, проходит процедуру «привязки» и дальше может оплачивать с ее помощью товары/услуги нажатием одной кнопки. Есть и другое решение, когда пользователь вашего платежного сервиса заходит на ваш web-сайт, на нем осуществляет «привязку» карты к своей учетной записи в интернет-магазине, а уже затем получает возможность осуществлять платежи с помощью мобильного устройства.

Pay-Mobile: простое решение для мобильной коммерции - рис.1

Отдельно стоит рассмотреть вопрос обеспечения безопасности – где хранить данные банковской карты? Хранить их в защищенном виде непосредственно в памяти коммуникационного устройства опасно, разве что на SIM-карте, что технически сложно. Можно хранить данные карты на сервере интернет-магазина, но такое хранение потребует сертификации инфраструктуры интернет-магазина по PCI DSS.

Для решения описанных выше задач процессинговый центр PayOnline разработал новый инновационный продукт PayMobile. Продукт ориентирован на разработчиков приложений для мобильных устройств и всех структур, желающих принимать оплату своих услуг/товаров с помощью мобильных устройств. Pay-Mobile представляет собой серверное решение (именно серверное, т. е. он не является приложением для мобильного устройства), API-интерфейс для безопасного и удобного совершения платежей, включающие в себе полноценный процессинг платежей по банковским картам.

Pay-Mobile предлагает следующий сценарий проведения платежей с мобильных устройств: первая оплата товара/услуги фактически является регистрацией карты, необходимой для того, чтобы пользователь один-единственный раз указал данные своей банковской карты для того, чтобы ускорить и упростить осуществление последующих платежей, при котором уже не потребуется повторного ввода реквизитов карты. При этом пользователю не требуется отдельно проводить регистрацию карты – это удобно сделать непосредственно после первой оплаты. Для оплаты следующих покупок ему нужно будет только нажать кнопку «Купить». Этот сценарий может быть изменен самим разработчиком, например, система может запрашивать у пользователя для подтверждения платежа дополнительный пароль, высланный ему SMS-сообщением.

Схемы оплаты товаров и услуг в рамках Pay-Mobile с помощью банковской карты, привязанной к мобильному устройству, представлены на рис. 2 и рис. 3.

Как видно из схем, в первом случае информация по карте передается на сервер приложений торгово-сервисного предприятия и сохраняется на сервере ПЦ PayOnline. На сервер интернет-магазина передается зашифрованный ключ доступа к этой информации.

Во втором случае для совершения платежа передается сохраненный ранее ключ и даные о сумме платежа. Такая схема требует от предприятия сертификацию по стандарту PCI DSS 3-го уровня (до 1 млн транзакций в год) либо 4-го уровня (до 20 тыс. транзакций в год). В то же время процесс прохождения сертификации этих уровней не требует значительного времени или финансовых вложений. Сертификация выполняется полностью силами предприятия. В настоящее время тестируется расширенная версия продукта Pay-Mobile, которая позволит нашим клиентам избежать сертификации PCI DSS, что, безусловно, упростит использование продукта и снизит стоимость его внедрения.

Область применения Pay-Mobile очень широка. Одной из инновационных идей является оплата товаров/услуг с помощью QR-кодов. Представьте себе, что по телевизору началась реклама интересного вам продукта, нового телефона или фильтра для воды. Потом на экране на некоторое время показывается QR-код.

Вы фотографируете этот код с помощью камеры мобильного телефона, и установленное на телефоне приложение тут же предлагает вам купить соответствующий товар. Вы нажимаете кнопку «Купить», указываете количество единиц товара, адрес, удобное время доставки и ожидаете доставку своей покупки. Таким образом, область применения решения Pay-Mobile ограничена лишь фантазией разработчиков.

При этом Pay-Mobile инкапсулирует в себе все преимущества работы с процессинговым центром PayOnline: фродмониторинг для предотвращения мошеннических операций, поддержку держателей карт на русском и английском языках, удобный и функциональный BackOffice, API инструменты для работы с платежами: полный/частичный возврат, отмена, поиск транзакций, функции для работы с системами бронирования билетов – контроль «времени жизни брони» и другие полезные функции.

На сегодняшний день в России не существует аналога продукта Pay-Mobile, да и в мире в целом таких решений представлено пока совсем немного. Самым популярным из них считается решение PayPal Mobile (PayPal X Integration Center), однако наши партнеры, планирующие в ближайшее время запустить продажу услуг цифрового телевидения на мобильных устройствах с помощью Pay-Mobile, отказались от использования решения PayPal ввиду его высокой стоимости.

Компания PayOnline открыта для сотрудничества в рамках продвижения своего решения Pay-Mobile со всеми заинтересованными структурами. Наши продукты базируются на инновационных технологиях, и мы готовы оказать нашим партнерам самую широкую помощь в модернизации и развитии их бизнеса.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube