17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 511

Банкоматы и информационно-платежные терминалы DORS: Made in Russia

Компания «ДОРС», на протяжении более 20 лет поставляющая в Россию, СНГ и страны дальнего зарубежья специализированное...
Банкоматы и информационно-платежные терминалы DORS: Made in Russia

Компания «ДОРС», на протяжении более 20 лет поставляющая в Россию, СНГ и страны дальнего зарубежья специализированное оборудование и программное обеспечение для работы с наличными и безналичными денежными средствами, сегодня является также одним из ведущих российских производителей систем банковского самообслуживания под торговой маркой «DORS» (банкоматов, информационно-платежных терминалов, электронных кассиров), параллельно разрабатывая прикладное программное обеспечение и обеспечивая сервисное обслуживание поставляемого оборудования. О серийной продукции, предлагаемой компанией на рынке, и ее новых разработках в этой области, конкурентных преимуществах и внедряемой системе качества журналу «ПЛАС» рассказывают Дмитрий Молчанов, руководитель проекта «Банковские Системы Самообслуживания», и Александр Трунов, начальник Сервисной службы компании.

С чего все начиналось

Около пяти лет назад наша компания, являющаяся одним из лидеров рынка в области разработки и производства специализированного оборудования и программного обеспечения, приняла решение расширить спектр собственных продуктов устройствами систем банковского самообслуживания. 

Ориентируя собственные производственные мощности на изготовление устройств самообслуживания, прежде всего нужно было определиться с «начинкой» – встраиваемыми ОЕМ (Original equipment manufacturer) модулями, от правильного выбора и применения которых зависит, будет ли устройство самообслуживания обеспечивать требуемый функционал и надежность. 

Поскольку изначально была взята планка разработки именно качественного банковского оборудования, мы не могли себе позволить применять в наших устройствах комплектующие «бытового» сегмента, например, офисные мониторы, системные блоки и другие комплектующие общего назначения, которые в России часто используют производители платежных терминалов небанковского сектора. 

Очевидно, что монитор или системный блок, предназначенный для использования в офисе, не рассчитан на ресурс в десятки тысяч часов непрерывной работы и тем более на температурные нагрузки, которым подвергаются устройства, запертые в «железный ящик». Да и с точки зрения электробезопасности такие решения оставляют желать лучшего. 

Однако и промышленные решения, предлагаемые зарубежными производителями, не всегда удовлетворяли нас по своим характеристикам, функционалу и конструктивному исполнению, не говоря уже о высокой стоимости и сложностях с обеспечением поставок.

Таким образом, мы столкнулись с необходимостью разработки собственных ОЕМ-модулей, которые бы полностью отвечали требованиям по ресурсным характеристикам, конструктивному исполнению и функциональности. А благодаря наличию собственного производства мы, конечно же, смогли обеспечить и адекватную себестоимость, а также решили проблему со сроками и надежностью поставок. 

Так появилась целая линейка встраиваемых ОЕМ-модулей. 

Мониторы, изначально спроектированные для установки в устройствах самообслуживания, с требуемыми техническими характеристиками, выполнены в антивандальном исполнении, обеспечивающем сохранность монитора (в том числе и монитора с сенсорным экраном) даже после удара молотком. Еще одним важным достоинством наших мониторов является возможность установки конфиденциального фильтра. Фильтр обеспечивает защиту от просмотра посторонними лицами информации на мониторе. Информация доступна для визуального восприятия только под определенным углом, т. е. только самому пользователю, что делает операции, проводимые с использованием ИПТ, безопасными с точки зрения обеспечения конфиденциальности и защиты персональных данных. 

Системные блоки промышленного уровня способны работать в тяжелых условиях в течение длительного времени. Собственная разработка и изготовление на собственной производственной базе позволяют нам конфигурировать системный блок под требования клиента: от установки самого простого «бюджетного» до самых новых и мощных процессоров. При этом системный блок наших банкоматов является, пожалуй, самым компактным в своем классе – по глубине и ширине он чуть больше альбомного листа, а в высоту – менее 7 см. Такая компактность позволяет по требованию клиента с легкостью расположить системный блок в сейфе банкомата, повысив, таким образом, уровень защищенности устройства. 

Одной из последних наших разработок является 2D-сканер штрих-кодов. Принцип его работы основан на фотографировании и последующем интеллектуальном распознавании штрих-кода, что позволяет существенно увеличить скорость обработки и обеспечить практически 100%-ную вероятность распознавания с первого считывания, чего нельзя сказать о многоплоскостных и тем более линейных сканерах. Ну, и как видно из его названия, он может распознавать не только обычный линейный штрих-код, но и 2D-штрих-код. А это дает возможность считывания в тысячи раз больше информации: вместо 20–30 символов в линейном штрих-коде до нескольких страниц информации, скрытой в формате 2D. Собственная разработка и изготовление на собственной производственной базе позволяет нам предлагать эту опцию по цене, сопоставимой с ценой многоплоскостных сканеров иностранного производства. 

Конечно, не все ОЕМ-устройства мы разрабатываем и изготавливаем сами. В части диспенсеров, модулей приема банкнот, картридеров, криптоклавиатур и других узкоспециализированных и высокотехнологичных решений мы не пытаемся изобретать велосипед и используем хорошо зарекомендовавшие себя устройства мировых лидеров в своем сегменте.

Информационно-платежные терминалы DORS

Итак, определившись с качественной и надежной «начинкой» наших устройств самообслуживания, мы приступили к разработке, а затем и серийному изготовлению информационно-платежных терминалов под торговой маркой DORS. 

Банкоматы и информационно-платежные терминалы DORS: Made in Russia - рис.1

Информационно-платежные терминалы нашей линейки можно условно разделить на высокозащищенные терминалы, оборудованные сейфом 1-го класса защиты от взлома – модели DORS PTM-1122 и безсейфовые – модель DORS PTM-1112. 

Первые могут быть установлены не только в банковских отделениях, но и на территории сторонних организаций, в торговых центрах, мини-маркетах, на АЗС и в иных местах, где нет возможности обеспечить высокий уровень физической безопасности устройства и находящихся в нем денежных средств. 

Вторые, ввиду отсутствия сейфа, предполагается устанавливать в банковских отделениях, где обеспечивается высокий уровень физической безопасности самого помещения и, следовательно, высокой защищенности устройств не требуется. 

Таким образом, наши клиенты могут выбрать в зависимости от потребностей своего бизнеса тот или иной вариант и, соответственно, оптимизировать свои затраты, поскольку отсутствие сейфа в устройстве, безусловно, снижает общую стоимость аппаратного решения. 

В остальном, в части функций и предлагаемых опций, модели наших терминалов идентичны. 

Модульность и открытая архитектура конструкции позволяет клиенту при размещении заказа сконфигурировать именно тот набор опций устройств, который нужен для решения конкретных задач, при этом он не платит за ненужные ему в данное время опции (кстати, их можно докупить и потом), но получает полный набор требуемых. И в настоящее время, наверное, нет таких банковских бизнес-задач, которые бы не могли быть решены опциональным функционалом, заложенным в устройство: от стандартного приема наличных до работы с бесконтак тными картами или 2D штрих-кодами. 

В этом году мы поставили на рынок России уже более 8 тыс. информационно-платежных терминалов собственного производства и не намерены снижать достигнутых темпов. 

Следует также отметить, что прошлый год ознаменовался первыми поставками ИПТ серии DORS PTM в Казахстан.

Банкоматы DORS

Логичным продолжением линейки устройств самообслуживания DORS стало появление банкоматов. 

Первой моделью банкоматов, разработанной и выпускаемой нашей компанией, стал классический lobby-банкомат DORS PTM-2010 с практически стандартным для таких устройств набором функционала. 

К началу разработки компания «ДОРС» имела более чем 10-летний опыт дистрибуции банкоматов и огромный опыт сервисного обслуживания банкоматов. Так что все плюсы и минусы банкоматов наши специалисты знали не понаслышке. Конечно же, эти знания мы применили при разработке наших банкоматов. 

В результате получилась очень удачная модель банкомата: эргономичная, компактная и функциональная. 

Тщательно продуманная эргономика данного устройства делает его исключительно удобным не только для использования держателями карт, но и для обслуживания сервисными инженерами. Все узлы и модули банкомата расположены таким образом, чтобы обеспечить максимальное удобство и скорость его обслуживания. 

Несмотря на то, что банкомат обеспечивает полный функционал, присущий подобным типам устройств, он достаточно компактен – площадь контакта составляет всего 0,35 квадратных метров. 

Банкоматы и информационно-платежные терминалы DORS: Made in Russia - рис.2

Говоря о наиболее интересных особенностях данной модели, обеспечивающих ей существенные конкурентные преимущества, следует сказать, что уже в базовой конфигурации банкомат оснащается 5-кассетным диспенсером. Учитывая, что основные поставщики банкоматов предлагают на российском рынке устройства, оборудованные 4-кассетными диспенсорами, это выгодно выделяет наше решение на фоне других продуктов. Такой формат позволяет банку иметь в своем банкомате не одну, как это принято традиционно, а целых две кассеты наиболее популярных при операциях выдачи наличных банкнот, например, тысячерублевых. Что дает возможность значительно повысить доступность устройства, а также сократить количество инкассаций. 

Дальнейшим продолжением линейки стало появление полнофункционального банкомата DORS PTM-4010, оснащенного помимо стандартного набора опций модулем приема банкнот и модулем выдачи монет. Такой набор опций позволяет одним устройством реализовать практически весь спектр бизнес-задач, включая возможность организации на базе этого устройства автоматизированного пункта обмена валюты с возможностью выдачи сдачи монетами различного номинала. 

Так же как и на lobby-банкомате DORS PTM-2010, на полнофункциональном банкомате DORS PTM-4010 уже в базовой комплектации установлен 5-кассетный диспенсер, а при организации валютообмена дополнительная кассета является важным преимуществом. 

Отдельно следует остановиться на модуле приема банкнот. Изначально мы предполагали устанавливать модули приема банкнот опционально в трех вариантах: покупюрный прием, прием пачкой с покупюрным слистыванием и «классический» прием пачкой. 

Однако уже первый опыт продаж и общений с нашими клиентами показал, что решение с «классическим» приемом пачкой неконкурентоспособно. Казалось бы, высокая скорость приема пачки, обеспечивающаяся высокой скоростью распознавания, на практике «съедается» техническими реджектами, которые свойственны при приеме пачки, состоящей из бывших в обращении банкнот (а именно таких – большинство). В то время как при приеме пачкой с покупюрным слистыванием такие реджекты не влияют на общую скорость приема, т. к. возвращенная банкнота тут же может быть снова запущена клиентом в слот приема, а сама операция при этом не прерывается. 

Таким образом, практическая скорость приема и пропускная способность, а следовательно, и скорость обслуживания клиентов, у обоих решений сопоставима. Однако цена классического решения приема пачки на порядок выше, само устройство существенно сложнее конструктивно, а значит, требует больших затрат на обслуживание и ремонт, да и обеспечить своевременные поставки таких сложных устройств, изготавливаемых исключительно под заказ, весьма проблематично. 

Проанализировав все за и против, мы решили оставить в наших устройствах только модуль приема банкнот с приемом пачки с покупюрным слистыванием. Мы считаем, что именно эта опция будет наиболее востребована нашими клиентами и сможет перекрыть весь спектр задач устройства. 

Если при разработке первого нашего банкомата мы ставили перед собой цель сделать модель на одном уровне с продукцией мировых лидеров банкоматостроения, то при разработке полнофункционального банкомата нашими разработчиками была поставлена задача сделать инновационный продукт. 

По-настоящему инновационным стало резервное питание. Все сталкивались с перебоями электропитания, которые на устройствах самообслуживания зачастую приводят к прерыванию клиентской операции и соответствующей негативной реакции со стороны клиента. 

Но, кроме дискомфорта клиента, при отключении электропитания банкомат после 5–7 минут работы источника бесперебойного питания становится незащищенным, поскольку с отключением ИБП отключаются все датчики систем безопасности и системы видеонаблюдения. 

Схема резервного питания классического банкомата выглядит следующим образом: ИБП питается от сети напряжением 220В, которое преобразуется в 12В и аккумулируется на батареях, далее 12В, снимаемое с аккумуляторных батарей, преобразуется в 220В. Казус в том, что в устройствах самообслуживания используются ОЕМ-модули с низким безопасным напряжением 12В, 24В или 36В и, соответственно, снова требуется преобразование из 220В от ИБП в низкое напряжение. Таким образом, в банкомате, оснащенном классической системой резервного питания на основе обычного ИБП, трижды происходит преобразование питания, при этом КПД каждого преобразования составляет 76–87% – т. е. после трех таких преобразований более 30% энергии уходит просто в потери. 

И вот наших разработчиков посетила революционная идея (кстати, защищена патентом № 88830): зачем нам эти трансформации и лишние потери – упростим конструкцию и сделаем ее более эффективной. Проведем одно преобразование 220В в безопасное напряжение, достаточное для заряда батареи, и далее будем оперировать им. 

Конечно, от хорошей идеи до ее реального воплощения прошел не один месяц, создать свою необычную систему резервного питания оказалось не такой уж и тривиальной задачей. И мы не ограничились только повышением эффективности системы за счет ее оптимизации – была увеличена емкость аккумуляторного блока и разработана интеллектуальная система управления всей резервной системой питания. Таким образом, мы получили собственную интеллектуальную систему резервного питания. 

Результаты оправдали потраченные силы и время. Если при классической схеме в случае отключения электроснабжения резервного питания едва хватает на завершение транзакции, то интеллектуальная система резервного питания способна поддержать работу полнофункционального банкомата (с полным набором оборудования, включая модули приема и выдачи банкнот, модуль выдачи монет, систему видеонаблюдения, журнальный и чековый принтер, сканер штрих-кодов и т. д.) в течение нескольких часов, позволяя провести 100–150 транзакций, а применение системы в информационно-платежных терминалах позволяет выполнять операции в течение всего рабочего дня. 

Чем еще, кроме надежности, функциональности и технических инноваций, наши банкоматы интересны нашим клиентам? Конечно же, ценой и возможностью быстрого изготовления заказа в требуемой конфигурации. Все это возможно, поскольку изготовление и самих устройств самообслуживания, и ряда ОЕМ-модулей происходит в России, мы не несем лишних транспортных затрат на перевозку «железа» за тридевять земель, а оперативное управление собственным производством позволяет нам выполнять даже самый минимальный заказ с учетом всех требований клиента. 

Итак, компания «ДОРС» имеет сегодня в своей линейке банкоматов как стандартное cash-out устройство, так и полнофункциональный ATM. Однако мы не намерены останавливаться на достигнутом. Так, уже в IV квартале 2011 г. линейка ATM DORS пополнится принципиально новым продуктом – полнофункциональным банкоматом с технологией cash-ресайклинга. Как известно, данная технология, позволяющая выдавать клиентам ранее принятые устройством банкноты, обладает целым рядом ключевых преимуществ и открывает совершенно новые возможности перед банками, развивающими банкоматный бизнес. И вскоре мы сможем предложить нашим клиентам такое решение отечественного производства, использующее прекрасно себя зарекомендовавший ресайклинговый модуль одного из лидеров мирового рынка – компании Hitachi. Новинку можно будет увидеть на проводимом журналом ПЛАС 3-м Международном Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО», который состоится в октябре этого года.

Конкурентные преимущества DORS

Как известно, российский рынок устройств банковского самообслуживания является сегодня высококонкурентным сегментом, в котором представлены все ведущие мировые производители. Какими же преимуществами располагает наша компания для успешного продвижения своей продукции? В первую очередь это наличие собственного высокотехнологичного производства, созданного «с нуля». Иными словами, мы изначально не пытались, как это зачастую делается, приобрести некий бывший оборонный заводик, перенастроив старые советские станки под выпуск современной банковской техники. Мы пошли совершенно иным путем. Все оборудование, которым оснащено наше производство в городе Фрязино (Московская область) и которое используется нами для изготовления информационно-платежных терминалов и банкоматов, представляет собой абсолютно новые современные решения, закупленные у ведущих мировых производителей. Это справедливо для всех циклов и звеньев производства, начиная от лазерной резки металла для корпуса и сейфов, штамповки и заканчивая выпуском пластиковых деталей для картридеров, покрасочными камерами и, наконец, сборочным цехом. Отдельно хотели бы поблагодарить Сбербанк России, который не только стал заказчиком наших решений, но и предоставил нам инвестиционный кредит на создание такого современного производства. 

Очевидно, что любое высокотехнологичное производство невозможно без конструкторского бюро. Сегодня мы располагаем командой высококлассных специалистов, включая отдел разработки программного обеспечения, успешно решающей те задачи, которые ставит перед нами рынок. 

Также у нас есть собственный Центр испытаний, в котором все разрабатываемое и производимое нами оборудование проходит обязательную апробацию, включая температурные режимы, влажность окружающей среды и т. д., то есть по всем типам воздействий, с которыми придется столкнуться устройству в ходе эксплуатации. 

Стоит также отметить, что благодаря наличию собственного производства полного цикла компания «ДОРС» имеет возможность осуществлять по требованию клиентов установку опциональных компонентов в устройства непосредственно на заводе, а также выполнять брендирование любой сложности, включая окраску корпуса в корпоративные цвета, размещение логотипа заказчика на корпусе и т. д.

Lean: непрерывное повышение качества

Очевидно, что одним из наиболее критичных показателей любой продукции является его качество. Разумеется, задачи повышения качества традиционно являлись важнейшими для нашей компании. Однако с началом кризиса в 2008 г. мы принципиально пересмотрели пути их решения, разработав и начав реализовывать собственную производственную систему на базе методологии Lean, позволяющую существенно увеличить производительность, минимизировать потери и непрерывно повышать качество продукции. 

Реализация данного подхода была начата с производственных площадок компании в г. Фрязино. Нам удалось выстроить непрерывные потоки выпуска продукции и запустить процессы их постоянного совершенствования. Конечно же, реализовать это было невозможно без вовлечения всего персонала, от руководителей предприятия до операторов в сборочных и обрабатывающих цехах. 

Для создания плодотворной основы внедрения необходимо было упорядочить все рабочие места, как в цехе, так и в офисах. Здесь мы применили «5S» – одну из методик Lean. Ее суть заключается в постоянном поддержании и развитии порядка шаг за шагом: устранение с рабочих мест неиспользуемых предметов (запасного инструмента, избыточного запаса материалов, попросту лишних вещей), рациональное размещение материалов и инструмента, уход за оборудованием, стандартизация порядка и дальнейшее его совершенствование, особенно за счет развития приверженности порядку всеми работниками. Сейчас мы продолжаем развитие системы в офисах и, безусловно, испытываем сложности, например, с упорядочением IT-пространства. Но мы уверены, что общее стремление к поиску и реализации улучшений позволит преодолеть любые препятствия. Мы благодарны нашим Lean-партнерам, которые оказывают нам методическую помощь во внедрении бережливого производства. Это сотрудничество помогает сохранить нам приверженность взятому курсу.

Сервисное направление

Особое внимание наша компания уделяет обслуживанию поставленного оборудования. На сегодняшний день собственная Сервисная служба технической поддержки систем самообслуживания является одной из самых крупных в стране. 

В настоящее время компания обслуживает более десяти тысяч устройств. При этом Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также Новосибирск и область обслуживают непосредственно сотрудники компании, а остальную территорию России, от Калининграда до Дальнего Востока, мы покрываем с помощью масштабной сети локальных сервис-партнеров. Наша сервисная сеть в России включает в себя 5 филиалов, более 200 сервис-центров, из которых более 50 специализируются на сервисе систем самообслуживания, обладают штатом сертифицированных специалистов и многолетним опытом обслуживания. В учебном центре компании прошли обучение более 500 сервис-инженеров, являющихся сотрудниками наших сервис-партнеров и клиентов. Практически в каждом регионе созданы и поддерживаются по количеству и номенклатуре запасных частей склады, ряд из которых имеют территориально распределенную структуру. Стоит отметить, что многие компоненты и комплектующие для устройств самообслуживания выпускает завод во Фрязино, что значительно упрощает задачу пополнения складов. 

На сегодняшний день взаимодействие операторов call-центра «ДОРС» и инженеров сервисных центров осуществляется посредством системы service desk, благодаря чему нам удалось достичь практически 100%-ного контроля над ходом выполнения работ. Прием и обработку заявок осуществляют операторы единого call-центра, следящие за своевременным исполнением заказов. 

В связи со значительно возросшим объемом работ по оформлению заявок и контролю их исполнения возникла необходимость в автоматизации основных видов деятельности сервисного центра компании. 

Ранее распределение и контроль заявок, до внедрения программы «Управление сервисным центром», осуществлялись «на бумаге» и по телефону. Подобная схема не позволяла эффективно отслеживать выполнение работ, приводила к затягиванию сроков и справедливому недовольству клиентов. С начала 2009 г. в компании началось внедрение системы service desk «Управление сервисным центром». Результатом внедрения является автоматизация процессов работы Управления сервиса компании от приема заявки до ее полного исполнения. 

Эффективность внедрения системы service desk «Управление сервисным центром» очевидна уже сейчас. Существенно уменьшилось количество ошибок при приеме заявок. Повысился уровень информирования клиентов о ходе выполнения заявок. Четко отлаженная работа системы складского учета позволяет снизить затраты на запчасти не менее чем в 2–3 раза, соответственно увеличивается скорость обслуживания клиентов.

Программные разработки

Как уже отмечалось, наша компания использует единое программное обеспечение для банкоматов и информационно-платежных терминалов собственной разработки – ПроАТМ. Это решение разрабатывалось нами с учетом пожеланий целого ряда государственных и коммерческих российских банков. Благодаря своей модульной архитектуре данный программный комплекс содержит в себе все необходимые компоненты, которые могут потребоваться банку для того, чтобы полноценно обслуживать любые виды операций, предоставляемых через устройства самообслуживания, будь то банкомат или ИПТ. 

Единое программное ядро решения сертифицировано на соответствие EMV-Co Level 2, а также сертифицировано большинством поставщиков процессинговых решений. При этом в случае запроса со стороны клиента мы готовы без каких-либо затруднений сертифицировать ПроАТМ фактически у любого поставщика процессинговых систем. 

Еще один заслуживающий внимание программный продукт компании ДОРС носит название ПроСФЕРА. О наших программных продуктах и решениях мы подробно рассказывали в одном из прошлых номеров журнала «ПЛАС»

Вместо заключения

Подводя итоги, мы можем сказать, что на сегодняшний день компания «ДОРС» смогла занять свое место среди мировых лидеров – производителей систем банковского самообслуживания, поставляя клиентам функциональные и надежные аппаратные решения, специализированное прикладное программное обеспечение и обеспечивая их качественное сервисное обслуживание и сопровождение. 

Мы никогда не пытались скопировать решения мировых производителей. Приступая к разработке новых продуктов, будь то банкомат или программный комплекс, мы, безусловно, опираемся на мировой опыт, анализируем достоинства и недостатки аналогов, но в любом нашем изделии мы стараемся применять по-настоящему инновационные решения, закладывая основу не только сегодняшнего дня, но и решений, которые будут востребованы в будущем.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube